Миква
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Обязанность окунания в микве: иллюстрация) |
(консолидация) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 2 | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
+ | | ТИП СТАТЬИ = 2 | ||
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 12: | Строка 13: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
+ | {{не_путать|Микве Исраэль}} | ||
+ | [[Файл: 12762_L.jpg|thumb|250px|right|Микве. Гравюра. 16 в. Jewesh энциклопедия (1901 – 1912).]] | ||
'''Ми́ква''' или '''Ми́квэ''' ({{lang-he|מִקְוֶה}}, в [[сефард]]ском произношении ''микве́'', букв. «скопление [воды]») — водный резервуар для омовения (''твила'') с целью очищения от [[Ритуальная чистота|ритуальной нечистоты]]. | '''Ми́ква''' или '''Ми́квэ''' ({{lang-he|מִקְוֶה}}, в [[сефард]]ском произношении ''микве́'', букв. «скопление [воды]») — водный резервуар для омовения (''твила'') с целью очищения от [[Ритуальная чистота|ритуальной нечистоты]]. | ||
- | Миква представляет собой резервуар с минимальным количеством воды в 40 ''сеа'' (согласно различным подсчетам — от 250 до 1 тыс. литров). | + | Миква представляет собой резервуар с минимальным количеством воды в 40 ''сеа'' (согласно различным подсчетам — от 250 до 1 тыс. литров). |
== Название == | == Название == | ||
Слово «''микве''» впервые упоминается в [[Быт.|Книге Бытие]]: {{ВЗ2|собрание вод ('''микве''') назвал Он морями|Быт|1:10}} ({{lang-he2|ולמקוה המים קרא ימים}}). Слово ''микве'' буквально означает «собрание, скопление» воды. | Слово «''микве''» впервые упоминается в [[Быт.|Книге Бытие]]: {{ВЗ2|собрание вод ('''микве''') назвал Он морями|Быт|1:10}} ({{lang-he2|ולמקוה המים קרא ימים}}). Слово ''микве'' буквально означает «собрание, скопление» воды. | ||
- | == | + | == Законы микве == |
+ | Законам о микве посвящен трактат Микваот в [[Талмуд]]е и [[Тосефта|Тосефте]], где собраны [[Галаха|hалахот]] относительно микве, начиная со школ [[Бет-Гилель И Бет-Шаммай|Бет-Гилель и Бет-Шаммай]] вплоть до четвертого поколения после разрушения [[Храм|Храма]]. Халахот, касающиеся микве, обсуждаются также в других трактатах Талмуда и в послеталмудической литературе. | ||
+ | === Использование микве === | ||
+ | Раввинистические авторитеты предписывают омовение в микве в тех случаях, когда [[Библия]] требует «омыть тело водою» (Лев. 14:9; 15:5, 7; 16:4, 24; Чис. 19:7–8 и др.) нечистого ({{lang-he|טמא}}, ''таме''), а также в случаях нарушения ритуальной чистоты ({{lang-he|טומאה}}, ''тум’а''), как в результате прикосновения к мертвому телу (Чис. 19:11–13) или какому-либо иному нечистому объекту (Лев. 5:2–3; 11:24–35), так и вследствие нечистых телесных выделений (Лев. 15), в частности, [[Нидда|менструальных]]. | ||
+ | |||
+ | Человек, ставший нечистым , не может входить в [[Иерусалимский Храм|Храм]]. [[Коэны]] (священники) не должны были также, будучи нечистыми, есть пищу, которую они получали от народа в силу своей должности. | ||
+ | |||
+ | Омовение в микве предписывается после родов, а также при [[Прозелиты|переходе в иудаизм]]. Однако постепенно, с отменой большинства hалахот, касающихся ритуальной чистоты (что было частично связано с разрушением Храма), обязательным осталось лишь омовение невест перед свадьбой, замужних женщин после окончания ежемесячного менструального цикла и после родов, а также омовение как часть церемонии перехода в иудаизм. | ||
+ | |||
+ | Омовение в микве, однако, практикуется различными общинами как средство духовного очищения, в частности, в канун [[Суббота|субботы]], праздников и постов, особенно [[Иом-Киппур]]. Среди [[Каббала|каббалистов]] и [[хасид]]ов обязательно омовение в микве перед утренней молитвой [[Шахарит]]. | ||
+ | === Структура микве === | ||
[[Файл:201106 DerechAvot 5424 1600x1063.jpg|250px|right|thumb|Древние миквы для паломников, поднимающихся в [[Иерусалим]], [[Михаил Магрилов]]]] | [[Файл:201106 DerechAvot 5424 1600x1063.jpg|250px|right|thumb|Древние миквы для паломников, поднимающихся в [[Иерусалим]], [[Михаил Магрилов]]]] | ||
- | + | Микве строится на земле (причем — не из готовых блоков), ее пол и стены не должны допускать просачивания или утечки воды. Вода микве — стоячая (не проточная и не просочившаяся). Минимальное количество воды — 40 сеа (согласно различным подсчетам — от 250 до 1 тыс. литров). Микве наполняется дождевой водой или водой, поступающей непосредственно из естественного источника (эта вода не должна быть доставлена в сосудах), после чего может быть добавлено любое количество воды без определения ее источника и способа доставки. | |
- | + | Наиболее распространенная конструкция микве состоит из водосборника (обычно — бассейна), куда поступает по трубам 40 сеа дождевой воды (обычно — с крыши) и добавляется вода из системы городского водоснабжения: смешанная таким образом вода поступает в микве через отверстие в стене, отделяющей ее от водосборника. В современных микве вода подогревается при помощи пара или электроэнергии. | |
+ | == История микве == | ||
+ | В эпоху Второго храма омовение в микве практиковалось широкими массами (Иосиф Флавий, Древ. 18:38), и обязательность омовения перед посещением территории Храма признавалась даже иноземными царями, правившими Иерусалимом (Древ. 12:145). Для тысяч пилигримов, прибывавших в Иерусалим в [[Паломнические Праздники|паломнические праздники]], были построены многочисленные микве. | ||
- | + | [[Бет-Дин]] назначал специальных лиц, в обязанности которых входила проверка соответствия микве всем галахическим требованиям. Археологические раскопки микве эпохи Второго храма, как, например, в [[Кумран]]е, [[Масада|Масаде]] и [[Геродион]]е, показывают, что современные микве сохранили основные черты микве времен [[Мишна|Мишны]] и Талмуда. Микве представляла собой неотъемлемую принадлежность еврейской общины и обычно строилась при синагоге. | |
+ | Способы строительства микве, принятые в [[Эрец-Исраэль]], соблюдались в диаспоре во все эпохи и сохранились до наших дней. Наиболее древние остатки микве в Германии относятся к 12 в. (Кельн, 1170 г.). Микве в Вормсе представляет собой подземное сооружение, в которое ведут 19 ступеней, и еще 11 ступеней — для входа в воду. Так же построены микве в Каире и в подвале синагоги «Тифъерет Исраэль» в Старом городе Иерусалима. | ||
+ | |||
+ | Характерно, что уже в древности уделялось внимание гигиенической стороне обряда омовения в микве: согласно постановлению, приписываемому [[Эзра|Эзре]], женщины перед омовением в микве должны вымыть голову<ref>БК. 82а</ref>. В средние века многие микве служили также банями, в частности, из-за запрета евреям мыться в реках вместе с христианами. В настоящее время при микве есть отдельные кабины с ванной, купание в которых (наряду с расчесыванием волос, снятием лака с ногтей и т. п.) служит подготовкой для омовения в микве, которое предполагает окунание с головой. | ||
=== В настоящее время === | === В настоящее время === | ||
Сегодня законы ритуальной чистоты соблюдаются не так строго, как раньше. Единственный случай, когда эти законы соблюдаются достаточно строго, — это запрет женщине вступать в половую связь с мужем до завершения менструального кровотечения и последующего омовения в микве. | Сегодня законы ритуальной чистоты соблюдаются не так строго, как раньше. Единственный случай, когда эти законы соблюдаются достаточно строго, — это запрет женщине вступать в половую связь с мужем до завершения менструального кровотечения и последующего омовения в микве. | ||
Строка 32: | Строка 50: | ||
Считается неприличной встреча в микве матери и дочери. | Считается неприличной встреча в микве матери и дочери. | ||
- | + | В микве также окунают посуду, принадлежавшую неевреям, в частности новую посуду, не произведенную на еврейской фабрике, перед её использованием (Чис. 31:21–23). | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | В микве также окунают посуду, принадлежавшую неевреям, в частности новую посуду, не произведенную на еврейской фабрике, перед её использованием. | + | |
=== В США === | === В США === | ||
Строка 45: | Строка 59: | ||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|12762|МИКВЕ}} | ||
[[Категория:Еврейские законы и обычаи]] | [[Категория:Еврейские законы и обычаи]] | ||
[[Категория:Еврейские обряды]] | [[Категория:Еврейские обряды]] | ||
- | |||
- | |||
- |
Версия 14:02, 7 октября 2012
Источник: | ||||||||
|
Ми́ква или Ми́квэ (ивр. מִקְוֶה, в сефардском произношении микве́, букв. «скопление [воды]») — водный резервуар для омовения (твила) с целью очищения от ритуальной нечистоты.
Миква представляет собой резервуар с минимальным количеством воды в 40 сеа (согласно различным подсчетам — от 250 до 1 тыс. литров).
Содержание |
Название
Слово «микве» впервые упоминается в Книге Бытие: «собрание вод (микве) назвал Он морями» (Быт.1:10) (ולמקוה המים קרא ימים). Слово микве буквально означает «собрание, скопление» воды.
Законы микве
Законам о микве посвящен трактат Микваот в Талмуде и Тосефте, где собраны hалахот относительно микве, начиная со школ Бет-Гилель и Бет-Шаммай вплоть до четвертого поколения после разрушения Храма. Халахот, касающиеся микве, обсуждаются также в других трактатах Талмуда и в послеталмудической литературе.
Использование микве
Раввинистические авторитеты предписывают омовение в микве в тех случаях, когда Библия требует «омыть тело водою» (Лев. 14:9; 15:5, 7; 16:4, 24; Чис. 19:7–8 и др.) нечистого (ивр. טמא, таме), а также в случаях нарушения ритуальной чистоты (ивр. טומאה, тум’а), как в результате прикосновения к мертвому телу (Чис. 19:11–13) или какому-либо иному нечистому объекту (Лев. 5:2–3; 11:24–35), так и вследствие нечистых телесных выделений (Лев. 15), в частности, менструальных.
Человек, ставший нечистым , не может входить в Храм. Коэны (священники) не должны были также, будучи нечистыми, есть пищу, которую они получали от народа в силу своей должности.
Омовение в микве предписывается после родов, а также при переходе в иудаизм. Однако постепенно, с отменой большинства hалахот, касающихся ритуальной чистоты (что было частично связано с разрушением Храма), обязательным осталось лишь омовение невест перед свадьбой, замужних женщин после окончания ежемесячного менструального цикла и после родов, а также омовение как часть церемонии перехода в иудаизм.
Омовение в микве, однако, практикуется различными общинами как средство духовного очищения, в частности, в канун субботы, праздников и постов, особенно Иом-Киппур. Среди каббалистов и хасидов обязательно омовение в микве перед утренней молитвой Шахарит.
Структура микве
Микве строится на земле (причем — не из готовых блоков), ее пол и стены не должны допускать просачивания или утечки воды. Вода микве — стоячая (не проточная и не просочившаяся). Минимальное количество воды — 40 сеа (согласно различным подсчетам — от 250 до 1 тыс. литров). Микве наполняется дождевой водой или водой, поступающей непосредственно из естественного источника (эта вода не должна быть доставлена в сосудах), после чего может быть добавлено любое количество воды без определения ее источника и способа доставки.
Наиболее распространенная конструкция микве состоит из водосборника (обычно — бассейна), куда поступает по трубам 40 сеа дождевой воды (обычно — с крыши) и добавляется вода из системы городского водоснабжения: смешанная таким образом вода поступает в микве через отверстие в стене, отделяющей ее от водосборника. В современных микве вода подогревается при помощи пара или электроэнергии.
История микве
В эпоху Второго храма омовение в микве практиковалось широкими массами (Иосиф Флавий, Древ. 18:38), и обязательность омовения перед посещением территории Храма признавалась даже иноземными царями, правившими Иерусалимом (Древ. 12:145). Для тысяч пилигримов, прибывавших в Иерусалим в паломнические праздники, были построены многочисленные микве.
Бет-Дин назначал специальных лиц, в обязанности которых входила проверка соответствия микве всем галахическим требованиям. Археологические раскопки микве эпохи Второго храма, как, например, в Кумране, Масаде и Геродионе, показывают, что современные микве сохранили основные черты микве времен Мишны и Талмуда. Микве представляла собой неотъемлемую принадлежность еврейской общины и обычно строилась при синагоге.
Способы строительства микве, принятые в Эрец-Исраэль, соблюдались в диаспоре во все эпохи и сохранились до наших дней. Наиболее древние остатки микве в Германии относятся к 12 в. (Кельн, 1170 г.). Микве в Вормсе представляет собой подземное сооружение, в которое ведут 19 ступеней, и еще 11 ступеней — для входа в воду. Так же построены микве в Каире и в подвале синагоги «Тифъерет Исраэль» в Старом городе Иерусалима.
Характерно, что уже в древности уделялось внимание гигиенической стороне обряда омовения в микве: согласно постановлению, приписываемому Эзре, женщины перед омовением в микве должны вымыть голову[1]. В средние века многие микве служили также банями, в частности, из-за запрета евреям мыться в реках вместе с христианами. В настоящее время при микве есть отдельные кабины с ванной, купание в которых (наряду с расчесыванием волос, снятием лака с ногтей и т. п.) служит подготовкой для омовения в микве, которое предполагает окунание с головой.
В настоящее время
Сегодня законы ритуальной чистоты соблюдаются не так строго, как раньше. Единственный случай, когда эти законы соблюдаются достаточно строго, — это запрет женщине вступать в половую связь с мужем до завершения менструального кровотечения и последующего омовения в микве.
Считается неприличной встреча в микве матери и дочери.
В микве также окунают посуду, принадлежавшую неевреям, в частности новую посуду, не произведенную на еврейской фабрике, перед её использованием (Чис. 31:21–23).
В США
«Почти полное исчезновение миквы в Соединенных Штатах и начавшееся недавно постепенное возвращение к ней — это история американского иудаизма в миниатюре. Когда на рубеже 19-го и 20-го веков началось массовое переселение европейских евреев в Америку, они не нашли здесь ритуальных бассейнов; тогда наиболее благочестивые евреи, с трудом скопив какие-то жалкие гроши, начали строить себе миквы, которые были, естественно, весьма неказистыми. Но в то же время в любом квартале, который был хотя бы чуть-чуть благоустроеннее трущоб, в домах имелась канализация и стояли ванны — вещь, тогда ещё почти неведомая беднякам в Европе, да и вообще в любом другом месте и в любую другую эпоху, кроме разве что древнего Рима. Нелепо было тащиться куда-то и погружаться в тесную и запущенную микву ради соблюдения обряда очищения, когда дома было вдоволь воды и своя собственная, блистающая белым кафелем ванна.»
Примечания
- ↑ БК. 82а