Кёльн (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (→Рост антисемитизма) |
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «а-Кохен» на «а-Коhен») |
||
Строка 56: | Строка 56: | ||
В 13 в. в Кёльне жили рабби [[Элиэзер Бен Иоэль hа-Леви Из Бонна|Элиэзер бен Иоэль hа-Леви]] из Бонна, составитель галахического компендиума «Равия» (акроним имени автора), один из [[Хасидей Ашкеназ]] — рабби Иехиэль бен Ури (1210–64), его сын рабби [[Ашер Бен Иехиэль|Ашер бен Иехиэль]] и другие, а также талмудист и литургический поэт Шмуэль бен Менахем — учитель [[Меир Бен Барух Из Ротенбурга|Меира бен Баруха из Ротенбурга]]. | В 13 в. в Кёльне жили рабби [[Элиэзер Бен Иоэль hа-Леви Из Бонна|Элиэзер бен Иоэль hа-Леви]] из Бонна, составитель галахического компендиума «Равия» (акроним имени автора), один из [[Хасидей Ашкеназ]] — рабби Иехиэль бен Ури (1210–64), его сын рабби [[Ашер Бен Иехиэль|Ашер бен Иехиэль]] и другие, а также талмудист и литургический поэт Шмуэль бен Менахем — учитель [[Меир Бен Барух Из Ротенбурга|Меира бен Баруха из Ротенбурга]]. | ||
- | В Кёльне некоторое время жил Александр Зюслин hа- | + | В Кёльне некоторое время жил Александр Зюслин hа-Коhен из Франкфурта (умер мученической смертью в 1349 г. в Эрфурте). Абрахам бен Александр из Кёльна (13 в.) был представителем каббалистической школы (см. [[Каббала]]). |
В 1295–96 гг. Натан бен Шимон переписал в Кёльне Яд hа-хазака [[Маймонид|Маймонида]] (рукопись хранится в Будапеште как прекрасный образец ашкеназской каллиграфии и миниатюры). | В 1295–96 гг. Натан бен Шимон переписал в Кёльне Яд hа-хазака [[Маймонид|Маймонида]] (рукопись хранится в Будапеште как прекрасный образец ашкеназской каллиграфии и миниатюры). |
Версия 17:43, 5 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Кёльн, город в Западной Германии. Основан в 50 г. н. э. как Колония Агриппина на месте римского военного лагеря, существовавшего в 38 г. до н. э.
Содержание |
Первые упоминания
Евреи поселились в Кёльне, по-видимому, задолго до того, как христианство стало господствующей религией Римской империи. Первые официальные документы о евреях Кёльна — декреты императора Константина от 321 г. и 331 г., облагавшие их тяжелыми податями.
Одиннадцатый - четырнадцатый век
Следующие из дошедших до нас сведений восходят к 11–14 вв. Евреи жили в квартале между ратушей и церковью святого Лаврентия, хотя имели право проживать и в других частях Кёльна и владеть недвижимостью.
Богато украшенная синагога в квартале еврейском, построенная в 1012 г. или 1040 г., трижды восстанавливалась, а после изгнания евреев из Кёльна в 1424 г. была превращена в часовню. (Во время Второй мировой войны при взрыве бомбы открылся ее фундамент и под местом, где находилась бима, была обнаружена гениза с уникальными рукописями.)
В квартале имелся также зал для свадебных торжеств. Кладбище у городских ворот, действовавшее до конца 17 в., обнаружили в 1930-х гг., а микве расчистили и частично восстановили при раскопках 1956–57 гг.
Общиной руководил главный раввин, избираемый ежегодно, и совет из 12 даянов. Евреи занимались торговлей, главным образом, шерстью, кожей, мехами и драгоценностями. На ярмарки в Кёльн стекались евреи из разных мест, даже с Украины.
Во время 1-го крестового похода погибло большинство еврейского населения Кёльна.
При 2-м крестовом походе евреев взял под защиту архиепископ Арнольд, но их экономическое и правовое положение было поколеблено, так как они попали под власть архиепископов, которые за охранные грамоты, гарантирующие свободу торговли и вероисповедания, защиту от крещения насильственного и право обращаться в бет-дин, взимали с общины большие налоги.
Каменная плита с текстом охранной грамоты, дарованная в 1266 г. архиепископом Энгельбертом II, поныне сохраняется на стене собора.
В начале 14 в. власть в Кёльне перешла в руки именитых старейшин, и в 1321 г. городские евреи за огромный взнос получили охранную грамоту на 10-летний срок.
При эпидемии чумы (см. «Чёрная смерть») в 1349 г., когда чернь напала на еврейский квартал, многие евреи Кёльна подожгли свои дома и погибли в огне, а остальные были убиты. В 1372 г. евреи вновь поселились в Кёльне, где жили до изгнания в 1424 г.
Духовный центр
В средние века Кёльн славился как один из ашкеназского (см. Ашкеназы) еврейства с собственной школой талмудистов (см. Талмуд) и особой литургией.
В 12 в. здесь жили литургические поэты Элиэзер бен Шимшон (родился, по-видимому, в 1132 г.) и рабби Иоэль бен Ицхак hа-Леви (1115?–1200), тосафист (см. Тосафот) рабби Шмуэль бен Натронай (родился в 1100 г. или 1110 г. – умер не позднее 1175 г.), летописец 2-го крестового похода Эфраим бен Яаков из Бонна (родился в 1132 г. – умер не ранее 1196 г.), сын которого был убит на улице в 1171 г. (надгробный камень сохранился до наших дней).
В 13 в. в Кёльне жили рабби Элиэзер бен Иоэль hа-Леви из Бонна, составитель галахического компендиума «Равия» (акроним имени автора), один из Хасидей Ашкеназ — рабби Иехиэль бен Ури (1210–64), его сын рабби Ашер бен Иехиэль и другие, а также талмудист и литургический поэт Шмуэль бен Менахем — учитель Меира бен Баруха из Ротенбурга.
В Кёльне некоторое время жил Александр Зюслин hа-Коhен из Франкфурта (умер мученической смертью в 1349 г. в Эрфурте). Абрахам бен Александр из Кёльна (13 в.) был представителем каббалистической школы (см. Каббала).
В 1295–96 гг. Натан бен Шимон переписал в Кёльне Яд hа-хазака Маймонида (рукопись хранится в Будапеште как прекрасный образец ашкеназской каллиграфии и миниатюры).
Шестнадцатый век
В 16 в. Кёльн был центром спора между Иохананом Пфефферкорном и Иохананом Рейхлином об отношении к Талмуду.
В ходе диспутов были опубликованы книги и брошюры со старопечатными еврейскими текстами. В 1518 г. Иоганн Поткин, а в 1539 г. немецкий гебраист И. Бёшенштайн издали в Кёльне четырехъязычную псалтырь.
В 1553 г. были опубликованы книги Овадии и Ионы с рифмованным латинским переводом апостата (см. Отступничество) Иоганна (Ицхака hа-Леви), а в 1555 г. в его же переводе — философский словарь «Руах хен» («Дух очарования»), приписываемый Яакову Анатоли (конец 12 в. – начало 13 в.).
Восемнадцатый - девятнадцатый век
После аннексии Рейнских земель революционной Францией (1794) в Кёльне вновь стали селиться евреи. В 1856 г. им были предоставлены гражданские права, но лишь в 1861 г. (год открытия новой синагоги) была основана признанная законом еврейская община.
В 1880 г. в Кёльне проживало 4523 еврея, в 1900 г. — 9745 евреев. В 1893 г. Д. Вольфсон и М. Боденхеймер основали в Кёльне общество Ховевей Цион. После смерти Т. Герцля и избрания Д. Вольфсона президентом Сионистской организации центральный комитет последней был переведен в Кёльн.
Двадцатый век
К 1933 г. в Кёльне проживало около двадцати тысяч евреев (2,5% населения). 1 апреля 1933 г. был объявлен бойкот антиеврейский, от которого пострадали торговцы, банкиры, врачи, юристы и другие.
5 мая 1933 г. на Университетской площади сожгли еврейские книги. Евреи реагировали на это осторожными протестами, заверениями в лояльности, а позднее — массовой эмиграцией (к сентябрю 1939 г. эмигрировало 40% еврейского населения Кёльна).
В «Хрустальную ночь» в городе были уничтожены все синагоги, еврейские лавки и учреждения, многие евреи были брошены в тюрьмы и концлагеря.
В 1938 г. нацисты начали депортацию евреев Кёльна в Терезиенштадт, Лодзь, Ригу, Люблин, Минск и Освенцим.
Послевоенный период
Новая еврейская община, возникшая после Второй мировой войны, в 1946 г. насчитывала 600 человек.
Вторая половина двадцатого века
В 1959 г. была восстановлена синагога на Роонштрассе. В 1963–64 гг. муниципалитет Кёльна организовал выставку, отразившую двухтысячелетнюю историю и культуру евреев Рейнской области.
В 1984 г. в Кёльне проживало 1280 евреев. В Кёльне были учреждены еврейский музей и библиотека, молодежный центр, дом престарелых.
В 1993 г. еврейское население Кёльна составляло 2167 человек. В 1997 г., после приезда евреев из стран, образовавшихся после распада Советского Союза, в земле Северный Рейн–Вестфалия со столицей в Кёльне проживали 17 710 евреев.
В 1990-х гг. в Кёльне раз в два года проходил семинар «Евреи, христиане и мусульмане в одном мире», который собирал около 300 участников; в рамках семинара проходили теологические дискуссии, предпринимались попытки преодолеть рост антисемитских тенденций в мусульманской общине.
Рост антисемитизма
После начала «интифады ал-Акса» (см. Палестинская автономия) в Кёльне, как и в других городах Германии, прошли демонстрации с антисемитскими и антиизраильскими лозунгами. В Кёльне действовала экстремистская мусульманская организация «Халифат» — одна из крупнейших антисемитских группировок в стране; в декабре 2001 г. германские власти объявили ее вне закона
Двухтысячные годы
По численности еврейского населения Кёльн занимал в 2005 г. пятое место в Германии. На самом деле число евреев Кёльна значительно превышает число членов еврейской общины, так как многие эмигранты из России не регистрируются в ней.
Одна из быстро растущих еврейских организаций Кёльна, в которой насчитывается большое число выходцев из Украины и России, — Еврейский форум.
Организация связана с течениями реформистского (см. Реформизм в иудаизме) и консервативного иудаизма; она устраивает лекции, концерты, дискуссионные клубы, совместные встречи субботы.