Тухольский, Курт
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Тухольский, Курт (ЭЕЭ)» в «Тухольский, Курт») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Тухольский, Курт''' (Tucholsky, Kurt; 1890, Берлин, – 1935, Хиндос, Швеция), немецкий писатель-сатирик и публицист. | + | '''Тухольский, Курт''' (Tucholsky, Kurt; 1890, Берлин, – 1935, Хиндос, Швеция), немецкий писатель-сатирик и публицист. |
+ | == Биографические сведения == | ||
- | + | Отец Тухольского, состоятельный коммерсант, отличался незаурядными литературными способностями и чувством юмора, которые унаследовал и сын. | |
- | + | Уже в 1907 г. Тухольский опубликовал первое сатирическое произведение «Сказки», где высмеивались отсталые художественные вкусы Вильгельма II. | |
- | + | В 1909 г. Тухольский поступил на юридический факультет Берлинского университета, затем учился в Женевском и Йенском университетах (окончил в 1914 г. со степенью доктора юридических наук). | |
- | Посмертно Тухольский признан самым выдающимся немецким сатириком 1-й половины 20 в. Начиная с 1950-х гг., его произведения многократно издавались в оригинале и в переводе на многие языки; выходили пластинки с песнями на его слова. Его творчеству посвящен ряд статей и монографий. | + | В 1911 г. он формально вышел из еврейской общины, а в 1916 г. перешел в протестантство. |
+ | == Творчество == | ||
+ | |||
+ | В 1912 г. вышло первое произведение Тухольского «Райнсберг. Иллюстрированная книга для влюбленных» — остроумная и меланхоличная идиллия, выдержавшая к 1933 г. сто переизданий. | ||
+ | |||
+ | С 1913 г. Тухольский сотрудничал в журнале «Шаубюне» (позднее переименован в «Вельтбюне») — органе свободомыслящей левой интеллигенции; главный редактор журнала З. Якобсон (1881–1926), по признанию писателя, сыграл значительную роль в совершенствовании его литературного мастерства. | ||
+ | |||
+ | В 1915–16 гг. Тухольский был на фронте; в 1916 г. его перевели в военную библиотеку, вскоре он стал корреспондентом армейской газеты. | ||
+ | |||
+ | Хотя его статьи не противоречили официозным требованиям, уже в начале Первой мировой войны Тухольскому претил военный угар, а к ее концу он стал пацифистом и социалистом. | ||
+ | |||
+ | В 1918–20 гг. Тухольский редактировал еженедельное сатирическое приложение к газете «Берлинер тагеблатт», где публиковал сатирические стихи и фельетоны. | ||
+ | |||
+ | В 1920-х гг. Тухольский был одним из наиболее популярных берлинских литераторов. Особым успехом пользовались его песни (музыка [[Вейль|К. Вейля]] и других композиторов) и юморески, исполнявшиеся в театральном кабаре «Шум и дым», которым руководил [[Рейнхардт, Макс|М. Рейнхардт]], и в других театрах. | ||
+ | |||
+ | Литературный труд не приносил стабильного дохода, поэтому в 1923 г. Тухольский поступил на службу в банк, продолжавшуюся около восьми месяцев. | ||
+ | |||
+ | Наблюдения этого периода стали основой сатирического цикла о господине Вендринере. | ||
+ | |||
+ | В 1924 г. Тухольский поселился в Париже, где работал корреспондентом «Вельтбюне» и других газет. | ||
+ | |||
+ | В 1926 г., после смерти З. Якобсона, Тухольский вернулся в Берлин и начал редактировать «Вельтбюне», но в 1927 г., передав редакторские полномочия К. Осецкому, снова уехал за границу. | ||
+ | |||
+ | Не веря в способность социалистов остановить фашизм, Тухольский стал поддерживать компартию и в 1928–31 гг. публиковал свои произведения в ее газете «Арбайтер иллюстрирте Цайтунг» (к 1933 г. Тухольский разочаровался и в коммунистах, придя к выводу, что [[Сталин|И. Сталин]] немногим отличается от [[Гитлер, Адольф|А. Гитлера]]). | ||
+ | |||
+ | В 1928 г. вышел сборник «В пять лошадиных сил», где были собраны стихи и фельетоны Тухольского, публиковавшиеся прежде в периодике под пятью псевдонимами, причем каждая литературная маска обладала своей индивидуальностью. | ||
+ | |||
+ | В 1929 г. был выпущен сборник «Улыбка Моны Лизы», пользовавшийся, как и первый, огромным успехом. | ||
+ | |||
+ | Иллюстрированный сборник «Германия, Германия превыше всего» (1929) вызвал не только яростные нападки идеологов [[Национал-Социализм|национал-социализма]], но и критические отзывы ряда левых интеллектуалов. | ||
+ | |||
+ | Последний прижизненный сборник Тухольского с красноречивым названием «Учись смеяться, не плача» вышел в 1932 г. | ||
+ | |||
+ | После этого Тухольский прекратил публиковаться, так как, в отличие от [[Манн, Томас|Т. Манна]] и других немецких эмигрантов, был убежден, что фашизм победил в Германии надолго, а гуманистическая литература бессильна изменить взгляды немецкого народа (всех немцев, не эмигрировавших после 1933 г., он причислял к фашистам). | ||
+ | |||
+ | От издания на иностранных языках Тухольский также отказывался, считая, что его произведения, написанные на берлинском диалекте, непереводимы. | ||
+ | |||
+ | 10 мая 1933 г. книги Тухольского были сожжены нацистами; 23 августа он был лишен гражданства за «антигерманскую деятельность». | ||
+ | |||
+ | С 1933 г. Тухольский жил в Швеции, где не имел права ни на работу, ни на политические высказывания; вскоре после того, как его просьба о предоставлении шведского гражданства была отклонена, Тухольский покончил с собой. | ||
+ | == Отношение Тухольского == | ||
+ | === К Германии === | ||
+ | |||
+ | Как и [[Гейне, Генрих|Г. Гейне]], с которым его часто сравнивают, Тухольский относился к Германии с той «любовью-ненавистью», которая проявилась в беспощадном осмеянии немецкого милитаризма, казенщины, мещанства, чуждого каких-либо гуманистических идеалов («Немцы — народ судей и палачей, а не поэтов и мыслителей»). | ||
+ | === К еврейству === | ||
+ | |||
+ | С не меньшей резкостью Тухольский относился и к еврейству (см. [[Немецкая литература. Вклад евреев в немецкую литературу]]). Он никогда не скрывал своего еврейского происхождения, но ощущал себя скорее немцем, чем евреем. | ||
+ | |||
+ | Его часто обвиняли в мазохистской ненависти к еврейству, особенно за сатирический образ еврейско-немецкого филистера, господина Вендринера. | ||
+ | |||
+ | Однако этот образ не однозначен: если первые монологи Вендринера — лишь забавные юмористические зарисовки, то последние скетчи серии (особенно «Господин Вендринер при диктатуре», 1932) беспощадны к еврею, готовому восхищаться фашистскими шествиями и «новым порядком», оправдывать антисемитизм по отношению к польским евреям, лишь бы сохранить свой бизнес. | ||
+ | |||
+ | По мнению Тухольского, уважения достойны только десять процентов евреев, покинувших Германию после установления фашистского режима (письмо к [[Цвейг, Арнольд|А. Цвейгу]] от 15 декабря 1935 г.). | ||
+ | == Признание == | ||
+ | |||
+ | Посмертно Тухольский признан самым выдающимся немецким сатириком 1-й половины 20 в. | ||
+ | |||
+ | Начиная с 1950-х гг., его произведения многократно издавались в оригинале и в переводе на многие языки; выходили пластинки с песнями на его слова. Его творчеству посвящен ряд статей и монографий. | ||
{{ElevenCopyRight|14186|ТУХОЛЬСКИЙ Курт}} | {{ElevenCopyRight|14186|ТУХОЛЬСКИЙ Курт}} |
Версия 17:12, 9 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Тухольский, Курт (Tucholsky, Kurt; 1890, Берлин, – 1935, Хиндос, Швеция), немецкий писатель-сатирик и публицист.
Содержание |
Биографические сведения
Отец Тухольского, состоятельный коммерсант, отличался незаурядными литературными способностями и чувством юмора, которые унаследовал и сын.
Уже в 1907 г. Тухольский опубликовал первое сатирическое произведение «Сказки», где высмеивались отсталые художественные вкусы Вильгельма II.
В 1909 г. Тухольский поступил на юридический факультет Берлинского университета, затем учился в Женевском и Йенском университетах (окончил в 1914 г. со степенью доктора юридических наук).
В 1911 г. он формально вышел из еврейской общины, а в 1916 г. перешел в протестантство.
Творчество
В 1912 г. вышло первое произведение Тухольского «Райнсберг. Иллюстрированная книга для влюбленных» — остроумная и меланхоличная идиллия, выдержавшая к 1933 г. сто переизданий.
С 1913 г. Тухольский сотрудничал в журнале «Шаубюне» (позднее переименован в «Вельтбюне») — органе свободомыслящей левой интеллигенции; главный редактор журнала З. Якобсон (1881–1926), по признанию писателя, сыграл значительную роль в совершенствовании его литературного мастерства.
В 1915–16 гг. Тухольский был на фронте; в 1916 г. его перевели в военную библиотеку, вскоре он стал корреспондентом армейской газеты.
Хотя его статьи не противоречили официозным требованиям, уже в начале Первой мировой войны Тухольскому претил военный угар, а к ее концу он стал пацифистом и социалистом.
В 1918–20 гг. Тухольский редактировал еженедельное сатирическое приложение к газете «Берлинер тагеблатт», где публиковал сатирические стихи и фельетоны.
В 1920-х гг. Тухольский был одним из наиболее популярных берлинских литераторов. Особым успехом пользовались его песни (музыка К. Вейля и других композиторов) и юморески, исполнявшиеся в театральном кабаре «Шум и дым», которым руководил М. Рейнхардт, и в других театрах.
Литературный труд не приносил стабильного дохода, поэтому в 1923 г. Тухольский поступил на службу в банк, продолжавшуюся около восьми месяцев.
Наблюдения этого периода стали основой сатирического цикла о господине Вендринере.
В 1924 г. Тухольский поселился в Париже, где работал корреспондентом «Вельтбюне» и других газет.
В 1926 г., после смерти З. Якобсона, Тухольский вернулся в Берлин и начал редактировать «Вельтбюне», но в 1927 г., передав редакторские полномочия К. Осецкому, снова уехал за границу.
Не веря в способность социалистов остановить фашизм, Тухольский стал поддерживать компартию и в 1928–31 гг. публиковал свои произведения в ее газете «Арбайтер иллюстрирте Цайтунг» (к 1933 г. Тухольский разочаровался и в коммунистах, придя к выводу, что И. Сталин немногим отличается от А. Гитлера).
В 1928 г. вышел сборник «В пять лошадиных сил», где были собраны стихи и фельетоны Тухольского, публиковавшиеся прежде в периодике под пятью псевдонимами, причем каждая литературная маска обладала своей индивидуальностью.
В 1929 г. был выпущен сборник «Улыбка Моны Лизы», пользовавшийся, как и первый, огромным успехом.
Иллюстрированный сборник «Германия, Германия превыше всего» (1929) вызвал не только яростные нападки идеологов национал-социализма, но и критические отзывы ряда левых интеллектуалов.
Последний прижизненный сборник Тухольского с красноречивым названием «Учись смеяться, не плача» вышел в 1932 г.
После этого Тухольский прекратил публиковаться, так как, в отличие от Т. Манна и других немецких эмигрантов, был убежден, что фашизм победил в Германии надолго, а гуманистическая литература бессильна изменить взгляды немецкого народа (всех немцев, не эмигрировавших после 1933 г., он причислял к фашистам).
От издания на иностранных языках Тухольский также отказывался, считая, что его произведения, написанные на берлинском диалекте, непереводимы.
10 мая 1933 г. книги Тухольского были сожжены нацистами; 23 августа он был лишен гражданства за «антигерманскую деятельность».
С 1933 г. Тухольский жил в Швеции, где не имел права ни на работу, ни на политические высказывания; вскоре после того, как его просьба о предоставлении шведского гражданства была отклонена, Тухольский покончил с собой.
Отношение Тухольского
К Германии
Как и Г. Гейне, с которым его часто сравнивают, Тухольский относился к Германии с той «любовью-ненавистью», которая проявилась в беспощадном осмеянии немецкого милитаризма, казенщины, мещанства, чуждого каких-либо гуманистических идеалов («Немцы — народ судей и палачей, а не поэтов и мыслителей»).
К еврейству
С не меньшей резкостью Тухольский относился и к еврейству (см. Немецкая литература. Вклад евреев в немецкую литературу). Он никогда не скрывал своего еврейского происхождения, но ощущал себя скорее немцем, чем евреем.
Его часто обвиняли в мазохистской ненависти к еврейству, особенно за сатирический образ еврейско-немецкого филистера, господина Вендринера.
Однако этот образ не однозначен: если первые монологи Вендринера — лишь забавные юмористические зарисовки, то последние скетчи серии (особенно «Господин Вендринер при диктатуре», 1932) беспощадны к еврею, готовому восхищаться фашистскими шествиями и «новым порядком», оправдывать антисемитизм по отношению к польским евреям, лишь бы сохранить свой бизнес.
По мнению Тухольского, уважения достойны только десять процентов евреев, покинувших Германию после установления фашистского режима (письмо к А. Цвейгу от 15 декабря 1935 г.).
Признание
Посмертно Тухольский признан самым выдающимся немецким сатириком 1-й половины 20 в.
Начиная с 1950-х гг., его произведения многократно издавались в оригинале и в переводе на многие языки; выходили пластинки с песнями на его слова. Его творчеству посвящен ряд статей и монографий.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТУХОЛЬСКИЙ Курт в ЭЕЭ