Проклятие - трактовка в еврейской традиции

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Талмуде)
м (добавлена категория «Еврейские законы и обычаи» с помощью HotCat)
Строка 58: Строка 58:
{{ElevenCopyRight|13326|ПРОКЛЯТИЕ}}
{{ElevenCopyRight|13326|ПРОКЛЯТИЕ}}
 +
 +
[[Категория:Еврейские законы и обычаи]]

Версия 16:12, 11 октября 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Проклятие (אָלָה, ала; מְאֵרָה, меэра; קְלָלָה, клала; в Талмуде арамейское לְטוּתָא, летута).

Содержание

В Библии

В Библии наряду с элементами веры в сверхъестественную силу проклятия (например, Пс. 109 [в русском переводе 108]: 17–18) присутствует мысль, что если оно справедливо, то будет исполнено Богом, а если несправедливо, то обратится на проклинающего или же не возымеет действия (Быт. 12:3; Пр. 26:2).

Проклятие сопровождало объявление наказания (Быт. 3:14, 17; 4:11), подтверждало угрозу (Иер. 11:3; 17:5; Мал. 1:14) и т. п.

Проклятие составляло неотъемлемую часть договоров на Ближнем Востоке, в частности, договоров вассального типа, грозивших карами нарушителю.

Завет между Богом и народом Израиля построен именно как вассальный договор, в котором Бог выступает в качестве покровителя Израиля, а Израиль обязуется сохранять верность своему Богу; за нарушение этого обязательства на Израиль обрушатся подробно перечисленные проклятия — так называемые тохеха (Втор. 27:15–26; 28:15–68).

В Библии проклятия часто сопровождаются примерами тех, кто был наказан Богом (Иер. 29:22, ср. II Ц. 22:19; Иер. 24:9; 25:18 и др.).

Проклинать Бога, власти и родителей (Исх. 21:17; 22:27 [в русском переводе 22:28]; Лев. 20:9 и др.) — тягчайшее преступление; предосудительно проклинать глухого (Лев. 19:14).

В Талмуде

В Талмуде неоднократно говорится о силе проклятия, — будь то обращение к Богу о ниспослании несчастья кому-либо, произнесение слов проклятия или даже проклятие взглядом.

В Аггаде

Аггада предостерегает от легкомысленного отношения к проклятию. Так, царь Грара Авимелех проклял Сарру, и это проклятия осуществилось (БК. 93а), Лаван проклял свою дочь Рахиль, и она умерла молодой (Быт. Р. 93:5).

Незаслуженное проклятие обычно не осуществляется, однако проклятие, произнесенное законоучителем, имеет силу, даже если оно незаслуженное (Бр. 56а).

Проклятие - крайнее средство

В принципе, законоучители порицали проклятие и прибегали к нему как к крайнему средству против отступников, нарушителей традиции и т. п. Например, рабби Иоханан бен Заккай проклял своего ученика за высказанное им неверие в олам hа-ба (ББ. 75а). Тем не менее, и в этих случаях предпочтительно воздержаться от проклятия.

Опасение проклятия, произнесенного даже без умысла, породило обычай читать в синагоге тохеха (см. выше) вполголоса.

Особо благочестивые раввины добровольно берут на себя чтение тохеха, чтобы избавить других от выполнения этой неприятной обязанности (см. Воздаяние).

В еврейской культуре, как и во всех других культурах, проклятие тесно связано с народным фольклором и потому испытывало влияние фольклора тех народов, среди которых жили евреи.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПРОКЛЯТИЕ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация