Раскаяние (в еврейской традиции)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Раскаяние» в «Раскаяние (в еврейской традиции)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
'''Раскаяние''' (как религиозный термин — תְּשׁוּבָה, тшува, буквально `возвращение`), исправление поведения, являющееся условием Божественного прощения. При раскаянии человек должен испытывать искреннее отвращение к своему проступку и, более того, доказать это отвращение всем своим поведением, прекратить грешить и начать совершать благие поступки (Ис. 1:15–18; 58:5 и след.; Иер. 7:3; Ам. 5:14–15; и др.). | '''Раскаяние''' (как религиозный термин — תְּשׁוּבָה, тшува, буквально `возвращение`), исправление поведения, являющееся условием Божественного прощения. При раскаянии человек должен испытывать искреннее отвращение к своему проступку и, более того, доказать это отвращение всем своим поведением, прекратить грешить и начать совершать благие поступки (Ис. 1:15–18; 58:5 и след.; Иер. 7:3; Ам. 5:14–15; и др.). | ||
- | В [[Библия|Библии]] возможность раскаяния служит основополагающей идеей веры [[Пророки И Пророчество|пророков]], постоянно призывающих Израиль раскаяться в своих грехах, пока еще не поздно. Последовательность грех — наказание — раскаяние — избавление лежит в основе историософской концепции пророков. В книге [[Второзаконие]] (30:1–10) эта концепция выражена с наибольшей ясностью: лишь когда Израиль раскается в своих прегрешениях, Господь смилуется и возвратит его из рассеяния в землю отцов. В отличие от ряда других древних религий Библия рассматривает грех как результат свободного выбора человека, а потому видит искупление греха в раскаянии, то есть во внутреннем исправлении человека, а не в очистительных ритуалах; раскаяние влечет за собой соответствующее изменение в отношении Бога к грешнику, проистекающее из Его благости — Бог милосерден и прощает раскаявшегося. Вместе с тем в Библии можно обнаружить следы более древнего взгляда на грех как на скверну, причины которой лежат вне человека. Так, в древнейших библейских повествованиях от [[Потоп|потопа]] до скитаний по пустыне после [[Исход Из Египта|исхода]] из Египта нет призывов к раскаянию в грехах; грех и наказание неразрывны, и их связь не может быть изменена человеком иначе, чем заступнической молитвой посредника между Богом и людьми ([[Авраам]], [[Моисей]]). | + | == В Библии == |
+ | |||
+ | В [[Библия|Библии]] возможность раскаяния служит основополагающей идеей веры [[Пророки И Пророчество|пророков]], постоянно призывающих Израиль раскаяться в своих грехах, пока еще не поздно. | ||
+ | |||
+ | Последовательность грех — наказание — раскаяние — избавление лежит в основе историософской концепции пророков. | ||
+ | |||
+ | В книге [[Второзаконие]] (30:1–10) эта концепция выражена с наибольшей ясностью: лишь когда Израиль раскается в своих прегрешениях, Господь смилуется и возвратит его из рассеяния в землю отцов. | ||
+ | |||
+ | В отличие от ряда других древних религий Библия рассматривает грех как результат свободного выбора человека, а потому видит искупление греха в раскаянии, то есть во внутреннем исправлении человека, а не в очистительных ритуалах; раскаяние влечет за собой соответствующее изменение в отношении Бога к грешнику, проистекающее из Его благости — Бог милосерден и прощает раскаявшегося. | ||
+ | |||
+ | Вместе с тем в Библии можно обнаружить следы более древнего взгляда на грех как на скверну, причины которой лежат вне человека. | ||
+ | |||
+ | Так, в древнейших библейских повествованиях от [[Потоп|потопа]] до скитаний по пустыне после [[Исход Из Египта|исхода]] из Египта нет призывов к раскаянию в грехах; грех и наказание неразрывны, и их связь не может быть изменена человеком иначе, чем заступнической молитвой посредника между Богом и людьми ([[Авраам]], [[Моисей]]). | ||
В Библии более или менее установлена последовательность элементов раскаяния: пост и молитвы, разрывание одежд и облачение во власяницу, однако главное, как уже сказано, — выразить раскаяние и обязаться воздерживаться в будущем от прегрешений и умножать благие деяния; это относится как к индивидуальному, так и всенародному раскаянию. | В Библии более или менее установлена последовательность элементов раскаяния: пост и молитвы, разрывание одежд и облачение во власяницу, однако главное, как уже сказано, — выразить раскаяние и обязаться воздерживаться в будущем от прегрешений и умножать благие деяния; это относится как к индивидуальному, так и всенародному раскаянию. | ||
+ | == Законоучители Талмуда == | ||
+ | |||
+ | Законоучители [[Талмуд|Талмуда]] всячески подчеркивали значение раскаяния, и именно они сформулировали понятие тшува (так же они назвали и пятую часть молитвы [[Амида]]). | ||
+ | |||
+ | Бог создал раскаяние ранее мира (Псах. 54а), оно достигает трона Господня, продлевает жизнь человека и приносит избавление (Иома 86а–б). | ||
+ | |||
+ | Бог побуждает Израиль раскаяться и не стыдиться этого, как сын не стыдится вернуться к любящему его отцу (Втор. Р. 2:24). | ||
+ | |||
+ | Законоучители осознавали теологические трудности, связанные с концепцией раскаяния. Если зло содеяно, как оно может быть исправлено? Как принцип раскаяния сочетается с принципом наказания за проступок? | ||
+ | |||
+ | Законоучители искали решение в понимании принципа искреннего раскаяния как закона творения — сила раскаяния не имеет границ, и даже отпетые грешники могут полагаться на него. | ||
+ | |||
+ | Законоучители противопоставляли подлинное раскаяние его внешним атрибутам — посту и власянице; признание грехов без покаяния не имеет никакой ценности. | ||
+ | |||
+ | Грешника следует побуждать к раскаянию; запрещается напоминать раскаявшемуся о его прежних прегрешениях (БМ. 4:10). | ||
+ | |||
+ | В отличие от [[Христианство|христианства]], где священник выступает посредником между кающимся и Богом, в иудаизме раскаяние является непосредственным обращением к Богу. | ||
+ | == В средние века == | ||
+ | |||
+ | В средние века тема раскаяния была излюбленной темой в этической и философской литературе. | ||
+ | |||
+ | [[Саадия Гаон|Саадия Гаон]] был первым, кто сформулировал четыре основные составляющие элемента раскаяния — отход от греха, сожаление о содеянном, просьба о прощении и обязательство воздерживаться от греха в будущем. | ||
+ | |||
+ | Эта концепция была принята всеми последующими еврейскими мыслителями. [[Ибн Пакуда Бахья Бен Иосеф|Бахья Ибн Пакуда]] считал, что есть четыре необходимых условия для раскаяния: осознание зла совершенного поступка, осознание грозящего наказания и понимание, что единственное средство избежать его — раскаяние, размышление о благодеяниях Бога и осуждение дурного поступка. | ||
+ | |||
+ | Согласно Саадии Гаону, существует градация раскаяния: высшая степень — покаяние сразу же по совершении греха, пока грешник еще помнит все подробности своего поступка; более низкая степень — когда оно следует за угрозой наказания; самая низкая степень — раскаяние перед смертью. | ||
+ | |||
+ | [[Маймонид]] считал, что полное раскаяние (тшува гмура) достигается тогда, когда человек, попав в условия, позволяющие повторить прежний проступок, способен воздержаться от него (Яд, Тшува 2:1). | ||
+ | |||
+ | Маймонид впервые в еврейской мысли включил раскаяния в сферу нормативной [[Галаха|Галахи]]. | ||
+ | |||
+ | О раскаянии писали также [[Геронди, Иона Бен Аврахам|Иона бен Аврахам Геронди]] и [[Абохав, Ицхак I|Ицхак Абохав I]]. У [[Хасидей Ашкеназ]] концепция раскаяния превратилась в общественное течение: заново была определена идея раскаяния и установлены степени различных видов прегрешений и порядок раскаяния в них. | ||
- | + | == В Каббале == | |
- | + | В [[Каббала|каббале]] концепция раскаяния получила новое направление. Идея исправления (тиккун) в лурианской каббале (см. [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|Ицхак бен Шломо Лурия]]) отводит человеку решающую роль в исправлении высших миров и в приближении избавления в этом мире; раскаяние становится средством исправления мира, а каббалист, знающий правильный путь раскаяния, способен ускорить «раскаяние мира» (тшуват hа-олам). [[Хасидизм]] выдвинул концепцию, отводящую определенную положительную роль дурным побуждениям и даже самому греху, без которого нет раскаяния, необходимого для совершенствования человека. В противоположность этому [[Митнагдим|митнагдим]] подчеркивали тотальную опасность, коренящуюся в грехе, и требовали постоянного раскаяния. Среди [[Ашкеназы|ашкеназов]] сложилась практика тшуват hа-мишкал (буквально `раскаяние в соответствии с мерой`), то есть самонаказание (включая принятие физического страдания), пропорциональное тяжести проступка. В некоторых течениях хасидизма «рабби» назначает конкретные формы раскаяния просящему об этом хасиду. | |
В 20 в. проблема раскаяния стояла в центре внимания ряда ведущих еврейских мыслителей; в этот период наряду с традиционной концепцией, видящей в раскаянии потребность как верующих, так и неверующих евреев, была выдвинута новая концепция раскаяния как пути возврата человека к Богу. Наиболее яркими представителями этой концепции были [[Розенцвейг, Франц|Ф. Розенцвейг]] и [[Бубер, Мартин|М. Бубер]]. [[Кук Аврахам Ицхак hа-Кохен|А. И. Кук]] выдвинул наиболее многостороннюю концепцию раскаяния, сочетающую в себе как традиционный, так и новый подход. Каббалистический взгляд на раскаяние как на способ исправления мира Кук сочетал с мессианским сионизмом (см. [[Мессия]], [[Сионизм]]) и с идеей раскаяния как возвращения к Богу. Греша, человек изолирует себя от Бога и разрушает потенциальную гармонию и единство бытия, а раскаиваясь, он преодолевает эту изоляцию и приобщается к Богу; возвращение (тшува) народа Израиля на землю предков — это раскаяние на общенациональном уровне. | В 20 в. проблема раскаяния стояла в центре внимания ряда ведущих еврейских мыслителей; в этот период наряду с традиционной концепцией, видящей в раскаянии потребность как верующих, так и неверующих евреев, была выдвинута новая концепция раскаяния как пути возврата человека к Богу. Наиболее яркими представителями этой концепции были [[Розенцвейг, Франц|Ф. Розенцвейг]] и [[Бубер, Мартин|М. Бубер]]. [[Кук Аврахам Ицхак hа-Кохен|А. И. Кук]] выдвинул наиболее многостороннюю концепцию раскаяния, сочетающую в себе как традиционный, так и новый подход. Каббалистический взгляд на раскаяние как на способ исправления мира Кук сочетал с мессианским сионизмом (см. [[Мессия]], [[Сионизм]]) и с идеей раскаяния как возвращения к Богу. Греша, человек изолирует себя от Бога и разрушает потенциальную гармонию и единство бытия, а раскаиваясь, он преодолевает эту изоляцию и приобщается к Богу; возвращение (тшува) народа Израиля на землю предков — это раскаяние на общенациональном уровне. |
Версия 14:54, 17 октября 2012
Источник: | ||||||||
|
Раскаяние (как религиозный термин — תְּשׁוּבָה, тшува, буквально `возвращение`), исправление поведения, являющееся условием Божественного прощения. При раскаянии человек должен испытывать искреннее отвращение к своему проступку и, более того, доказать это отвращение всем своим поведением, прекратить грешить и начать совершать благие поступки (Ис. 1:15–18; 58:5 и след.; Иер. 7:3; Ам. 5:14–15; и др.).
Содержание |
В Библии
В Библии возможность раскаяния служит основополагающей идеей веры пророков, постоянно призывающих Израиль раскаяться в своих грехах, пока еще не поздно.
Последовательность грех — наказание — раскаяние — избавление лежит в основе историософской концепции пророков.
В книге Второзаконие (30:1–10) эта концепция выражена с наибольшей ясностью: лишь когда Израиль раскается в своих прегрешениях, Господь смилуется и возвратит его из рассеяния в землю отцов.
В отличие от ряда других древних религий Библия рассматривает грех как результат свободного выбора человека, а потому видит искупление греха в раскаянии, то есть во внутреннем исправлении человека, а не в очистительных ритуалах; раскаяние влечет за собой соответствующее изменение в отношении Бога к грешнику, проистекающее из Его благости — Бог милосерден и прощает раскаявшегося.
Вместе с тем в Библии можно обнаружить следы более древнего взгляда на грех как на скверну, причины которой лежат вне человека.
Так, в древнейших библейских повествованиях от потопа до скитаний по пустыне после исхода из Египта нет призывов к раскаянию в грехах; грех и наказание неразрывны, и их связь не может быть изменена человеком иначе, чем заступнической молитвой посредника между Богом и людьми (Авраам, Моисей).
В Библии более или менее установлена последовательность элементов раскаяния: пост и молитвы, разрывание одежд и облачение во власяницу, однако главное, как уже сказано, — выразить раскаяние и обязаться воздерживаться в будущем от прегрешений и умножать благие деяния; это относится как к индивидуальному, так и всенародному раскаянию.
Законоучители Талмуда
Законоучители Талмуда всячески подчеркивали значение раскаяния, и именно они сформулировали понятие тшува (так же они назвали и пятую часть молитвы Амида).
Бог создал раскаяние ранее мира (Псах. 54а), оно достигает трона Господня, продлевает жизнь человека и приносит избавление (Иома 86а–б).
Бог побуждает Израиль раскаяться и не стыдиться этого, как сын не стыдится вернуться к любящему его отцу (Втор. Р. 2:24).
Законоучители осознавали теологические трудности, связанные с концепцией раскаяния. Если зло содеяно, как оно может быть исправлено? Как принцип раскаяния сочетается с принципом наказания за проступок?
Законоучители искали решение в понимании принципа искреннего раскаяния как закона творения — сила раскаяния не имеет границ, и даже отпетые грешники могут полагаться на него.
Законоучители противопоставляли подлинное раскаяние его внешним атрибутам — посту и власянице; признание грехов без покаяния не имеет никакой ценности.
Грешника следует побуждать к раскаянию; запрещается напоминать раскаявшемуся о его прежних прегрешениях (БМ. 4:10).
В отличие от христианства, где священник выступает посредником между кающимся и Богом, в иудаизме раскаяние является непосредственным обращением к Богу.
В средние века
В средние века тема раскаяния была излюбленной темой в этической и философской литературе.
Саадия Гаон был первым, кто сформулировал четыре основные составляющие элемента раскаяния — отход от греха, сожаление о содеянном, просьба о прощении и обязательство воздерживаться от греха в будущем.
Эта концепция была принята всеми последующими еврейскими мыслителями. Бахья Ибн Пакуда считал, что есть четыре необходимых условия для раскаяния: осознание зла совершенного поступка, осознание грозящего наказания и понимание, что единственное средство избежать его — раскаяние, размышление о благодеяниях Бога и осуждение дурного поступка.
Согласно Саадии Гаону, существует градация раскаяния: высшая степень — покаяние сразу же по совершении греха, пока грешник еще помнит все подробности своего поступка; более низкая степень — когда оно следует за угрозой наказания; самая низкая степень — раскаяние перед смертью.
Маймонид считал, что полное раскаяние (тшува гмура) достигается тогда, когда человек, попав в условия, позволяющие повторить прежний проступок, способен воздержаться от него (Яд, Тшува 2:1).
Маймонид впервые в еврейской мысли включил раскаяния в сферу нормативной Галахи.
О раскаянии писали также Иона бен Аврахам Геронди и Ицхак Абохав I. У Хасидей Ашкеназ концепция раскаяния превратилась в общественное течение: заново была определена идея раскаяния и установлены степени различных видов прегрешений и порядок раскаяния в них.
В Каббале
В каббале концепция раскаяния получила новое направление. Идея исправления (тиккун) в лурианской каббале (см. Ицхак бен Шломо Лурия) отводит человеку решающую роль в исправлении высших миров и в приближении избавления в этом мире; раскаяние становится средством исправления мира, а каббалист, знающий правильный путь раскаяния, способен ускорить «раскаяние мира» (тшуват hа-олам). Хасидизм выдвинул концепцию, отводящую определенную положительную роль дурным побуждениям и даже самому греху, без которого нет раскаяния, необходимого для совершенствования человека. В противоположность этому митнагдим подчеркивали тотальную опасность, коренящуюся в грехе, и требовали постоянного раскаяния. Среди ашкеназов сложилась практика тшуват hа-мишкал (буквально `раскаяние в соответствии с мерой`), то есть самонаказание (включая принятие физического страдания), пропорциональное тяжести проступка. В некоторых течениях хасидизма «рабби» назначает конкретные формы раскаяния просящему об этом хасиду.
В 20 в. проблема раскаяния стояла в центре внимания ряда ведущих еврейских мыслителей; в этот период наряду с традиционной концепцией, видящей в раскаянии потребность как верующих, так и неверующих евреев, была выдвинута новая концепция раскаяния как пути возврата человека к Богу. Наиболее яркими представителями этой концепции были Ф. Розенцвейг и М. Бубер. А. И. Кук выдвинул наиболее многостороннюю концепцию раскаяния, сочетающую в себе как традиционный, так и новый подход. Каббалистический взгляд на раскаяние как на способ исправления мира Кук сочетал с мессианским сионизмом (см. Мессия, Сионизм) и с идеей раскаяния как возвращения к Богу. Греша, человек изолирует себя от Бога и разрушает потенциальную гармонию и единство бытия, а раскаиваясь, он преодолевает эту изоляцию и приобщается к Богу; возвращение (тшува) народа Израиля на землю предков — это раскаяние на общенациональном уровне.
В 1970-е гг. в Израиле и в диаспоре (особенно в США) началось движение хазара би-тшува (буквально `возвращение в раскаянии`; некоторые возражали против этого термина) — обращение к религии; многие из тех, кто утратил связь с иудаизмом или даже никогда не имел ее, стали вести религиозный образ жизни, поступать в иешивы. Поощряя эту тенденцию, иешивы ведут соответствующую пропаганду; открываются особые иешивы для «кающихся» (хозрим би-тшува). Сефарды в Израиле проводят «съезды раскаяния» в месяце элул.
См. также Исповедь.