Равницкий, Иеhошуа Хоне
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Равницкий, Иехошуа Хоне (ЭЕЭ)» в «Равницкий, Иехошуа Хоне») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Равницкий, Иехошуа Хоне» в «Равницкий, Иеhошуа Хоне») |
Версия 14:12, 19 октября 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Равницкий, Иехошуа Хоне (1859, Одесса, – 1944, Тель-Авив), писатель, журналист, редактор и издатель. Писал на иврите и идиш. Родился в бедной семье, учился в хедере и иешиве. В 1877–87 гг. жил в местечке Маяк, где занимался самообразованием и изучением языков (французский, немецкий). Дебютировал публицистическими статьями в газете «hа-Кол» в Кенигсберге (ныне Калининград); в конце 1870-х выступал под псевдонимом Бар-Кацин или Рабби Кацин. Примкнув к движению Ховевей Цион, Равницкий написал об идеологии движения ряд статей на иврите и идиш, а в 1887 г. выпустил палестинофильский сборник «Дер идишер векер» («Еврейский будильник»). В начале 1890-х гг. сотрудничал в сборниках Шалом Алейхема «Ди идише фолксбиблиотек». В 1892 г. совместно с ним опубликовал серию литературно-критических статей в газете «hа-Мелиц», выступив против «бульварной» литературы Шомера (Н. М. Шайкевича) и других авторов. В том же году начал выпускать литературные сборники «hа-Пардес» (Одесса, вышли три тома, 1892–96), в которых печатались Ахад-hа-Ам, Менделе Мохер Сфарим, С. Дубнов и другие; здесь же дебютировал Х. Н. Бялик стихотворением «Эл hа-циппор». Сборники Равницкого явились первыми выразителями духовного сионизма. В 1889 г. Равницкий редактировал двухнедельник на идиш «Дер ид» и выпустил ряд брошюр и книг для детского чтения. В 1901 г. основал издательство «Мория» (совместно с Х. Н. Бяликом и С. Бен-Ционом), выпускавшее в Одессе почти 20 лет книги и брошюры для еврейского народного самообразования (см. Книгопечатание). Сотрудничество с Бяликом давало мощный импульс литературной деятельности Равницкого, в 1908–10 гг. они выпустили сборник «Сефер hа-аггада» в 6-ти томах (русский перевод «Аггада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей», Берлин, 1922; из четырех задуманных частей вышло две части; переиздано — Иерусалим, 1972 и 1989). Этот сборник сыграл огромную роль в распространении еврейского фольклора древнего и частично средневекового периода среди молодого поколения читателей, владевших ивритом, но получивших светское образование.
В 1921 г. Равницкий переехал в Эрец-Исраэль, где принял участие в основании и деятельности издательства «Двир» (совместно с Бяликом и Шмарьяху Левином, Берлин; с 1924 г. в Тель-Авиве), где выпустил комментированные издания произведений Моше Ибн Эзры и Шломо Ибн Габирола (при участии Бялика). В последующие годы Равницкий опубликовал двухтомник своих статей и воспоминаний о Менделе Мохер Сфариме, Шалом Алейхеме, Бялике и других современных ему писателях под названием «Дор ве-софрав» («Поколение и его писатели»; два тома, 1926–37), дающий яркое представление о большой литературной эпохе конца 19 в. – начала 20 в. Проблемам еврейского образования и воспитания молодежи Равницкий посвятил сборник «Михтавим ле-ват Исраэль» («Письма к дочери Израиля»; 2-е изд. 1923). Избранные статьи Равницкого были изданы в начале 1960-х гг. отдельной книгой «Бе-шаарей сефер» («У врат книги», составитель и комментатор Ш. Кремер), в которой прослеживается творческий путь Равницкого.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РАВНИЦКИЙ Иехошуа Хоне в ЭЕЭ