Пятигорский, Григорий Павлович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Ссылки) |
|||
Строка 18: | Строка 18: | ||
Родился одним из шестерых детей в [[еврей]]ской семье.<ref>[http://www.cello.org/heaven/cellist/chap1.htm Автобиографические заметки]</ref> Его отец, Исаак Абрамович Пятигорский, работал в семейном книготорговом предприятии, играл на скрипке и альте в местном оркестре.<ref>[http://books.google.com/books?id=0u_8pNWkGJQC&pg=PA10&lpg=PA10&dq=pavel+piatigorsky&source=bl&ots=a59dtD_hg3&sig=3JMDgudosm4dCxLPchQDdgWqGzE&hl=en&sa=X&ei=inkMUJOmOsLw0gHZtsGGBA&ved=0CEIQ6AEwAA#v=onepage&q=pavel%20piatigorsky&f=false Terry Kin «Gregor Piatigorsky: The Life and Career of the Virtuoso Cellist» (Chapter I)]</ref> Приняв православие и сменив имя на Павел Иванович, он покинул семью и поселившись в Петербурге пытался брать уроки у [[Ауэр, Леопольд Семёнович|Леопольда Ауэра]]; впоследствии, разочаровавшись в музыкальной карьере, он вернулся в Екатеринослав. Мать, Бася (впоследствии Мария) Амчиславская, происходила из ремесленной семьи, её отец был столяром.<ref>[http://books.google.com/books?id=kk6DmzonDDAC&pg=PT60&lpg=PT60&dq=pavel+piatigorsky&source=bl&ots=3OGO_KO4Yt&sig=ZHdLEpj_3ys9ONVV5hfI3LuWlYA&hl=en&sa=X&ei=inkMUJOmOsLw0gHZtsGGBA&ved=0CEUQ6AEwAQ#v=onepage&q=pavel%20piatigorsky&f=false M. Bartley «Grisha: The Story of Cellist Gregor Piatigorsky»]</ref> | Родился одним из шестерых детей в [[еврей]]ской семье.<ref>[http://www.cello.org/heaven/cellist/chap1.htm Автобиографические заметки]</ref> Его отец, Исаак Абрамович Пятигорский, работал в семейном книготорговом предприятии, играл на скрипке и альте в местном оркестре.<ref>[http://books.google.com/books?id=0u_8pNWkGJQC&pg=PA10&lpg=PA10&dq=pavel+piatigorsky&source=bl&ots=a59dtD_hg3&sig=3JMDgudosm4dCxLPchQDdgWqGzE&hl=en&sa=X&ei=inkMUJOmOsLw0gHZtsGGBA&ved=0CEIQ6AEwAA#v=onepage&q=pavel%20piatigorsky&f=false Terry Kin «Gregor Piatigorsky: The Life and Career of the Virtuoso Cellist» (Chapter I)]</ref> Приняв православие и сменив имя на Павел Иванович, он покинул семью и поселившись в Петербурге пытался брать уроки у [[Ауэр, Леопольд Семёнович|Леопольда Ауэра]]; впоследствии, разочаровавшись в музыкальной карьере, он вернулся в Екатеринослав. Мать, Бася (впоследствии Мария) Амчиславская, происходила из ремесленной семьи, её отец был столяром.<ref>[http://books.google.com/books?id=kk6DmzonDDAC&pg=PT60&lpg=PT60&dq=pavel+piatigorsky&source=bl&ots=3OGO_KO4Yt&sig=ZHdLEpj_3ys9ONVV5hfI3LuWlYA&hl=en&sa=X&ei=inkMUJOmOsLw0gHZtsGGBA&ved=0CEUQ6AEwAQ#v=onepage&q=pavel%20piatigorsky&f=false M. Bartley «Grisha: The Story of Cellist Gregor Piatigorsky»]</ref> | ||
- | Обучался игре на скрипке и фортепиано под руководством отца, с семи лет перешёл на виолончель, а через два года поступил на младшее отделение [[Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского|Московской консерватории]], где учился у [[Глен, Альфред Эдмундович|Альфреда фон Глена]], затем брал частные уроки у [[Брандуков, Анатолий Андреевич|Анатолия Брандукова]]. В [[1919 год]]у стал членом струнного квартета имени Ленина, возглавляемого [[Цейтлин, Лев Моисеевич|Львом Цейтлиным]], а также концертмейстером группы виолончелей оркестра [[Большой театр|Большого театра]]. Через два года Пятигорский покинул СССР, уехав сначала в [[Варшава|Варшаву]], затем в [[Лейпциг]], где совершенствовался у [[Кленгель, Юлиус|Юлиуса Кленгеля]]. В [[1924]] [[Фуртвенглер, Вильгельм|Вильгельм Фуртвенглер]] пригласил музыканта в [[Берлинский филармонический оркестр]], где он работал в течение последующих четырёх лет, после чего покинул коллектив, решив начать сольную карьеру. В Берлине Пятигорский познакомился с пианистом [[Шнабель, Артур|Артуром Шнабелем]] и скрипачом [[Флеш, Карл|Карлом Флешем]], сформировал с ними трио, которое пользовалось большой популярностью. Мировую известность как солист Пятигорский получил в [[1929]], когда впервые выступил в США с [[Нью-Йоркский филармонический оркестр|Нью-Йоркским филармоническим оркестром]]. | + | Обучался игре на скрипке и фортепиано под руководством отца, с семи лет перешёл на виолончель, а через два года поступил на младшее отделение [[Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского|Московской консерватории]], где учился у [[Глен, Альфред Эдмундович|Альфреда фон Глена]], затем брал частные уроки у [[Брандуков, Анатолий Андреевич|Анатолия Брандукова]]. В [[1919 год]]у стал членом струнного квартета имени Ленина, возглавляемого [[Цейтлин, Лев Моисеевич|Львом Цейтлиным]], а также концертмейстером группы виолончелей оркестра [[Большой театр|Большого театра]]. |
+ | |||
+ | Через два года Пятигорский покинул СССР, уехав сначала в [[Варшава|Варшаву]], затем в [[Лейпциг]], где совершенствовался у [[Кленгель, Юлиус|Юлиуса Кленгеля]]. В [[1924]] [[Фуртвенглер, Вильгельм|Вильгельм Фуртвенглер]] пригласил музыканта в [[Берлинский филармонический оркестр]], где он работал в течение последующих четырёх лет, после чего покинул коллектив, решив начать сольную карьеру. | ||
+ | |||
+ | В Берлине Пятигорский познакомился с пианистом [[Шнабель, Артур|Артуром Шнабелем]] и скрипачом [[Флеш, Карл|Карлом Флешем]], сформировал с ними трио, которое пользовалось большой популярностью. Мировую известность как солист Пятигорский получил в [[1929]], когда впервые выступил в США с [[Нью-Йоркский филармонический оркестр|Нью-Йоркским филармоническим оркестром]]. | ||
В 1930-е — 1950-е Пятигорский также сотрудничал с [[Хейфец, Яша|Яшей Хейфецем]], [[Мильштейн, Натан Миронович|Натаном Мильштейном]], [[Рахманинов, Сергей Васильевич|Сергеем Рахманиновым]], [[Рубинштейн, Артур|Артуром Рубинштейном]], [[Горовиц, Владимир Самойлович|Владимиром Горовицем]] и другими выдающимися музыкантами своего времени. | В 1930-е — 1950-е Пятигорский также сотрудничал с [[Хейфец, Яша|Яшей Хейфецем]], [[Мильштейн, Натан Миронович|Натаном Мильштейном]], [[Рахманинов, Сергей Васильевич|Сергеем Рахманиновым]], [[Рубинштейн, Артур|Артуром Рубинштейном]], [[Горовиц, Владимир Самойлович|Владимиром Горовицем]] и другими выдающимися музыкантами своего времени. | ||
Строка 32: | Строка 36: | ||
Пятигорский считается одним из лучших виолончелистов своего поколения. В его игре сочетались блестящая виртуозность и отменный исполнительский вкус, оригинальная фразировка, особое звучание инструмента. Наиболее ярко исполнительское искусство музыканта проявлялось при исполнении романтических сочинений. [[Штраус, Рихард|Рихард Штраус]], услышав в исполнении Пятигорского соло виолончели в своей симфонической поэме «Дон Кихот», сказал: «Это звучало именно так, как я и задумывал». В исполнении музыканта впервые прозвучали концерты [[Кастельнуово-Тедеско, Марио|Кастельнуово-Тедеско]], [[Хиндемит, Пауль|Хиндемита]] и [[Уолтон, Уильям|Уолтона]]. Сам Пятигорский является автором ряда оригинальных сочинений для виолончели и переложений. Его записи считаются классикой виолончельного исполнительства. | Пятигорский считается одним из лучших виолончелистов своего поколения. В его игре сочетались блестящая виртуозность и отменный исполнительский вкус, оригинальная фразировка, особое звучание инструмента. Наиболее ярко исполнительское искусство музыканта проявлялось при исполнении романтических сочинений. [[Штраус, Рихард|Рихард Штраус]], услышав в исполнении Пятигорского соло виолончели в своей симфонической поэме «Дон Кихот», сказал: «Это звучало именно так, как я и задумывал». В исполнении музыканта впервые прозвучали концерты [[Кастельнуово-Тедеско, Марио|Кастельнуово-Тедеско]], [[Хиндемит, Пауль|Хиндемита]] и [[Уолтон, Уильям|Уолтона]]. Сам Пятигорский является автором ряда оригинальных сочинений для виолончели и переложений. Его записи считаются классикой виолончельного исполнительства. | ||
- | Пятигорский был женат (с | + | Пятигорский был женат (с 1937 г.) на [[Пятигорски, Жаклин|Жаклин Ребекке Луизе де Ротшильд]], дочери [[Ротшильд, Эдуард Альфонс Джеймс де|Эдуарда Ротшильда]], американской теннисистке и шахматистке. Учеником Пятигорского был виолончелист [[Маркевич, Дмитрий Борисович|Димитрий Маркевич]]. |
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 38: | Строка 42: | ||
<references/> | <references/> | ||
- | |||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
Строка 47: | Строка 50: | ||
[[Категория:Евреи в Российской империи/СССР/СНГ]] | [[Категория:Евреи в Российской империи/СССР/СНГ]] | ||
[[Категория:Евреи в США/Канаде]] | [[Категория:Евреи в США/Канаде]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в Европе]] |
Версия 14:35, 9 ноября 2012
Текст унаследован из Википедии | |
Григо́рий Па́влович Пятиго́рский (в английском варианте Gregor Piatigorsky; 4 (17) апреля 1903, Екатеринослав — 6 августа 1976, Лос-Анджелес) — российский и американский виолончелист: родной брат А. П. Стогорского.
Биография
Родился одним из шестерых детей в еврейской семье.[1] Его отец, Исаак Абрамович Пятигорский, работал в семейном книготорговом предприятии, играл на скрипке и альте в местном оркестре.[2] Приняв православие и сменив имя на Павел Иванович, он покинул семью и поселившись в Петербурге пытался брать уроки у Леопольда Ауэра; впоследствии, разочаровавшись в музыкальной карьере, он вернулся в Екатеринослав. Мать, Бася (впоследствии Мария) Амчиславская, происходила из ремесленной семьи, её отец был столяром.[3]
Обучался игре на скрипке и фортепиано под руководством отца, с семи лет перешёл на виолончель, а через два года поступил на младшее отделение Московской консерватории, где учился у Альфреда фон Глена, затем брал частные уроки у Анатолия Брандукова. В 1919 году стал членом струнного квартета имени Ленина, возглавляемого Львом Цейтлиным, а также концертмейстером группы виолончелей оркестра Большого театра.
Через два года Пятигорский покинул СССР, уехав сначала в Варшаву, затем в Лейпциг, где совершенствовался у Юлиуса Кленгеля. В 1924 Вильгельм Фуртвенглер пригласил музыканта в Берлинский филармонический оркестр, где он работал в течение последующих четырёх лет, после чего покинул коллектив, решив начать сольную карьеру.
В Берлине Пятигорский познакомился с пианистом Артуром Шнабелем и скрипачом Карлом Флешем, сформировал с ними трио, которое пользовалось большой популярностью. Мировую известность как солист Пятигорский получил в 1929, когда впервые выступил в США с Нью-Йоркским филармоническим оркестром.
В 1930-е — 1950-е Пятигорский также сотрудничал с Яшей Хейфецем, Натаном Мильштейном, Сергеем Рахманиновым, Артуром Рубинштейном, Владимиром Горовицем и другими выдающимися музыкантами своего времени.
В 1941—1949 преподавал в Кёртисовском институте (Филадельфия), с 1957 — в Бостонском университете. Поселившись в 1961 году в Калифорнии, совместно с Хейфецем дал ряд концертов камерной музыки, многие из которых были записаны. Пятигорский продолжал играть до преклонного возраста, выступив, в частности, на концертах по случаю своего 70-летия в 1973 году.
В 1962 и 1966 входил в состав жюри Конкурса имени Чайковского в Москве.
Похоронен в Мемориальном парке Вествуд (Pierce Brothers Westwood Village Memorial Park & Mortuary)
Творчество
Пятигорский считается одним из лучших виолончелистов своего поколения. В его игре сочетались блестящая виртуозность и отменный исполнительский вкус, оригинальная фразировка, особое звучание инструмента. Наиболее ярко исполнительское искусство музыканта проявлялось при исполнении романтических сочинений. Рихард Штраус, услышав в исполнении Пятигорского соло виолончели в своей симфонической поэме «Дон Кихот», сказал: «Это звучало именно так, как я и задумывал». В исполнении музыканта впервые прозвучали концерты Кастельнуово-Тедеско, Хиндемита и Уолтона. Сам Пятигорский является автором ряда оригинальных сочинений для виолончели и переложений. Его записи считаются классикой виолончельного исполнительства.
Пятигорский был женат (с 1937 г.) на Жаклин Ребекке Луизе де Ротшильд, дочери Эдуарда Ротшильда, американской теннисистке и шахматистке. Учеником Пятигорского был виолончелист Димитрий Маркевич.
Ссылки
Григорий Пятигорский(англ.) на сайте Allmusic
- ↑ Автобиографические заметки
- ↑ Terry Kin «Gregor Piatigorsky: The Life and Career of the Virtuoso Cellist» (Chapter I)
- ↑ M. Bartley «Grisha: The Story of Cellist Gregor Piatigorsky»
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.