Фелдман, Мортон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 32: | Строка 32: | ||
С 1941 г. серьезно учился композиции, сначала у В. Ригера, с 1944 г. — у С. Вольпе (1902–72). | С 1941 г. серьезно учился композиции, сначала у В. Ригера, с 1944 г. — у С. Вольпе (1902–72). | ||
- | Важной вехой в творчестве Фелдмана стала встреча в 1949 г. с Дж. Кейджем, композитором, оказавшим большое влияние на развитие американской музыки 1950-х гг. Кейдж призывал Фелдмана довериться своему инстинкту | + | Важной вехой в творчестве Фелдмана стала встреча в 1949 г. с Дж. Кейджем, композитором, оказавшим большое влияние на развитие американской музыки 1950-х гг. Кейдж призывал Фелдмана довериться своему инстинкту. |
+ | == Композитор == | ||
- | + | Фелдман писал музыку, основанную исключительно на интуиции, отвергая какую бы то ни было музыкальную систему. | |
- | Одно из последних сочинений Фелдмана, «Дворец Марии» (1986), нетипично для позднего периода, так как длится всего 20 минут, в нем подведены итоги длинных произведений Фелдмана — композитора. Среди других произведений Фелдмана — «Посвящается Ф. Клайну» (1962, для сопрано и четырех исполнителей), «Рабби Акива» (для сопрано и десяти инструментов), цикл пьес «Альт в моей жизни» (1970–71). Фелдман писал музыку к фильмам, работал с балетным ансамблем «Самерспейс» (1966). Фелдман — один из крупнейших композиторов-авангардистов 20 в., один из основателей минимализма (направление в музыке, возникшее в 1960-е гг. и основанное на выразительности повторений), продолжателями идей которого стали Ф. Гласс (родился в 1937 г.), С. Райх, А. Пярт, А. Рабинович (родился в 1945 г.) и другие. | + | В эти годы Фелдман сблизился с художниками [[Ротко, Марк|М. Ротко]], Ф. Гастоном, Фр. Клайном (1910–62), Дж. Поллоком, Р. Раушенбергом. |
+ | |||
+ | Они создали группу авангардистов, в которую помимо Фелдмана вошли композиторы Дж. Кейдж, Э. Браун и К. Вольф, пианист Д. Тюдор. Музыканты — члены группы — стремились привнести в музыку эстетическую концепцию, присущую американским художникам-абстракционистам. | ||
+ | |||
+ | Фелдман, в частности, начал эксперименты в нотной записи, используя так называемую графическую систему записи. | ||
+ | |||
+ | Ранние сочинения Фелдмана (например, «Проекции», 1950–51), в которых музыканты импровизируют в пределах заданных звуковых и временных диапазонов, в значительной степени основаны на импровизации. | ||
+ | |||
+ | Вскоре, однако, Фелдман отказался от этой системы, в 1953–58 гг. стал применять точную запись. | ||
+ | |||
+ | Не удовлетворившись ее одномерностью, он снова вернулся к прежней системе в сочинениях «Атлантида» (1958) и «Из последних пьес» (1960). | ||
+ | |||
+ | В цикле «Длительности» (1960–62) ноты записаны точно, но исполнители выбирают собственные длительности в пределах заданного темпа. | ||
+ | |||
+ | В конце 1960-х гг. в произведениях «В поисках оркестровки» (1967) и «О времени и инструментах» (1969) Фелдман вновь вернулся к точной записи, которой пользовался уже до конца жизни. | ||
+ | |||
+ | В 1973–87 гг. Фелдман возглавлял кафедру композиции в университете Буффало штата Нью-Йорк. | ||
+ | |||
+ | В конце 1970-х гг. Фелдман увеличил размеры своих произведений, его Второй струнный квартет, например, длится пять с половиной часов, а девять одночастных сочинений длятся по полтора часа каждое. | ||
+ | |||
+ | Фелдман писал: «Прежде мои пьесы были похожи на предметы, а теперь они подобны развивающимся процессам». | ||
+ | |||
+ | Одно из последних сочинений Фелдмана, «Дворец Марии» (1986), нетипично для позднего периода, так как длится всего 20 минут, в нем подведены итоги длинных произведений Фелдмана — композитора. | ||
+ | |||
+ | Среди других произведений Фелдмана — «Посвящается Ф. Клайну» (1962, для сопрано и четырех исполнителей), «Рабби Акива» (для сопрано и десяти инструментов), цикл пьес «Альт в моей жизни» (1970–71). | ||
+ | |||
+ | Фелдман писал музыку к фильмам, работал с балетным ансамблем «Самерспейс» (1966). | ||
+ | |||
+ | Фелдман — один из крупнейших композиторов-авангардистов 20 в., один из основателей минимализма (направление в музыке, возникшее в 1960-е гг. и основанное на выразительности повторений), продолжателями идей которого стали Ф. Гласс (родился в 1937 г.), С. Райх, А. Пярт, А. Рабинович (родился в 1945 г.) и другие. | ||
{{ElevenCopyRight|14260|ФЕЛДМАН Мортон}} | {{ElevenCopyRight|14260|ФЕЛДМАН Мортон}} |
Версия 17:02, 18 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Фелдман, Мортон (Feldman, Morton; 1926, Нью-Йорк, – 1987, Буффало, штат Нью-Йорк), американский композитор, теоретик музыки и педагог.
Биографические сведения
С 12 лет начал учиться игре на фортепиано у Веры Мауриной-Пресс (1876–1969, пианистка знаменитого «Русского трио») и тогда же начал заниматься композицией (первые сочинения — короткие фортепианные пьесы в стиле А. Скрябина).
С 1941 г. серьезно учился композиции, сначала у В. Ригера, с 1944 г. — у С. Вольпе (1902–72).
Важной вехой в творчестве Фелдмана стала встреча в 1949 г. с Дж. Кейджем, композитором, оказавшим большое влияние на развитие американской музыки 1950-х гг. Кейдж призывал Фелдмана довериться своему инстинкту.
Композитор
Фелдман писал музыку, основанную исключительно на интуиции, отвергая какую бы то ни было музыкальную систему.
В эти годы Фелдман сблизился с художниками М. Ротко, Ф. Гастоном, Фр. Клайном (1910–62), Дж. Поллоком, Р. Раушенбергом.
Они создали группу авангардистов, в которую помимо Фелдмана вошли композиторы Дж. Кейдж, Э. Браун и К. Вольф, пианист Д. Тюдор. Музыканты — члены группы — стремились привнести в музыку эстетическую концепцию, присущую американским художникам-абстракционистам.
Фелдман, в частности, начал эксперименты в нотной записи, используя так называемую графическую систему записи.
Ранние сочинения Фелдмана (например, «Проекции», 1950–51), в которых музыканты импровизируют в пределах заданных звуковых и временных диапазонов, в значительной степени основаны на импровизации.
Вскоре, однако, Фелдман отказался от этой системы, в 1953–58 гг. стал применять точную запись.
Не удовлетворившись ее одномерностью, он снова вернулся к прежней системе в сочинениях «Атлантида» (1958) и «Из последних пьес» (1960).
В цикле «Длительности» (1960–62) ноты записаны точно, но исполнители выбирают собственные длительности в пределах заданного темпа.
В конце 1960-х гг. в произведениях «В поисках оркестровки» (1967) и «О времени и инструментах» (1969) Фелдман вновь вернулся к точной записи, которой пользовался уже до конца жизни.
В 1973–87 гг. Фелдман возглавлял кафедру композиции в университете Буффало штата Нью-Йорк.
В конце 1970-х гг. Фелдман увеличил размеры своих произведений, его Второй струнный квартет, например, длится пять с половиной часов, а девять одночастных сочинений длятся по полтора часа каждое.
Фелдман писал: «Прежде мои пьесы были похожи на предметы, а теперь они подобны развивающимся процессам».
Одно из последних сочинений Фелдмана, «Дворец Марии» (1986), нетипично для позднего периода, так как длится всего 20 минут, в нем подведены итоги длинных произведений Фелдмана — композитора.
Среди других произведений Фелдмана — «Посвящается Ф. Клайну» (1962, для сопрано и четырех исполнителей), «Рабби Акива» (для сопрано и десяти инструментов), цикл пьес «Альт в моей жизни» (1970–71).
Фелдман писал музыку к фильмам, работал с балетным ансамблем «Самерспейс» (1966).
Фелдман — один из крупнейших композиторов-авангардистов 20 в., один из основателей минимализма (направление в музыке, возникшее в 1960-е гг. и основанное на выразительности повторений), продолжателями идей которого стали Ф. Гласс (родился в 1937 г.), С. Райх, А. Пярт, А. Рабинович (родился в 1945 г.) и другие.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ФЕЛДМАН Мортон в ЭЕЭ