Тажер, Шломо
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Тажер, Шломо (ЭЕЭ)» в «Тажер, Шломо») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Тажер, Шломо''' (Таджер; 1866, Иерусалим, – 1935, Дамаск), раввин и общественный деятель. | + | '''Тажер, Шломо''' (Таджер; 1866, Иерусалим, – 1935, Дамаск), раввин и общественный деятель. |
+ | == Биографические сведения == | ||
- | Вскоре Тажер стал духовным главой бухарских евреев Туркестанского края («духовный представитель азиатских евреев»). В этой должности он не только управлял религиозными делами бухарско-еврейской общины края, но и защищал интересы этой общины перед российскими властями. Тажер также способствовал прекращению конфликтов между мусульманами и местными евреями. В 1905–1906 гг. он содействовал прекращению межконфессиональной вражды, возникшей из-за недоразумения. Евреи продавали мусульманам мясо, которое оставалось после [[Убой Ритуальный|убоя ритуального]] (нутряной жир /хелев/ и часть туши с неизвлеченным седалищным нервом /гид hа-наше/, см. [[Кашрут]]) и которое они сами не употребляли. Тажер способствовал возвращению в иудаизм бежавших из Бухарского эмирата [[Чала|чала]] (многие из них находили убежище в его доме). | + | Его отец — раввин Моше Тажер — возглавлял сефардский [[Бет-Дин|бет-дин]] Иерусалима. |
+ | |||
+ | Религиозное образование Тажер получил в [[Иешива|иешивах]] Иерусалима. Затем несколько лет путешествовал по Западной Европе. Владел 12 языками. | ||
+ | |||
+ | После женитьбы в 1889 г. на [[Бухарские Евреи|бухарской еврейке]] Тажер сблизился с иерусалимской общиной бухарских евреев. | ||
+ | |||
+ | В 1898 г. Тажер с семьей переехал в Самарканд, куда был приглашен на место частного учителя. | ||
+ | |||
+ | С 1900 г. преподавал в Туземном еврейском училище, открытом русскими властями для бухарских евреев. | ||
+ | |||
+ | В 1901–1902 гг. исполнял обязанности раввина местных евреев Самарканда. | ||
+ | |||
+ | В 1903 г. был приглашен ташкентской общиной бухарских евреев на должность раввина. В Ташкенте Тажер организовал и возглавил раввинский суд, а также преподавал в частном училище для бухарских евреев. | ||
+ | |||
+ | Поддерживая тесные связи с сефардской верхушкой Иерусалима, Тажер фактически являлся [[Посланцы Эрец-Исраэль|посланцем Эрец-Исраэль]]: собирал пожертвования для иерусалимских религиозных учреждений и приглашал оттуда преподавателей для учебных заведений бухарских евреев Туркестана. | ||
+ | |||
+ | Ему также были близки интересы нового [[Ишув|ишува]] — так, Тажер организовал в местной общине сбор средств для гимназии «Герцлия» в [[Яффа|Яффе]] (см. [[Земля Израиля|Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк]]). | ||
+ | |||
+ | Вскоре Тажер стал духовным главой бухарских евреев Туркестанского края («духовный представитель азиатских евреев»). В этой должности он не только управлял религиозными делами бухарско-еврейской общины края, но и защищал интересы этой общины перед российскими властями. | ||
+ | |||
+ | Тажер также способствовал прекращению конфликтов между мусульманами и местными евреями. | ||
+ | |||
+ | В 1905–1906 гг. он содействовал прекращению межконфессиональной вражды, возникшей из-за недоразумения. Евреи продавали мусульманам мясо, которое оставалось после [[Убой Ритуальный|убоя ритуального]] (нутряной жир /хелев/ и часть туши с неизвлеченным седалищным нервом /гид hа-наше/, см. [[Кашрут]]) и которое они сами не употребляли. | ||
+ | Тажер способствовал возвращению в иудаизм бежавших из Бухарского эмирата [[Чала|чала]] (многие из них находили убежище в его доме). | ||
После долгой и сложной борьбы (1905–12) Тажеру удалось добиться от русской администрации нескольких отсрочек, а затем и фактической отмены постановления о выселении евреев — подданных бухарского хана — из пределов Российской империи. В 1910 г. евреям-«иностранцам» разрешили проживать в шести городах, объявленных пограничными пунктами (к Оше, Катта-Кургану и Петро-Александровску стараниями Тажера добавили Коканд, Маргилан, Самарканд). Для продвижения своего ходатайства Тажер семь раз ездил в Петербург, где встречался с министрами и крупнейшими русскими фабрикантами, торговыми партнерами бухарских евреев — купцов и промышленников. Его общественная деятельность вызвала гнев местной администрации, и в результате в 1911 г. Тажер был выслан в Коканд. Занимая там должность раввина, он продолжал отстаивать права бухарских евреев края, чем вызвал новые репрессии со стороны российской администрации. Тажер был лишен российского подданства и как подданный Османской империи после начала Первой мировой войны выслан из пределов Российской империи. | После долгой и сложной борьбы (1905–12) Тажеру удалось добиться от русской администрации нескольких отсрочек, а затем и фактической отмены постановления о выселении евреев — подданных бухарского хана — из пределов Российской империи. В 1910 г. евреям-«иностранцам» разрешили проживать в шести городах, объявленных пограничными пунктами (к Оше, Катта-Кургану и Петро-Александровску стараниями Тажера добавили Коканд, Маргилан, Самарканд). Для продвижения своего ходатайства Тажер семь раз ездил в Петербург, где встречался с министрами и крупнейшими русскими фабрикантами, торговыми партнерами бухарских евреев — купцов и промышленников. Его общественная деятельность вызвала гнев местной администрации, и в результате в 1911 г. Тажер был выслан в Коканд. Занимая там должность раввина, он продолжал отстаивать права бухарских евреев края, чем вызвал новые репрессии со стороны российской администрации. Тажер был лишен российского подданства и как подданный Османской империи после начала Первой мировой войны выслан из пределов Российской империи. |
Версия 18:57, 5 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Тажер, Шломо (Таджер; 1866, Иерусалим, – 1935, Дамаск), раввин и общественный деятель.
Биографические сведения
Его отец — раввин Моше Тажер — возглавлял сефардский бет-дин Иерусалима.
Религиозное образование Тажер получил в иешивах Иерусалима. Затем несколько лет путешествовал по Западной Европе. Владел 12 языками.
После женитьбы в 1889 г. на бухарской еврейке Тажер сблизился с иерусалимской общиной бухарских евреев.
В 1898 г. Тажер с семьей переехал в Самарканд, куда был приглашен на место частного учителя.
С 1900 г. преподавал в Туземном еврейском училище, открытом русскими властями для бухарских евреев.
В 1901–1902 гг. исполнял обязанности раввина местных евреев Самарканда.
В 1903 г. был приглашен ташкентской общиной бухарских евреев на должность раввина. В Ташкенте Тажер организовал и возглавил раввинский суд, а также преподавал в частном училище для бухарских евреев.
Поддерживая тесные связи с сефардской верхушкой Иерусалима, Тажер фактически являлся посланцем Эрец-Исраэль: собирал пожертвования для иерусалимских религиозных учреждений и приглашал оттуда преподавателей для учебных заведений бухарских евреев Туркестана.
Ему также были близки интересы нового ишува — так, Тажер организовал в местной общине сбор средств для гимназии «Герцлия» в Яффе (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк).
Вскоре Тажер стал духовным главой бухарских евреев Туркестанского края («духовный представитель азиатских евреев»). В этой должности он не только управлял религиозными делами бухарско-еврейской общины края, но и защищал интересы этой общины перед российскими властями.
Тажер также способствовал прекращению конфликтов между мусульманами и местными евреями.
В 1905–1906 гг. он содействовал прекращению межконфессиональной вражды, возникшей из-за недоразумения. Евреи продавали мусульманам мясо, которое оставалось после убоя ритуального (нутряной жир /хелев/ и часть туши с неизвлеченным седалищным нервом /гид hа-наше/, см. Кашрут) и которое они сами не употребляли. Тажер способствовал возвращению в иудаизм бежавших из Бухарского эмирата чала (многие из них находили убежище в его доме).
После долгой и сложной борьбы (1905–12) Тажеру удалось добиться от русской администрации нескольких отсрочек, а затем и фактической отмены постановления о выселении евреев — подданных бухарского хана — из пределов Российской империи. В 1910 г. евреям-«иностранцам» разрешили проживать в шести городах, объявленных пограничными пунктами (к Оше, Катта-Кургану и Петро-Александровску стараниями Тажера добавили Коканд, Маргилан, Самарканд). Для продвижения своего ходатайства Тажер семь раз ездил в Петербург, где встречался с министрами и крупнейшими русскими фабрикантами, торговыми партнерами бухарских евреев — купцов и промышленников. Его общественная деятельность вызвала гнев местной администрации, и в результате в 1911 г. Тажер был выслан в Коканд. Занимая там должность раввина, он продолжал отстаивать права бухарских евреев края, чем вызвал новые репрессии со стороны российской администрации. Тажер был лишен российского подданства и как подданный Османской империи после начала Первой мировой войны выслан из пределов Российской империи.
Тажер перевез семью в Иерусалим и отправился в Германию, где окончил Берлинский университет со степенью доктора философии (1919). В 1921–24 гг. Тажер занимал должность раввина Бейрута, а в 1924–29 гг. — Дамаска. Здесь Тажер также занимался общественной деятельностью, во многом благодаря его усилиям были предотвращены еврейские погромы в Дамаске во время так называемого национального восстания (1925–27), направленного против французских мандатных властей. Как в Средней Азии, так и на Ближнем Востоке Тажер способствовал распространению иврита в местных еврейских общинах.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТАЖЕР Шломо в ЭЕЭ