Иудаизм в революционное время до 1922 г.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
м (Замена текста — « ха-» на « hа-»)
Строка 34: Строка 34:
Органы советской власти и Евсекция активизировали наступление на иудаизм. В декабре 1920 г. Центральный Еврейский отдел Наркомпроса принял решение о начале кампании против [[хедер]]ов и [[ешива|иешив]]. В декрете говорилось: «... дети должны быть освобождены из ужасной тюрьмы, от полной умственной деградации и физического вырождения», подчеркивалась необходимость найти для кампании поддержку в широкой еврейской среде, привлекая к этому еврейских комсомольцев. По всем районам бывшей черты оседлости создавались комитеты еврейских коммунистов для ликвидации хедеров; было организовано несколько публичных показательных процессов над иудаизмом и религиозным обучением. На первом таком процессе (Витебск, 12–18 января 1921 г.) вынесение обвинительного приговора еврейскому религиозному начальному образованию было обеспечено с самого начала и обстановкой в зале суда, и подобранным составом судей, экспертов, свидетелей и т. д. В речи прокурора отмечалось, что ни у одного народа нет подобной системы обучения. Для очернения хедеров использовались цитаты из произведений авторов Хаскалы. В защиту хедера осмелился выступить только бывший витебский казенный раввин Х. Меламед, заявивший, что благодаря хедерам еврейские дети получали лучшее образование, чем дети окружающих их народов. В приговоре суда говорилось: «Хедеры должны быть закрыты по возможности в кратчайшие сроки, а дети отправлены в еврейские школы с преподаванием на идиш».  
Органы советской власти и Евсекция активизировали наступление на иудаизм. В декабре 1920 г. Центральный Еврейский отдел Наркомпроса принял решение о начале кампании против [[хедер]]ов и [[ешива|иешив]]. В декрете говорилось: «... дети должны быть освобождены из ужасной тюрьмы, от полной умственной деградации и физического вырождения», подчеркивалась необходимость найти для кампании поддержку в широкой еврейской среде, привлекая к этому еврейских комсомольцев. По всем районам бывшей черты оседлости создавались комитеты еврейских коммунистов для ликвидации хедеров; было организовано несколько публичных показательных процессов над иудаизмом и религиозным обучением. На первом таком процессе (Витебск, 12–18 января 1921 г.) вынесение обвинительного приговора еврейскому религиозному начальному образованию было обеспечено с самого начала и обстановкой в зале суда, и подобранным составом судей, экспертов, свидетелей и т. д. В речи прокурора отмечалось, что ни у одного народа нет подобной системы обучения. Для очернения хедеров использовались цитаты из произведений авторов Хаскалы. В защиту хедера осмелился выступить только бывший витебский казенный раввин Х. Меламед, заявивший, что благодаря хедерам еврейские дети получали лучшее образование, чем дети окружающих их народов. В приговоре суда говорилось: «Хедеры должны быть закрыты по возможности в кратчайшие сроки, а дети отправлены в еврейские школы с преподаванием на идиш».  
-
Следующим был процесс в Киеве в 1921 г. в Рош ха-Шана, проходивший в здании бывшего окружного суда, где в 1913 г. слушалось дело М. Бейлиса. Процесс напоминал спектакль, в котором переодетые коммунисты выступали в ролях раввина и еврейского буржуя. Хотя публика в зале в основном состояла из еврейских коммунистов, грубое издевательство над иудаизмом неоднократно вызывало бурное возмущение. Еврейский общественный деятель М. Розенблат сравнивал организаторов процесса с устроителями дела Бейлиса: «... вы как истые антисемиты и ненавистники евреев повторяете те же наветы на еврейскую религию и на еврейские духовные ценности», — после чего по указанию председателя суда М. Розенблат был арестован, а суд вынес «смертный приговор» еврейской религии. Затем последовал суд в Ростове-на-Дону (1921 г.) над иешиботом, основанным бежавшими из Любавичей хасидами Хабада. По решению суда иешибот был закрыт. В скором времени хедеры и иешивы были запрещены, началась кампания закрытия синагог под предлогом необходимости использования их зданий для общественных целей.
+
Следующим был процесс в Киеве в 1921 г. в Рош -Шана, проходивший в здании бывшего окружного суда, где в 1913 г. слушалось дело М. Бейлиса. Процесс напоминал спектакль, в котором переодетые коммунисты выступали в ролях раввина и еврейского буржуя. Хотя публика в зале в основном состояла из еврейских коммунистов, грубое издевательство над иудаизмом неоднократно вызывало бурное возмущение. Еврейский общественный деятель М. Розенблат сравнивал организаторов процесса с устроителями дела Бейлиса: «... вы как истые антисемиты и ненавистники евреев повторяете те же наветы на еврейскую религию и на еврейские духовные ценности», — после чего по указанию председателя суда М. Розенблат был арестован, а суд вынес «смертный приговор» еврейской религии. Затем последовал суд в Ростове-на-Дону (1921 г.) над иешиботом, основанным бежавшими из Любавичей хасидами Хабада. По решению суда иешибот был закрыт. В скором времени хедеры и иешивы были запрещены, началась кампания закрытия синагог под предлогом необходимости использования их зданий для общественных целей.
== "Красные раввины" ==
== "Красные раввины" ==

Версия 17:54, 5 декабря 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Основная статья: Иудаизм в СССР

Содержание

1917-1919

Первые месяцы после прихода к власти большевики были заняты укреплением своего положения и не вели какой-либо определенной политики в отношении еврейских партий, общественных организаций и религиозных общин. 20 января 1918 г. был образован Еврейский комиссариат во главе с Ш. Диманштейном в составе Народного комиссариата по делам национальностей (Наркомнац). В течение 1918 г. было открыто 13 местных еврейских комиссариатов. В это время среди работников Еврейского комиссариата было много сторонников автономизма (в основном членов По‘алей Цион), требовавших создания местных еврейских советов «для укрепления советской власти и борьбы с национальной буржуазией» и созыва Всероссийской еврейской конференции для определения организации форм еврейской жизни и для избрания комиссара по еврейским делам.

Съезд еврейских общин

30 июня – 4 июля 1918 г. в Москве проходил 1-й Съезд еврейских общин, избранных демократическим путем в 1917 г. – начале 1918 г. Помимо делегатов от общин в работе съезда принимали участие представители политических партий, за исключением Бунда и Объединенной еврейской социалистической рабочей партии, которые бойкотировали съезд. Съезд избрал руководящий орган — Центральное бюро еврейских общин, которому было поручено координировать работу еврейских учреждений и создать предпосылки для еврейской национальной автономии. В состав центрального бюро вошло шестнадцать сионистов, шесть представителей Бунда, пять — Агуддат Исраэль, три — Объединенной еврейской социалистической рабочей партии, три — По‘алей Цион, два — Фолкспартей, один — Еврейской народной группы и четыре — беспартийных. Но решения съезда остались неосуществленными из-за решительных действий большевистских властей в отношении еврейской национальной жизни. В июне 1919 г. еврейский комиссариат издал декрет, подписанный одним из его руководителей Ш. Агурским и одобренный народным комиссаром по делам национальностей И. Сталиным, о ликвидации Центрального бюро и закрытии общин на местах с передачей всех общинных средств и имущества местным еврейским комиссариатам.

Евсекция

В июле 1918 г. в Орле была организована первая Евсекция при местном отделении РКП(б). Евсекции стали организовываться по всей стране. В октябре 1918 г. евсекции совместно с еврейскими комиссариатами провели в Москве свою первую конференцию, в которой участвовало 64 делегата, в том числе беспартийные еврейские учителя, но без права голоса, за исключением вопросов, касающихся еврейского образования. В решениях конференции подчеркивалось, что невозможны никакие элементы еврейской автономии, что евсекции не представляют из себя ничего обособленного от РКП(б), не преследуют никаких национальных задач, а борются за установление «диктатуры пролетариата на еврейской улице». Говорилось, что идиш не является самоцелью, что он необходим лишь как средство общения с еврейскими народными массами на их родном языке. Коммунисты, участвовавшие в работе конференции, создали свою фракцию, избравшую центральное бюро Евсекции (главным образом из членов Еврейского комиссариата) под председательством Ш. Диманштейна. Летом 1918 г. еврейские коммунисты, поддержанные центральными властями, начали кампанию против еврейской культуры и религии. В декрете Еврейского комиссариата 19 августа 1918 г. провозглашалось, что в еврейских школах языком обучения должен быть идиш, преподавание иврита было резко сокращено, подчеркивалось, что «религия должна быть полностью исключена из еврейских народных школ».

По настоянию Евсекции в начале 1919 г. Еврейский комиссариат издал декрет, объявлявший иврит «языком реакции и контрреволюции» и предписывавший преподавание в еврейских школах на языке идиш. Сионисты выступили с решительным протестом. Делегация во главе с раввином Я. Мазе посетила народного комиссара просвещения А. Луначарского, который заявил, что считает актом вандализма объявление какого-либо языка контрреволюционным. Делегация сионистского Центрального комитета во главе с Ю. Бруцкусом встретилась с председателем ВЦИК М. Калининым. Результатом этой встречи был декрет ВЦИКа, предписывавший всем органам советской власти не препятствовать деятельности сионистов. Но 30 августа 1919 г. по требованию заместителя А. Луначарского историка М. Покровского Наркомпрос принял решение запретить преподавание иврита во всех учебных заведениях.

В своей борьбе с иудаизмом Евсекция опиралась на еврейских комсомольцев. В различных городах устраивались красные седеры в Песах. В Витебске в 1920 г. был организован «иомкиппурник» с праздничным шествием по улицам города. Многие не согласные с этой политикой раввины, еврейские религиозные и общественные деятели были арестованы.

Кампания против хедеров и ешив

Органы советской власти и Евсекция активизировали наступление на иудаизм. В декабре 1920 г. Центральный Еврейский отдел Наркомпроса принял решение о начале кампании против хедеров и иешив. В декрете говорилось: «... дети должны быть освобождены из ужасной тюрьмы, от полной умственной деградации и физического вырождения», подчеркивалась необходимость найти для кампании поддержку в широкой еврейской среде, привлекая к этому еврейских комсомольцев. По всем районам бывшей черты оседлости создавались комитеты еврейских коммунистов для ликвидации хедеров; было организовано несколько публичных показательных процессов над иудаизмом и религиозным обучением. На первом таком процессе (Витебск, 12–18 января 1921 г.) вынесение обвинительного приговора еврейскому религиозному начальному образованию было обеспечено с самого начала и обстановкой в зале суда, и подобранным составом судей, экспертов, свидетелей и т. д. В речи прокурора отмечалось, что ни у одного народа нет подобной системы обучения. Для очернения хедеров использовались цитаты из произведений авторов Хаскалы. В защиту хедера осмелился выступить только бывший витебский казенный раввин Х. Меламед, заявивший, что благодаря хедерам еврейские дети получали лучшее образование, чем дети окружающих их народов. В приговоре суда говорилось: «Хедеры должны быть закрыты по возможности в кратчайшие сроки, а дети отправлены в еврейские школы с преподаванием на идиш».

Следующим был процесс в Киеве в 1921 г. в Рош hа-Шана, проходивший в здании бывшего окружного суда, где в 1913 г. слушалось дело М. Бейлиса. Процесс напоминал спектакль, в котором переодетые коммунисты выступали в ролях раввина и еврейского буржуя. Хотя публика в зале в основном состояла из еврейских коммунистов, грубое издевательство над иудаизмом неоднократно вызывало бурное возмущение. Еврейский общественный деятель М. Розенблат сравнивал организаторов процесса с устроителями дела Бейлиса: «... вы как истые антисемиты и ненавистники евреев повторяете те же наветы на еврейскую религию и на еврейские духовные ценности», — после чего по указанию председателя суда М. Розенблат был арестован, а суд вынес «смертный приговор» еврейской религии. Затем последовал суд в Ростове-на-Дону (1921 г.) над иешиботом, основанным бежавшими из Любавичей хасидами Хабада. По решению суда иешибот был закрыт. В скором времени хедеры и иешивы были запрещены, началась кампания закрытия синагог под предлогом необходимости использования их зданий для общественных целей.

"Красные раввины"

Предпринимались попытки вызвать раскол среди религиозных евреев и в синагогальных структурах изнутри. Один из руководителей Сетмасса раввин А. Житник (1890–?) при участии М. Рафеса осуществил летом 1919 г. разгром еврейской религиозной общины Киева, провозгласил себя «красным раввином» и начал организовывать «красные общины», которые вели коммунистическую пропаганду, отмечали в синагогах советские праздники, но в то же время раздавали мацу и кашерное мясо. «Красные общины» не пользовались популярностью среди религиозных евреев.


Примечания


Ссылки

Статья «Советский Союз. Октябрьская революция и гражданская война (1917–21 гг.)» в Электронной еврейской энциклопедии

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация