Арон, Раймон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 34: | Строка 34: | ||
|предшественники = | |предшественники = | ||
|последователи = | |последователи = | ||
- | |премии = Премия Гьоте ([[Франкфурт]], 1979) | + | |премии = Премия Гьоте ([[Франкфурт]], 1979); премия Алексиса Токвиля за гуманизм (1979 г.) |
- | |награды = | + | |награды = орден Почетного Легиона |
|роспись = | |роспись = | ||
|lib = | |lib = | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
}} | }} | ||
[[Файл:Book signed by Raymond Aron and offered to Maurice Halbwachs.JPG|thumb|200px|Книга, подписанная Ароном]] | [[Файл:Book signed by Raymond Aron and offered to Maurice Halbwachs.JPG|thumb|200px|Книга, подписанная Ароном]] | ||
- | '''Раймон Арон''' ({{lang-fr|Raymond Aron}}, 14 марта 1905, [[Париж]] — 17 октября 1983, [[Париж]]) — французский философ, политолог, социолог и публицист [[еврей]]ского происхождения. | + | '''Раймон Арон''' ({{lang-fr|Raymond Aron}}, 14 марта 1905, [[Париж]] — 17 октября 1983, [[Париж]]) — французский философ, политолог, социолог и публицист [[еврей]]ского происхождения. |
+ | |||
+ | По политическим взглядам принадлежал к течению «консервативного либерализма». Считал, что государство обязано создавать законы, обеспечивающие свободу, плюрализм и равенство гражданам, а также обеспечить их выполнение. | ||
Является одним из авторов теории индустриального и постиндустриального обществ. | Является одним из авторов теории индустриального и постиндустриального обществ. | ||
==Биография== | ==Биография== | ||
- | + | Родился в Париже в єврейской семье среднего достатка. Піосля учёбы в Версальском лицее и парижском лицее Кондорсе изучал философию в Высшей нормальной школе, которую закончил в 1928 году с лучшей оценкой свого випуска. В 1930 году получил докторскую степень. | |
- | + | Служил во французской армии, в 1930-1933 годах жил в Германии, преподавал французскую литературу в [[Кёльн]]ском и [[Берлин]]ском университетах (1931-1933). В 1934–39 гг. возглавлял Центр социальной документации Высшей нормальной школы. | |
- | + | В 1938 году защитил в Сорбонне докторскую дисертацию по теме «Введение в философию истории: ессе о границах исторической объективности и теория истории современной Германии: критическая философия истории». В 1939 году получил должность профессора социологии в университете [[Тулуза|Тулузы]], но в связи началом [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] не успел эту должность занять. | |
- | + | С начала Второй мировой войны Арон на фронте, в авиации. После капитуляции Франции в 1940 г. эмигрировал в Лондон, где, будучи соратником генерала Ш. де Голля, редактировал газету «Свободная Франция» — орган одноименного антинацистского движения. | |
- | + | Вернувшись во Францию в 1944 г., Арон стал ведущим политическим комментатором газеты «Комба»; затем (1947–77) — главным политическим обозревателем газеты «Фигаро», а с 1977 г. — еженедельника «Экспресс». | |
- | + | В 1955 г. Арон был избран профессором Сорбонны, в 1970 г. — профессор Коллеж де Франс. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | == Научная деятельность == | |
- | + | Фундамент собственной историософской концепции Арон заложил еще в своих первых работах («Современная немецкая социология», 1935; «Введение в философию истории», 1938), где обосновал тезис об ограниченности и условности всяких исторических сведений и ненадежности воздвигаемых на их основе всеобъемлющих доктринальных систем. | |
- | + | ||
+ | Важное место в его философской концепции истории позднее (не без влияния М. Вебера, А. Шпенглера и А. Тойнби) заняла своеобразная форма исторического релятивизма и скептицизма с ее центральной и близкой к экзистенциализму идеей неустранимой трагичности исторического бытия человека и антиномичности провозглашенных французским Просвещением идеалов свободы, равенства и справедливости: | ||
+ | * «Человек перед тиранией», 1946; | ||
+ | * «Столетие тотальной войны», 1954; | ||
+ | * «Надежды и опасности века», 1957, и др. | ||
- | + | С конца 1940-х гг. и до последних дней жизни Арон оставался верен своей главной установке: история подтвердила невозможность полной и одновременной реализации этих идеалов, однако это никоим образом не отменяет необходимости видеть в них важнейшие ориентиры любой социальной практики и обязывает критически оценивать как принципиально несовершенную любую осуществленную форму социального бытия. Применение этой историософской установки к осмыслению катаклизмов XX в. оказалось чрезвычайно плодотворным как в теоретических разработках Арона, так и в аналитических еженедельных газетных обзорах текущих событий и актуальных проблем. | |
- | Как политический обозреватель Арон отличался глубиной анализа, широтой охвата тем (помимо событий международной жизни он писал о проблемах мировой экономики, военной стратегии, о последствиях научно-технического прогресса и многом другом) и точностью большинства прогнозов | + | Как политический обозреватель Арон отличался глубиной анализа, широтой охвата тем (помимо событий международной жизни он писал о проблемах мировой экономики, военной стратегии, о последствиях научно-технического прогресса и многом другом) и точностью большинства прогнозов. |
- | + | Государственные лидеры Франции, США и других западных стран нередко обращались к услугам Арона как эксперта. Высокую научную оценку получили также теоретические разработки и обобщения Арона 1950–70-х гг., особенно концепции единого индустриального общества, социальной стратификации и мобильности, деидеологизации: | |
+ | * «Рост индустриального общества и его социальная стратификация», тт. 1–2, 1956–57; | ||
+ | * «Великий спор», 1963; | ||
+ | * «Разочарование в прогрессе», 1963; | ||
+ | * «Размышления о войне. Клаузевиц», 1976, и другие. | ||
- | Арон не | + | == Работа во враждебном окружении == |
+ | Арон критически относился к ценностям западной демократии, однако не скрывал, что предпочитает ее советскому тоталитаризму. | ||
- | + | В течение долгих десятилетий он подвергался нападкам левых французских интеллектуалов (в том числе друзей его юности Ж.-П. Сартра и М. Мерло-Понти). Избрание Арона профессором Сорбонны вызвало бурные протесты ряда профессоров университета, заявлявших, что они не желают, чтобы их коллегой был реакционер и антикоммунистический писака. | |
+ | К этой враждебности, которая его глубоко ранила, Арон сумел также отнестись как ученый. В ряде работ («Опиум для интеллигенции», 1955; «От одного святого семейства к другому», 1969, и других) он основательно и, в отличие от своих оппонентов, корректно проанализировал идейные, исторические и психологические корни легкой восприимчивости интеллигенции к марксистской и коммунистической фразеологии. | ||
+ | В книге «Опиум для интеллигенции» (1955) Арон излагает свои мысли о том, почему интеллигенция так тяготеет к [[Марксизм|марксистской идеологии]] и советской системе. По его мнению, она со временем разочаруется в марксизме и потеряет к нему интерес, осознав всю антидемократичность советского строя. | ||
+ | Лишь в последнее десятилетие жизни Арона даже французские левые интеллектуалы перестали подвергать сомнению его авторитет выдающегося и честного мыслителя. В те же годы всеобщее внимание привлекла его резкая критика чрезмерной американизации социальной и духовной жизни, нравов и быта в странах Западной Европы («В защиту старушки Европы», 1977). | ||
- | + | == Еврейская тематика == | |
+ | Арон не принимал участия в деятельности еврейских организаций, но интересы еврейского народа и [[Государство Израиль|Государства Израиль]] всегда были ему близки. В 1967 г. он выступил против политики Ш. де Голля в отношении Израиля накануне и после [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] («Де Голль, Израиль и евреи», 1968). Это не мешало Арону время от времени критически высказываться о политическом курсе еврейского государства. | ||
+ | == Почётные звания и награды == | ||
+ | Арон был избран членом Института Франции, Американской академии искусств и наук, Британской АН, почетным доктором многих университетов (в том числе Оксфордского, Кембриджского, Чикагского, [[Еврейский университет в Иерусалиме|Еврейского университета в Иерусалиме]]), награжден орденом Почетного Легиона и многими медалями и премиями. | ||
- | + | Лауреат Премии Алексиса Токвиля за гуманизм (1979 г.). | |
+ | Его дочь — политолог и социолог [[Доминик Шнаппер]]. | ||
- | + | == Источники и ссылки == | |
+ | * КЕЭ, том Доп.2, кол. 78–79 | ||
+ | * [http://uk.wikipedia.org/wiki/Раймон_Арон Статья "Раймон Арон" в украинском разделе Википедии] | ||
+ | * [http://www.gumer.info/authors.php?name=%C0%F0%EE%ED+%D0. Раймон Арон в библиотеке Гумер] | ||
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|10291|АРОН Реймон}} | ||
- | + | [[Категория:Евреи в Европе]] | |
- | + | [[Категория:Философы по алфавиту]] | |
- | + | [[Категория:Евреи - воины]] | |
- | + | [[Категория:Вторая мировая война]] | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | [[ | + | |
- | [[ | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + |
Версия 16:36, 11 декабря 2012
Регулярная исправленная статья | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Раймон Арон | |
Raymond Claude Ferdinand Aron | |
Файл:Raymond Aron (1966) by Erling Mandelmann.jpg | |
Дата рождения: |
14.3.1905 |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
17.10.1983 |
Место смерти: | |
Период: |
Философия XX века |
Направление: |
Западная Философия |
Основные интересы: |
социология, журналистика |
Значительные идеи: |
постиндустриальное общество |
Гражданство: |
Раймон Арон (фр. Raymond Aron, 14 марта 1905, Париж — 17 октября 1983, Париж) — французский философ, политолог, социолог и публицист еврейского происхождения.
По политическим взглядам принадлежал к течению «консервативного либерализма». Считал, что государство обязано создавать законы, обеспечивающие свободу, плюрализм и равенство гражданам, а также обеспечить их выполнение.
Является одним из авторов теории индустриального и постиндустриального обществ.
Содержание |
Биография
Родился в Париже в єврейской семье среднего достатка. Піосля учёбы в Версальском лицее и парижском лицее Кондорсе изучал философию в Высшей нормальной школе, которую закончил в 1928 году с лучшей оценкой свого випуска. В 1930 году получил докторскую степень.
Служил во французской армии, в 1930-1933 годах жил в Германии, преподавал французскую литературу в Кёльнском и Берлинском университетах (1931-1933). В 1934–39 гг. возглавлял Центр социальной документации Высшей нормальной школы.
В 1938 году защитил в Сорбонне докторскую дисертацию по теме «Введение в философию истории: ессе о границах исторической объективности и теория истории современной Германии: критическая философия истории». В 1939 году получил должность профессора социологии в университете Тулузы, но в связи началом Второй мировой войны не успел эту должность занять.
С начала Второй мировой войны Арон на фронте, в авиации. После капитуляции Франции в 1940 г. эмигрировал в Лондон, где, будучи соратником генерала Ш. де Голля, редактировал газету «Свободная Франция» — орган одноименного антинацистского движения.
Вернувшись во Францию в 1944 г., Арон стал ведущим политическим комментатором газеты «Комба»; затем (1947–77) — главным политическим обозревателем газеты «Фигаро», а с 1977 г. — еженедельника «Экспресс».
В 1955 г. Арон был избран профессором Сорбонны, в 1970 г. — профессор Коллеж де Франс.
Научная деятельность
Фундамент собственной историософской концепции Арон заложил еще в своих первых работах («Современная немецкая социология», 1935; «Введение в философию истории», 1938), где обосновал тезис об ограниченности и условности всяких исторических сведений и ненадежности воздвигаемых на их основе всеобъемлющих доктринальных систем.
Важное место в его философской концепции истории позднее (не без влияния М. Вебера, А. Шпенглера и А. Тойнби) заняла своеобразная форма исторического релятивизма и скептицизма с ее центральной и близкой к экзистенциализму идеей неустранимой трагичности исторического бытия человека и антиномичности провозглашенных французским Просвещением идеалов свободы, равенства и справедливости:
- «Человек перед тиранией», 1946;
- «Столетие тотальной войны», 1954;
- «Надежды и опасности века», 1957, и др.
С конца 1940-х гг. и до последних дней жизни Арон оставался верен своей главной установке: история подтвердила невозможность полной и одновременной реализации этих идеалов, однако это никоим образом не отменяет необходимости видеть в них важнейшие ориентиры любой социальной практики и обязывает критически оценивать как принципиально несовершенную любую осуществленную форму социального бытия. Применение этой историософской установки к осмыслению катаклизмов XX в. оказалось чрезвычайно плодотворным как в теоретических разработках Арона, так и в аналитических еженедельных газетных обзорах текущих событий и актуальных проблем.
Как политический обозреватель Арон отличался глубиной анализа, широтой охвата тем (помимо событий международной жизни он писал о проблемах мировой экономики, военной стратегии, о последствиях научно-технического прогресса и многом другом) и точностью большинства прогнозов.
Государственные лидеры Франции, США и других западных стран нередко обращались к услугам Арона как эксперта. Высокую научную оценку получили также теоретические разработки и обобщения Арона 1950–70-х гг., особенно концепции единого индустриального общества, социальной стратификации и мобильности, деидеологизации:
- «Рост индустриального общества и его социальная стратификация», тт. 1–2, 1956–57;
- «Великий спор», 1963;
- «Разочарование в прогрессе», 1963;
- «Размышления о войне. Клаузевиц», 1976, и другие.
Работа во враждебном окружении
Арон критически относился к ценностям западной демократии, однако не скрывал, что предпочитает ее советскому тоталитаризму.
В течение долгих десятилетий он подвергался нападкам левых французских интеллектуалов (в том числе друзей его юности Ж.-П. Сартра и М. Мерло-Понти). Избрание Арона профессором Сорбонны вызвало бурные протесты ряда профессоров университета, заявлявших, что они не желают, чтобы их коллегой был реакционер и антикоммунистический писака.
К этой враждебности, которая его глубоко ранила, Арон сумел также отнестись как ученый. В ряде работ («Опиум для интеллигенции», 1955; «От одного святого семейства к другому», 1969, и других) он основательно и, в отличие от своих оппонентов, корректно проанализировал идейные, исторические и психологические корни легкой восприимчивости интеллигенции к марксистской и коммунистической фразеологии.
В книге «Опиум для интеллигенции» (1955) Арон излагает свои мысли о том, почему интеллигенция так тяготеет к марксистской идеологии и советской системе. По его мнению, она со временем разочаруется в марксизме и потеряет к нему интерес, осознав всю антидемократичность советского строя.
Лишь в последнее десятилетие жизни Арона даже французские левые интеллектуалы перестали подвергать сомнению его авторитет выдающегося и честного мыслителя. В те же годы всеобщее внимание привлекла его резкая критика чрезмерной американизации социальной и духовной жизни, нравов и быта в странах Западной Европы («В защиту старушки Европы», 1977).
Еврейская тематика
Арон не принимал участия в деятельности еврейских организаций, но интересы еврейского народа и Государства Израиль всегда были ему близки. В 1967 г. он выступил против политики Ш. де Голля в отношении Израиля накануне и после Шестидневной войны («Де Голль, Израиль и евреи», 1968). Это не мешало Арону время от времени критически высказываться о политическом курсе еврейского государства.
Почётные звания и награды
Арон был избран членом Института Франции, Американской академии искусств и наук, Британской АН, почетным доктором многих университетов (в том числе Оксфордского, Кембриджского, Чикагского, Еврейского университета в Иерусалиме), награжден орденом Почетного Легиона и многими медалями и премиями.
Лауреат Премии Алексиса Токвиля за гуманизм (1979 г.).
Его дочь — политолог и социолог Доминик Шнаппер.
Источники и ссылки
- КЕЭ, том Доп.2, кол. 78–79
- Статья "Раймон Арон" в украинском разделе Википедии
- Раймон Арон в библиотеке Гумер
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья АРОН Реймон в ЭЕЭ