Работорговля (еврейский аспект)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (→Cредневековье) |
Марк (Обсуждение | вклад) (→Cредневековье) |
||
Строка 47: | Строка 47: | ||
В 1085 г. в [[Силезия|Силезии]] некая княгиня выкупила у евреев христианских рабов и освободила их. | В 1085 г. в [[Силезия|Силезии]] некая княгиня выкупила у евреев христианских рабов и освободила их. | ||
- | == Cредневековье == | + | == Cредневековье - Новое время == |
Сведения о работорговле в средневековом мусульманском мире скудны, и, судя по ним, евреи почти не занимались работорговлей. | Сведения о работорговле в средневековом мусульманском мире скудны, и, судя по ним, евреи почти не занимались работорговлей. | ||
Строка 69: | Строка 69: | ||
В Луизиане как под французской, так и под испанской властью работорговлей занимались братья Монсанто. | В Луизиане как под французской, так и под испанской властью работорговлей занимались братья Монсанто. | ||
- | В южных штатах США вплоть до конца гражданской войны также были работорговцы-евреи. Леви Джейкобс торговал рабами в Нью-Орлеане в 1820-х гг., братья Дейвис из Вирджинии начали торговлю рабами в 1838 г. В 1850-е гг. работорговлей занимались Яаков Левин из Колумбии в Южной Каролине и Изреэл Джонс из Алабамы; в 1859 г. Б. Мордехай из Чарлстона купил рабов на сумму в 12 тыс. долларов. | + | В южных штатах США вплоть до конца гражданской войны также были работорговцы-евреи. Леви Джейкобс торговал рабами в Нью-Орлеане в 1820-х гг., братья Дейвис из Вирджинии начали торговлю рабами в 1838 г. |
+ | |||
+ | В 1850-е гг. работорговлей занимались Яаков Левин из Колумбии в Южной Каролине и Изреэл Джонс из Алабамы; в 1859 г. Б. Мордехай из Чарлстона купил рабов на сумму в 12 тыс. долларов. | ||
Участие евреев в работорговле как в средние века, так и в новое время нередко подчеркивается и преувеличивается антисемитскими авторами (на самом же деле, сколь бы значительными ни были торговые обороты еврейских работорговцев на юге США, все они вместе не идут ни в какое сравнение с оборотом такой крупнейшей нееврейской фирмы, специализировавшейся на работорговле, как «Франклин и Армфилд»). Евреи занимались работорговлей лишь в те периоды и в тех странах, где она считалась законной. | Участие евреев в работорговле как в средние века, так и в новое время нередко подчеркивается и преувеличивается антисемитскими авторами (на самом же деле, сколь бы значительными ни были торговые обороты еврейских работорговцев на юге США, все они вместе не идут ни в какое сравнение с оборотом такой крупнейшей нееврейской фирмы, специализировавшейся на работорговле, как «Франклин и Армфилд»). Евреи занимались работорговлей лишь в те периоды и в тех странах, где она считалась законной. |
Версия 17:42, 22 октября 2012
Источник: | ||||||||
|
Работорговля. О продаже рабов в древности см. Рабство. Евреи, участвовавшие в работорговле с раннего средневековья и до начала нового времени, никогда не играли в ней заметной роли.
Первые упоминания
Одним из наиболее ранних свидетельств об участии евреев в торговле рабами служит осуждение папой Григорием Великим (6 в.) некоего еврейского торговца за то, что среди доставлявшихся из Галлии в Италию рабов были и христиане.
Король Людовик I Благочестивый пожаловал нескольким евреям право на ввоз и продажу иностранных рабов (около 825–28 гг.).
Архиепископ Лиона Агобард осуждал королевских чиновников, согласившихся с еврейскими торговцами в том, что рабы-язычники желают креститься, только чтобы обрести свободу, поэтому им следует позволять креститься лишь в том случае, если владельцу уплатят за них требуемую цену.
Агобард обвинял евреев также в том, что они иногда продают в рабство даже родившихся христианами.
В таможенных книгах города Раффелштеттен на Дунае, который был в раннем средневековье значительным торговым центром, в записях за 906 г. среди имен работорговцев встречается несколько еврейских.
Арабский географ Ибн Хордадбех (конец 9 в.) упоминает и рабов-евнухов среди других товаров, которыми торговали еврейские купцы на морских и караванных путях из Франконии в Китай.
Еврейский путешественник Ибраhим Ибн Яакуб сообщает о еврейских (наряду с мусульманскими и тюркскими) работорговцах в Праге около 970 г.
В 988 г. пражский епископ Адальберт ушел со своего поста после того, как ему не удалось выкупить группу рабов, приобретенных еврейским работорговцем.
Еврейские работорговцы упоминаются в таможенных книгах Кобленца за 1004 г., а в 1009 г. фигурируют в связи с обвинением маркграфа Мейсена в продаже рабов евреям.
В 1085 г. в Силезии некая княгиня выкупила у евреев христианских рабов и освободила их.
Cредневековье - Новое время
Сведения о работорговле в средневековом мусульманском мире скудны, и, судя по ним, евреи почти не занимались работорговлей.
В Османской империи власти запрещали евреям торговать рабами, но во время войны с Кипром в 1571 г. было сделано исключение.
В Новом Свете, в частности, на островах Карибского моря, в торговле рабами-африканцами и индейцами участвовали поселившиеся здесь марраны.
До 1730 г. Нидерландская вест-индская компания обладала монополией на ввоз рабов во все голландские колонии в Новом Свете, однако в голландской Бразилии в 1630–54 гг. именно евреи, видимо, были главными розничными работорговцами.
На Кюрасао голландцы иногда разрешали купцам вести независимую торговлю рабами; среди получивших такое разрешение были братья Давид и Яаков Сеньор (Фелипе Энрикес), прибывшие на остров из Амстердама около 1685 г.
Другой еврей с Кюрасао, Мануэль Альварес Корреа (1650–1717), долгое время занимался работорговлей на острове, а в 1699 г. был посредником между Нидерландской и Португальской вест-индийскими компаниями в переправке партии рабов из Африки в Мексику через Кюрасао.
На Ямайке работорговцами были Давид Энрикес, Хайман Леви и Александр Линдо (1753–1812; основной поставщик рабов в 1782–92 гг.).
Члены семейства Градис из Бордо занимались ввозом рабов из Западной Африки во французские колонии в Новом Свете, в частности, в Санто-Доминго (ныне Доминиканская республика).
Активное участие во ввозе африканских рабов в вест-индийские колонии принимали еврейские торговцы с Атлантического побережья Америки — Давид Франке из Филадельфии (1760-е гг.), Ахарон Лопес и Яаков Родригес Ривера из Ньюпорта (остров Род-Айленд) и Ицхак Дакоста из Чарлстона (1760–70-е гг.).
В Луизиане как под французской, так и под испанской властью работорговлей занимались братья Монсанто.
В южных штатах США вплоть до конца гражданской войны также были работорговцы-евреи. Леви Джейкобс торговал рабами в Нью-Орлеане в 1820-х гг., братья Дейвис из Вирджинии начали торговлю рабами в 1838 г.
В 1850-е гг. работорговлей занимались Яаков Левин из Колумбии в Южной Каролине и Изреэл Джонс из Алабамы; в 1859 г. Б. Мордехай из Чарлстона купил рабов на сумму в 12 тыс. долларов.
Участие евреев в работорговле как в средние века, так и в новое время нередко подчеркивается и преувеличивается антисемитскими авторами (на самом же деле, сколь бы значительными ни были торговые обороты еврейских работорговцев на юге США, все они вместе не идут ни в какое сравнение с оборотом такой крупнейшей нееврейской фирмы, специализировавшейся на работорговле, как «Франклин и Армфилд»). Евреи занимались работорговлей лишь в те периоды и в тех странах, где она считалась законной.
См. также Пленных выкуп.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РАБОТОРГОВЛЯ в ЭЕЭ