Джолсон, Эл

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Джолсон, Эл (ЭЕЭ)» в «Джолсон, Эл»: Обработано)

Версия 09:44, 6 октября 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Эл Джолсон
Дата рождения
Страна

{{Флагификация/Соединённые Штаты Америки США | Флагификация/флагификация | variant = | размер = }}

Профессии

актёр, певец

Жанры

водевиль, джаз, эстрада

Псевдонимы

The World’s Greatest Entertainer

Официальный сайт

Эл Джолсон (англ. Al Jolson; наст. имя Аса Йоэлсон (идиш - אַסאַ יואלסאָן); 26 мая 1886, Ковенская губерния, Российская империя — 23 октября 1950, Сан-Франциско, США) — американский артист, певец и киноактер, стоявший у истоков популярной музыки США.

Содержание

Биография

Выдающийся шоумен родился в литовском местечке Средник и носил имя Аса Йоэлсон.

В 1891 году его отец Моше Йоэльсон, раввин и кантор, поехал в Нью-Йорк. В 1894 году он смог вызвать в США свою жену Наоми и четырёх детей. Когда они приехали, он стал работать в синагоге Талмуд Тора в вашингтонском квартале Вотерфронт.[1] Написание фамилии было изменено на Yoelson.

Начало артистической карьеры

Во время Испано-американской войны Эл с братом выступали с музыкальными ревю для солдат действующей армии.

С детских лет мечтая об актерской карьере, в 1899 г. Джолсон дебютировал в спектакле «Дети гетто» (по И. Зангвилу), который был показан во многих городах Америки; в дальнейшем принимал участие в представлениях так называемых менестрельных передвижных групп, выступавших в жанре варьете.

Варьете-номера в гриме негра

В начале XX-го века Джолсон разработал фирменные черты своего сценического стиля: псевдооперную манеру исполнения, экспрессивную жестикуляцию, непринуждённое общение с аудиторией, вкрапления художественного свиста. Избрав себе амплуа артиста менестрель-шоу, он на свои выступления выходил в гриме «под негра».

Его лозунгом была фраза: «Вы ещё даже ничего не слышали!» («You ain’t heard nothin' yet!») К двадцатым годам вся Америка говорила о харизме молодого исполнителя; его дар установить психологический контакт с любой аудиторией отмечал в своих воспоминаниях Чарли Чаплин.

После удачного исполнения в 1904 г. комической роли негра-санитара в скетче «Всего понемногу» Р. Шилдса Джолсон стал появляться на сцене в образе чернокожего американца. Первый большой успех пришел к актеру в 1909 г., когда он получил приглашение в одну из лучших групп Л. Докстадера, с которой в течение недели выступал в «Гранд-опера» в Нью-Йорке.

В 1911 г., сыграв в бродвейском шоу «Прекрасный Париж» комическую роль приехавшего в Европу чернокожего аристократа, Джолсон стал звездой американской эстрады. Критика называла его артистом-медиатором, который, объединив в своем творчестве традиции различных этнических групп, способствовал созданию уникальной космополитической культуры Нью-Йорка.

Файл:Jolson 1916.jpg
Эл Джолсон, 1916

Исследователь вклада евреев в американское искусство М. Александер определяет деятельность Джолсона как культурную революцию, совершенную одиночкой, сумевшим превратить комические спектакли-ревю в высокое театральное искусство.

В 1920-е годы шоу и мюзиклы Джолсона (некоторые из них на музыку Джорджа Гершвина) слыли одной из главных изюминок нью-йоркского Бродвея. Его представления — впервые в истории театра — прерывались криками восторга со стороны аудитории, продолжительность которых достигала сорока пяти минут, а отдельные песни (такие как «Avalon») исполнялись в дальнейшем многими другими артистами. Например стоит отметить их совместную работу с юной испанской певицей Кончей Пикер.

Песни

Джолсон считался непревзойденным исполнителем эстрадной песни, его умение «сыграть» песню и мастерство драматического интонирования не имели себе равных.

В 1910–20-х гг. он играл ведущие роли в бродвейских мюзиклах «Робинзон Крузо» (1916), «Синдбад» (1918), «Бомбо» (1921), «Большой мальчик» (1925) и др.; исполненные им в фольклорно-джазовой манере песни «Моя мамочка», «Куда субботним вечером отправляются Робинзон Крузо и Пятница» и др. стали шлягерами американской эстрады.

Джолсон был среди первых звезд звукозаписи: в декабре 1911 года в продажу поступила его первая пластинка. Уже в 1912 г. его пластинки расходились миллионными тиражами. Точное число и объёмы продаж его пластинок до сих пор не установлены.

Звуковое кино

Файл:The Jazz Singer.gif
Афиша "Певца джаза"

В 1927 г. Джолсон дебютировал в первом звуковом фильме "Певец джаза" (режиссер А. Кросленд), где сыграл роль еврейского певца, ставшего звездой американского джаза. В сюжете были использованы некоторые факты биографии Джолсона.

Фильм по кассовым сборам обошёл лучшие образцы немого кино. Несмотря на название ленты, к джазу джолсоновская манера пения имела весьма опосредованное отношение — источником его вдохновения был водевиль рубежа веков.

Фильм, построенный на контрасте между скорбной и торжественной еврейской литургической музыкой и негритянскими спиричуэлс и джазом, стал поводом для общественной дискуссии о расизме, проблемах сохранения национальной культуры и ассимиляции.

Многие обращали внимание на сходство минорных тонов еврейской музыки и негритянских мелодий. Другие утверждали, что парадоксальное стремление еврейского артиста превратиться в чернокожего певца выражало желание значительной части еврейской молодежи преодолеть национальную замкнутость и стать американцами.

Споры вокруг фильма и его центрального персонажа сделали Джолсона символической фигурой американской еврейской культуры.

Звездой американского кино Джолсон стал после фильма «Поющий дурачок» (1928, режиссер Л. Бэкон). В 1930-е гг. актер почти не появлялся на театральной сцене, основным местом деятельности Джолсон был Голливуд, где снимались киноверсии его бродвейских мюзиклов. Трагикомический скетч Джолсона «На осле в небеса» в фильме «Волшебный бар» (1934, режиссер Л. Бэкон) был признан шедевром актерского искусства.

В 1932 г. Джолсон создал собственную радиопрограмму. В тридцатые годы выступления с зачернённым гримом лицом вышли из моды: сторонников этой техники обвиняли в латентном расизме. В 1940 стареющий Джолсон ушёл с бродвейских подмостков работать на радио.

Во время Второй мировой войны и после неё

В годы Второй мировой войны он выступал перед американскими солдатами на фронте. Под конец войны певец заболел малярией и должен был прекратить фронтовые гастроли.

Новый виток его славы был связан с выходом фильмов «История Джолсона («The Jolson Story»)» (1946, режиссер А. Грин) и «Джолсон снова поет» (1949, режиссер Г. Левин), где в роли Джолсона снялся Л. Паркс, а песни прозвучали в исполнении самого Джолсона. Исполнитель роли Джолсона в фильме «The Jolson Story» был представлен к премии «Оскар».

В начале войны в Корее Джолсон снова поехал петь для солдат. В 1950 году Джолсон скончался от обширного сердечного приступа.

На аллее славы Голливуда имеются три звезды в память о «величайшем эстрадном артисте мира», как величала Джолсона американская пресса. За вклад в развитие индустрии кино - 6600, за вклад в развитие идустрии радио - 6700, и за вклад в развитие индустрии музыки - 1700.

Личная жизнь

С 1928 по 1940 год Эл Джолсон был женат на актрисе Руби Килер.

Интересные факты

  • Эл Джолсон — любимый актёр Чарльза Монтгомери Бёрнса из мультсериала «Симпсоны». Этот персонаж верит, что Эл Джолсон жив до сих пор.
  • Джолсон был один из наиболее старых исполнителей, ездивших на фронт петь для солдат во время Второй мировой войны. К началу вступления США в войну Джолсону было 55 лет.

Источники

Примечания

  1. Freedland, Michael. Al Jolson (1972)
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ДЖОЛСОН Эл в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация