|
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #REDIRECT [[Тшува (раскаяние)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Раскаяние''' (как религиозный термин — תְּשׁוּבָה, тшува, буквально `возвращение`), исправление поведения, являющееся условием Божественного прощения. При раскаянии человек должен испытывать искреннее отвращение к своему проступку и, более того, доказать это отвращение всем своим поведением, прекратить грешить и начать совершать благие поступки (Ис. 1:15–18; 58:5 и след.; Иер. 7:3; Ам. 5:14–15; и др.).
| + | |
- | | + | |
- | == В Библии ==
| + | |
- | | + | |
- | В [[Библия|Библии]] возможность раскаяния служит основополагающей идеей веры [[Пророки И Пророчество|пророков]], постоянно призывающих Израиль раскаяться в своих грехах, пока еще не поздно.
| + | |
- | | + | |
- | Последовательность грех — наказание — раскаяние — избавление лежит в основе историософской концепции пророков.
| + | |
- | | + | |
- | В книге [[Второзаконие]] (30:1–10) эта концепция выражена с наибольшей ясностью: лишь когда Израиль раскается в своих прегрешениях, Господь смилуется и возвратит его из рассеяния в землю отцов.
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от ряда других древних религий Библия рассматривает грех как результат свободного выбора человека, а потому видит искупление греха в раскаянии, то есть во внутреннем исправлении человека, а не в очистительных ритуалах; раскаяние влечет за собой соответствующее изменение в отношении Бога к грешнику, проистекающее из Его благости — Бог милосерден и прощает раскаявшегося.
| + | |
- | | + | |
- | Вместе с тем в Библии можно обнаружить следы более древнего взгляда на грех как на скверну, причины которой лежат вне человека.
| + | |
- | | + | |
- | Так, в древнейших библейских повествованиях от [[Потоп|потопа]] до скитаний по пустыне после [[Исход Из Египта|исхода]] из Египта нет призывов к раскаянию в грехах; грех и наказание неразрывны, и их связь не может быть изменена человеком иначе, чем заступнической молитвой посредника между Богом и людьми ([[Авраам]], [[Моисей]]).
| + | |
- | | + | |
- | В Библии более или менее установлена последовательность элементов раскаяния: пост и молитвы, разрывание одежд и облачение во власяницу, однако главное, как уже сказано, — выразить раскаяние и обязаться воздерживаться в будущем от прегрешений и умножать благие деяния; это относится как к индивидуальному, так и всенародному раскаянию.
| + | |
- | == Мнение законоучителей ==
| + | |
- | | + | |
- | Законоучители [[Талмуд|Талмуда]] всячески подчеркивали значение раскаяния, и именно они сформулировали понятие тшува (так же они назвали и пятую часть молитвы [[Амида]]).
| + | |
- | | + | |
- | Бог создал раскаяние ранее мира (Псах. 54а), оно достигает трона Господня, продлевает жизнь человека и приносит избавление (Иома 86а–б).
| + | |
- | | + | |
- | Бог побуждает Израиль раскаяться и не стыдиться этого, как сын не стыдится вернуться к любящему его отцу (Втор. Р. 2:24).
| + | |
- | | + | |
- | Законоучители осознавали теологические трудности, связанные с концепцией раскаяния. Если зло содеяно, как оно может быть исправлено? Как принцип раскаяния сочетается с принципом наказания за проступок?
| + | |
- | | + | |
- | Законоучители искали решение в понимании принципа искреннего раскаяния как закона творения — сила раскаяния не имеет границ, и даже отпетые грешники могут полагаться на него.
| + | |
- | | + | |
- | Законоучители противопоставляли подлинное раскаяние его внешним атрибутам — посту и власянице; признание грехов без покаяния не имеет никакой ценности.
| + | |
- | | + | |
- | Грешника следует побуждать к раскаянию; запрещается напоминать раскаявшемуся о его прежних прегрешениях (БМ. 4:10).
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от [[Христианство|христианства]], где священник выступает посредником между кающимся и Богом, в иудаизме раскаяние является непосредственным обращением к Богу.
| + | |
- | | + | |
- | == Средние века ==
| + | |
- |
| + | |
- | В средние века тема раскаяния была излюбленной темой в этической и философской литературе.
| + | |
- | | + | |
- | [[Саадия Гаон|Саадия Гаон]] был первым, кто сформулировал четыре основные составляющие элемента раскаяния — отход от греха, сожаление о содеянном, просьба о прощении и обязательство воздерживаться от греха в будущем.
| + | |
- | | + | |
- | Эта концепция была принята всеми последующими еврейскими мыслителями. [[Ибн Пакуда Бахья Бен Иосеф|Бахья Ибн Пакуда]] считал, что есть четыре необходимых условия для раскаяния: осознание зла совершенного поступка, осознание грозящего наказания и понимание, что единственное средство избежать его — раскаяние, размышление о благодеяниях Бога и осуждение дурного поступка.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно Саадии Гаону, существует градация раскаяния: высшая степень — покаяние сразу же по совершении греха, пока грешник еще помнит все подробности своего поступка; более низкая степень — когда оно следует за угрозой наказания; самая низкая степень — раскаяние перед смертью.
| + | |
- | | + | |
- | [[Маймонид]] считал, что полное раскаяние (тшува гмура) достигается тогда, когда человек, попав в условия, позволяющие повторить прежний проступок, способен воздержаться от него (Яд, Тшува 2:1).
| + | |
- | | + | |
- | Маймонид впервые в еврейской мысли включил раскаяния в сферу нормативной [[Галаха|Галахи]].
| + | |
- | | + | |
- | О раскаянии писали также [[Геронди, Иона Бен Аврахам|Иона бен Аврахам Геронди]] и [[Абохав, Ицхак I|Ицхак Абохав I]]. У [[Хасидей Ашкеназ]] концепция раскаяния превратилась в общественное течение: заново была определена идея раскаяния и установлены степени различных видов прегрешений и порядок раскаяния в них.
| + | |
- | | + | |
- | == В Каббале ==
| + | |
- | | + | |
- | В [[Каббала|каббале]] концепция раскаяния получила новое направление.
| + | |
- | | + | |
- | Идея исправления (тиккун) в лурианской каббале (см. [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|Ицхак бен Шломо Лурия]]) отводит человеку решающую роль в исправлении высших миров и в приближении избавления в этом мире; раскаяние становится средством исправления мира, а каббалист, знающий правильный путь раскаяния, способен ускорить «раскаяние мира» (тшуват hа-олам).
| + | |
- | == Концепция Хасидизма ==
| + | |
- | | + | |
- | [[Хасидизм]] выдвинул концепцию, отводящую определенную положительную роль дурным побуждениям и даже самому греху, без которого нет раскаяния, необходимого для совершенствования человека.
| + | |
- | | + | |
- | В противоположность этому [[Митнагдим|митнагдим]] подчеркивали тотальную опасность, коренящуюся в грехе, и требовали постоянного раскаяния. Среди [[Ашкеназы|ашкеназов]] сложилась практика тшуват hа-мишкал (буквально `раскаяние в соответствии с мерой`), то есть самонаказание (включая принятие физического страдания), пропорциональное тяжести проступка. В некоторых течениях хасидизма «рабби» назначает конкретные формы раскаяния просящему об этом хасиду.
| + | |
- | == Двадцатый век ==
| + | |
- | === Новая концепция ===
| + | |
- | | + | |
- | В 20 в. проблема раскаяния стояла в центре внимания ряда ведущих еврейских мыслителей; в этот период наряду с традиционной концепцией, видящей в раскаянии потребность как верующих, так и неверующих евреев, была выдвинута новая концепция раскаяния как пути возврата человека к Богу.
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее яркими представителями этой концепции были [[Розенцвейг, Франц|Ф. Розенцвейг]] и [[Бубер, Мартин|М. Бубер]]. [[Кук Аврахам Ицхак hа-Кохен|А. И. Кук]] выдвинул наиболее многостороннюю концепцию раскаяния, сочетающую в себе как традиционный, так и новый подход.
| + | |
- | === Каббалистический взгляд ===
| + | |
- |
| + | |
- | Каббалистический взгляд на раскаяние как на способ исправления мира Кук сочетал с мессианским сионизмом (см. [[Мессия]], [[Сионизм]]) и с идеей раскаяния как возвращения к Богу.
| + | |
- | | + | |
- | Греша, человек изолирует себя от Бога и разрушает потенциальную гармонию и единство бытия, а раскаиваясь, он преодолевает эту изоляцию и приобщается к Богу; возвращение (тшува) народа Израиля на землю предков — это раскаяние на общенациональном уровне.
| + | |
- | === Семидесятые годы ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1970-е гг. в Израиле и в диаспоре (особенно в США) началось движение хазара би-тшува (буквально `возвращение в раскаянии`; некоторые возражали против этого термина) — обращение к религии; многие из тех, кто утратил связь с иудаизмом или даже никогда не имел ее, стали вести религиозный образ жизни, поступать в [[Иешива|иешивы]].
| + | |
- | | + | |
- | Поощряя эту тенденцию, иешивы ведут соответствующую пропаганду; открываются особые иешивы для «кающихся» (хозрим би-тшува). [[Сефарды]] в Израиле проводят «съезды раскаяния» в месяце [[Элул|элул]].
| + | |
- | | + | |
- | См. также [[Исповедь]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13446|РАСКАЯНИЕ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Этика иудаизма]]
| + | |