Роды (обычаи в еврейской традиции)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Роды - обычаи в еврейской традиции» в «Роды (обычаи в еврейской традиции)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Роды''' (לֵדָה, леда | + | '''Роды''' (לֵדָה, леда). |
- | + | == Библейские законы == | |
- | + | Повеление плодиться и размножаться (Быт. 1:28) считается первой библейской заповедью. За проступок [[Ева|Евы]] (см. также [[Адам]]) в [[Рай|раю]] Бог наказал женщину родовыми муками (Быт. 3:16). | |
- | + | Библия упоминает повитух — меялдот (Быт. 35:17; Исх. 1:17 и др.). Роженицу обычно сажали на особый стул, называвшийся овнаим (Исх. 1:16). | |
- | + | Упоминаются случаи смерти роженицы при родах (например, [[Рахиль]], Быт. 35:18; невестка [[Эли]], I Сам. 4:19–20). | |
- | + | При рождении близнецов нередко возникала проблема определения первородства (Быт. 25:21–26; 38:27–30; см. [[Первенец]]). | |
- | + | Согласно библейским законам о [[Ритуальная Чистота|ритуальной чистоте]], женщина считается нечистой семь дней с момента рождения сына и четырнадцать дней — дочери (в некоторых общинах — 33 и 66 дней, см. [[Нидда]]). | |
+ | Затем отсчитываются семь «чистых дней». По окончании периода очищения женщина должна принести искупительную жертву и жертву всесожжения (см. [[Жертвоприношение]]). | ||
- | [[ | + | Согласно [[Талмуд|Талмуду]], искупительную жертву женщина приносит потому, что во время родовых мук дает [[Обеты|обет]] не позволять более мужу приближаться к себе, о чем впоследствии сожалеет (Нид. 31б). |
+ | |||
+ | Плод считается живым существом по истечении шести месяцев и одного дня беременности (Тосеф., Шаб. 15:7). | ||
+ | |||
+ | [[Аборт]] разрешается только в случае, если жизнь матери в опасности, так как «ее жизнь предшествует жизни плода». | ||
+ | |||
+ | Однако, если голова или большая часть туловища младенца уже появились на свет, младенец считается самостоятельной личностью, и спасению жизни матери более не отдается предпочтения (Охол. 7:6). | ||
+ | |||
+ | За убийство новорожденного смертная казнь налагалась только в том случае, если не было сомнений, что он мог бы прожить 30 дней (Нид. 5:3, 44б), поскольку вероятность смерти ребенка в первый месяц жизни считается достаточно большой. | ||
+ | |||
+ | Всякую работу, необходимую для родовспоможения, разрешено делать в [[Суббота|субботу]] (Шаб. 18:3); если роженица при родах умирает, в субботу можно делать все, чтобы спасти жизнь ребенка. | ||
+ | |||
+ | Рождение путем кесарева сечения не считается «разверзанием ложесен» (Исх. 13:2), и потому такой ребенок не имеет ни привилегий, ни обязанностей первенца (Бх. 8:2). | ||
+ | == Обычаи == | ||
+ | |||
+ | Большинство обычаев, связанных с родами, — народные и частично заимствованы у других народов. | ||
+ | |||
+ | У ашкеназов было принято читать у постели роженицы Пс. 20 [в русском переводе 19], I Сам. 1; у [[Сефарды|сефардов]] — Быт. 21:1–8. На полу комнаты роженицы проводили углем или мелом круг, который должен был отогнать злых духов. | ||
+ | |||
+ | В восточных общинах для охраны матери и новорожденного от злых духов и в первую очередь женского демона по имени Броша, которая похищает новорожденного, вешалась хамса или хамсика (амулет в форме кисти руки) или ставился семиствольный светильник. | ||
+ | |||
+ | Широко использовались амулеты с библейскими стихами. У сефардских евреев существовал также обычай, называвшийся хадаш: за неделю до родов девушки собирались в комнате роженицы и в особых песнопениях просили, чтобы новорожденному была дана счастливая судьба. | ||
+ | |||
+ | Как символ легкого разрешения от бремени на платье роженицы расстегивали пуговицы и распускали все завязки; открывали все двери и окна в доме. | ||
+ | |||
+ | Если роды были трудными, в руку роженицы клали ключ от синагоги, а ее саму опоясывали лентами, которыми перевязывали [[Сефер-Тора]]; родственники возносили молитвы. | ||
+ | |||
+ | До дня [[Обрезание|обрезания]] новорожденного над кроватью матери и над дверным косяком помещали всевозможные талисманы и амулеты (идиш кимпецетл, цетл, шир hа-малос-цетл, шмир-цетл и др.) для того, чтобы отогнать демонов, в первую очередь [[Лилит]]. | ||
+ | |||
+ | До нашего времени сохранился обычай, когда родственники и друзья семьи читают [[Шма]] возле дома новорожденного каждую ночь до дня обрезания (в восточных общинах этот обычай называется тахдид), чтобы оградить ребенка от демонов. | ||
+ | |||
+ | Мальчику дается [[Имена|имя]] при обрезании, девочке — обычно в синагоге, когда ее отца вызывают к чтению Торы. | ||
+ | |||
+ | По другому обычаю ребенку давали имя, когда его мать впервые после родов приходила в синагогу. | ||
+ | |||
+ | В Германии и других странах Западной Европы наречение ребенка было домашней церемонией, проводившейся в утро субботы и называвшейся хохекрейш. | ||
+ | |||
+ | В [[Йемен|Йемене]] имя ребенку давалось во время праздничной трапезы на третий день после родов (см. также [[Имена|Имена]]). | ||
+ | |||
+ | В [[Салоники|Салониках]] на пятом месяце беременности еврейские женщины ходили молиться у могил благочестивых людей; чтобы родился мальчик, мать каждую пятницу произносила имя, которым будет наречен будущий сын. | ||
+ | |||
+ | В Курдистане (см. [[Курдские Евреи|Курдские евреи]]) матери не разрешалось в течение 40 дней после родов выходить из дома с наступлением темноты. | ||
+ | |||
+ | Поскольку сейчас роды обычно происходят в больницах, большинство народных обычаев отмирает. | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|13550|РОДЫ}} |
Версия 16:33, 24 октября 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Роды (לֵדָה, леда).
Библейские законы
Повеление плодиться и размножаться (Быт. 1:28) считается первой библейской заповедью. За проступок Евы (см. также Адам) в раю Бог наказал женщину родовыми муками (Быт. 3:16).
Библия упоминает повитух — меялдот (Быт. 35:17; Исх. 1:17 и др.). Роженицу обычно сажали на особый стул, называвшийся овнаим (Исх. 1:16).
Упоминаются случаи смерти роженицы при родах (например, Рахиль, Быт. 35:18; невестка Эли, I Сам. 4:19–20).
При рождении близнецов нередко возникала проблема определения первородства (Быт. 25:21–26; 38:27–30; см. Первенец).
Согласно библейским законам о ритуальной чистоте, женщина считается нечистой семь дней с момента рождения сына и четырнадцать дней — дочери (в некоторых общинах — 33 и 66 дней, см. Нидда).
Затем отсчитываются семь «чистых дней». По окончании периода очищения женщина должна принести искупительную жертву и жертву всесожжения (см. Жертвоприношение).
Согласно Талмуду, искупительную жертву женщина приносит потому, что во время родовых мук дает обет не позволять более мужу приближаться к себе, о чем впоследствии сожалеет (Нид. 31б).
Плод считается живым существом по истечении шести месяцев и одного дня беременности (Тосеф., Шаб. 15:7).
Аборт разрешается только в случае, если жизнь матери в опасности, так как «ее жизнь предшествует жизни плода».
Однако, если голова или большая часть туловища младенца уже появились на свет, младенец считается самостоятельной личностью, и спасению жизни матери более не отдается предпочтения (Охол. 7:6).
За убийство новорожденного смертная казнь налагалась только в том случае, если не было сомнений, что он мог бы прожить 30 дней (Нид. 5:3, 44б), поскольку вероятность смерти ребенка в первый месяц жизни считается достаточно большой.
Всякую работу, необходимую для родовспоможения, разрешено делать в субботу (Шаб. 18:3); если роженица при родах умирает, в субботу можно делать все, чтобы спасти жизнь ребенка.
Рождение путем кесарева сечения не считается «разверзанием ложесен» (Исх. 13:2), и потому такой ребенок не имеет ни привилегий, ни обязанностей первенца (Бх. 8:2).
Обычаи
Большинство обычаев, связанных с родами, — народные и частично заимствованы у других народов.
У ашкеназов было принято читать у постели роженицы Пс. 20 [в русском переводе 19], I Сам. 1; у сефардов — Быт. 21:1–8. На полу комнаты роженицы проводили углем или мелом круг, который должен был отогнать злых духов.
В восточных общинах для охраны матери и новорожденного от злых духов и в первую очередь женского демона по имени Броша, которая похищает новорожденного, вешалась хамса или хамсика (амулет в форме кисти руки) или ставился семиствольный светильник.
Широко использовались амулеты с библейскими стихами. У сефардских евреев существовал также обычай, называвшийся хадаш: за неделю до родов девушки собирались в комнате роженицы и в особых песнопениях просили, чтобы новорожденному была дана счастливая судьба.
Как символ легкого разрешения от бремени на платье роженицы расстегивали пуговицы и распускали все завязки; открывали все двери и окна в доме.
Если роды были трудными, в руку роженицы клали ключ от синагоги, а ее саму опоясывали лентами, которыми перевязывали Сефер-Тора; родственники возносили молитвы.
До дня обрезания новорожденного над кроватью матери и над дверным косяком помещали всевозможные талисманы и амулеты (идиш кимпецетл, цетл, шир hа-малос-цетл, шмир-цетл и др.) для того, чтобы отогнать демонов, в первую очередь Лилит.
До нашего времени сохранился обычай, когда родственники и друзья семьи читают Шма возле дома новорожденного каждую ночь до дня обрезания (в восточных общинах этот обычай называется тахдид), чтобы оградить ребенка от демонов.
Мальчику дается имя при обрезании, девочке — обычно в синагоге, когда ее отца вызывают к чтению Торы.
По другому обычаю ребенку давали имя, когда его мать впервые после родов приходила в синагогу.
В Германии и других странах Западной Европы наречение ребенка было домашней церемонией, проводившейся в утро субботы и называвшейся хохекрейш.
В Йемене имя ребенку давалось во время праздничной трапезы на третий день после родов (см. также Имена).
В Салониках на пятом месяце беременности еврейские женщины ходили молиться у могил благочестивых людей; чтобы родился мальчик, мать каждую пятницу произносила имя, которым будет наречен будущий сын.
В Курдистане (см. Курдские евреи) матери не разрешалось в течение 40 дней после родов выходить из дома с наступлением темноты.
Поскольку сейчас роды обычно происходят в больницах, большинство народных обычаев отмирает.