Тал, Иосеф
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Музыканты по алфавиту» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Музыканты Израиля» с помощью HotCat) |
||
Строка 83: | Строка 83: | ||
[[Категория:Персоналии:Израиль]] | [[Категория:Персоналии:Израиль]] | ||
[[Категория:Музыканты по алфавиту]] | [[Категория:Музыканты по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Музыканты Израиля]] |
Версия 16:38, 29 ноября 2012
Источник: | ||||||||
|
Тал (Грюнталь) Иосеф (Tal [Grünthal], Josef; 1910, Познань, ныне Польша, – 2008, Иерусалим), композитор, пианист и музыкальный деятель.
Содержание |
Биографические сведения
Отец Таля — раввин и лингвист. В 1911 г. семья переехала в Берлин, где отец стал также директором еврейского дома сирот.
В 1927–30 гг. учился в Берлинской Высшей академической музыкальной школе по классам арфы у М. Зааля, фортепьяно у Л. Крейцера (1884–1953) и А. Шнабеля и композиции у Х. Тиссена и П. Хиндемита.
Творчество
Исполнительская деятельность
Приехал в Эрец-Исраэль в 1934 г. В 1930–40-х гг. выступал как арфист оркестра и как пианист-солист, играл в сопровождении Израильского филармонического оркестра и Иерусалимского симфонического оркестра.
Был одним из ведущих пианистов ишува, первым в Эрец-Исраэль исполнил 1-й концерт для фортепьяно с оркестром Брамса.
С 1937 г. преподавал игру на фортепиано в Иерусалимской музыкальной академии, среди его учениц — Браха Эден (1928–2006), Наоми Шемер; в 1948–52 гг. был директором академии.
После войны изучал технику сочинения электронной музыки в студиях Парижа, Кёльна и Неаполя. С 1961 г. руководил созданным по его инициативе израильским Центром электронной музыки.
В 1965–73 гг. — заведующий кафедрой музыковедения Еврейского университета в Иерусалиме.
Композитор
Тал — один из лидеров израильской композиторской школы, он представляет направление, не базирующееся на фольклорных и традиционных мелодиях и ритмах, но применяющее додекафонию и экспрессионизм новой венской школы.
Сочинения Таля признаны в мире, его симфонии исполняются ведущими оркестрами Европы, в том числе Берлинским филармоническим оркестром.
Оперная музыка
Тал считается одним из создателей современной израильской оперы: в середине 1950-х гг. он сочинил оперы на библейские сюжеты «Саул в Эйн-Доре» и «Амнон и Тамар». Опера «Асмодей» (1970), в которой на основе талмудической (см. Талмуд) легенды воссозданы и противопоставлены образы мудрого царя Соломона и «царя злых духов» Асмодея, получила международное признание.
Ее премьера состоялась в Гамбурге (1971), а в 1976 г. она исполнялась в театре «Нью-Йорк Сити Опера».
В опере «Масада-67» (1972) — музыкальное воплощение истории Масады, содержащее параллели с событиями Шестидневной войны. Опера «Иосеф» (1995) — экспрессионистская драма по мотивам сочинений Ф. Кафки, продолжающая оперные традиции А. Берга.
Вокально-симфонический жанр
В вокально-симфонических жанрах Тал воплощает библейские и еврейские традиционные сюжеты (кантата «Радость матери» по Маккавеев книгам, 1948–49; «Суккот» на текст Э. Калира, 1955; оратория-реквием «Смерть Моисея», 1967).
В этих жанрах написаны «Вокальная музыка на стихи Г. Гейне» (1971), вокальная сцена «Эльза» (памяти Эльзы Ласкер-Шюлер, 1975), опера «Искушение» (1976) и другие.
Впервые Тал применил электронную технику в хореографической поэме «Эксодус» (1947), затем — в поэме «Исход» (1960).
В Первую симфонию (1952) и ее хореографический вариант, названный автором «У рек Вавилонских», Тал включил восточно-еврейские мотивы, заимствованные из сборников А. Ц. Идельсона.
Музыкальные сочинения для отдельных инсрументов
Тал создал шесть концертов для фортепиано (1947, 1953, 1956, 1962, 1964, 1970), Концерт для двух фортепиано (1981), Концерт для чембало и электронных инструментов (1964), а также концерты для других инструментов: альта (на еврейско-персидские темы, 1954), виолончели (1961), скрипки и виолончели, арфы (оба — 1970 г.) и большое число камерно-инструментальных сочинений: сонаты, Квинтет для духовых инструментов (1965), «Додекафонические эпизоды» для фортепиано (1962) и другие.
«Интрада» для арфы была обязательной для исполнения пьесой на 4-м Международном конкурсе арфистов в Иерусалиме (1970).
Признание заслуг
Тал удостоен премий И. Энгеля (1949 и 1957), Израильского филармонического оркестра (1959), Международного общества современной музыки (1954), Государственной премии Израиля (1970).
За исследовательскую и творческую деятельность в области электронной музыки композитор признан постоянным членом ЮНЕСКО (1967) и сотрудником Берлинской академии искусств (1969).