Тал, Иосеф
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (→Творческий путь) |
Марк (Обсуждение | вклад) (→Композитор) |
||
Строка 49: | Строка 49: | ||
Сочинения Таля признаны в мире, его симфонии исполняются ведущими оркестрами Европы, в том числе Берлинским филармоническим оркестром. | Сочинения Таля признаны в мире, его симфонии исполняются ведущими оркестрами Европы, в том числе Берлинским филармоническим оркестром. | ||
- | Тал считается одним из создателей современной израильской оперы: в середине 1950-х гг. он сочинил оперы на библейские сюжеты «Саул в Эйн-Доре» и «Амнон и Тамар». Опера «Асмодей» (1970), в которой на основе талмудической (см. [[Талмуд]]) легенды воссозданы и противопоставлены образы мудрого царя [[Соломон|Соломона]] и «царя злых духов» [[Асмодей|Асмодея]], получила международное признание | + | Тал считается одним из создателей современной израильской оперы: в середине 1950-х гг. он сочинил оперы на библейские сюжеты «Саул в Эйн-Доре» и «Амнон и Тамар». Опера «Асмодей» (1970), в которой на основе талмудической (см. [[Талмуд]]) легенды воссозданы и противопоставлены образы мудрого царя [[Соломон|Соломона]] и «царя злых духов» [[Асмодей|Асмодея]], получила международное признание. |
- | + | Ее премьера состоялась в [[Гамбург|Гамбурге]] (1971), а в 1976 г. она исполнялась в театре «Нью-Йорк Сити Опера». | |
- | Тал удостоен премий [[Энгель, Иоэль|И. Энгеля]] (1949 и 1957), [[Израильский Филармонический Оркестр|Израильского филармонического оркестра]] (1959), Международного общества современной музыки (1954), [[Государственная Премия Израиля|Государственной премии Израиля]] (1970). За исследовательскую и творческую деятельность в области электронной музыки композитор признан постоянным членом ЮНЕСКО (1967) и сотрудником Берлинской академии искусств (1969). | + | В опере «Масада-67» (1972) — музыкальное воплощение истории [[Масада|Масады]], содержащее параллели с событиями [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]]. Опера «Иосеф» (1995) — экспрессионистская драма по мотивам сочинений [[Кафка, Франц|Ф. Кафки]], продолжающая оперные традиции А. Берга. |
+ | |||
+ | В вокально-симфонических жанрах Тал воплощает библейские и еврейские традиционные сюжеты (кантата «Радость матери» по [[Маккавеев Книги|Маккавеев книгам]], 1948–49; «Суккот» на текст [[Калир Элазар|Э. Калира]], 1955; оратория-реквием «Смерть Моисея», 1967). | ||
+ | |||
+ | В этих жанрах написаны «Вокальная музыка на стихи [[Гейне, Генрих|Г. Гейне]]» (1971), вокальная сцена «Эльза» (памяти [[Ласкер-Шюлер, Эльза|Эльзы Ласкер-Шюлер]], 1975), опера «Искушение» (1976) и другие. | ||
+ | |||
+ | Впервые Тал применил электронную технику в хореографической поэме «Эксодус» (1947), затем — в поэме «Исход» (1960). В Первую симфонию (1952) и ее хореографический вариант, названный автором «У рек Вавилонских», Тал включил восточно-еврейские мотивы, заимствованные из сборников [[Идельсон, Аврахам Цви|А. Ц. Идельсона]]. | ||
+ | |||
+ | Тал создал шесть концертов для фортепиано (1947, 1953, 1956, 1962, 1964, 1970), Концерт для двух фортепиано (1981), Концерт для чембало и электронных инструментов (1964), а также концерты для других инструментов: альта (на еврейско-персидские темы, 1954), виолончели (1961), скрипки и виолончели, арфы (оба — 1970 г.) и большое число камерно-инструментальных сочинений: сонаты, Квинтет для духовых инструментов (1965), «Додекафонические эпизоды» для фортепиано (1962) и другие. | ||
+ | |||
+ | «Интрада» для арфы была обязательной для исполнения пьесой на 4-м Международном конкурсе арфистов в [[Иерусалим|Иерусалиме]] (1970). | ||
+ | == Признание заслуг == | ||
+ | |||
+ | Тал удостоен премий [[Энгель, Иоэль|И. Энгеля]] (1949 и 1957), [[Израильский Филармонический Оркестр|Израильского филармонического оркестра]] (1959), Международного общества современной музыки (1954), [[Государственная Премия Израиля|Государственной премии Израиля]] (1970). | ||
+ | |||
+ | За исследовательскую и творческую деятельность в области электронной музыки композитор признан постоянным членом ЮНЕСКО (1967) и сотрудником Берлинской академии искусств (1969). | ||
{{ElevenCopyRight|14014|ТАЛ}} | {{ElevenCopyRight|14014|ТАЛ}} |
Версия 16:23, 29 ноября 2012
Источник: | ||||||||
|
Тал (Грюнталь) Иосеф (Tal [Grünthal], Josef; 1910, Познань, ныне Польша, – 2008, Иерусалим), композитор, пианист и музыкальный деятель.
Содержание |
Биографические сведения
Отец Таля — раввин и лингвист. В 1911 г. семья переехала в Берлин, где отец стал также директором еврейского дома сирот.
В 1927–30 гг. учился в Берлинской Высшей академической музыкальной школе по классам арфы у М. Зааля, фортепьяно у Л. Крейцера (1884–1953) и А. Шнабеля и композиции у Х. Тиссена и П. Хиндемита.
Творчество
Исполнительская деятельность
Приехал в Эрец-Исраэль в 1934 г. В 1930–40-х гг. выступал как арфист оркестра и как пианист-солист, играл в сопровождении Израильского филармонического оркестра и Иерусалимского симфонического оркестра.
Был одним из ведущих пианистов ишува, первым в Эрец-Исраэль исполнил 1-й концерт для фортепьяно с оркестром Брамса.
С 1937 г. преподавал игру на фортепиано в Иерусалимской музыкальной академии, среди его учениц — Браха Эден (1928–2006), Наоми Шемер; в 1948–52 гг. был директором академии.
После войны изучал технику сочинения электронной музыки в студиях Парижа, Кёльна и Неаполя. С 1961 г. руководил созданным по его инициативе израильским Центром электронной музыки.
В 1965–73 гг. — заведующий кафедрой музыковедения Еврейского университета в Иерусалиме.
Композитор
Тал — один из лидеров израильской композиторской школы, он представляет направление, не базирующееся на фольклорных и традиционных мелодиях и ритмах, но применяющее додекафонию и экспрессионизм новой венской школы.
Сочинения Таля признаны в мире, его симфонии исполняются ведущими оркестрами Европы, в том числе Берлинским филармоническим оркестром.
Тал считается одним из создателей современной израильской оперы: в середине 1950-х гг. он сочинил оперы на библейские сюжеты «Саул в Эйн-Доре» и «Амнон и Тамар». Опера «Асмодей» (1970), в которой на основе талмудической (см. Талмуд) легенды воссозданы и противопоставлены образы мудрого царя Соломона и «царя злых духов» Асмодея, получила международное признание.
Ее премьера состоялась в Гамбурге (1971), а в 1976 г. она исполнялась в театре «Нью-Йорк Сити Опера».
В опере «Масада-67» (1972) — музыкальное воплощение истории Масады, содержащее параллели с событиями Шестидневной войны. Опера «Иосеф» (1995) — экспрессионистская драма по мотивам сочинений Ф. Кафки, продолжающая оперные традиции А. Берга.
В вокально-симфонических жанрах Тал воплощает библейские и еврейские традиционные сюжеты (кантата «Радость матери» по Маккавеев книгам, 1948–49; «Суккот» на текст Э. Калира, 1955; оратория-реквием «Смерть Моисея», 1967).
В этих жанрах написаны «Вокальная музыка на стихи Г. Гейне» (1971), вокальная сцена «Эльза» (памяти Эльзы Ласкер-Шюлер, 1975), опера «Искушение» (1976) и другие.
Впервые Тал применил электронную технику в хореографической поэме «Эксодус» (1947), затем — в поэме «Исход» (1960). В Первую симфонию (1952) и ее хореографический вариант, названный автором «У рек Вавилонских», Тал включил восточно-еврейские мотивы, заимствованные из сборников А. Ц. Идельсона.
Тал создал шесть концертов для фортепиано (1947, 1953, 1956, 1962, 1964, 1970), Концерт для двух фортепиано (1981), Концерт для чембало и электронных инструментов (1964), а также концерты для других инструментов: альта (на еврейско-персидские темы, 1954), виолончели (1961), скрипки и виолончели, арфы (оба — 1970 г.) и большое число камерно-инструментальных сочинений: сонаты, Квинтет для духовых инструментов (1965), «Додекафонические эпизоды» для фортепиано (1962) и другие.
«Интрада» для арфы была обязательной для исполнения пьесой на 4-м Международном конкурсе арфистов в Иерусалиме (1970).
Признание заслуг
Тал удостоен премий И. Энгеля (1949 и 1957), Израильского филармонического оркестра (1959), Международного общества современной музыки (1954), Государственной премии Израиля (1970).
За исследовательскую и творческую деятельность в области электронной музыки композитор признан постоянным членом ЮНЕСКО (1967) и сотрудником Берлинской академии искусств (1969).