Путешествия в Эрец-Исраэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 41: | Строка 41: | ||
=== Тринадцатый век === | === Тринадцатый век === | ||
- | [[Алхаризи, Иехуда Бен Шломо|Иехуда Алхаризи]], посетивший страну в 1218 г., застает иную ситуацию: «... с того дня, как ишмаэлиты [мусульмане] отвоевали [страну], в ней вновь начали селиться сыны Израиля» | + | [[Алхаризи, Иехуда Бен Шломо|Иехуда Алхаризи]], посетивший страну в 1218 г., застает иную ситуацию: «... с того дня, как ишмаэлиты [мусульмане] отвоевали [страну], в ней вновь начали селиться сыны Израиля». |
- | + | В 1238 г. посланник Иехиэля бен Иосефа из Парижа (умер около 1265 г.) некий рабби Яаков совершил путешествие в Эрец-Исраэль; он посвящает свои описания прежде всего святым местам и могилам. [[Нахманид]], проведший в Эрец-Исраэль последние (1267–70) годы жизни, описывает положение евреев, как и страны в целом, в мрачных красках. | |
+ | === Четырнадцатый век === | ||
+ | Эстори hа-Пархи (1280–1355?), прибывший в Эрец-Исраэль в 1322 г., глубоко и с научным подходом описал страну. | ||
- | Имя еврея из Кандии (Кипр), совершившего путешествие в Эрец-Исраэль в 1473 г., неизвестно. Во второй половине 15 в. много евреев приезжало из Италии. Наиболее известны из них [[Мешуллам Из Вольтерры|Мешуллам из Вольтерры]] и [[Бертиноро, Овадия Бен Аврахам Яре|Овадия Бертиноро]]; их путевые записи весьма ценны. В 16 в. путешествия из Италии продолжались. Записи Моше Басолы (Базолы; 1480–1560), побывавшего в Эрец-Исраэль в 1521–23 гг., представляют интерес и как художественное произведение (как и ряд писем Бертиноро). Элия из Пезаро, поселившийся в стране в 1563 г., дает описание путей, которыми можно прибыть сюда из Италии. Экономическое положение Эрец-Исраэль освещено в письме Давида деи Росси (на иврите мин hа-Адомим, то есть из Рима) от 1535 г. Свое посещение страны в 1567 г. описал Зхария ад-Дахири (см. [[Йеменские Евреи|Йеменские евреи]]). Шломо (Шломил) Мейнстрил из Ресница в Моравии прибыл в 1602 г. в [[Цфат]] и подробно описал еврейскую общину и город в целом. [[Горовиц Иешаяху Бен Аврахам hа-Леви|Иешаяху бен Аврахам hа-Леви Горовиц]] описал свое путешествие в Цфат и в Иерусалим. | + | Из 180 его отождествлений населенных пунктов большинство верно (например, [[Уша]], [[Модиин|Модиин]], [[Бетар]]). |
+ | === Пятнадцатый век === | ||
+ | |||
+ | Почти столетием позже (в 1411 г.) в Эрец-Исраэль прибыл Ицхак ал-Фара (Ибн ал-Фара) из Малаги; он описал свои впечатления в письме Шимону бен Цемаху Дурану (см. [[Дуран|Дуран, семья]]), а в 1443 г. послал сыну последнего, Шломо (см. там же), список святых могил Эрец-Исраэль. | ||
+ | |||
+ | Имя еврея из Кандии (Кипр), совершившего путешествие в Эрец-Исраэль в 1473 г., неизвестно. | ||
+ | |||
+ | Во второй половине 15 в. много евреев приезжало из Италии. Наиболее известны из них [[Мешуллам Из Вольтерры|Мешуллам из Вольтерры]] и [[Бертиноро, Овадия Бен Аврахам Яре|Овадия Бертиноро]]; их путевые записи весьма ценны. | ||
+ | === Шестнадцатый - восемнадцатый век === | ||
+ | |||
+ | В 16 в. путешествия из Италии продолжались. Записи Моше Басолы (Базолы; 1480–1560), побывавшего в Эрец-Исраэль в 1521–23 гг., представляют интерес и как художественное произведение (как и ряд писем Бертиноро). | ||
+ | |||
+ | Элия из Пезаро, поселившийся в стране в 1563 г., дает описание путей, которыми можно прибыть сюда из Италии. | ||
+ | |||
+ | Экономическое положение Эрец-Исраэль освещено в письме Давида деи Росси (на иврите мин hа-Адомим, то есть из Рима) от 1535 г. | ||
+ | |||
+ | Свое посещение страны в 1567 г. описал Зхария ад-Дахири (см. [[Йеменские Евреи|Йеменские евреи]]). Шломо (Шломил) Мейнстрил из Ресница в Моравии прибыл в 1602 г. в [[Цфат]] и подробно описал еврейскую общину и город в целом. [[Горовиц Иешаяху Бен Аврахам hа-Леви|Иешаяху бен Аврахам hа-Леви Горовиц]] описал свое путешествие в Цфат и в Иерусалим. | ||
В 17–18 вв. Эрец-Исраэль посещали многие [[Караимы|караимы]] из Крыма. Сохранились путевые записки Шмуэля бен Давида 1641–42 гг., Моше бен Элии 1654–55 гг., Биньямина бен Элии 1785–86 гг. и других. | В 17–18 вв. Эрец-Исраэль посещали многие [[Караимы|караимы]] из Крыма. Сохранились путевые записки Шмуэля бен Давида 1641–42 гг., Моше бен Элии 1654–55 гг., Биньямина бен Элии 1785–86 гг. и других. | ||
- | Гдалия из Семятич (ныне Семятыче, Польша), член группы [[Иехуда Хасид hа-Леви|Иехуды Хасида hа-Леви]], прибывшей в Иерусалим, описал ее путевые приключения в книге «Шаалу шлом Иерушалаим» («Приветствуйте Иерусалим») | + | Гдалия из Семятич (ныне Семятыче, Польша), член группы [[Иехуда Хасид hа-Леви|Иехуды Хасида hа-Леви]], прибывшей в Иерусалим, описал ее путевые приключения в книге «Шаалу шлом Иерушалаим» («Приветствуйте Иерусалим»). |
- | + | Путешествие в Эрец-Исраэль Аврахама Ройо в 1702 г. также описано одним из его соратников. Переселение в Эрец-Исраэль Хаима бен Моше Бен-Аттара (1696–1743) в 1741 г. и Аврахама Гершома из Кутова в 1746 г. (об обоих см. [[Иешива]]) вызвало ряд поездок их приверженцев, оставивших путевые записки. | |
- | + | Так, сохранилось письмо волынского еврея Иосефа Софера от 1760 г. В 1764 г. в Тверию прибыли двое из руководителей галицийского [[Хасидизм|хасидизма]] — Нахман из Городенки (умер в 1780 г.) и Менахем Мендл из Пржемышлян (1728–?) с соратниками; их путешествие описано в анонимной книге «Ахават Цион» («Любовь к Сиону»). | |
- | [[ | + | В 1798–99 гг. рабби [[Нахман Из Брацлава|Нахман из Брацлава]] посетил ряд мест Эрец-Исраэль. |
+ | === Девятнадцатый век === | ||
+ | Вскоре интерес к [[Алия|алие]] начали проявлять и [[Митнагдим|митнагдим]]; три группы учеников [[Элияху Бен Шломо Залман|Элияху бен Шломо Залмана]] (Виленского Гаона) совершили путешествие в Эрец-Исраэль и, ознакомившись со страной, поселились в [[Цфате]] в 1808–1809 гг. | ||
+ | Один из учеников Виленского Гаона, [[Давид Де-Вет-Гилель|Давид де-вет-Гилель]] (жил в Эрец-Исраэль приблизительно в 1815–24 гг. и в 1838 г.), оставил ценные дневники. | ||
+ | |||
+ | Менахем Мендл из Каменца, прибывший в Эрец-Исраэль в 1833 г., издал небольшую книгу «Корот hа-иттим» («События времен», издана в 1840 г.; в основном о Цфате). | ||
+ | |||
+ | Литература путешествий в Эрец-Исраэль в 19 в. все более проникается духом еврейского национального пробуждения в этой стране. [[Монтефиоре, Мозес|М. Монтефиоре]] и его жена Джудит (Иехудит) посетили Эрец-Исраэль семь раз; Джудит вела подробный дневник второго путешествия (1839). | ||
+ | |||
+ | За год до того в Эрец-Исраэль побывал секретарь и помощник Монтефиоре — Элиэзер hа-Леви и описал поездку в четырех письмах. | ||
+ | |||
+ | [[Шварц, Иехосеф|Иехосеф Шварц]] поселился в Эрец-Исраэль в 1883 г. и в течение 12 лет детально исследовал страну, обойдя ее вдоль и поперек; его основной труд — «Твуот hа-арец» («Плоды земли», 1845; см. также [[Картография]]). | ||
+ | ==== Первое путешествием, связанное с сионизмом ==== | ||
Первым путешествием в Эрец-Исраэль, связанным с [[Сионизм|сионизмом]], можно считать поездку [[Пинес, Иехиэль Михаэль|И. М. Пинеса]] (1878), описавшего ее в письмах. Историк [[Явиц, Зеев Вольф|З. Явиц]] также описал посещение различных местностей страны (куда приехал в 1887 г.). | Первым путешествием в Эрец-Исраэль, связанным с [[Сионизм|сионизмом]], можно считать поездку [[Пинес, Иехиэль Михаэль|И. М. Пинеса]] (1878), описавшего ее в письмах. Историк [[Явиц, Зеев Вольф|З. Явиц]] также описал посещение различных местностей страны (куда приехал в 1887 г.). | ||
Мордехай бен Гилель из [[Ховевей Цион]] в дневнике от 1889 г. описывает старый и новый [[Ишув|ишув]]. Новые тенденции в путешествиях в Эрец-Исраэль проявились в поездках лидеров сионизма [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Ама]] (1891) и [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]] (1898). | Мордехай бен Гилель из [[Ховевей Цион]] в дневнике от 1889 г. описывает старый и новый [[Ишув|ишув]]. Новые тенденции в путешествиях в Эрец-Исраэль проявились в поездках лидеров сионизма [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Ама]] (1891) и [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]] (1898). | ||
- | + | == Путешественники-христиане == | |
- | Путешественники-христиане | + | |
+ | Первый известный нам путеводитель по Святой земле был составлен анонимным паломником из Бордо, побывавшим в Эрец-Исраэль, видимо, в 333 г. (о русском переводе см. [[Паломничество|Паломничество]]. Христиане). Полвека спустя появились детальные и очень ценные путевые записки, касающиеся и ряда других стран Ближнего Востока, приписываемые святой Сильвии Аквитанской. Путевые впечатления французского епископа Аркульфа, который также объехал ряд стран (около 670 г.), были записаны в Шотландии настоятелем ирландского монастыря. Святой Виллибалд (англичанин, ставший епископом в Германии) посетил Эрец-Исраэль в 723 г. и оставил подробный дневник. В 1062 г. в Иерусалиме побывал игумен Киево-Печерского монастыря Варлаам, но его путевые записи до нас не дошли. | ||
С началом [[Крестовые Походы|крестовых походов]] тематика сочинений христианских авторов, посвященных Эрец-Исраэль, расширяется и уже не ограничивается описанием святых мест. От начала 12 в. дошли описания путешествий (в 1102–1103 гг.) Севульфа, прибывшего сюда через Грецию, и Даниила Паломника из Чернигова (в 1106–1108 гг.), автора популярного в свое время сочинения «Хождения Даниила русскыя земли игумена» (оно же «Странник» и другие названия), путешествие которого, вероятно, имело и дипломатические цели (был принят в Иерусалиме королем Балдуином I). Следует отметить заметки и описания Николая Семундарсона из Ирландии (1151–54), Иоханна из Вюрцбурга (1165) и византийца Иоанна Фоки (1177). | С началом [[Крестовые Походы|крестовых походов]] тематика сочинений христианских авторов, посвященных Эрец-Исраэль, расширяется и уже не ограничивается описанием святых мест. От начала 12 в. дошли описания путешествий (в 1102–1103 гг.) Севульфа, прибывшего сюда через Грецию, и Даниила Паломника из Чернигова (в 1106–1108 гг.), автора популярного в свое время сочинения «Хождения Даниила русскыя земли игумена» (оно же «Странник» и другие названия), путешествие которого, вероятно, имело и дипломатические цели (был принят в Иерусалиме королем Балдуином I). Следует отметить заметки и описания Николая Семундарсона из Ирландии (1151–54), Иоханна из Вюрцбурга (1165) и византийца Иоанна Фоки (1177). | ||
Строка 67: | Строка 98: | ||
От 13 в. дошли описания Эрец-Исраэль таких авторов, как Вильбранд из Ольденбурга (1212), Титмар (1217), сербский архиепископ Савва (1225–27; на старославянском языке), протонотарий Эфесский Пердикка (около 1250 г.) и монах Бурхард де Монте Сион (конец 13 в.). После падения государства крестоносцев в Эрец-Исраэль побывали и описали ее ирландский монах Симеон Симеонис (1332), немецкий священник Лудольф из Зухема (объехал ряд стран Востока в 1336–41 гг.), итальянский монах Никколо да Поджибонси (1345) и русский дьякон Игнатий (видимо, из Смоленска), посетивший Святую землю между 1393 г. и 1395 г. и описавший это путешествие в сочинении «Хождение в Иерусалим». | От 13 в. дошли описания Эрец-Исраэль таких авторов, как Вильбранд из Ольденбурга (1212), Титмар (1217), сербский архиепископ Савва (1225–27; на старославянском языке), протонотарий Эфесский Пердикка (около 1250 г.) и монах Бурхард де Монте Сион (конец 13 в.). После падения государства крестоносцев в Эрец-Исраэль побывали и описали ее ирландский монах Симеон Симеонис (1332), немецкий священник Лудольф из Зухема (объехал ряд стран Востока в 1336–41 гг.), итальянский монах Никколо да Поджибонси (1345) и русский дьякон Игнатий (видимо, из Смоленска), посетивший Святую землю между 1393 г. и 1395 г. и описавший это путешествие в сочинении «Хождение в Иерусалим». | ||
- | Немецкий дворянин, доминиканец Вильгельм фон Больдензеле (1333) и итальянский монах Джакомо из Вероны (1335) среди прочего рассматривали возможность нового крестового похода. Три флорентийца — Лионардо Фрескобальди, Симоне Сиголи и Джордже Гуччи (1384) — оставили записи в основном светского и коммерческого характера. В 1392–93 гг. в стране побывал будущий английский король Генрих IV. Итальянец Одорико де Порденоне (1320), англичанин Джон из Мэндвила (около 1336 г.) и итальянец Джованни ди Мариньола (1350) наряду с Эрец-Исраэль объездили и описали многие страны Востока. | + | Немецкий дворянин, доминиканец Вильгельм фон Больдензеле (1333) и итальянский монах Джакомо из Вероны (1335) среди прочего рассматривали возможность нового крестового похода. Три флорентийца — Лионардо Фрескобальди, Симоне Сиголи и Джордже Гуччи (1384) — оставили записи в основном светского и коммерческого характера. В 1392–93 гг. в стране побывал будущий английский король Генрих IV. |
+ | |||
+ | Итальянец Одорико де Порденоне (1320), англичанин Джон из Мэндвила (около 1336 г.) и итальянец Джованни ди Мариньола (1350) наряду с Эрец-Исраэль объездили и описали многие страны Востока. | ||
+ | |||
+ | В 15 в. путешествия в Эрец-Исраэль приобрели большую популярность, среди путешественников увеличилось число светских людей. Некоторые прибывали сухопутным путем. | ||
- | + | Иногда целью был сбор военной информации относительно региона. Но именно священники и монахи, как люди образованные, оставили наиболее интересные описания страны. Таковы записи Санто Браска (1480) и Пьетро Казола (1494) из Италии, Бернхарда из Брейденбаха и Феликса Фабри (оба посетили страну в 1483 г.) из Германии. Среди описаний страны и ее населения упоминаются и встречи с евреями, причем, как правило, отмечается страна и место, откуда те прибыли. В дневниках и других документах 16 в. эти встречи описываются чаще, поскольку в то время возросло еврейское население Цфата, а позднее Иерусалима, Тверии и [[Хеврон|Хеврона]]. Иногда христианские паломники поселялись в домах евреев и имели возможность объясняться с ними на общем языке (немецком, испанском). Записи христиан — важный источник сведений о положении евреев в стране в начальный период турецкой власти. | |
С конца 16 в. основным памятником путешествий в Эрец-Исраэль становится печатная книга; наиболее ценными считаются труды П. ди Авейру «Путевые записки из Святой земли» (португальский язык, около 1565 г., изданы в 1927 г.), Ж. Гужона «История Святой земли и путешествия по ней» (французский язык, 1571 г.); Дж. Сэндерсона «Путешествия» (английский язык, 1584–1602 гг., изданы в 1931 г.), Дж. Сэндиса «Отчет о путешествии, описание Святой земли евреев» (английский язык, 1652 г.) и особенно Э. Рожера «Святая земля» (французский язык, 1664 г.). О. Даппер, дополнив собственными свидетельствами материал, почерпнутый из других книг, дал весьма полное описание Эрец-Исраэль в книге «Азия, или Точное и основательное описание всей Сирии и Палестины» (голландский язык, 1681 г.; немецкий язык, 1688–89 гг.). Л. де Арвьё обработал записки Де ла Рока «Путешествие по Палестине» (французский язык, 1718 г.). К. ле Брюя, объехавший в конце века страны Ближнего Востока, написал книгу «Путешествие в Левант и другие страны» (английский язык, 1702 г., около 200 гравюр; впервые книга вышла на голландском языке). | С конца 16 в. основным памятником путешествий в Эрец-Исраэль становится печатная книга; наиболее ценными считаются труды П. ди Авейру «Путевые записки из Святой земли» (португальский язык, около 1565 г., изданы в 1927 г.), Ж. Гужона «История Святой земли и путешествия по ней» (французский язык, 1571 г.); Дж. Сэндерсона «Путешествия» (английский язык, 1584–1602 гг., изданы в 1931 г.), Дж. Сэндиса «Отчет о путешествии, описание Святой земли евреев» (английский язык, 1652 г.) и особенно Э. Рожера «Святая земля» (французский язык, 1664 г.). О. Даппер, дополнив собственными свидетельствами материал, почерпнутый из других книг, дал весьма полное описание Эрец-Исраэль в книге «Азия, или Точное и основательное описание всей Сирии и Палестины» (голландский язык, 1681 г.; немецкий язык, 1688–89 гг.). Л. де Арвьё обработал записки Де ла Рока «Путешествие по Палестине» (французский язык, 1718 г.). К. ле Брюя, объехавший в конце века страны Ближнего Востока, написал книгу «Путешествие в Левант и другие страны» (английский язык, 1702 г., около 200 гравюр; впервые книга вышла на голландском языке). |
Версия 16:35, 13 октября 2012
Источник: | ||||||||
|
Путешествия В Эрец-Исраэль породили обширную литературу(путевые заметки или сделанные позже записи, письма, книги), которая дает нам ценный материал для изучения различных этапов истории страны.
Содержание |
Путешественники - евреи
Евреи диаспоры начали посещать Эрец-Исраэль еще во времена пленения вавилонского и, видимо, это не прекращалось полностью ни в один исторический период. В эпоху Второго храма главной притягательной силой таких поездок было паломничество, продолжавшееся и после разрушения Храма.
Двенадцатый век
Стихи с описанием морского путешествия в Эрец-Исраэль оставил Иехуда hа-Леви; он проделал путь от Испании до Египта (1140), но дальнейшая его судьба неясна.
Первым дневником путешествия в Эрец-Исраэль явились записи Биньямина из Туделы, прибывшего сюда в 1160-х гг. (то есть незадолго до падения власти крестоносцев); он описывает в основном различные населенные пункты, их историю и идентификацию с древними еврейскими поселениями, численность и положение евреев в них.
В следующем десятилетии страну посетил Птахия из Регенсбурга; он сообщает об ухудшившемся положении еврейских общин, но больше уделяет внимания святым местам.
Видимо, также в 1180-х гг. сюда прибыл Яаков бен Нетан’эль; его тоже интересовали святые места и могилы.
Тринадцатый век
Иехуда Алхаризи, посетивший страну в 1218 г., застает иную ситуацию: «... с того дня, как ишмаэлиты [мусульмане] отвоевали [страну], в ней вновь начали селиться сыны Израиля».
В 1238 г. посланник Иехиэля бен Иосефа из Парижа (умер около 1265 г.) некий рабби Яаков совершил путешествие в Эрец-Исраэль; он посвящает свои описания прежде всего святым местам и могилам. Нахманид, проведший в Эрец-Исраэль последние (1267–70) годы жизни, описывает положение евреев, как и страны в целом, в мрачных красках.
Четырнадцатый век
Эстори hа-Пархи (1280–1355?), прибывший в Эрец-Исраэль в 1322 г., глубоко и с научным подходом описал страну.
Из 180 его отождествлений населенных пунктов большинство верно (например, Уша, Модиин, Бетар).
Пятнадцатый век
Почти столетием позже (в 1411 г.) в Эрец-Исраэль прибыл Ицхак ал-Фара (Ибн ал-Фара) из Малаги; он описал свои впечатления в письме Шимону бен Цемаху Дурану (см. Дуран, семья), а в 1443 г. послал сыну последнего, Шломо (см. там же), список святых могил Эрец-Исраэль.
Имя еврея из Кандии (Кипр), совершившего путешествие в Эрец-Исраэль в 1473 г., неизвестно.
Во второй половине 15 в. много евреев приезжало из Италии. Наиболее известны из них Мешуллам из Вольтерры и Овадия Бертиноро; их путевые записи весьма ценны.
Шестнадцатый - восемнадцатый век
В 16 в. путешествия из Италии продолжались. Записи Моше Басолы (Базолы; 1480–1560), побывавшего в Эрец-Исраэль в 1521–23 гг., представляют интерес и как художественное произведение (как и ряд писем Бертиноро).
Элия из Пезаро, поселившийся в стране в 1563 г., дает описание путей, которыми можно прибыть сюда из Италии.
Экономическое положение Эрец-Исраэль освещено в письме Давида деи Росси (на иврите мин hа-Адомим, то есть из Рима) от 1535 г.
Свое посещение страны в 1567 г. описал Зхария ад-Дахири (см. Йеменские евреи). Шломо (Шломил) Мейнстрил из Ресница в Моравии прибыл в 1602 г. в Цфат и подробно описал еврейскую общину и город в целом. Иешаяху бен Аврахам hа-Леви Горовиц описал свое путешествие в Цфат и в Иерусалим.
В 17–18 вв. Эрец-Исраэль посещали многие караимы из Крыма. Сохранились путевые записки Шмуэля бен Давида 1641–42 гг., Моше бен Элии 1654–55 гг., Биньямина бен Элии 1785–86 гг. и других.
Гдалия из Семятич (ныне Семятыче, Польша), член группы Иехуды Хасида hа-Леви, прибывшей в Иерусалим, описал ее путевые приключения в книге «Шаалу шлом Иерушалаим» («Приветствуйте Иерусалим»).
Путешествие в Эрец-Исраэль Аврахама Ройо в 1702 г. также описано одним из его соратников. Переселение в Эрец-Исраэль Хаима бен Моше Бен-Аттара (1696–1743) в 1741 г. и Аврахама Гершома из Кутова в 1746 г. (об обоих см. Иешива) вызвало ряд поездок их приверженцев, оставивших путевые записки.
Так, сохранилось письмо волынского еврея Иосефа Софера от 1760 г. В 1764 г. в Тверию прибыли двое из руководителей галицийского хасидизма — Нахман из Городенки (умер в 1780 г.) и Менахем Мендл из Пржемышлян (1728–?) с соратниками; их путешествие описано в анонимной книге «Ахават Цион» («Любовь к Сиону»).
В 1798–99 гг. рабби Нахман из Брацлава посетил ряд мест Эрец-Исраэль.
Девятнадцатый век
Вскоре интерес к алие начали проявлять и митнагдим; три группы учеников Элияху бен Шломо Залмана (Виленского Гаона) совершили путешествие в Эрец-Исраэль и, ознакомившись со страной, поселились в Цфате в 1808–1809 гг.
Один из учеников Виленского Гаона, Давид де-вет-Гилель (жил в Эрец-Исраэль приблизительно в 1815–24 гг. и в 1838 г.), оставил ценные дневники.
Менахем Мендл из Каменца, прибывший в Эрец-Исраэль в 1833 г., издал небольшую книгу «Корот hа-иттим» («События времен», издана в 1840 г.; в основном о Цфате).
Литература путешествий в Эрец-Исраэль в 19 в. все более проникается духом еврейского национального пробуждения в этой стране. М. Монтефиоре и его жена Джудит (Иехудит) посетили Эрец-Исраэль семь раз; Джудит вела подробный дневник второго путешествия (1839).
За год до того в Эрец-Исраэль побывал секретарь и помощник Монтефиоре — Элиэзер hа-Леви и описал поездку в четырех письмах.
Иехосеф Шварц поселился в Эрец-Исраэль в 1883 г. и в течение 12 лет детально исследовал страну, обойдя ее вдоль и поперек; его основной труд — «Твуот hа-арец» («Плоды земли», 1845; см. также Картография).
Первое путешествием, связанное с сионизмом
Первым путешествием в Эрец-Исраэль, связанным с сионизмом, можно считать поездку И. М. Пинеса (1878), описавшего ее в письмах. Историк З. Явиц также описал посещение различных местностей страны (куда приехал в 1887 г.).
Мордехай бен Гилель из Ховевей Цион в дневнике от 1889 г. описывает старый и новый ишув. Новые тенденции в путешествиях в Эрец-Исраэль проявились в поездках лидеров сионизма Ахад-hа-Ама (1891) и Т. Герцля (1898).
Путешественники-христиане
Первый известный нам путеводитель по Святой земле был составлен анонимным паломником из Бордо, побывавшим в Эрец-Исраэль, видимо, в 333 г. (о русском переводе см. Паломничество. Христиане). Полвека спустя появились детальные и очень ценные путевые записки, касающиеся и ряда других стран Ближнего Востока, приписываемые святой Сильвии Аквитанской. Путевые впечатления французского епископа Аркульфа, который также объехал ряд стран (около 670 г.), были записаны в Шотландии настоятелем ирландского монастыря. Святой Виллибалд (англичанин, ставший епископом в Германии) посетил Эрец-Исраэль в 723 г. и оставил подробный дневник. В 1062 г. в Иерусалиме побывал игумен Киево-Печерского монастыря Варлаам, но его путевые записи до нас не дошли.
С началом крестовых походов тематика сочинений христианских авторов, посвященных Эрец-Исраэль, расширяется и уже не ограничивается описанием святых мест. От начала 12 в. дошли описания путешествий (в 1102–1103 гг.) Севульфа, прибывшего сюда через Грецию, и Даниила Паломника из Чернигова (в 1106–1108 гг.), автора популярного в свое время сочинения «Хождения Даниила русскыя земли игумена» (оно же «Странник» и другие названия), путешествие которого, вероятно, имело и дипломатические цели (был принят в Иерусалиме королем Балдуином I). Следует отметить заметки и описания Николая Семундарсона из Ирландии (1151–54), Иоханна из Вюрцбурга (1165) и византийца Иоанна Фоки (1177).
От 13 в. дошли описания Эрец-Исраэль таких авторов, как Вильбранд из Ольденбурга (1212), Титмар (1217), сербский архиепископ Савва (1225–27; на старославянском языке), протонотарий Эфесский Пердикка (около 1250 г.) и монах Бурхард де Монте Сион (конец 13 в.). После падения государства крестоносцев в Эрец-Исраэль побывали и описали ее ирландский монах Симеон Симеонис (1332), немецкий священник Лудольф из Зухема (объехал ряд стран Востока в 1336–41 гг.), итальянский монах Никколо да Поджибонси (1345) и русский дьякон Игнатий (видимо, из Смоленска), посетивший Святую землю между 1393 г. и 1395 г. и описавший это путешествие в сочинении «Хождение в Иерусалим».
Немецкий дворянин, доминиканец Вильгельм фон Больдензеле (1333) и итальянский монах Джакомо из Вероны (1335) среди прочего рассматривали возможность нового крестового похода. Три флорентийца — Лионардо Фрескобальди, Симоне Сиголи и Джордже Гуччи (1384) — оставили записи в основном светского и коммерческого характера. В 1392–93 гг. в стране побывал будущий английский король Генрих IV.
Итальянец Одорико де Порденоне (1320), англичанин Джон из Мэндвила (около 1336 г.) и итальянец Джованни ди Мариньола (1350) наряду с Эрец-Исраэль объездили и описали многие страны Востока.
В 15 в. путешествия в Эрец-Исраэль приобрели большую популярность, среди путешественников увеличилось число светских людей. Некоторые прибывали сухопутным путем.
Иногда целью был сбор военной информации относительно региона. Но именно священники и монахи, как люди образованные, оставили наиболее интересные описания страны. Таковы записи Санто Браска (1480) и Пьетро Казола (1494) из Италии, Бернхарда из Брейденбаха и Феликса Фабри (оба посетили страну в 1483 г.) из Германии. Среди описаний страны и ее населения упоминаются и встречи с евреями, причем, как правило, отмечается страна и место, откуда те прибыли. В дневниках и других документах 16 в. эти встречи описываются чаще, поскольку в то время возросло еврейское население Цфата, а позднее Иерусалима, Тверии и Хеврона. Иногда христианские паломники поселялись в домах евреев и имели возможность объясняться с ними на общем языке (немецком, испанском). Записи христиан — важный источник сведений о положении евреев в стране в начальный период турецкой власти.
С конца 16 в. основным памятником путешествий в Эрец-Исраэль становится печатная книга; наиболее ценными считаются труды П. ди Авейру «Путевые записки из Святой земли» (португальский язык, около 1565 г., изданы в 1927 г.), Ж. Гужона «История Святой земли и путешествия по ней» (французский язык, 1571 г.); Дж. Сэндерсона «Путешествия» (английский язык, 1584–1602 гг., изданы в 1931 г.), Дж. Сэндиса «Отчет о путешествии, описание Святой земли евреев» (английский язык, 1652 г.) и особенно Э. Рожера «Святая земля» (французский язык, 1664 г.). О. Даппер, дополнив собственными свидетельствами материал, почерпнутый из других книг, дал весьма полное описание Эрец-Исраэль в книге «Азия, или Точное и основательное описание всей Сирии и Палестины» (голландский язык, 1681 г.; немецкий язык, 1688–89 гг.). Л. де Арвьё обработал записки Де ла Рока «Путешествие по Палестине» (французский язык, 1718 г.). К. ле Брюя, объехавший в конце века страны Ближнего Востока, написал книгу «Путешествие в Левант и другие страны» (английский язык, 1702 г., около 200 гравюр; впервые книга вышла на голландском языке).
Весьма ценна книга Томаса Шо «По стране берберов и Леванту. Путешествия и наблюдения» (английский язык, Оксфорд, 1738 г.; см. Картография). Значительный интерес представляют книги Р. Покока «Описания Востока» (английский язык, 1745 г.), Ф. Хасселквирста «Путешествия и поездки в Левант» (английский язык, 1766 г.) и особенно К. Ф. Вольне (Вольнея) «Путешествие Вольнея в Сирию и Египет, бывшее в 1783 г., 1784 г. и 1785 г.» (французский язык, 1787–88 гг.; русский перевод сделан в 1791–93 гг.), где, в частности, дается подробный анализ политической ситуации на Ближнем Востоке.
После восточного похода Наполеона I значительно возросло число путешествий в Эрец-Исраэль с научными, а не религиозными целями. Велики заслуги таких ученых, как Эд. Робинсон, Э. Пикротти, К. Р. Кондер (см. также Картография). В 19 в. Эрец-Исраэль посетили также русские палестиноведы А. Муравьев, А. Норов, архимандрит Леонид, А. Елисеев, Т. Филиппов.
Путешественники-мусульмане. Начиная со средних веков многочисленные паломники-мусульмане посещали Иерусалим. Однако в мусульманской литературе почти нет сочинений, полностью посвященных путешествиям в Эрец-Исраэль. Три выдающихся арабских географа середины и конца 10 в. — ал-Истахри, Ибн Хаукал ан-Насиби и Мухаммад ибн Ахмад (прозван ал-Макдиси, от арабского ал-Макдис, на иврите hа-Микдаш — Иерусалимский храм) описали в своих сочинениях страны, которые лично посетили, в том числе и Эрец-Исраэль. Путешествия в Эрец-Исраэль упомянуты в книге на персидском языке «Сэфер намэ» («Книга о путешествии») Насири Хосрова (посетил Эрец-Исраэль в 1047 г.) и в книге на арабском языке «Рихла» («Путешествие») Ибн Джубайра (посетил страну в 1184 г.).
Знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута перед поездкой в Восточную Азию был в Эрец-Исраэль в 1326–30 гг. Абу ал-Бака Халид ибн Иса ал-Балауи из Испании (отправился в путь в 1336 г.) включил в свою книгу наряду с описанием своего путешествия в Эрец-Исраэль и в Мекку и отрывки из путевых записей более ранних авторов. Турецкий путешественник и географ Эвлия Челеби оставил ценные сведения о населении (в том числе о евреях), административном делении, экономике и современной ему истории Эрец-Исраэль (где побывал в 1649 г. и 1660–61 гг.). Абд ал-Гани ибн Исмаил ан-Набулуси, живший в Дамаске, описал свое посещение Иерусалима в конце 17 в.
См. также География; Картография; Паломничество; Путешественники; Государство Израиль. Туризм.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПУТЕШЕСТВИЯ В ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ в ЭЕЭ