Тал, Иосеф
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) (→Творческий путь) |
||
Строка 31: | Строка 31: | ||
В 1927–30 гг. учился в Берлинской Высшей академической музыкальной школе по классам арфы у М. Зааля, фортепьяно у Л. Крейцера (1884–1953) и [[Шнабель, Артур|А. Шнабеля]] и композиции у Х. Тиссена и П. Хиндемита. | В 1927–30 гг. учился в Берлинской Высшей академической музыкальной школе по классам арфы у М. Зааля, фортепьяно у Л. Крейцера (1884–1953) и [[Шнабель, Артур|А. Шнабеля]] и композиции у Х. Тиссена и П. Хиндемита. | ||
- | == | + | == Творчество == |
+ | === Исполнительская деятельность === | ||
+ | |||
Приехал в [[Эрец-Исраэль]] в 1934 г. В 1930–40-х гг. выступал как арфист оркестра и как пианист-солист, играл в сопровождении [[Израильский Филармонический Оркестр|Израильского филармонического оркестра]] и Иерусалимского симфонического оркестра. | Приехал в [[Эрец-Исраэль]] в 1934 г. В 1930–40-х гг. выступал как арфист оркестра и как пианист-солист, играл в сопровождении [[Израильский Филармонический Оркестр|Израильского филармонического оркестра]] и Иерусалимского симфонического оркестра. | ||
- | Был одним из ведущих пианистов [[Ишув|ишува]], первым в Эрец-Исраэль исполнил 1-й концерт для фортепьяно с оркестром Брамса. С 1937 г. преподавал игру на фортепиано в Иерусалимской музыкальной академии, среди его учениц — Браха Эден (1928–2006), [[Шемер, Наоми|Наоми Шемер]]; в 1948–52 гг. был директором академии. После войны изучал технику сочинения электронной музыки в студиях [[Париж|Парижа]], [[Кёльн|Кёльна]] и Неаполя. С 1961 г. руководил созданным по его инициативе израильским Центром электронной музыки. В 1965–73 гг. — заведующий кафедрой музыковедения [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейского университета в Иерусалиме]]. | + | Был одним из ведущих пианистов [[Ишув|ишува]], первым в Эрец-Исраэль исполнил 1-й концерт для фортепьяно с оркестром Брамса. |
+ | |||
+ | С 1937 г. преподавал игру на фортепиано в Иерусалимской музыкальной академии, среди его учениц — Браха Эден (1928–2006), [[Шемер, Наоми|Наоми Шемер]]; в 1948–52 гг. был директором академии. | ||
+ | |||
+ | После войны изучал технику сочинения электронной музыки в студиях [[Париж|Парижа]], [[Кёльн|Кёльна]] и Неаполя. С 1961 г. руководил созданным по его инициативе израильским Центром электронной музыки. | ||
+ | |||
+ | В 1965–73 гг. — заведующий кафедрой музыковедения [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейского университета в Иерусалиме]]. | ||
+ | === Композитор === | ||
+ | |||
+ | Тал — один из лидеров израильской композиторской школы, он представляет направление, не базирующееся на фольклорных и традиционных мелодиях и ритмах, но применяющее додекафонию и экспрессионизм новой венской школы. | ||
- | + | Сочинения Таля признаны в мире, его симфонии исполняются ведущими оркестрами Европы, в том числе Берлинским филармоническим оркестром. | |
Тал считается одним из создателей современной израильской оперы: в середине 1950-х гг. он сочинил оперы на библейские сюжеты «Саул в Эйн-Доре» и «Амнон и Тамар». Опера «Асмодей» (1970), в которой на основе талмудической (см. [[Талмуд]]) легенды воссозданы и противопоставлены образы мудрого царя [[Соломон|Соломона]] и «царя злых духов» [[Асмодей|Асмодея]], получила международное признание. Ее премьера состоялась в [[Гамбург|Гамбурге]] (1971), а в 1976 г. она исполнялась в театре «Нью-Йорк Сити Опера». В опере «Масада-67» (1972) — музыкальное воплощение истории [[Масада|Масады]], содержащее параллели с событиями [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]]. Опера «Иосеф» (1995) — экспрессионистская драма по мотивам сочинений [[Кафка, Франц|Ф. Кафки]], продолжающая оперные традиции А. Берга. В вокально-симфонических жанрах Тал воплощает библейские и еврейские традиционные сюжеты (кантата «Радость матери» по [[Маккавеев Книги|Маккавеев книгам]], 1948–49; «Суккот» на текст [[Калир Элазар|Э. Калира]], 1955; оратория-реквием «Смерть Моисея», 1967). В этих жанрах написаны «Вокальная музыка на стихи [[Гейне, Генрих|Г. Гейне]]» (1971), вокальная сцена «Эльза» (памяти [[Ласкер-Шюлер, Эльза|Эльзы Ласкер-Шюлер]], 1975), опера «Искушение» (1976) и другие. Впервые Тал применил электронную технику в хореографической поэме «Эксодус» (1947), затем — в поэме «Исход» (1960). В Первую симфонию (1952) и ее хореографический вариант, названный автором «У рек Вавилонских», Тал включил восточно-еврейские мотивы, заимствованные из сборников [[Идельсон, Аврахам Цви|А. Ц. Идельсона]]. | Тал считается одним из создателей современной израильской оперы: в середине 1950-х гг. он сочинил оперы на библейские сюжеты «Саул в Эйн-Доре» и «Амнон и Тамар». Опера «Асмодей» (1970), в которой на основе талмудической (см. [[Талмуд]]) легенды воссозданы и противопоставлены образы мудрого царя [[Соломон|Соломона]] и «царя злых духов» [[Асмодей|Асмодея]], получила международное признание. Ее премьера состоялась в [[Гамбург|Гамбурге]] (1971), а в 1976 г. она исполнялась в театре «Нью-Йорк Сити Опера». В опере «Масада-67» (1972) — музыкальное воплощение истории [[Масада|Масады]], содержащее параллели с событиями [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]]. Опера «Иосеф» (1995) — экспрессионистская драма по мотивам сочинений [[Кафка, Франц|Ф. Кафки]], продолжающая оперные традиции А. Берга. В вокально-симфонических жанрах Тал воплощает библейские и еврейские традиционные сюжеты (кантата «Радость матери» по [[Маккавеев Книги|Маккавеев книгам]], 1948–49; «Суккот» на текст [[Калир Элазар|Э. Калира]], 1955; оратория-реквием «Смерть Моисея», 1967). В этих жанрах написаны «Вокальная музыка на стихи [[Гейне, Генрих|Г. Гейне]]» (1971), вокальная сцена «Эльза» (памяти [[Ласкер-Шюлер, Эльза|Эльзы Ласкер-Шюлер]], 1975), опера «Искушение» (1976) и другие. Впервые Тал применил электронную технику в хореографической поэме «Эксодус» (1947), затем — в поэме «Исход» (1960). В Первую симфонию (1952) и ее хореографический вариант, названный автором «У рек Вавилонских», Тал включил восточно-еврейские мотивы, заимствованные из сборников [[Идельсон, Аврахам Цви|А. Ц. Идельсона]]. | ||
Строка 46: | Строка 57: | ||
{{ElevenCopyRight|14014|ТАЛ}} | {{ElevenCopyRight|14014|ТАЛ}} | ||
- | + | ||
[[Категория:Музыка]] | [[Категория:Музыка]] |
Версия 12:57, 29 ноября 2012
Источник: | ||||||||
|
Тал (Грюнталь) Иосеф (Tal [Grünthal], Josef; 1910, Познань, ныне Польша, – 2008, Иерусалим), композитор, пианист и музыкальный деятель.
Содержание |
Биографические сведения
Отец Таля — раввин и лингвист. В 1911 г. семья переехала в Берлин, где отец стал также директором еврейского дома сирот.
В 1927–30 гг. учился в Берлинской Высшей академической музыкальной школе по классам арфы у М. Зааля, фортепьяно у Л. Крейцера (1884–1953) и А. Шнабеля и композиции у Х. Тиссена и П. Хиндемита.
Творчество
Исполнительская деятельность
Приехал в Эрец-Исраэль в 1934 г. В 1930–40-х гг. выступал как арфист оркестра и как пианист-солист, играл в сопровождении Израильского филармонического оркестра и Иерусалимского симфонического оркестра.
Был одним из ведущих пианистов ишува, первым в Эрец-Исраэль исполнил 1-й концерт для фортепьяно с оркестром Брамса.
С 1937 г. преподавал игру на фортепиано в Иерусалимской музыкальной академии, среди его учениц — Браха Эден (1928–2006), Наоми Шемер; в 1948–52 гг. был директором академии.
После войны изучал технику сочинения электронной музыки в студиях Парижа, Кёльна и Неаполя. С 1961 г. руководил созданным по его инициативе израильским Центром электронной музыки.
В 1965–73 гг. — заведующий кафедрой музыковедения Еврейского университета в Иерусалиме.
Композитор
Тал — один из лидеров израильской композиторской школы, он представляет направление, не базирующееся на фольклорных и традиционных мелодиях и ритмах, но применяющее додекафонию и экспрессионизм новой венской школы.
Сочинения Таля признаны в мире, его симфонии исполняются ведущими оркестрами Европы, в том числе Берлинским филармоническим оркестром.
Тал считается одним из создателей современной израильской оперы: в середине 1950-х гг. он сочинил оперы на библейские сюжеты «Саул в Эйн-Доре» и «Амнон и Тамар». Опера «Асмодей» (1970), в которой на основе талмудической (см. Талмуд) легенды воссозданы и противопоставлены образы мудрого царя Соломона и «царя злых духов» Асмодея, получила международное признание. Ее премьера состоялась в Гамбурге (1971), а в 1976 г. она исполнялась в театре «Нью-Йорк Сити Опера». В опере «Масада-67» (1972) — музыкальное воплощение истории Масады, содержащее параллели с событиями Шестидневной войны. Опера «Иосеф» (1995) — экспрессионистская драма по мотивам сочинений Ф. Кафки, продолжающая оперные традиции А. Берга. В вокально-симфонических жанрах Тал воплощает библейские и еврейские традиционные сюжеты (кантата «Радость матери» по Маккавеев книгам, 1948–49; «Суккот» на текст Э. Калира, 1955; оратория-реквием «Смерть Моисея», 1967). В этих жанрах написаны «Вокальная музыка на стихи Г. Гейне» (1971), вокальная сцена «Эльза» (памяти Эльзы Ласкер-Шюлер, 1975), опера «Искушение» (1976) и другие. Впервые Тал применил электронную технику в хореографической поэме «Эксодус» (1947), затем — в поэме «Исход» (1960). В Первую симфонию (1952) и ее хореографический вариант, названный автором «У рек Вавилонских», Тал включил восточно-еврейские мотивы, заимствованные из сборников А. Ц. Идельсона.
Тал создал шесть концертов для фортепиано (1947, 1953, 1956, 1962, 1964, 1970), Концерт для двух фортепиано (1981), Концерт для чембало и электронных инструментов (1964), а также концерты для других инструментов: альта (на еврейско-персидские темы, 1954), виолончели (1961), скрипки и виолончели, арфы (оба — 1970 г.) и большое число камерно-инструментальных сочинений: сонаты, Квинтет для духовых инструментов (1965), «Додекафонические эпизоды» для фортепиано (1962) и другие. «Интрада» для арфы была обязательной для исполнения пьесой на 4-м Международном конкурсе арфистов в Иерусалиме (1970).
Тал удостоен премий И. Энгеля (1949 и 1957), Израильского филармонического оркестра (1959), Международного общества современной музыки (1954), Государственной премии Израиля (1970). За исследовательскую и творческую деятельность в области электронной музыки композитор признан постоянным членом ЮНЕСКО (1967) и сотрудником Берлинской академии искусств (1969).