Пиккуах нефеш (спасение человеческой жизни)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Пиккуах Нефеш» в «Пиккуах нефеш (спасение человеческой жизни)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Пиккуах | + | '''Пиккуах нефеш''' (פִּקּוּחַ נֶפֶשׁ, `спасение жизни`, `забота о сохранении жизни`). |
- | + | == Сущность == | |
+ | |||
+ | Раввинистическое понятие, обозначающее долг спасения человеческой жизни, когда ей угрожает опасность. | ||
- | + | Опасность может быть непосредственной (например, в случае тяжелой болезни, аварии, войны и т. п.) — сакканат нефашот (`угроза жизни`) или гипотетической (например, в случае, когда болезнь не кажется серьезной, однако существует возможность неблагоприятного развития) — сафек сакканат нефашот (`возможная угроза жизни`). | |
+ | == Приоритет пиккуах нефеш == | ||
- | + | [[Мицва]] пиккуах нефеш выводится [[Талмуд|Талмудом]] (Санх. 73а) из принятого толкования части библейского стиха: «Не стой [в бездействии] при виде крови ближнего твоего» (Лев. 19:16); она важнее выполнения многих предписаний и законов, включая соблюдение [[Суббота|субботы]]: пиккуах нефеш дохе эт hа-шаббат (`спасение жизни отстраняет субботу`; Иома 85а). | |
- | + | Следует быть более внимательным в вопросе угрозы здоровью и жизни, нежели в вопросе соблюдения ритуальных законов (Хул. 10а). | |
+ | Законоучители интерпретируют стих «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив» (Лев. 18:5) в том смысле, что человек должен «жить» этими постановлениями, а не умереть из-за того, что они были соблюдены (Иома 85б; Санх. 74а). | ||
- | [[ | + | В Талмуде обсуждаются проблемы, с которыми сталкивается человек, когда ему приходится выбирать между спасением своей жизни и жизни ближнего. |
+ | |||
+ | Приводится пример двух людей в пустыне, имеющих запас воды, который достаточен лишь для одного. | ||
+ | |||
+ | Хотя часть законоучителей считала, что ни один из двоих не должен пытаться спасти свою жизнь за счет другого и что воду следует делить поровну, возобладало мнение рабби [[Акива|Акивы]]: следует спасать жизнь одного из двоих, а не делить воду. | ||
+ | |||
+ | Лишь в тех случаях, когда предстоит выбор между смертью и [[Идолопоклонство|идолопоклонством]], запретной половой связью гиллуй арайот (см. [[Половая Жизнь Рассматривается В|Половая жизнь]]) или убийством, следует предпочесть смерть (Санх. 74а–б). | ||
+ | |||
+ | Смерть следует также предпочесть в случае, когда альтернативой является публичное (в присутствии [[Миньян|миньяна]]) нарушение религиозного закона, которое может быть истолковано как [[Отступничество|отступничество]] (там же и другие), а также в случае запрета властями исповедовать иудаизм. Во всех других случаях пиккуах нефеш имеет приоритет (там же). | ||
+ | |||
+ | В субботу или в праздник следует оказывать больному медицинскую и другую помощь, даже гасить свет, чтобы больной спал. | ||
+ | |||
+ | Так же следует поступать, и когда существует лишь сафек сакканат нефашот (Иома 8:6, 84б). Лишь когда болезнь или травма незначительны, нарушение субботы следует сводить к минимуму. | ||
+ | |||
+ | Те, кто оказывают медицинскую помощь или как-либо защищают жизнь человека в субботу, считаются достойными высшей похвалы (Ш. Ар. ОХ. 328:12–13; 329:6–9). | ||
+ | |||
+ | Если тяжело больной нуждается в свежей пище в субботу, следует зарезать животное в соответствии с правилами [[Кашрут|кашрута]]; если же для излечения больного необходима некашерная пища, ему следует позволить есть ее (Ш. Ар. ОХ. 328). | ||
+ | |||
+ | Женщина считается серьезно больной в течение трех дней после родов, и если один из этих дней приходится на субботу, то для облегчения ее положения позволено нарушать субботу, в том числе зажигать огонь, чтобы дать ей согреться. | ||
+ | |||
+ | Больным запрещено поститься в [[Иом-Киппур]], если пост может нанести ущерб их здоровью или помешать выздоровлению. | ||
+ | |||
+ | Человека, потерявшего сознание в результате поста в этот день, следует накормить любой имеющейся в распоряжении пищей, даже некашерной (Иома 8:6; Ш. Ар. ОХ. 618). | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|13213|ПИККУАХ НЕФЕШ}} |
Версия 17:47, 4 октября 2012
Источник: | ||||||||
|
Пиккуах нефеш (פִּקּוּחַ נֶפֶשׁ, `спасение жизни`, `забота о сохранении жизни`).
Сущность
Раввинистическое понятие, обозначающее долг спасения человеческой жизни, когда ей угрожает опасность.
Опасность может быть непосредственной (например, в случае тяжелой болезни, аварии, войны и т. п.) — сакканат нефашот (`угроза жизни`) или гипотетической (например, в случае, когда болезнь не кажется серьезной, однако существует возможность неблагоприятного развития) — сафек сакканат нефашот (`возможная угроза жизни`).
Приоритет пиккуах нефеш
Мицва пиккуах нефеш выводится Талмудом (Санх. 73а) из принятого толкования части библейского стиха: «Не стой [в бездействии] при виде крови ближнего твоего» (Лев. 19:16); она важнее выполнения многих предписаний и законов, включая соблюдение субботы: пиккуах нефеш дохе эт hа-шаббат (`спасение жизни отстраняет субботу`; Иома 85а).
Следует быть более внимательным в вопросе угрозы здоровью и жизни, нежели в вопросе соблюдения ритуальных законов (Хул. 10а).
Законоучители интерпретируют стих «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив» (Лев. 18:5) в том смысле, что человек должен «жить» этими постановлениями, а не умереть из-за того, что они были соблюдены (Иома 85б; Санх. 74а).
В Талмуде обсуждаются проблемы, с которыми сталкивается человек, когда ему приходится выбирать между спасением своей жизни и жизни ближнего.
Приводится пример двух людей в пустыне, имеющих запас воды, который достаточен лишь для одного.
Хотя часть законоучителей считала, что ни один из двоих не должен пытаться спасти свою жизнь за счет другого и что воду следует делить поровну, возобладало мнение рабби Акивы: следует спасать жизнь одного из двоих, а не делить воду.
Лишь в тех случаях, когда предстоит выбор между смертью и идолопоклонством, запретной половой связью гиллуй арайот (см. Половая жизнь) или убийством, следует предпочесть смерть (Санх. 74а–б).
Смерть следует также предпочесть в случае, когда альтернативой является публичное (в присутствии миньяна) нарушение религиозного закона, которое может быть истолковано как отступничество (там же и другие), а также в случае запрета властями исповедовать иудаизм. Во всех других случаях пиккуах нефеш имеет приоритет (там же).
В субботу или в праздник следует оказывать больному медицинскую и другую помощь, даже гасить свет, чтобы больной спал.
Так же следует поступать, и когда существует лишь сафек сакканат нефашот (Иома 8:6, 84б). Лишь когда болезнь или травма незначительны, нарушение субботы следует сводить к минимуму.
Те, кто оказывают медицинскую помощь или как-либо защищают жизнь человека в субботу, считаются достойными высшей похвалы (Ш. Ар. ОХ. 328:12–13; 329:6–9).
Если тяжело больной нуждается в свежей пище в субботу, следует зарезать животное в соответствии с правилами кашрута; если же для излечения больного необходима некашерная пища, ему следует позволить есть ее (Ш. Ар. ОХ. 328).
Женщина считается серьезно больной в течение трех дней после родов, и если один из этих дней приходится на субботу, то для облегчения ее положения позволено нарушать субботу, в том числе зажигать огонь, чтобы дать ей согреться.
Больным запрещено поститься в Иом-Киппур, если пост может нанести ущерб их здоровью или помешать выздоровлению.
Человека, потерявшего сознание в результате поста в этот день, следует накормить любой имеющейся в распоряжении пищей, даже некашерной (Иома 8:6; Ш. Ар. ОХ. 618).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПИККУАХ НЕФЕШ в ЭЕЭ