Мазе, Яков Исаевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Ast-al (Обсуждение | вклад) м (1 версия) |
(→На посту московского раввина) |
||
(5 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{О_статье | |
- | '''Яков Исаевич Мазе''' ( | + | |ТИП СТАТЬИ=2 |
+ | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
+ | |УРОВЕНЬ= | ||
+ | |КАЧЕСТВО= | ||
+ | |АВТОР1= | ||
+ | |АВТОР2= | ||
+ | |АВТОР3= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ПРОЕКТ= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | |ПОДТЕМА= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | ||
+ | }} | ||
+ | {{Персона | ||
+ | |имя = Яков Исаевич Мазе | ||
+ | |оригинал имени = יעקב מזא"ה | ||
+ | |портрет = Yakov Maze.jpg | ||
+ | |размер = 220px | ||
+ | |описание = Раввин Мазе в начале XX века | ||
+ | |имя при рождении = | ||
+ | |род деятельности = Раввин | ||
+ | |дата рождения = 1859 | ||
+ | |место рождения = [[Могилев]] | ||
+ | |гражданство = Россия | ||
+ | |подданство = | ||
+ | |дата смерти = 20.10.1924 | ||
+ | |место смерти = [[Москва]] | ||
+ | |отец = | ||
+ | |мать = | ||
+ | |супруг = | ||
+ | |супруга = | ||
+ | |дети = | ||
+ | |награды и премии = | ||
+ | |сайт = | ||
+ | }} | ||
+ | '''Яков Исаевич Мазе''' (1859—1924) — (<big>יעקב מזא"ה</big>; фамилия — аббревиатура от "ми-зе́ра Ахаро́н hа-ко́hен" — `из рода [[Аарон|Аарона первосвященника`]]; 1859, Могилев, – 20 октября 1924, Москва) - крупный общественный деятель еврейства России, главный [[раввин]] [[Москва|Москвы]] с 27 октября 1893 года по 20 октября 1924 года, публицист. | ||
== Биография == | == Биография == | ||
- | Родился в [[хабад]]ской семье в [[Могилёв]]е | + | Родился в [[хабад]]ской семье в [[Могилёв]]е. Получил традиционное еврейское воспитание. |
- | + | === Начало жизни === | |
+ | На его духовное формирование оказали влияние раввин [[Малбим|М. Л. Малбим]] и [[Цвейфель, Элиэзер Цви hа-Коhен|Э. Цвейфель]] (писатель-[[Маскилим|маскил]] и приверженец традиции). | ||
+ | |||
+ | В 1876 г. Мазе переехал в [[Керчь]] и поступил там в гимназию. | ||
+ | Увлекся палестинофильскими (ранне-[[сионизм|сионистскими]]) идеями и основал в 1881 г. группу «Брах доди». | ||
+ | |||
+ | Получил юридическое образование в Московском университете (1882–86). В годы учёбы активно сотрудничал в [[«hа-Мелиц»]] (печатался с 1879), вступил в «[[Хибат Цион]]». В 1884 году вмете с [[Усышкин]]ым и [[Членов, Иехиэль|Членовым]] создал кружок «Бней Цион» (председатель — Мазе; закрыт полицией в 1890). Ездил по многим городам и местечкам [[Черта Оседлости|черты оседлости]], пропагандируя идеи палестинофильства. | ||
+ | |||
+ | === Сионистская деятельность === | ||
+ | Мазе принадлежал к закаленному поколению восьмидесятников, взгляды которых формировались в годы разгула [[антисемитизм]]а. Молодежь тех лет активно воспринимала идеи сионизма и стремилась к возрождению национальной культуры. | ||
+ | |||
+ | В 1890 г. Мазе представлял Бней-Цион на учредительном съезде Общества вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине (см. [[Одесский комитет (организация палестинофильского движения)|Одесский комитет]]) и стал уполномоченным Общества в Москве. Его поездка в [[Эрец-Исраэль]] в 1890 г. в целях закупки земель в [[Галилея|Галилее]] для еврейского заселения оказалась безрезультатной, так как в этот период созданной им в Москве группе состоятельных евреев понадобились средства для помощи высылаемым из города единоверцам (1891–92). | ||
+ | |||
+ | В 1893 году, при содействии [[раввин]]а Мазе, в Москве наччало работать ''Общество любителей древнееврейского языка''. | ||
+ | |||
+ | === На посту московского раввина === | ||
+ | После высылки из Москвы раввина [[Минор, Шломо Залман|Ш. З. Минора]] власти в 1893 г. утвердили избрание Мазе городской общиной на должность [[Казённый раввин|казенного раввина]]. | ||
+ | |||
+ | Мазе, знаток [[Талмуд|Талмуда]] и еврейского права, стал духовным лидером своей общины и ее защитником перед местными властями, отличавшимися крайним [[антисемитизм]]ом. Блестящий оратор и публицист (псевдонимы Саадия, Ахарони, Кохав, Яаков hа-Коhен), Мазе как общественный деятель явился одним из организаторов ''Агудат ховевей сфат Эвер'' (Общество любителей языка [[иврит]]; председатель его московского комитета), Общества распространения правильных сведений о евреях и еврействе, общества ''hа-Мишпат hа-иври'' (Еврейское право), общества [[Тарбут]]. | ||
+ | |||
+ | Выступление Мазе на процессе [[Бейлис, Менахем Мендель|М. Бейлиса]] (Киев, 1913) в качестве эксперта по вопросам [[иудаизм]]а способствовало росту его популярности среди мирового еврейства. | ||
+ | |||
+ | В. Д. Бонч-Бруевич, освещавший процесс в качестве журналиста, писал о выступлении Мазе: | ||
{{начало цитаты}} И он, небольшого роста, вставши на стул, чтобы его было видно из-за пюпитра, все громче и громче свидетельствует здесь о религиозном сознании своего народа, о священных обрядах, нравах и обычаях его. (…) С первых же слов, взволнованных и страстных, переходящих в гнев пророка, когда говорит он о кощунственных прикосновениях к слову Божию, — в зале воздается настроение жгучее, хватающее за сердце. (…)Глубокий знаток Библии, Талмуда, Каббалы и многих иных книг еврейской письменности, раввин Мазе понятно, ясно, толково разъясняет все то, что интересовало судей и стороны в этом беспримерном, изумительном процессе <ref>[http://ldn-knigi.lib.ru/JUDAICA/Bo_Bru-Beil.htm В. Д. Бонч-Бруевич. Знамение времени]</ref>.{{конец цитаты}} | {{начало цитаты}} И он, небольшого роста, вставши на стул, чтобы его было видно из-за пюпитра, все громче и громче свидетельствует здесь о религиозном сознании своего народа, о священных обрядах, нравах и обычаях его. (…) С первых же слов, взволнованных и страстных, переходящих в гнев пророка, когда говорит он о кощунственных прикосновениях к слову Божию, — в зале воздается настроение жгучее, хватающее за сердце. (…)Глубокий знаток Библии, Талмуда, Каббалы и многих иных книг еврейской письменности, раввин Мазе понятно, ясно, толково разъясняет все то, что интересовало судей и стороны в этом беспримерном, изумительном процессе <ref>[http://ldn-knigi.lib.ru/JUDAICA/Bo_Bru-Beil.htm В. Д. Бонч-Бруевич. Знамение времени]</ref>.{{конец цитаты}} | ||
- | В | + | В 1914 году, когда началась [[Первая мировая война]], раввин Мазе от имени евреев Москвы в Большом Кремлевском дворце докладывал [[Николай II|Николаю II]] об участии евреев Москвы в деле защиты Отечества, об устройстве в [[Московская хоральная синагога|Московской хоральной синагоге]] лазарета для раненых. |
- | В | + | В 1916 году в Москву приехал поэт [[Бялик, Хаим Нахман|Хаим-Нахман Бялик]], и во многих залах города проходили его творческие вечера. По инициативе Мазе был основан Детский фонд им. Бялика для издания детской литературы на еврейском языке. |
- | После | + | После Февральской революции раввина Мазе избрали членом президиума Совета еврейских общин России, а также по еврейскому национальному списку во Всероссийское Учредительное собрание. |
- | + | === При советской власти === | |
+ | Мазе деятельно способствовал распространению культуры на [[иврит]]е и был одним из организаторов широкой поддержки театра «[[Габима]]». В 1919 г. Мазе возглавил делегацию общества Тарбут, обратившуюся к наркому просвещения А. Луначарскому с протестом по поводу объявления [[иврит]]а «реакционным» и «контрреволюционным» языком. | ||
+ | |||
+ | В апреле 1920 г. Мазе был членом президиума на съезде Московской всероссийской сионистской конференции, все участники которой (за исключением Мазе) были арестованы. В начале 1920-х гг. Мазе помогал многим членам [[Хе-Халуц]] выехать в [[Эрец-Исраэль]]. | ||
+ | |||
+ | В 1921 году, встречался с [[Максим Горький|Горьким]], а затем, в июле того же года, с [[Ленин]]ым, пытаясь остановить [[погромы на Украине]] и гонения против религии в СССР. Мазе отказался подписать декларацию представителей различных вероисповеданий, отрицавших преследование религии в Советском Союзе. | ||
+ | [[Файл:Mazeh.jpg|250px|right|thumb|Раввин Я. Мазе в конце жизни]] | ||
+ | В 1923 году обратился к Калинину и Дзержинскому с требованием не допустить инспирированного [[Евсекция|Евсекцией]] закрытия [[Московская хоральная синагога|Московской хоральной синагоги]] с передачей ее здания под еврейский клуб. | ||
+ | |||
+ | Мемуары Мазе — «Зихронот» («Воспоминания», тт. 1–4, Т.-А., 1936), которые он писал с 1918 г. по 1922 г., когда полностью ослеп, — полны живого юмора и чувства собственного достоинства и служат ценным материалом по истории российского еврейства и литературы на иврите. | ||
+ | |||
+ | Яков Мазе скончался 20 декабря 1924 года. Похороны Мазе вылились в многотысячную демонстрацию признательности евреев Москвы своему духовному лидеру. | ||
+ | |||
+ | Его тело было перенесено в Большой молитвенный зал Хоральной синагоги и тысячи людей пришли отдать долг памяти этому выдающемуся человеку. Похоронен на Дорогомиловском кладбище. В 1932 году останки Якова Мазе перезахоронены на Востряковском кладбище. | ||
== Труды == | == Труды == | ||
- | * ''Зихронот'' (мемуары) в 4-х томах — Тель-Авив, 1936. | + | * ''Зихронот'' (мемуары) в 4-х томах — [[Тель-Авив]], 1936 (יעקב בן ישעיהו מזא"ה, זכרונות, תל אביב: ילקוט, תרצ"ו). |
== Известные высказывания == | == Известные высказывания == | ||
Строка 25: | Строка 95: | ||
* ''Раввин Мазе'' — Зеэв Рабинер | * ''Раввин Мазе'' — Зеэв Рабинер | ||
- | == | + | == Источники и ссылки == |
- | * | + | * КЕЭ, том 5, кол. 27–28 |
- | + | * [http://ldn-knigi.lib.ru/JUDAICA/StenBeil/Beilis_Steno.htm Выступление Я.Мазе на процессе Бейлиса — Дело Бейлиса. Стенографический отчет, т.2, стр. 431 слл.] | |
* [http://www.keroor.ru/ru/synagogue/144.html КЕРООР] | * [http://www.keroor.ru/ru/synagogue/144.html КЕРООР] | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{Примечания}} | {{Примечания}} | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|12564|МАЗЕ Яаков}} | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:Евреи в Российской империи/СССР/СНГ]] |
- | [[Категория: | + | [[Категория:Иудаизм в Российской империи]] |
- | [[Категория: | + | [[Категория:Иудаизм в СССР]] |
- | + | ||
- | + | ||
[[Категория:Раввины Российской империи]] | [[Категория:Раввины Российской империи]] | ||
+ | [[Категория:Раввины Советского Союза]] | ||
+ | [[Категория:Раввины Москвы]] | ||
+ | [[Категория:Евреи и иудаизм по городам]] | ||
+ | [[Категория:Еврейские объединения и движения]] | ||
+ | [[Категория:Сионизм]] | ||
[[Категория:Хабад]] | [[Категория:Хабад]] | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:Писатели на иврите]] |
- | + | ||
- | + | {{checked_final}} |
Текущая версия на 19:31, 22 декабря 2012
Регулярная исправленная статья | |
Яков Исаевич Мазе | |
יעקב מזא"ה | |
Файл:Yakov Maze.jpg | |
Раввин Мазе в начале XX века | |
---|---|
Род деятельности: |
Раввин |
Дата рождения: |
1859 год |
Место рождения: | |
Гражданство: |
Россия |
Дата смерти: |
20 октября 1924 |
Место смерти: |
Яков Исаевич Мазе (1859—1924) — (יעקב מזא"ה; фамилия — аббревиатура от "ми-зе́ра Ахаро́н hа-ко́hен" — `из рода Аарона первосвященника`; 1859, Могилев, – 20 октября 1924, Москва) - крупный общественный деятель еврейства России, главный раввин Москвы с 27 октября 1893 года по 20 октября 1924 года, публицист.
Содержание |
Биография
Родился в хабадской семье в Могилёве. Получил традиционное еврейское воспитание.
Начало жизни
На его духовное формирование оказали влияние раввин М. Л. Малбим и Э. Цвейфель (писатель-маскил и приверженец традиции).
В 1876 г. Мазе переехал в Керчь и поступил там в гимназию. Увлекся палестинофильскими (ранне-сионистскими) идеями и основал в 1881 г. группу «Брах доди».
Получил юридическое образование в Московском университете (1882–86). В годы учёбы активно сотрудничал в «hа-Мелиц» (печатался с 1879), вступил в «Хибат Цион». В 1884 году вмете с Усышкиным и Членовым создал кружок «Бней Цион» (председатель — Мазе; закрыт полицией в 1890). Ездил по многим городам и местечкам черты оседлости, пропагандируя идеи палестинофильства.
Сионистская деятельность
Мазе принадлежал к закаленному поколению восьмидесятников, взгляды которых формировались в годы разгула антисемитизма. Молодежь тех лет активно воспринимала идеи сионизма и стремилась к возрождению национальной культуры.
В 1890 г. Мазе представлял Бней-Цион на учредительном съезде Общества вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине (см. Одесский комитет) и стал уполномоченным Общества в Москве. Его поездка в Эрец-Исраэль в 1890 г. в целях закупки земель в Галилее для еврейского заселения оказалась безрезультатной, так как в этот период созданной им в Москве группе состоятельных евреев понадобились средства для помощи высылаемым из города единоверцам (1891–92).
В 1893 году, при содействии раввина Мазе, в Москве наччало работать Общество любителей древнееврейского языка.
На посту московского раввина
После высылки из Москвы раввина Ш. З. Минора власти в 1893 г. утвердили избрание Мазе городской общиной на должность казенного раввина.
Мазе, знаток Талмуда и еврейского права, стал духовным лидером своей общины и ее защитником перед местными властями, отличавшимися крайним антисемитизмом. Блестящий оратор и публицист (псевдонимы Саадия, Ахарони, Кохав, Яаков hа-Коhен), Мазе как общественный деятель явился одним из организаторов Агудат ховевей сфат Эвер (Общество любителей языка иврит; председатель его московского комитета), Общества распространения правильных сведений о евреях и еврействе, общества hа-Мишпат hа-иври (Еврейское право), общества Тарбут.
Выступление Мазе на процессе М. Бейлиса (Киев, 1913) в качестве эксперта по вопросам иудаизма способствовало росту его популярности среди мирового еврейства.
В. Д. Бонч-Бруевич, освещавший процесс в качестве журналиста, писал о выступлении Мазе:
И он, небольшого роста, вставши на стул, чтобы его было видно из-за пюпитра, все громче и громче свидетельствует здесь о религиозном сознании своего народа, о священных обрядах, нравах и обычаях его. (…) С первых же слов, взволнованных и страстных, переходящих в гнев пророка, когда говорит он о кощунственных прикосновениях к слову Божию, — в зале воздается настроение жгучее, хватающее за сердце. (…)Глубокий знаток Библии, Талмуда, Каббалы и многих иных книг еврейской письменности, раввин Мазе понятно, ясно, толково разъясняет все то, что интересовало судей и стороны в этом беспримерном, изумительном процессе [1].
В 1914 году, когда началась Первая мировая война, раввин Мазе от имени евреев Москвы в Большом Кремлевском дворце докладывал Николаю II об участии евреев Москвы в деле защиты Отечества, об устройстве в Московской хоральной синагоге лазарета для раненых.
В 1916 году в Москву приехал поэт Хаим-Нахман Бялик, и во многих залах города проходили его творческие вечера. По инициативе Мазе был основан Детский фонд им. Бялика для издания детской литературы на еврейском языке.
После Февральской революции раввина Мазе избрали членом президиума Совета еврейских общин России, а также по еврейскому национальному списку во Всероссийское Учредительное собрание.
При советской власти
Мазе деятельно способствовал распространению культуры на иврите и был одним из организаторов широкой поддержки театра «Габима». В 1919 г. Мазе возглавил делегацию общества Тарбут, обратившуюся к наркому просвещения А. Луначарскому с протестом по поводу объявления иврита «реакционным» и «контрреволюционным» языком.
В апреле 1920 г. Мазе был членом президиума на съезде Московской всероссийской сионистской конференции, все участники которой (за исключением Мазе) были арестованы. В начале 1920-х гг. Мазе помогал многим членам Хе-Халуц выехать в Эрец-Исраэль.
В 1921 году, встречался с Горьким, а затем, в июле того же года, с Лениным, пытаясь остановить погромы на Украине и гонения против религии в СССР. Мазе отказался подписать декларацию представителей различных вероисповеданий, отрицавших преследование религии в Советском Союзе.
В 1923 году обратился к Калинину и Дзержинскому с требованием не допустить инспирированного Евсекцией закрытия Московской хоральной синагоги с передачей ее здания под еврейский клуб.
Мемуары Мазе — «Зихронот» («Воспоминания», тт. 1–4, Т.-А., 1936), которые он писал с 1918 г. по 1922 г., когда полностью ослеп, — полны живого юмора и чувства собственного достоинства и служат ценным материалом по истории российского еврейства и литературы на иврите.
Яков Мазе скончался 20 декабря 1924 года. Похороны Мазе вылились в многотысячную демонстрацию признательности евреев Москвы своему духовному лидеру.
Его тело было перенесено в Большой молитвенный зал Хоральной синагоги и тысячи людей пришли отдать долг памяти этому выдающемуся человеку. Похоронен на Дорогомиловском кладбище. В 1932 году останки Якова Мазе перезахоронены на Востряковском кладбище.
Труды
- Зихронот (мемуары) в 4-х томах — Тель-Авив, 1936 (יעקב בן ישעיהו מזא"ה, זכרונות, תל אביב: ילקוט, תרצ"ו).
Известные высказывания
- «Революцию делают Троцкие, а расплачиваются за неё Бронштейны».
Книги о нём
- Раввин Мазе — Зеэв Рабинер
Источники и ссылки
- КЕЭ, том 5, кол. 27–28
- Выступление Я.Мазе на процессе Бейлиса — Дело Бейлиса. Стенографический отчет, т.2, стр. 431 слл.
- КЕРООР
Примечания
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МАЗЕ Яаков в ЭЕЭ