Талмон, Яаков Лейб
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Учёные по алфавиту» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии:Израиль» с помощью HotCat) |
||
Строка 69: | Строка 69: | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
[[Категория:Учёные по алфавиту]] | [[Категория:Учёные по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии:Израиль]] |
Версия 11:57, 13 ноября 2012
Источник: | ||||||||
|
Талмон (Флейшер) Яаков Лейб (1916, Рыпин, Плоцкая губерния, ныне Польша, – 1980, Иерусалим), израильский историк и мыслитель.
Содержание |
Биографические сведения
В Израиле с 1934 г. Изучал историю в Еврейском университете в Иерусалиме (в 1939 г. — степень магистра), в Сорбонне (1939–40), а затем в Лондонской школе экономики (в 1943 г. — степень доктора).
В 1944–47 гг. был ответственным секретарем комиссии по делам Эрец-Исраэль Борд оф депьютиз.
С 1949 г. Талмон — преподаватель истории в Еврейском университете, с 1960 г. — там же профессор новейшей истории.
Область исследований
Основная область исследований Талмона — европейская и особенно французская история конца 18–19 вв., в которой его интересовали главным образом идейные и доктринальные предпосылки становления в 20 в. политических и государственных режимов, легализовавших насилие как средство осуществления гуманистических идеалов.
Труды
Мировую известность Талмону принесла трилогия: «Происхождение тоталитарной демократии» (1952, Лондон—Бостон), «Политический мессианизм — романтическая фаза» (1960, Лондон—Н.-Й.), «Миф о нации и предвидение революции — истоки идеологического противостояния в 20 в.» (1981, Лондон), в которой он предложил свое истолкование европейской истории нового времени.
Согласно Талмону, доктринально уже идеи французского Просвещения (особенно учение Ж.-Ж. Руссо, противопоставлявшего «общую волю» «воле всех»), а событийно французская революция конца 18 в. стали исходной точкой двух различных и затем все более расходившихся направлений идеологического и политического развития — либеральной, плюралистической и прагматической демократии, целью которой было медленное и постепенное усовершенствование общественных институтов и расширение рамок гражданских свобод и прав, — и тоталитарной демократии (термин Талмона), вознамерившейся одним решительным ударом уничтожить социальную несправедливость и учредить общество абсолютного равенства.
Объясняя принципиальное различие, а затем и непримиримое противостояние этих двух типов демократии (применение этого термина к ним обеим он считал уместным в силу того, что провозвестники и той, и другой воодушевлялись универсалистскими гуманистическими идеалами) несовместимостью идеи свободы и идеи спасения, Талмон ввел в оборот также термин «политический мессианизм» как характеристику установок революционных вождей, убежденных, что им известны надежные пути спасения и что поэтому они вправе любыми средствами принудить народ следовать за ними.
В отличие от большинства других западных историков и политологов, Талмон на основании своей концепции утверждал, что с идеологической точки зрения сталинский тоталитарный режим имеет не азиатские, а европейские корни.
Придавая столь важное значение идейным и доктринальным предпосылкам исторического действия, Талмон с этих позиций обращается и к еврейской истории, в которой его прежде всего интересует судьба европейского еврейства, особенно в последние два столетия.
С точки зрения Талмона, эта судьба была в значительной мере предопределена тем, что так сильно повлиявшие на характер новой европейской истории идеи универсализма, мессианства и избранности были заимствованы именно у евреев.
Этим Талмон объясняет и новоевропейский антисемитизм, считая его органичным и для правого экстремизма (не прощающего евреям универсализма), и для левого (ставящего в вину евреям идею избранности).
Талмон считает, что Катастрофа европейского еврейства была подготовлена всем ходом европейской истории последних столетий, знаменательных все большим вытеснением универсальных идеалов и ценностей партикулярными — конфессиональными, национальными, расовыми, классовыми и т. д.
В этой ситуации, согласно Талмону, у евреев не оставалось иного выхода, кроме обретения для себя национального дома, а затем и государства как необходимых условий сохранения своей национальной самобытности, которую он был склонен сводить, главным образом, к преданности универсальным общечеловеческим идеалам.
Из этого он исходил, выступая после Шестидневной войны за территориальные уступки арабам. Еврейский народ, утверждал он, изменит самому себе, если станет властвовать над другим народом, который этого не желает. Вместе с тем, в обратившем на себя внимание мировой общественности обмене письмами с А. Тойнби (июнь 1967 г.) Талмон противопоставил односторонне проарабской позиции известного английского историка в ближневосточном конфликте выстраданное право еврейского народа жить в своем государстве и защищать его от тех, кто не желает с ним примириться.
Признание заслуг
Произведения Талмона, опубликованные на английском языке и на иврите, переведены на многие языки, в том числе на японский, хинди и другие.
Научные заслуги Талмона были отмечены Государственной премией Израиля (1956) и избранием в члены Израильской АН (1967).
В начале 1960-х гг. Талмон был одним из инициаторов объединения общих сионистов с Прогрессивной партией в Либеральную партию в Израиле, но отказался войти в состав ее руководящего ядра.