Трёхнеделье (период между постами)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 35: | Строка 35: | ||
Все это, однако, относилось к неделе, на которую выпадает 9 ава, впоследствии обычаи были распространены на весь период трехнеделья. | Все это, однако, относилось к неделе, на которую выпадает 9 ава, впоследствии обычаи были распространены на весь период трехнеделья. | ||
+ | == Традиция в особый период == | ||
В аггадической литературе, созданной в [[Эрец-Исраэль]] (Эйха Рабба, [[Псикта Де-Рав Кахана|Псикта де-рав Кахана]], Мидраш Тхиллим), есть упоминания об особом периоде между 17 таммуза и началом месяца ав и некоторых присущих ему обычаях. | В аггадической литературе, созданной в [[Эрец-Исраэль]] (Эйха Рабба, [[Псикта Де-Рав Кахана|Псикта де-рав Кахана]], Мидраш Тхиллим), есть упоминания об особом периоде между 17 таммуза и началом месяца ав и некоторых присущих ему обычаях. | ||
- | Считается, что демон Кетев Мерири (см. [[Демонология]]) активен в полуденные часы последних двух недель таммуза, поэтому в Эрец-Исраэль существовал обычай не странствовать в это время одному | + | Считается, что демон Кетев Мерири (см. [[Демонология]]) активен в полуденные часы последних двух недель таммуза, поэтому в Эрец-Исраэль существовал обычай не странствовать в это время одному. |
- | Траурные обычаи, по-видимому, сложились в эпоху [[Гаон|гаонов]] Вавилона. Широкое распространение они получили в связи с деятельностью [[Хасидей Ашкеназ]]. В книге «Сефер hа-минхагим» («Книга обычаев») Айзека Тирны (1385–1450?; Германия) упоминается обычай избегать совершения сделок и не устраивать празднеств в период между 17 таммуза и 9 ава, а также не стричься в период 1–10 ава. Этих обычаев придерживались в общинах [[Германия|Германии]] и [[Прованс|Прованса]]. | + | Остерегались также наказывать детей, поскольку демон способен усугубить нанесенный ущерб. |
+ | == Траурные обычаи == | ||
+ | |||
+ | Траурные обычаи, по-видимому, сложились в эпоху [[Гаон|гаонов]] Вавилона. Широкое распространение они получили в связи с деятельностью [[Хасидей Ашкеназ]]. | ||
+ | |||
+ | В книге «Сефер hа-минхагим» («Книга обычаев») Айзека Тирны (1385–1450?; Германия) упоминается обычай избегать совершения сделок и не устраивать празднеств в период между 17 таммуза и 9 ава, а также не стричься в период 1–10 ава. Этих обычаев придерживались в общинах [[Германия|Германии]] и [[Прованс|Прованса]]. | ||
Существует обычай в течение недели, предшествующей 9 ава, не пить вина и не есть мяса. | Существует обычай в течение недели, предшествующей 9 ава, не пить вина и не есть мяса. | ||
- | Траурные обычаи бейн hа-мецарим, распространяясь в общинах Европы и Востока, обрастали новыми запретами. Вместе с тем в раввинистической литературе, бережно сохранявшей эти обычаи, существовала тенденция облегчить их исполнение и предотвратить возможное причинение ущерба. Так, в случаях, когда воздержание от деловой активности может нанести серьезный финансовый ущерб, предписано продолжать вести дела как в обычное время. Если существует вероятность лишиться нового платья или плодов нового урожая, разрешено вступить во владение новым предметом вопреки обычаю. | + | Траурные обычаи бейн hа-мецарим, распространяясь в общинах Европы и Востока, обрастали новыми запретами. |
+ | |||
+ | Вместе с тем в раввинистической литературе, бережно сохранявшей эти обычаи, существовала тенденция облегчить их исполнение и предотвратить возможное причинение ущерба. | ||
+ | Так, в случаях, когда воздержание от деловой активности может нанести серьезный финансовый ущерб, предписано продолжать вести дела как в обычное время. Если существует вероятность лишиться нового платья или плодов нового урожая, разрешено вступить во владение новым предметом вопреки обычаю. | ||
Три субботы периода бейн hа-мецарим носят название тлата де фуранут (на арамейском языке — «три бедствия»), поскольку хафтарот, читаемые в эти субботы (Иер. 1:1–2:3; 2:4–3:4 и Ис. 1:1–27), повествуют о бедствиях, выпавших на долю еврейского народа. | Три субботы периода бейн hа-мецарим носят название тлата де фуранут (на арамейском языке — «три бедствия»), поскольку хафтарот, читаемые в эти субботы (Иер. 1:1–2:3; 2:4–3:4 и Ис. 1:1–27), повествуют о бедствиях, выпавших на долю еврейского народа. |
Версия 12:04, 22 ноября 2012
Источник: | ||||||||
|
Трёхнеделье (בֵּין הַמְצָרִים, бейн hа-мецарим — `меж теснин`), период между постами 17 таммуза и Девятого ава. 17 таммуза, согласно преданию, под натиском войск Навуходоносора пали стены Иерусалима, что было первым этапом опустошительной войны, завершившейся разрушением Первого храма, происшедшим 9 ава (подробнее см. Ава девятое).
Выражение бейн hа-мецарим употребляется в Плаче Иеремии: «Скитается Иехуда от гнета и тяжкого труда, расселился среди народов, но не нашел покоя; все преследователи настигли его меж теснин» (1:3). Последние слова толкуются в мидраше Эйха Рабба как намек на период между 17 таммуза и 9 ава.
Обычаи
В период трехнеделья принято придерживаться ряда траурных обычаев и читать специальные хафтарот.
В Мишне (Таан. 3:6) сказано: «Когда приходит ав, меньше радуются», — в трактате Иевамот (43а) дается объяснение: предписывается воздерживаться от стрижки, стирки, деловой активности, строительных работ, посадки деревьев, свадебных пиров (но не от заключения брачных соглашений).
Все это, однако, относилось к неделе, на которую выпадает 9 ава, впоследствии обычаи были распространены на весь период трехнеделья.
Традиция в особый период
В аггадической литературе, созданной в Эрец-Исраэль (Эйха Рабба, Псикта де-рав Кахана, Мидраш Тхиллим), есть упоминания об особом периоде между 17 таммуза и началом месяца ав и некоторых присущих ему обычаях.
Считается, что демон Кетев Мерири (см. Демонология) активен в полуденные часы последних двух недель таммуза, поэтому в Эрец-Исраэль существовал обычай не странствовать в это время одному.
Остерегались также наказывать детей, поскольку демон способен усугубить нанесенный ущерб.
Траурные обычаи
Траурные обычаи, по-видимому, сложились в эпоху гаонов Вавилона. Широкое распространение они получили в связи с деятельностью Хасидей Ашкеназ.
В книге «Сефер hа-минхагим» («Книга обычаев») Айзека Тирны (1385–1450?; Германия) упоминается обычай избегать совершения сделок и не устраивать празднеств в период между 17 таммуза и 9 ава, а также не стричься в период 1–10 ава. Этих обычаев придерживались в общинах Германии и Прованса.
Существует обычай в течение недели, предшествующей 9 ава, не пить вина и не есть мяса.
Траурные обычаи бейн hа-мецарим, распространяясь в общинах Европы и Востока, обрастали новыми запретами.
Вместе с тем в раввинистической литературе, бережно сохранявшей эти обычаи, существовала тенденция облегчить их исполнение и предотвратить возможное причинение ущерба. Так, в случаях, когда воздержание от деловой активности может нанести серьезный финансовый ущерб, предписано продолжать вести дела как в обычное время. Если существует вероятность лишиться нового платья или плодов нового урожая, разрешено вступить во владение новым предметом вопреки обычаю.
Три субботы периода бейн hа-мецарим носят название тлата де фуранут (на арамейском языке — «три бедствия»), поскольку хафтарот, читаемые в эти субботы (Иер. 1:1–2:3; 2:4–3:4 и Ис. 1:1–27), повествуют о бедствиях, выпавших на долю еврейского народа.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТРЁХНЕДЕЛЬЕ в ЭЕЭ