Шабтай бен Меир hа-Коhен

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 21: Строка 21:
|оригинал имени  =  <big>(שבתי בן מאיר הכהן (הש"ך</big>  
|оригинал имени  =  <big>(שבתי בן מאיר הכהן (הש"ך</big>  
|портрет          = Shabbatai HaKohen.jpg
|портрет          = Shabbatai HaKohen.jpg
-
|размер          = 220px
+
|размер          = 112px
|описание        = Рабби Шах в последние годы жизни
|описание        = Рабби Шах в последние годы жизни
|имя при рождении =  
|имя при рождении =  
Строка 39: Строка 39:
|сайт            =  
|сайт            =  
}}
}}
-
<!-- [[Файл:|250px|right|thumb|Шабтай hа-Коэн (ША"Х)]] -->
+
<!-- [[Файл:|112px|right|thumb|Шабтай hа-Коэн (ША"Х)]] -->
-
'''Шабтай бен Меир hа-Кохен''' (известен также как Шах, &#1513;&#1473;&#1463;"&#1498;&#1456; — акроним названия его книги «Сифтей коhен», «&#1513;&#1474;&#1460;&#1508;&#1456;&#1514;&#1461;&#1497; &#1499;&#1468;&#1465;&#1492;&#1461;&#1503;» — «Уста священника», ср. Мал. 2:7; 1621, Амститов, близ Вилкавишкиса, – 1662, Голешов, Богемия), литовский [[раввин]], [[посек]] и автор комментария к [[Шулхан Арух|Шулхан аруху]] и галахических постановлений, действовавших долгое время.  
+
'''Шабтай бен Меир hа-Коhен''' (известен также как Шах, &#1513;&#1473;&#1463;"&#1498;&#1456; — акроним названия его книги «Сифтей коhен», «&#1513;&#1474;&#1460;&#1508;&#1456;&#1514;&#1461;&#1497; &#1499;&#1468;&#1465;&#1492;&#1461;&#1503;» — «Уста священника», ср. Мал. 2:7; 1621, Амститов, близ Вилкавишкиса, – 1662, Голешов, Богемия), литовский [[раввин]], [[посек]] и автор комментария к [[Шулхан Арух|Шулхан аруху]] и галахических постановлений, действовавших долгое время.  
== Биография и творчество ==
== Биография и творчество ==
-
Учился у своего отца, а затем у А. И. Хешела и в [[Иешива|йешиве]] [[Люблин]]а. Вернувшись в Литву, он женился на дочери виленского богача Ш. Вольфа, внука [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше Иссерлеса]].  
+
Учился у своего отца, а затем у А. И. Хешела в [[Иешива|йешиве]] Тыкочина. Затем он поехал в [[Краков]] и [[Люблин]] учиться у Нафтали бен-Ицхака hа-Коhена.
 +
 
 +
Вернувшись в Литву, он женился на дочери виленского богача Ш. Вольфа, правнука [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше Иссерлеса]].  
=== «Сифтей коhен» ===
=== «Сифтей коhен» ===
Строка 53: Строка 55:
Шабтай бен Меир написал возражения на комментарий Давида бен Шмуэля («Некуддот hа-кесеф» — «Серебряные блестки»; ср. Песнь 1:11, в русской традиции 1:10), которые были изданы только после смерти обоих ученых, но частично стали известны Давиду бен Шмуэлю, ответившему на них в приложении (с названием «Даф ахарон» — «Последняя страница») ко второму изданию своего комментария. Ознакомившись с ответом Давида бен Шмуэля, Шабтай бен Меир составил новые возражения («Кунтерес ахарон» — «Последний лист»), которые вышли в свет после смерти Шабтая бен Меира вместе с «Некуддот hа-кесеф».  
Шабтай бен Меир написал возражения на комментарий Давида бен Шмуэля («Некуддот hа-кесеф» — «Серебряные блестки»; ср. Песнь 1:11, в русской традиции 1:10), которые были изданы только после смерти обоих ученых, но частично стали известны Давиду бен Шмуэлю, ответившему на них в приложении (с названием «Даф ахарон» — «Последняя страница») ко второму изданию своего комментария. Ознакомившись с ответом Давида бен Шмуэля, Шабтай бен Меир составил новые возражения («Кунтерес ахарон» — «Последний лист»), которые вышли в свет после смерти Шабтая бен Меира вместе с «Некуддот hа-кесеф».  
-
Диспут был продолжен другими учеными после смерти обоих поским. Большинство раввинов Польши и Литвы приняли сторону Шабтая бен Меира, в то время как [[раввин]]ы [[Германия|Германии]] следовали мнениям Давида бен Шмуэля.
+
Диспут был продолжен другими учеными после смерти обоих [[поским]]. Большинство [[раввин]]ов Польши и Литвы приняли сторону Шабтая бен Меира, в то время как [[раввин]]ы [[Германия|Германии]] следовали мнениям Давида бен Шмуэля.
Шабтай бен Меир составил также комментарий к разделу [[Шулхан арух]]а «Хошен мишпат». Этот комментарий был издан вместе с текстом Шулхан аруха в Амстердаме (1663). Комментарии Шабтая бен Меира стали классическими и по сей день пользуются авторитетом среди [[Ѓалаха|hалахических ученых]].
Шабтай бен Меир составил также комментарий к разделу [[Шулхан арух]]а «Хошен мишпат». Этот комментарий был издан вместе с текстом Шулхан аруха в Амстердаме (1663). Комментарии Шабтая бен Меира стали классическими и по сей день пользуются авторитетом среди [[Ѓалаха|hалахических ученых]].
=== Бегство от хмельничины и свидетельство о ней ===
=== Бегство от хмельничины и свидетельство о ней ===
-
Во время еврейских погромов в Литве в 1655 г., последовавших за погромами [[Хмельницкий, Богдан|Б. Хмельницкого]] на [[Украина|Украине]] (1648–55), Шабтай бен Меир бежал из [[Вильно|Вильны]] в [[Люблин]], однако через три месяца погромщики достигли Люблина, и Шабтай бен Меир бежал в Богемию.  
+
Во время еврейских погромов в Литве в 1655 г., последовавших за погромами [[Хмельницкий, Богдан|Б. Хмельницкого]] на [[Украина|Украине]] (1648–55), Шабтай бен Меир бежал из [[Вильно|Вильны]] в [[Люблин]] вместе со всей общиной города. Однако через три месяца погромщики достигли Люблина, и Шабтай бен Меир отправился в Прагу, а затем в Дрешин в Моравии.  
Несколько позднее он получил пост раввина в Голешове (по-немецки Холешау, Богемия), который занимал до смерти. Там Шабтай бен Меир подружился с христианским ученым В. Видрайхом. В академической библиотеке в [[Лейпциг]]е хранится письмо Шабтая бен Меира, написанное на [[иврит]]е и адресованное «тому, кого я люблю как самого себя, магистру философии Валентино Видрайху».
Несколько позднее он получил пост раввина в Голешове (по-немецки Холешау, Богемия), который занимал до смерти. Там Шабтай бен Меир подружился с христианским ученым В. Видрайхом. В академической библиотеке в [[Лейпциг]]е хранится письмо Шабтая бен Меира, написанное на [[иврит]]е и адресованное «тому, кого я люблю как самого себя, магистру философии Валентино Видрайху».
 +
 +
Могила Шаха на старом еврейском кладбище в Голешове сохранилась и посещается людьми со всего мира.
В своем сочинении «Мегиллат эйфа» («Свиток тьмы», Амстердам, 1651) Шабтай бен Меир описывает [[Хмельничина|погромы Хмельницкого]] и страдания, пережитые польскими евреями. Это сочинение служит важным историческим источником, оно переведено на немецкий и русский языки. В написанных тогда же [[слихот]] (Амстердам, 1651) Шабтай бен Меир горько сетует на обрушившееся на еврейский народ бедствие.
В своем сочинении «Мегиллат эйфа» («Свиток тьмы», Амстердам, 1651) Шабтай бен Меир описывает [[Хмельничина|погромы Хмельницкого]] и страдания, пережитые польскими евреями. Это сочинение служит важным историческим источником, оно переведено на немецкий и русский языки. В написанных тогда же [[слихот]] (Амстердам, 1651) Шабтай бен Меир горько сетует на обрушившееся на еврейский народ бедствие.
Строка 119: Строка 123:
<!--  
<!--  
-
 
-
 
-
== Biography ==
 
-
Shabbatai ha-Kohen was born either in  Amstibovo or in [[Vilnius|Vilna]], [[Grand Duchy of Lithuania|Lithuania]] in 1621 and died at [[Holleschau]], [[Moravia]] on the 1st of [[Adar]], 1662. He first studied with his father and in 1633 he entered the [[yeshivah]] of [[Rabbi]] [[Joshua Höschel ben Joseph]] at [[Tykotzin]], moving later to [[Cracow]] and [[Lublin]], where he studied under [[Naphtali ben Isaac ha-Kohen]].
 
-
 
-
Returning to [[Vilna]], he married the daughter of the wealthy [[Shimon Wolf]], a great-grandson of [[Moses Isserles]], and shortly after was appointed to the [[Beit Din]] as one of the assistants of [[Moses ben Isaac Judah Lima]], author of ''[[Chelkat Mechokek]].'' In 1655, during fighting between Polish forces and the invading Swedish army in the [[Second Northern War|Northern War]], Shabbatai ha-Kohen fled Vilna with the entire Jewish community. After a short stay at Lublin he went to [[Prague]] and later to [[Dřešín]] in [[Moravia]], from where he was called to the rabbinate of [[Holešov]], where he remained until his death in 1662. While in Holešov, he gained the friendship of Magister Valentino Wiedreich of [[Leipzig]]. The Shakh′s grave in the Jewish cemetery of Holešov still exists and is visited by people from all over the world.
 
== Works ==
== Works ==
Строка 144: Строка 142:
-
 
-
Биография == ==Шаббатай ха-Коэн родился либо в Amstibovo или в [[Вильнюс | Вильне]], [[Великое княжество Литовское | Литва]] в 1621 году и умер в [[Holleschau]], [[Моравии]] по состоянию на 1 [ [Адара]], 1662. Сначала он учился у своего отца и в 1633 году он вошел в [[йешивы]] из [[рабби]] [[Иисус Höschel бен Иосиф]] в [[Tykotzin]], двигаясь позже [[Краков]] и [[Люблин ]], где он учился [[Нафтали бен-Исаак га-Коген.]]Возвращаясь к [[Вильно]], он женился на дочери богатого [[Шимон Wolf]], правнук [[Моисей Иссерлес]], и вскоре после этого был назначен на [[Бейт-Дин]] как один из помощников [[Моше бен Исаак Иуда Лима]], автор'' [[Chelkat Mechokek]]'' В 1655 году во время боев между польскими войсками и шведской армией вторжения в [[Второй Северной войны |. Северной войны] ], Шаббатай ха-Коэн покинул Вильно со всей еврейской общины. После короткого пребывания в Люблине он отправился в [[Прага]], а затем в [[Dřešín]] в [[Моравии]], откуда он был вызван в раввинат [[Holešov]], где он оставался до самой своей смерти в 1662 году. В то время как в Holešov, он приобрел дружбу Магистр Valentino Wiedreich из [[Лейпциг]]. Могилой Шах в еврейском кладбище Holešov все еще существует и посещают люди со всего мира.
 
аботы == ==
аботы == ==

Версия 16:25, 19 декабря 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Шабтай бен Меир hа-Коhен (Шах)
(שבתי בן מאיר הכהן (הש"ך
Файл:Shabbatai HaKohen.jpg
Рабби Шах в последние годы жизни
Род деятельности:

Раввин, галахист, каббалист

Дата рождения:

1621 год(1621)

Место рождения:

Амститов, близ Вилкавишкиса (Волковыска), Литва

Подданство:

Австрия

Дата смерти:

8 февраля 1663(1663-02-08)

Место смерти:

Голешов, Чехия

Шабтай бен Меир hа-Коhен (известен также как Шах, שַׁ"ךְ — акроним названия его книги «Сифтей коhен», «שִׂפְתֵי כֹּהֵן» — «Уста священника», ср. Мал. 2:7; 1621, Амститов, близ Вилкавишкиса, – 1662, Голешов, Богемия), литовский раввин, посек и автор комментария к Шулхан аруху и галахических постановлений, действовавших долгое время.

Содержание

Биография и творчество

Учился у своего отца, а затем у А. И. Хешела в йешиве Тыкочина. Затем он поехал в Краков и Люблин учиться у Нафтали бен-Ицхака hа-Коhена.

Вернувшись в Литву, он женился на дочери виленского богача Ш. Вольфа, правнука Моше Иссерлеса.

«Сифтей коhен»

Снискав вскоре широкое признание среди раввинистических ученых, Шабтай бен Меир получил пост даяна. В 1646 г. он опубликовал в Кракове комментарий к разделу «Иоре деа» правового кодекса И. Каро Шулхан арух. Этот комментарий, носивший название «Сифтей коhен», был одобрен крупнейшими еврейскими учеными Польши и Литвы и с 1674 г. включался в большинство изданий «Иоре деа».

Одновременно с трудом Шабтая бен Меира в Люблине под заглавием «Турей захав» («Золотые столбцы»; ср. Песнь 1:11, в русской традиции 1:10) вышел в свет комментарий к «Иоре деа», составленный Давидом бен Шмуэлем hа-Леви, который к тому времени был признанным посеком.

Дискуссия с Давидом бен Шмуэлем hа-Леви

Шабтай бен Меир написал возражения на комментарий Давида бен Шмуэля («Некуддот hа-кесеф» — «Серебряные блестки»; ср. Песнь 1:11, в русской традиции 1:10), которые были изданы только после смерти обоих ученых, но частично стали известны Давиду бен Шмуэлю, ответившему на них в приложении (с названием «Даф ахарон» — «Последняя страница») ко второму изданию своего комментария. Ознакомившись с ответом Давида бен Шмуэля, Шабтай бен Меир составил новые возражения («Кунтерес ахарон» — «Последний лист»), которые вышли в свет после смерти Шабтая бен Меира вместе с «Некуддот hа-кесеф».

Диспут был продолжен другими учеными после смерти обоих поским. Большинство раввинов Польши и Литвы приняли сторону Шабтая бен Меира, в то время как раввины Германии следовали мнениям Давида бен Шмуэля.

Шабтай бен Меир составил также комментарий к разделу Шулхан аруха «Хошен мишпат». Этот комментарий был издан вместе с текстом Шулхан аруха в Амстердаме (1663). Комментарии Шабтая бен Меира стали классическими и по сей день пользуются авторитетом среди hалахических ученых.

Бегство от хмельничины и свидетельство о ней

Во время еврейских погромов в Литве в 1655 г., последовавших за погромами Б. Хмельницкого на Украине (1648–55), Шабтай бен Меир бежал из Вильны в Люблин вместе со всей общиной города. Однако через три месяца погромщики достигли Люблина, и Шабтай бен Меир отправился в Прагу, а затем в Дрешин в Моравии.

Несколько позднее он получил пост раввина в Голешове (по-немецки Холешау, Богемия), который занимал до смерти. Там Шабтай бен Меир подружился с христианским ученым В. Видрайхом. В академической библиотеке в Лейпциге хранится письмо Шабтая бен Меира, написанное на иврите и адресованное «тому, кого я люблю как самого себя, магистру философии Валентино Видрайху».

Могила Шаха на старом еврейском кладбище в Голешове сохранилась и посещается людьми со всего мира.

В своем сочинении «Мегиллат эйфа» («Свиток тьмы», Амстердам, 1651) Шабтай бен Меир описывает погромы Хмельницкого и страдания, пережитые польскими евреями. Это сочинение служит важным историческим источником, оно переведено на немецкий и русский языки. В написанных тогда же слихот (Амстердам, 1651) Шабтай бен Меир горько сетует на обрушившееся на еврейский народ бедствие.

Опубликованные труды

  • Слихот на 20-е сивана, в память о погибших от хмельничины (Амстердам, 1651)
  • Сифтей Коэн, комментарии к Шульхан Арух (Амстердам, 1667)
  • Ѓа-Арух, комментарий к части "Йоръэ деа" ТУРа (Берлин, 1667)
  • Некдот ha-кесеф, критика "Тур заhав" р. Давида бен Шмуэля ha-Леви (Франкфурт на Одере, 1677)
  • Tekafo Kohen, general laws concerning "teku," etc. (Frankfort-on-the-Oder, 1677)
  • Gevurat Anashim, on section 154 of the Shulchan Aruch Even Ha'ezer (Dessau, 1697)
  • Po'el Tzedek, an arrangement of the 613 commandments of Maimonides (Jessnitz, 1720)
  • A discourse upon the passage Kammah Ma'a lot in the Haggadah (Presburg, 1840; abbreviation of Kerem Shlomo)


Синагога Шаха

Источники и ссылки

#REDIRECT Шаблон:Commonscat
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШАБТАЙ БЕН МЕИР hа-КОХЕН в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация