Смиха
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (оформление) |
(→В средневековье) |
||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 15: | Строка 15: | ||
'''Смиха''' (סְמִיכָה, `рукоположение`) - в библейский период — посвящение, в период Талмуда — возведение ученого в сан [[рабби]]; позднее — присвоение звания [[раввин]]а. | '''Смиха''' (סְמִיכָה, `рукоположение`) - в библейский период — посвящение, в период Талмуда — возведение ученого в сан [[рабби]]; позднее — присвоение звания [[раввин]]а. | ||
- | Термин смиха употребляется также в связи с «посвящением» животных для жертвоприношения в Храме (ср. Лев. 1:4: ве-самах ядо ал рош | + | Термин смиха употребляется также в связи с «посвящением» животных для жертвоприношения в Храме (ср. Лев. 1:4: ве-самах ядо ал рош hа-‘ола — `и возложит руку на голову жертвы всесожжения`). |
== История == | == История == | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
Первоначально акт смихи осуществлялся возложением рук, однако впоследствии раввины приняли решение просто присваивать — устно или письменно — титул [[рабби]]. | Первоначально акт смихи осуществлялся возложением рук, однако впоследствии раввины приняли решение просто присваивать — устно или письменно — титул [[рабби]]. | ||
- | Смиха требовалась для членства в [[Синедрион]]е, в малых синедрионах и в судебных коллегиях, уполномоченных принимать судебные решения. Во времена [[Иеhуда hа-Наси|Иехуды | + | Смиха требовалась для членства в [[Синедрион]]е, в малых синедрионах и в судебных коллегиях, уполномоченных принимать судебные решения. Во времена [[Иеhуда hа-Наси|Иехуды hа-Наси]] было принято постановление, согласно которому любые религиозно-законодательные решения, в том числе и относящиеся к чисто церемониальным законам, могут выносить лишь те, кто получил специальную смиху. (Санх. 4:2). Смиха могла ограничиваться какой-либо сферой, например, гражданским правом. Низшая ступень посвящения наделяла правом принимать решения исключительно в области религиозных проблем, высшая позволяла освидетельствовать первые плоды урожая и приплод скота, решать религиозные и юридические вопросы в сфере уголовного права (Санх. 5а). Полная формула смихи звучала следующим образом: Иоре? Иоре. Ядин? Ядин. Яттир? Яттир («Может ли он решать? Он может решать. Может ли он судить? Он может судить. Может ли он дозволять? Он может дозволять»). Под ''яттир'' понимается дозволение употреблять в пищу первенцев скота, если они получили строго определённые телесные повреждения. |
Посвящение происходило в присутствии трех старейшин, из которых один был сам посвященным; первоначально смиху давал посвященный учитель своим ученикам (Санх. 1:3; ТИ., Санх. 1:3, 19а). Впоследствии с увеличением влияния вавилонского [[эксиларх]]а смиху утверждал он. В Эрец-Исраэль посвящение производилось с предварительного согласия [[наси]] из рода [[Ѓиллел]]а, который сначала мог давать смиху по собственному усмотрению, но затем — лишь совместно с Синедрионом (ТИ., Санх. 1:3, 19а). Первоначальный термин смиха по-арамейски — смихута) сохранился в Вавилонии; в Эрец-Исраэль во времена Иерусалимского Талмуда посвящение называлось ''миннуй'' (буквально `назначение`). | Посвящение происходило в присутствии трех старейшин, из которых один был сам посвященным; первоначально смиху давал посвященный учитель своим ученикам (Санх. 1:3; ТИ., Санх. 1:3, 19а). Впоследствии с увеличением влияния вавилонского [[эксиларх]]а смиху утверждал он. В Эрец-Исраэль посвящение производилось с предварительного согласия [[наси]] из рода [[Ѓиллел]]а, который сначала мог давать смиху по собственному усмотрению, но затем — лишь совместно с Синедрионом (ТИ., Санх. 1:3, 19а). Первоначальный термин смиха по-арамейски — смихута) сохранился в Вавилонии; в Эрец-Исраэль во времена Иерусалимского Талмуда посвящение называлось ''миннуй'' (буквально `назначение`). | ||
Строка 33: | Строка 33: | ||
Смиха могла быть дана только учеными в [[Эрец-Исраэль]] ученым, которые во время посвящения находились в Эрец-Исраэль; поэтому [[вавилон]]ские ученые зависели в этом отношении от ученых Эрец-Исраэль и, не имея смихи, носили титул [[рав]], а не [[рабби]]. Неясно, когда прервалась традиция смихи. Большинство исследователей полагает, что это произошло к концу 4 в.; согласно другому мнению, традиция прервалась с исчезновением института [[наси]] после смерти Гамлиэля VI, близко к 426 г. | Смиха могла быть дана только учеными в [[Эрец-Исраэль]] ученым, которые во время посвящения находились в Эрец-Исраэль; поэтому [[вавилон]]ские ученые зависели в этом отношении от ученых Эрец-Исраэль и, не имея смихи, носили титул [[рав]], а не [[рабби]]. Неясно, когда прервалась традиция смихи. Большинство исследователей полагает, что это произошло к концу 4 в.; согласно другому мнению, традиция прервалась с исчезновением института [[наси]] после смерти Гамлиэля VI, близко к 426 г. | ||
- | == В средневековье == | + | == В средневековье и новое время == |
В средневековый период, когда изменились условия еврейской жизни, что повлекло за собой изменения в функциях раввинов, смиха приобрела новое значение. В эпоху гаонов вавилонский эксиларх лишь наделял ученых правом (''решут'') посредничать между тяжущимися, расследовать юридические споры, выступать в качестве арбитра и составлять юридические документы. Гаоны обладали правом назначать писцов, руководителей общественных литургий, судей и учителей. Иехуда бен Барзиллай ал-Барджелони (из Барселоны; 11–12 вв.) проводил различие между ктав миннуй или питка де-даянута — сертификатом назначения на должность судьи ([[даян]]а) или главы академии (см. Иешива) и ''ктав масмих'' — сертификатом посвящения, наделяющим местного ученого правом называться [[рабби]] или [[хахам]]. Эти и другие изменения в институте древней смихи указывают на то, что с 5 в. существовали два типа документов — назначение на должность и наделение юридическими полномочиями, причем второй всегда носил сакральный характер, хотя и не в такой степени, как в древней смихе. | В средневековый период, когда изменились условия еврейской жизни, что повлекло за собой изменения в функциях раввинов, смиха приобрела новое значение. В эпоху гаонов вавилонский эксиларх лишь наделял ученых правом (''решут'') посредничать между тяжущимися, расследовать юридические споры, выступать в качестве арбитра и составлять юридические документы. Гаоны обладали правом назначать писцов, руководителей общественных литургий, судей и учителей. Иехуда бен Барзиллай ал-Барджелони (из Барселоны; 11–12 вв.) проводил различие между ктав миннуй или питка де-даянута — сертификатом назначения на должность судьи ([[даян]]а) или главы академии (см. Иешива) и ''ктав масмих'' — сертификатом посвящения, наделяющим местного ученого правом называться [[рабби]] или [[хахам]]. Эти и другие изменения в институте древней смихи указывают на то, что с 5 в. существовали два типа документов — назначение на должность и наделение юридическими полномочиями, причем второй всегда носил сакральный характер, хотя и не в такой степени, как в древней смихе. | ||
- | Известная преемственность определенных черт древней смихи сохранялась всегда, однако предпринимались попытки и полного ее восстановления. Первая известная попытка такого рода была предпринята [[Элияху | + | Известная преемственность определенных черт древней смихи сохранялась всегда, однако предпринимались попытки и полного ее восстановления. Первая известная попытка такого рода была предпринята [[Элияху hа-Коhен]]ом Гаоном в Эрец-Исраэль в 1083 г. Древний способ посвящения был еще известен Маймониду, однако вскоре после его смерти забылся. Значительным событием была попытка рабби Я‘акова Берава из Цфата в 1538 г. возродить практику смихи в Эрец-Исраэль. По инициативе Берава собрание из 25 раввинов посвятило его в своего верховного раввина; вслед за этим Берав посвятил четырех раввинов, включая [[Иосеф Каро|Иосефа Каро]] и [[Моше ди Трани]] (1500–1580). Каро посвятил Моше Алшеха, который впоследствии посвятил Хаима Витала, ведущего ученика Ицхака Лурии. Берав надеялся, что таким образом ему удастся объединить различные еврейские общины и в конечном счете восстановить Синедрион. Инициатива Берава встретила отпор иерусалимских раввинов, отказавшихся признать его авторитет и выразивших протест против нововведения. Со смертью Берава обновленный институт посвящения вышел из употребления. |
+ | |||
+ | р.Исраэль из Шклова, ученик [[Виленский гаон|Виленского гаона]] В 1830 г., приехав в Страну Израиля, разослал письма десяти потерянным коленам, чтобы получить их согласие на возрождение Санѓедрина: по мнению рабби Давида бен Зимра, именно согласие большей части колен Израиля необходимо для этого. Но ответа от десяти колен он не дождался. | ||
+ | |||
+ | В 1901 г. р.Аѓарон Мендель ѓа-Коѓен, бывший тогда в Каире, попытался возродить смиху, но также безуспешно. В 1950 г., после создания Государства Израиль, р.Й.Л.Маймон, министр религий Израиля, высказал идею о возрождении Санѓедрина – но воспротивился р.Ицхак Зеэв Соловейчик, представлявший несионистские круги ортодоксального еврейства. | ||
+ | |||
== Другое посвящение == | == Другое посвящение == | ||
- | Термин смиха использовался также применительно к посвящению, отличному от древней формальной смихи. Хаттарат хораа (буквально `дозволение выносить решения`) — раввинский диплом, удостоверяющий соответствующую квалификацию его владельца и наделяющий его правом исполнять должность раввина, включая судебные функции в рамках своей общины. Первоначально такой диплом не содержал формулировок, напоминающих древнюю смиху. Наиболее ранние дипломы такого рода назывались иггерет решут (`дозволительное письмо`) или питка де-даянута (см. выше). Такие дипломы в период гаонов писались по-арамейски. Однако в средние века снова появляется титул рабби (см. выше) как в [[сефард]]ских, так и в [[ашкеназ]]ских общинах, присваиваемый ученым в области раввинистического права. К 13 в. дипломы хаттарат хораа начинают возвращаться к формуле древней смихи: о наделении правом иоре в вопросах ритуала, а наиболее преуспевшим ученикам — дозволении ядин во всех сферах еврейского права. Постепенно формулировки смихи нового рода были закреплены. Решающий шаг в этом направлении был сделан рабби Меиром бен Барухом | + | Термин смиха использовался также применительно к посвящению, отличному от древней формальной смихи. Хаттарат хораа (буквально `дозволение выносить решения`) — раввинский диплом, удостоверяющий соответствующую квалификацию его владельца и наделяющий его правом исполнять должность раввина, включая судебные функции в рамках своей общины. Первоначально такой диплом не содержал формулировок, напоминающих древнюю смиху. Наиболее ранние дипломы такого рода назывались иггерет решут (`дозволительное письмо`) или питка де-даянута (см. выше). Такие дипломы в период гаонов писались по-арамейски. Однако в средние века снова появляется титул рабби (см. выше) как в [[сефард]]ских, так и в [[ашкеназ]]ских общинах, присваиваемый ученым в области раввинистического права. К 13 в. дипломы хаттарат хораа начинают возвращаться к формуле древней смихи: о наделении правом иоре в вопросах ритуала, а наиболее преуспевшим ученикам — дозволении ядин во всех сферах еврейского права. Постепенно формулировки смихи нового рода были закреплены. Решающий шаг в этом направлении был сделан рабби Меиром бен Барухом hа-Леви из Вены (умер в 1404 г.). Начиная с 14–15 вв. диплом смихи стал обязательным условием занятия раввинской должности. |
== Примечания == | == Примечания == |
Текущая версия на 08:17, 19 декабря 2012
Источник: | |||||||||||
|
Смиха (סְמִיכָה, `рукоположение`) - в библейский период — посвящение, в период Талмуда — возведение ученого в сан рабби; позднее — присвоение звания раввина.
Термин смиха употребляется также в связи с «посвящением» животных для жертвоприношения в Храме (ср. Лев. 1:4: ве-самах ядо ал рош hа-‘ола — `и возложит руку на голову жертвы всесожжения`).
Содержание |
История
Все еврейские религиозные лидеры должны были получить посвящение прежде, чем приступить к отправлению правовых функций и принимать практические решения в сфере права еврейского. Согласно библейскому повествованию, Моше (Моисей) посвятил Иеhошуа бин Нуна возложением рук на голову (Чис. 27:22–23; Втор. 34:9), отчего Иеhошуа «исполнился духа премудрости», которым обладал Моше (Втор. 34:9). Моше также посвятил 70 старейшин, которые помогали ему в управлении народом (Чис. 11:16–17, 24–25); эти старейшины посвятили своих последователей и т. д., так что непрерывная преемственность смихи от Моше продолжалась до времени Второго храма.
Процедура посвящения
Первоначально акт смихи осуществлялся возложением рук, однако впоследствии раввины приняли решение просто присваивать — устно или письменно — титул рабби.
Смиха требовалась для членства в Синедрионе, в малых синедрионах и в судебных коллегиях, уполномоченных принимать судебные решения. Во времена Иехуды hа-Наси было принято постановление, согласно которому любые религиозно-законодательные решения, в том числе и относящиеся к чисто церемониальным законам, могут выносить лишь те, кто получил специальную смиху. (Санх. 4:2). Смиха могла ограничиваться какой-либо сферой, например, гражданским правом. Низшая ступень посвящения наделяла правом принимать решения исключительно в области религиозных проблем, высшая позволяла освидетельствовать первые плоды урожая и приплод скота, решать религиозные и юридические вопросы в сфере уголовного права (Санх. 5а). Полная формула смихи звучала следующим образом: Иоре? Иоре. Ядин? Ядин. Яттир? Яттир («Может ли он решать? Он может решать. Может ли он судить? Он может судить. Может ли он дозволять? Он может дозволять»). Под яттир понимается дозволение употреблять в пищу первенцев скота, если они получили строго определённые телесные повреждения.
Посвящение происходило в присутствии трех старейшин, из которых один был сам посвященным; первоначально смиху давал посвященный учитель своим ученикам (Санх. 1:3; ТИ., Санх. 1:3, 19а). Впоследствии с увеличением влияния вавилонского эксиларха смиху утверждал он. В Эрец-Исраэль посвящение производилось с предварительного согласия наси из рода Ѓиллела, который сначала мог давать смиху по собственному усмотрению, но затем — лишь совместно с Синедрионом (ТИ., Санх. 1:3, 19а). Первоначальный термин смиха по-арамейски — смихута) сохранился в Вавилонии; в Эрец-Исраэль во времена Иерусалимского Талмуда посвящение называлось миннуй (буквально `назначение`).
После восстания Бар-Кохбы (132–135 н. э.) император Адриан предпринял попытку положить конец религиозному авторитету Синедриона, запретив посвящать новых ученых. Согласно римскому декрету, «всякий, кто совершит посвящение, должен быть предан казни; всякий, кто получит посвящение, должен быть предан казни; город, где произведено посвящение, разрушен» (Санх. 14а). Танна Иехуда бен Бава (2 в.) был казнен за посвящение нескольких своих учеников.
Ограничения
Смиха могла быть дана только учеными в Эрец-Исраэль ученым, которые во время посвящения находились в Эрец-Исраэль; поэтому вавилонские ученые зависели в этом отношении от ученых Эрец-Исраэль и, не имея смихи, носили титул рав, а не рабби. Неясно, когда прервалась традиция смихи. Большинство исследователей полагает, что это произошло к концу 4 в.; согласно другому мнению, традиция прервалась с исчезновением института наси после смерти Гамлиэля VI, близко к 426 г.
В средневековье и новое время
В средневековый период, когда изменились условия еврейской жизни, что повлекло за собой изменения в функциях раввинов, смиха приобрела новое значение. В эпоху гаонов вавилонский эксиларх лишь наделял ученых правом (решут) посредничать между тяжущимися, расследовать юридические споры, выступать в качестве арбитра и составлять юридические документы. Гаоны обладали правом назначать писцов, руководителей общественных литургий, судей и учителей. Иехуда бен Барзиллай ал-Барджелони (из Барселоны; 11–12 вв.) проводил различие между ктав миннуй или питка де-даянута — сертификатом назначения на должность судьи (даяна) или главы академии (см. Иешива) и ктав масмих — сертификатом посвящения, наделяющим местного ученого правом называться рабби или хахам. Эти и другие изменения в институте древней смихи указывают на то, что с 5 в. существовали два типа документов — назначение на должность и наделение юридическими полномочиями, причем второй всегда носил сакральный характер, хотя и не в такой степени, как в древней смихе.
Известная преемственность определенных черт древней смихи сохранялась всегда, однако предпринимались попытки и полного ее восстановления. Первая известная попытка такого рода была предпринята Элияху hа-Коhеном Гаоном в Эрец-Исраэль в 1083 г. Древний способ посвящения был еще известен Маймониду, однако вскоре после его смерти забылся. Значительным событием была попытка рабби Я‘акова Берава из Цфата в 1538 г. возродить практику смихи в Эрец-Исраэль. По инициативе Берава собрание из 25 раввинов посвятило его в своего верховного раввина; вслед за этим Берав посвятил четырех раввинов, включая Иосефа Каро и Моше ди Трани (1500–1580). Каро посвятил Моше Алшеха, который впоследствии посвятил Хаима Витала, ведущего ученика Ицхака Лурии. Берав надеялся, что таким образом ему удастся объединить различные еврейские общины и в конечном счете восстановить Синедрион. Инициатива Берава встретила отпор иерусалимских раввинов, отказавшихся признать его авторитет и выразивших протест против нововведения. Со смертью Берава обновленный институт посвящения вышел из употребления.
р.Исраэль из Шклова, ученик Виленского гаона В 1830 г., приехав в Страну Израиля, разослал письма десяти потерянным коленам, чтобы получить их согласие на возрождение Санѓедрина: по мнению рабби Давида бен Зимра, именно согласие большей части колен Израиля необходимо для этого. Но ответа от десяти колен он не дождался.
В 1901 г. р.Аѓарон Мендель ѓа-Коѓен, бывший тогда в Каире, попытался возродить смиху, но также безуспешно. В 1950 г., после создания Государства Израиль, р.Й.Л.Маймон, министр религий Израиля, высказал идею о возрождении Санѓедрина – но воспротивился р.Ицхак Зеэв Соловейчик, представлявший несионистские круги ортодоксального еврейства.
Другое посвящение
Термин смиха использовался также применительно к посвящению, отличному от древней формальной смихи. Хаттарат хораа (буквально `дозволение выносить решения`) — раввинский диплом, удостоверяющий соответствующую квалификацию его владельца и наделяющий его правом исполнять должность раввина, включая судебные функции в рамках своей общины. Первоначально такой диплом не содержал формулировок, напоминающих древнюю смиху. Наиболее ранние дипломы такого рода назывались иггерет решут (`дозволительное письмо`) или питка де-даянута (см. выше). Такие дипломы в период гаонов писались по-арамейски. Однако в средние века снова появляется титул рабби (см. выше) как в сефардских, так и в ашкеназских общинах, присваиваемый ученым в области раввинистического права. К 13 в. дипломы хаттарат хораа начинают возвращаться к формуле древней смихи: о наделении правом иоре в вопросах ритуала, а наиболее преуспевшим ученикам — дозволении ядин во всех сферах еврейского права. Постепенно формулировки смихи нового рода были закреплены. Решающий шаг в этом направлении был сделан рабби Меиром бен Барухом hа-Леви из Вены (умер в 1404 г.). Начиная с 14–15 вв. диплом смихи стал обязательным условием занятия раввинской должности.
Примечания
Ссылки
Статья «Смиха» в Электронной еврейской энциклопедии