Мордехай Бен Хиллел hа-Коhен
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Комментаторы и исследователи Талмуда» с помощью HotCat) |
Architect (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Мордехай Бен Хиллел hа-Кохен» в «Мордехай Бен Хиллел hа-Коhен»: Замена текста — «а-Кохен» на «а-Коhен») |
||
(3 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 19: | Строка 19: | ||
'''Мордехай Бен Гилель hа-Кохен''' (1240?, Германия, — 1298, Нюрнберг) — раввин и талмудист. | '''Мордехай Бен Гилель hа-Кохен''' (1240?, Германия, — 1298, Нюрнберг) — раввин и талмудист. | ||
- | Потомок [[Элиэзер Бен Иоэль hа-Леви Из Бонна|Элиэзера бен Иоэля hа-Леви]], родственник [[Ашер Бен Иехиэль|Ашера бен Иехиэля]], ученик [[Меир Бен Барух Из Ротенбурга|Меира бен Баруха из Ротенбурга]]. | + | Потомок [[Элиэзер Бен Иоэль hа-Леви Из Бонна|Элиэзера бен Иоэля hа-Леви]], родственник [[Ашер Бен Иехиэль|Ашера бен Иехиэля]], ученик [[Меир Бен Барух Из Ротенбурга|Меира бен Баруха из Ротенбурга]]. |
+ | |||
+ | Жил в Госляре, затем в [[Нюрнберг]]е, где погиб мученической смертью вместе со своей женой Зелдой и пятью детьми во время резни, устроенной рыцарем Риндфлейшем. | ||
- | == | + | == "Сефер Мордехай" == |
- | + | Мордехай бен Гилель известен как составитель галахического (см. [[Галаха]]) свода «Сефер Мордехай» («Книга Мордехая», также «Мордехай») в стиле [[Тосафот|тосафот]], представляющей собой глоссы к «Сефер hа-hалахот» [[Алфаси, Ицхак Бен Яаков|Ицхак Алфаси]]. Целью книги было, используя авторитет Алфаси, распространить труды по Галахе немецких и французских авторов. Многие из талмудических (см. [[Талмуд]]) авторитетов известны только благодаря тому, что их упоминает и цитирует Мордехай бен Гилель. Большой объем книги и связанные с этим трудности рукописного копирования привели к возникновению многочисленных вариантов, которые можно объединить в две основные версии — рейнскую и австрийскую. Австрийская версия книги «Мордехай», имевшая хождение в [[Австрия|Австрии]], [[Венгрия|Венгрии]] и Богемии, цитировала главным образом австрийские и английские авторитеты; рейнская — основывалась на суждениях талмудистов, живших в [[Германия|Германии]] и [[Франция|Франции]], и по объему была в три раза меньше австрийской. | |
- | Мордехай | + | == "Мордехай Катан" == |
В 1376 г. эльзасский раввин Шмуэль бен Ахарон Шлетштадт составил сокращенную рейнскую версию «Мордехай hа-катан» («Малый Мордехай»), добавив к этому свои глоссы «Хаггахот Мордехай» («Глоссы к Мордехаю») и некоторые отрывки из австрийской версии. Книгу «Мордехай» сокращали также более поздние переписчики и издатели. Впервые она была опубликована вместе с первым изданием Талмуда, а именно с трактатами «Брахот» и «Беца» (1483-84, Сончино, Италия), затем многократно переиздавалась, причем издатели, пытаясь примирить разные имевшиеся в их распоряжении версии, вносили новые расхождения в текст. В разных библиотеках мира сохранились рукописи и издания «Мордехая». Все они отличаются друг от друга и от первой, не сокращенной версии — так называемой «Мордехай hа-гадол» («Большой Мордехай»). Несмотря на запрет вводить галахические постановления, основываясь на книге «Мордехай», авторитет ее был очень высок, и ее использовали и цитировали такие известные талмудисты, как [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше Иссерлес]], [[Иссерлейн|Исраэль Иссерлейн]], [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосеф Каро]], Иосеф Оттоленги (см. [[Оттоленги, семья]]) и другие. | В 1376 г. эльзасский раввин Шмуэль бен Ахарон Шлетштадт составил сокращенную рейнскую версию «Мордехай hа-катан» («Малый Мордехай»), добавив к этому свои глоссы «Хаггахот Мордехай» («Глоссы к Мордехаю») и некоторые отрывки из австрийской версии. Книгу «Мордехай» сокращали также более поздние переписчики и издатели. Впервые она была опубликована вместе с первым изданием Талмуда, а именно с трактатами «Брахот» и «Беца» (1483-84, Сончино, Италия), затем многократно переиздавалась, причем издатели, пытаясь примирить разные имевшиеся в их распоряжении версии, вносили новые расхождения в текст. В разных библиотеках мира сохранились рукописи и издания «Мордехая». Все они отличаются друг от друга и от первой, не сокращенной версии — так называемой «Мордехай hа-гадол» («Большой Мордехай»). Несмотря на запрет вводить галахические постановления, основываясь на книге «Мордехай», авторитет ее был очень высок, и ее использовали и цитировали такие известные талмудисты, как [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше Иссерлес]], [[Иссерлейн|Исраэль Иссерлейн]], [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосеф Каро]], Иосеф Оттоленги (см. [[Оттоленги, семья]]) и другие. | ||
Строка 33: | Строка 35: | ||
{{ElevenCopyRight|12843|МОРДЕХАЙ БЕН ХИЛЛЕЛ hа-КОХЕН}} | {{ElevenCopyRight|12843|МОРДЕХАЙ БЕН ХИЛЛЕЛ hа-КОХЕН}} | ||
- | |||
[[Категория:Комментаторы и исследователи Талмуда]] | [[Категория:Комментаторы и исследователи Талмуда]] |
Текущая версия на 17:42, 5 декабря 2012
Регулярная исправленная статья | |
Мордехай Бен Гилель hа-Кохен (1240?, Германия, — 1298, Нюрнберг) — раввин и талмудист. Потомок Элиэзера бен Иоэля hа-Леви, родственник Ашера бен Иехиэля, ученик Меира бен Баруха из Ротенбурга.
Жил в Госляре, затем в Нюрнберге, где погиб мученической смертью вместе со своей женой Зелдой и пятью детьми во время резни, устроенной рыцарем Риндфлейшем.
"Сефер Мордехай"
Мордехай бен Гилель известен как составитель галахического (см. Галаха) свода «Сефер Мордехай» («Книга Мордехая», также «Мордехай») в стиле тосафот, представляющей собой глоссы к «Сефер hа-hалахот» Ицхак Алфаси. Целью книги было, используя авторитет Алфаси, распространить труды по Галахе немецких и французских авторов. Многие из талмудических (см. Талмуд) авторитетов известны только благодаря тому, что их упоминает и цитирует Мордехай бен Гилель. Большой объем книги и связанные с этим трудности рукописного копирования привели к возникновению многочисленных вариантов, которые можно объединить в две основные версии — рейнскую и австрийскую. Австрийская версия книги «Мордехай», имевшая хождение в Австрии, Венгрии и Богемии, цитировала главным образом австрийские и английские авторитеты; рейнская — основывалась на суждениях талмудистов, живших в Германии и Франции, и по объему была в три раза меньше австрийской.
"Мордехай Катан"
В 1376 г. эльзасский раввин Шмуэль бен Ахарон Шлетштадт составил сокращенную рейнскую версию «Мордехай hа-катан» («Малый Мордехай»), добавив к этому свои глоссы «Хаггахот Мордехай» («Глоссы к Мордехаю») и некоторые отрывки из австрийской версии. Книгу «Мордехай» сокращали также более поздние переписчики и издатели. Впервые она была опубликована вместе с первым изданием Талмуда, а именно с трактатами «Брахот» и «Беца» (1483-84, Сончино, Италия), затем многократно переиздавалась, причем издатели, пытаясь примирить разные имевшиеся в их распоряжении версии, вносили новые расхождения в текст. В разных библиотеках мира сохранились рукописи и издания «Мордехая». Все они отличаются друг от друга и от первой, не сокращенной версии — так называемой «Мордехай hа-гадол» («Большой Мордехай»). Несмотря на запрет вводить галахические постановления, основываясь на книге «Мордехай», авторитет ее был очень высок, и ее использовали и цитировали такие известные талмудисты, как Моше Иссерлес, Исраэль Иссерлейн, Иосеф Каро, Иосеф Оттоленги (см. Оттоленги, семья) и другие.
Кроме книги «Мордехай» сохранились написанный Мордехаем бен Гилельем трактат в стихах о законах кашрута и поэма о правилах огласовки (см. Иврит язык).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МОРДЕХАЙ БЕН ХИЛЛЕЛ hа-КОХЕН в ЭЕЭ