Реинкарнация и еврейская философия

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Сторонники идеи реинкарнации: викификация)
(Представления о реинкарнации)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье
|ТИП СТАТЬИ=2
|ТИП СТАТЬИ=2
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 17: Строка 17:
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
}}   
}}   
-
[[Файл:Reincarnation AS.jpg|thumb|200px|Реинкарнация в [[искусство|искусстве]]]]
 
-
'''Переселе́ние душ''', '''реинкарна́ция''' ({{lang-la|re}}, «снова» + {{lang-la2|in}}, «в» + {{lang-la2|caro/carnis}}, «плоть», «перевоплощение»), '''метемпсихоз''' ({{lang-el|μετεμψύχωσις}}, «переселение душ»), '''гильгуль''' ({{lang-he|גִילְגּוּל}} - `превращение`, `метаморфоза`, `круговорот`) — [[Религия|религиозно]]-[[Философия|философская]] доктрина, согласно которой бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях — только [[Человек разумный|людей]]) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. Эту бессмертную сущность часто называют [[Дух (философия)|духом]] или [[Душа|душой]], «божественной искрой», «высшим» или «истинным Я». Согласно подобным [[Вера|верованиям]], в каждой жизни развивается новая [[личность]] [[индивидуум]]а в [[Физический мир|физическом мире]], но одновременно определённая часть «Я» индивидуума остаётся неизменной, переходя из тела в тело в череде перевоплощений. Также существуют представления о том, что цепь перевоплощений имеет некоторую цель и душа в ней претерпевает [[Эволюция|эволюцию]]. Представление о переселении душ присуще ряду [[Религия|религиозных систем]], а также встречается в отрыве от какой-то религиозной системы (в личном [[Мировоззрение|мировоззрении]]).
 
-
== Различные учения о реинкарнации ==
+
'''Переселе́ние душ''', '''реинкарна́ция''' ({{lang-la|re}}, «снова» + {{lang-la2|in}}, «в» + {{lang-la2|caro/carnis}}, «плоть», «перевоплощение»), '''метемпсихоз''' ({{lang-el|μετεμψύχωσις}}, «переселение душ»), '''гильгуль''' ({{lang-he|גִילְגּוּל}} - `превращение`, `метаморфоза`, `круговорот`) — [[Религия|религиозно]]-[[Философия|философская]] доктрина, согласно которой бессмертная сущность человека многократно перевоплощается из одного тела в другое.  
-
[[Вера]] в переселение душ представляет собой древний [[феномен]]. Согласно [[Токарев, Сергей Александрович|С. А. Токареву]], наиболее ранняя форма представлений связана с [[тотемизм]]ом. У некоторых [[народ]]ов ([[эскимос]]ов, [[Североамериканские индейцы|североамериканских индейцев]]) считалось, что в ребёнка входит душа деда или иного представителя той же [[Родовая группа|родовой группы]].<ref> Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991. Т.1. С.415 </ref> Доктрина реинкарнации является центральным положением в большинстве [[Дхармические религии|дхармических религий]], таких как [[индуизм]] (включая такие его [[Направления индуизма|направления]] как [[йога]], [[вайшнавизм]], и [[шиваизм]]), [[джайнизм]], и [[сикхизм]]. Идея переселения душ также принималась некоторыми [[Древнегреческая философия|древнегреческими философами]], такими как [[Сократ]], [[Пифагор]] и [[Платон]]. Вера в реинкарнацию присуща некоторым современным [[Язычество|языческим]] традициям, движениям [[нью-эйдж]], а также принимается последователями [[спиритизм]]а, некоторыми [[африка]]нскими традициями, и приверженцами таких [[Эзотеризм|эзотерических]] философий, как [[каббала]], [[суфизм]], [[гностицизм]] и [[эзотерическое христианство]]. [[Буддизм|Буддийская]] концепция череды перерождений, хотя и часто называется «реинкарнацией», значительно отличается от традиций, основанных на индуизме и от движений [[нью-эйдж]], тем, что в ней не существует «Я» или вечной души, которая бы перевоплощалась.
+
-
Исследования показывают, что за последние десятилетия количество людей на [[Запад]]е, верящих в реинкарнацию, заметно возросло.<ref>{{PDFlink|[http://www.hi.is/~erlendur/english/Nordic_Psychology_erlhar06.pdf Popular psychology, belief in life after death and reincarnation in the Nordic countries, Western and Eastern Europe]|54.8&nbsp;KB}}</ref> Реинкарнация часто упоминается в художественных фильмах, таких как «[[Кундун]]» и «[[Рождение (фильм)|Рождение]]», современной литературе, а также в популярной музыке.
 
-
   
 
-
Некоторые исследователи, такие как профессор [[Ян Стивенсон]], изучили феномен реинкарнации и опубликовали труды, в которых изложили «фактологическую базу» веры в переселение душ. Этой базой в основном служат случаи, когда люди вспоминают свои предыдущие жизни, начинают отождествлять себя с человеком из прошлого, проявлять несвойственные им умения, например, говорить на незнакомом им языке. Одни относятся к подобным исследованиям [[Скептицизм|скептически]] или критически, тогда как другие указывают на необходимость [[Исследования реинкарнации|дальнейшего изучения предмета]].<ref>Tucker, Jim B. (2005). ''Life Before Life: A Scientific Investigation of Children’s Memories of Previous Lives'', p.186.</ref>
 
-
== Общая характеристика ==
+
== Ошибка смешения понятия реинкарнацию с "воскрешением мертвых" ==
-
Вера в реинкарнацию включает две основные составляющие:
+
-
* Представление о том, что у человека имеется некая сущность («дух», «душа» и прочее), в которой заключается личность данного человека, его самосознание, некая часть того, что человек отождествляет с понятием «я сам». Причём эта сущность может быть связана с телом, но связь эта неразрывной не является, и душа может продолжать существовать после того, как физическое тело погибло. Вопрос о том, имеется ли душа только у людей, либо и у других (возможно, у всех) видов живых существ, в разных мировоззрениях решается по-разному.
+
-
* Представление о том, что душа после смерти тела, сразу или через какое-то время, воплощается в другом теле (теле новорождённого человека или иного живого существа), таким образом, жизнь личности продолжается за пределами жизни физического тела (вечно, либо в пределах цепочки перерождений, завершаемой определённым образом).
+
-
== Реинкарнация в иудаизме (Гильгуль) ==
 
-
[[Файл:Josephus.jpg|thumb|<center>[[Иосиф Флавий]]</center>]]
+
Распространенной ошибкой является смешение понятия реинкарнацию с "воскрешением мертвых", в то время как на самом деле эти понятия совершенно различны: реинкарнация - это многократное явление в этом мире, а "воскрешения мертвых" - однократное эсхатологическое событие.  
-
Авторитетный еврейский историк [[Иосиф Флавий]] (ок. 37 — ок. 100), будучи [[Фарисеи|фарисеем]], писал о взглядах фарисеев на посмертное состояние души:
+
Вера в воскрешение мертвых является общепринятой в иудаизме, в то время как представления иудаизма о реинкарнации весьма неоднозначны.
-
{{Цитата|Души, по их мнению, все бессмертны; но только души добрых переселяются по их смерти в другие тела, а души злых обречены на вечные муки <ref>[[Иосиф Флавий]]. [[Иудейская война]]. — СПб.: Орел, 1991. — С. 176 (Книга II, глава 8)</ref>.}}
 
-
{{Цитата|Фарисеи верят в бессмертие души и что за гробом людей ожидает суд и награда за добродетель или возмездие за преступность при жизни; грешники подвергаются вечному заключению, а добродетельные люди имеют возможность вновь воскреснуть<ref>Иудейские древности, кн. 18, гл. 1, §3</ref>}}
+
== Распространенность ==
-
В то время как такие [[Древнегреческая философия|древнегреческие философы]] как [[Платон]] и [[Сократ]] сделали попытку доказать существование реинкарнации с помощью философских аргументов, [[Иудаизм|иудейские]] мистики, принимавшие доктрину реинкарнации, не пошли этим путём, а представили объяснение того, почему реинкарнация была способна разрешить трудноразрешимую проблему [[теодицея|теодицеи]] — того, как совместить существование зла с понятием всеблагого Бога.
+
Реинкарнация не упоминается ни в [[Талмуд]]е, ни в более ранних писаниях<ref>Saadia Gaon in Emunoth ve-Deoth Section vi</ref>.  
-
По всей видимости, реинкарнация появилась в иудаизме какое-то время после [[Талмуд]]а. Реинкарнация не упоминается ни в [[Талмуд]]е, ни в более ранних писаниях.<ref>Saadia Gaon in Emunoth ve-Deoth Section vi</ref> Идея переселения душ, называемая гилгул, стала популярной в народных верованиях, и играет важную роль в литературе на [[идиш]]е среди евреев [[ашкеназ]]и.
+
Идея переселения душ, называемая гилгул, впервые появляется в еврейских текстах в Средневековье.  
-
=== Сторонники идеи реинкарнации ===
+
-
Первым несомненным еврейским приверженцем доктрины гилгула явился основатель вероучения [[караим]]ов [[Анан Бен Давид]]. Веры в гилгул придерживались в 8 в. и позже также еврейские сторонники мусульманского религиозно-философского течения мутазилитов.
+
-
Понятие реинкарнации объясняется в [[Средние века|средневековом]] мистическом сочинении «[[Сефер hа-Баhир]]» («Светлая книга»), которое происходит от мистика [[I век]]а [[Нехуния бен hа-Кана|Нехунии бен hа-Каны]], «Баhир» получил широкое распространение с середины [[XII век]]а. После публикации книги «[[Книга Зогар|Зоhар]]» в конце [[XIII век]]а, идея реинкарнации распространилась во многие еврейские общины. Так, «[[Сефер hа-Тмуна]]» (1270) восприняла идею гилгула как нечто само собой разумеющееся, усматривая во многих библейских и талмудических текстах подтверждение этой доктрины. Например, выражение «Род проходит и род приходит» ([[Экклезиаст]] 1:4) толковалось в смысле «уходящее поколение одновременно является и приходящим», а закон о [[Левиратный Брак И Халица|левиратном браке]], согласно которому на вдове бездетного обязан жениться его брат, служил, по мнению каббалистов, для того, чтобы при вторичном гилгуле покойный был благословен детьми.
+
Она стала популярной в народных верованиях, и играет важную роль в литературе на [[идиш]].
 +
 
 +
== Сторонники идеи реинкарнации ==
 +
 
 +
Одним из приверженцев доктрины гилгула явился основатель вероучения [[караим]]ов [[Анан Бен Давид]]. Веры в гилгул придерживались в 8 в. и позже также еврейские сторонники мусульманского религиозно-философского течения мутазилитов.
 +
 
 +
Понятие реинкарнации появляется в каббалистическом сочинении «[[Сефер hа-Баhир]]»
 +
 
 +
После публикации книги «[[Книга Зогар|Зоhар]]» в конце [[XIII век]]а, идея реинкарнации распространилась во многие еврейские общины. Так, «[[Сефер hа-Тмуна]]» (1270) восприняла идею гилгула как нечто само собой разумеющееся, усматривая во многих библейских и талмудических текстах подтверждение этой доктрины. Например, выражение «Род проходит и род приходит» ([[Экклезиаст]] 1:4) толковалось в смысле «уходящее поколение одновременно является и приходящим», а закон о [[Левиратный Брак И Халица|левиратном браке]], согласно которому на вдове бездетного обязан жениться его брат, служил, по мнению каббалистов, для того, чтобы при вторичном гилгуле покойный был благословен детьми.
Вера в переселение душ служила ответом и на вековечный вопрос, почему страдают праведники и благоденствуют грешники, давая очевидной несправедливости судьбы рациональное объяснение: праведник несет наказание за грехи, совершенные в прошлом гилгуле. Это мнение, выдвинутое [[Нахманид]]ом в комментарии к книге [[Иов]]а, часто встречается в каббалистической литературе последующих веков.
Вера в переселение душ служила ответом и на вековечный вопрос, почему страдают праведники и благоденствуют грешники, давая очевидной несправедливости судьбы рациональное объяснение: праведник несет наказание за грехи, совершенные в прошлом гилгуле. Это мнение, выдвинутое [[Нахманид]]ом в комментарии к книге [[Иов]]а, часто встречается в каббалистической литературе последующих веков.
Строка 54: Строка 49:
Реинкарнации признавали следующие еврейские раввины: [[Баал Шем-Тов]] — основатель [[хасидизм]]а, [[Леви ибн-Хабиб]] (Ралбах), [[Нахманид]] (Рамбан), [[Бахья бен-Ашер]], Шеломо Алкабез и [[Хайм Витал]]. Обоснование реинкарнаций возникает из размышлений, почему благочестивые люди и безгрешные дети страдают или оказываются безвинно убитыми. Это противоречит убеждению, что хорошие люди не должны страдать. Отсюда делается вывод, что такие люди — реинкарнация грешников в прошлом рождении.
Реинкарнации признавали следующие еврейские раввины: [[Баал Шем-Тов]] — основатель [[хасидизм]]а, [[Леви ибн-Хабиб]] (Ралбах), [[Нахманид]] (Рамбан), [[Бахья бен-Ашер]], Шеломо Алкабез и [[Хайм Витал]]. Обоснование реинкарнаций возникает из размышлений, почему благочестивые люди и безгрешные дети страдают или оказываются безвинно убитыми. Это противоречит убеждению, что хорошие люди не должны страдать. Отсюда делается вывод, что такие люди — реинкарнация грешников в прошлом рождении.
-
=== Представления о реинкарнации ===
+
=== Различные представления о реинкарнации ===
 +
 
Большинство ранних каббалистов считало гилгул не универсальным законом, а скорее суровым наказанием. Вместе с тем гилгул может быть и изъявлением милосердия Создателя, «ибо не навек оставляет Господь» (Плач 3:31): даже душа, заслужившая [[Карет|полное истребление]], может возродиться путем гилгула.
Большинство ранних каббалистов считало гилгул не универсальным законом, а скорее суровым наказанием. Вместе с тем гилгул может быть и изъявлением милосердия Создателя, «ибо не навек оставляет Господь» (Плач 3:31): даже душа, заслужившая [[Карет|полное истребление]], может возродиться путем гилгула.
   
   
-
Приняв учение о гилгуле (особенно после появления [[Зоhар]]a) как одно из основных положений каббалы, его сторонники резко расходились по поводу деталей. «Сефер hа-бахир» утверждает, что гилгул может продолжаться тысячу поколений, но большинство ранних испанских каббалистов придерживалось другого мнения. Слова: «... все это делает Бог два, три раза с человеком» (Иов 33:29) — толковались ими как указание на то, что грешная душа трижды перевоплощается, прежде чем достигнет искупления; души же благочестивых испытывают бесконечный процесс переселения, но не для их личного блага, а на благо человечества. Другая школа утверждала обратное: душа благочестивого переселяется всего три раза, душа же грешника — тысячу раз.
+
Приняв учение о гилгуле (особенно после появления [[Зоhар]]a) как одно из основных положений каббалы, его сторонники резко расходились по поводу деталей. «Сефер hа-Баhир» утверждает, что гилгул может продолжаться тысячу поколений, но большинство ранних испанских каббалистов придерживалось другого мнения. Слова: «... все это делает Бог два, три раза с человеком» (Иов 33:29) — толковались ими как указание на то, что грешная душа трижды перевоплощается, прежде чем достигнет искупления; души же благочестивых испытывают бесконечный процесс переселения, но не для их личного блага, а на благо человечества. Другая школа утверждала обратное: душа благочестивого переселяется всего три раза, душа же грешника — тысячу раз.
Позднее в гилгуле перестали усматривать наказание за грехи и провозгласили его универсальным принципом, из чего в дальнейшем возникла вера в переселение души человека в тело животного, в растение и даже в неживую субстанцию. Подобные идеи, начиная с [[XII век]]а, встречаются в ряде каббалистических трудов, а также среди многих мистиков [[XVI век]]а.  
Позднее в гилгуле перестали усматривать наказание за грехи и провозгласили его универсальным принципом, из чего в дальнейшем возникла вера в переселение души человека в тело животного, в растение и даже в неживую субстанцию. Подобные идеи, начиная с [[XII век]]а, встречаются в ряде каббалистических трудов, а также среди многих мистиков [[XVI век]]а.  
-
Немало историй о [[гилгул]]ах приводится в коллекции хасидских историй [[Мартин Бубер|Мартина Бубера]], в частности касающихся [[Баал Шем Тов]]а.<ref>Martin Buber, «Legende des Baalschem» in ''Die Chassidischen Bücher'', Hellerau 1928, especially ''Die niedergestiegene Seele''</ref>
+
Немало историй о [[гилгул]]ах приводится в коллекции хасидских историй [[Мартин Бубер|Мартина Бубера]], в частности касающихся [[Баал Шем-Тов]]а.<ref>Martin Buber, «Legende des Baalschem» in ''Die Chassidischen Bücher'', Hellerau 1928, especially ''Die niedergestiegene Seele''</ref>
Другой взгляд на реинкарнации состоит в том, что душа перерождается заново при условии, что она не выполнила определённой миссии. Последователи этого взгляда рассматривают гилгул как явление редкое, и не считают, что души переселяются постоянно.
Другой взгляд на реинкарнации состоит в том, что душа перерождается заново при условии, что она не выполнила определённой миссии. Последователи этого взгляда рассматривают гилгул как явление редкое, и не считают, что души переселяются постоянно.
Обобщающая разработка концепции гилгула содержится в трудах Иосефа бен Шалома Ашкенази (начало 14 в.) и его коллег. По их мнению, перевоплощению подчинено все существующее — от [[Сфирот|эманаций Всевышнего]] и [[ангел]]ов и до неживой субстанции. Все, что составляет вселенную, подвержено постоянному процессу метаморфоз, при этом высочайшие формы естества нисходят до нижайшей материи, воплотившись в которой они вновь восходят к своей возвышенной первооснове.
Обобщающая разработка концепции гилгула содержится в трудах Иосефа бен Шалома Ашкенази (начало 14 в.) и его коллег. По их мнению, перевоплощению подчинено все существующее — от [[Сфирот|эманаций Всевышнего]] и [[ангел]]ов и до неживой субстанции. Все, что составляет вселенную, подвержено постоянному процессу метаморфоз, при этом высочайшие формы естества нисходят до нижайшей материи, воплотившись в которой они вновь восходят к своей возвышенной первооснове.
-
=== Противники идеи реинкарнации ===
+
 
 +
Сложные законы реинкарнации описываются в «[[Шаар hа-гилгулим]]»<ref>''Sha’ar Ha’Gilgulim, The Gate of Reincarnations'', Chaim Vital</ref> («Ворота реинкарнаций»),<ref>[http://www.safed-kabbalah.com/ShaarGilgul/Introduction.htm Shaar Gilgul]</ref> основанном на произведениях равина [[Лурия, Ицхак|Ицхака Лурии]] (и составленным его учеником, равином [[Хаим Виталь|Хаимом Виталем]]). Одно из понятий, которое появляется в «Шаар hа-гилгулим», — это идея о том, что [[гилгул]] происходит во время беременности.
 +
 
 +
Некоторые  [[сиддур]]ы («молитвенники») содержат молитвы, в которых просится прощение за грехи, совершённые индивидом в этом гилгуле или в предыдущих. Эти молитвы относятся к категории молитв, произносимых перед отходом ко сну.<ref>''Krias Shema she’al ha-mitah: Ribono Shel Olom'' contains the gilgul reference in some versions</ref>
 +
 
 +
== Противники идеи реинкарнации ==
 +
 
Многие раввины отрицательно относились к идее реинкарнации, в частности [[Саадия Гаон]], [[Хасдай Крескас]], [[Йедайя Бедерши]], [[Иосиф Албо]], [[Абрагам ибн-Дауд]], [[Альбо, Иосеф|Иосеф Альбо]] и [[Леон де-Модена]]. Задавались вопросы, почему люди не помнят прошлых рождений, к какой конкретно душе будет обращаться Бог в день суда, как это может быть, что над людьми давлеют грехи прошлых рождений. [[Саадия Гаон]], в своём труде «[[Эмунот ве-Деот]]», опровергает доктрину реинкарнации, и утверждает, что иудеи, принимающие реинкарнацию, приняли неиудейские верования.
Многие раввины отрицательно относились к идее реинкарнации, в частности [[Саадия Гаон]], [[Хасдай Крескас]], [[Йедайя Бедерши]], [[Иосиф Албо]], [[Абрагам ибн-Дауд]], [[Альбо, Иосеф|Иосеф Альбо]] и [[Леон де-Модена]]. Задавались вопросы, почему люди не помнят прошлых рождений, к какой конкретно душе будет обращаться Бог в день суда, как это может быть, что над людьми давлеют грехи прошлых рождений. [[Саадия Гаон]], в своём труде «[[Эмунот ве-Деот]]», опровергает доктрину реинкарнации, и утверждает, что иудеи, принимающие реинкарнацию, приняли неиудейские верования.
-
=== Реинкарнация в ортодоксальном иудаизме ===
 
-
Вера в переселение душ принимается в [[Ортодоксальный иудаизм|ортодоксальном иудаизме]]. В таком труде как «[[Шаар hа-гилгулим]]»<ref>''Sha’ar Ha’Gilgulim, The Gate of Reincarnations'', Chaim Vital</ref> («Ворота реинкарнаций»),<ref>[http://www.safed-kabbalah.com/ShaarGilgul/Introduction.htm Shaar Gilgul]</ref> основанном на произведениях равина [[Лурия, Ицхак|Ицхака Лурии]] (и составленным его учеником, равином [[Хаим Виталь|Хаимом Виталем]]), описываются сложные законы реинкарнации. Одно из понятий, которое появляется в «Шаар hа-гилгулим», — это идея о том, что [[гилгул]] происходит во время беременности.
 
-
В ортодоксальном иудаизме, многие [[сиддур]]ы («молитвенники») содержат молитвы, в которых просится прощение за грехи, совершённые индивидом в этом гилгуле или в предыдущих. Эти молитвы относятся к категории молитв, произносимых перед отходом ко сну.<ref>''Krias Shema she’al ha-mitah: Ribono Shel Olom'' contains the gilgul reference in some versions</ref>
+
== Концепция иббура ==
-
=== Связные идеи ===
+
С доктриной гилгула связана концепция '''''иббура''''' (представления о вселении злого духа в человека), возникшая во второй половине 13 в. Иббур, в отличие от гилгула, происходит не в период пребывания зародыша во чреве матери или во время родов, но в какой-либо момент сознательной жизни человека.  
С доктриной гилгула связана концепция '''''иббура''''' (представления о вселении злого духа в человека), возникшая во второй половине 13 в. Иббур, в отличие от гилгула, происходит не в период пребывания зародыша во чреве матери или во время родов, но в какой-либо момент сознательной жизни человека.  
Строка 80: Строка 79:
* К теме реинкарнации юмористически подошёл '''[[Песах Амнуэль]]''' в своих рассказах «Шестая жизнь тому назад» и «Шестая жизнь тому вперёд». Во втором рассказе описывается применение особого прибора, позволяющего вспомнить ещё только предстоящие пользователю жизни. Поскольку душа человека при реинкарнации способна распадаться на несколько экземпляров, использование прибора приводило к подобию шизофрении. Таким образом, самый каверзный вопрос теории реинкарнаций — «Откуда возникают новые души для всё более и более возрастающего населения планеты Земля?» — был превращён в основу сюжета.
* К теме реинкарнации юмористически подошёл '''[[Песах Амнуэль]]''' в своих рассказах «Шестая жизнь тому назад» и «Шестая жизнь тому вперёд». Во втором рассказе описывается применение особого прибора, позволяющего вспомнить ещё только предстоящие пользователю жизни. Поскольку душа человека при реинкарнации способна распадаться на несколько экземпляров, использование прибора приводило к подобию шизофрении. Таким образом, самый каверзный вопрос теории реинкарнаций — «Откуда возникают новые души для всё более и более возрастающего населения планеты Земля?» — был превращён в основу сюжета.
 +
== См. также ==
== См. также ==
-
{{Навигация
 
-
|Тема        = Реинкарнация
 
-
|Портал      =
 
-
|Викисловарь  =
 
-
|Викиучебник  =
 
-
|Викицитатник =
 
-
|Викитека    =
 
-
|Викиновости  =
 
-
|Викисклад    = Category:Reincarnation
 
-
|Проект      =
 
-
}}
 
-
* [[Исследования реинкарнаций]]
+
* [http://machanaim.livejournal.com/224113.html Как относится иудаизм к вопросу о переселении душ?]
-
* [[Самсара]]
+
-
* [[Карма]]
+
-
* [[Жизнь После Жизни]]
+
-
* [[Тибетский автономный район]]
+
-
* [[Раннее христианство и переселение душ]]
+
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 106: Строка 90:
</div>
</div>
-
== Литература ==
 
-
;На русском
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last=Лосский
 
-
| first= Николай Онуфриевич
 
-
| authorlink=Лосский, Николай Онуфриевич
 
-
| year= 1992
 
-
| title=«Учение о перевоплощении»
 
-
| publisher=Издательская группа «Прогресс», Москва
 
-
| url=http://proroza.narod.ru/Lossky.htm
 
-
| isbn=
 
-
}}
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last=Блаватская
 
-
| first= Елена Петровна
 
-
| authorlink= Блаватская, Елена Петровна
 
-
| year= 1889
 
-
| title= Е. П. Блаватская. Глава VIII. О перевоплощении и повторных рождениях // Ключ к теософии.
 
-
| publisher=
 
-
| url=http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
 
-
| isbn=
 
-
}}
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last=Дёмина
 
-
| first= Наталья
 
-
| authorlink=
 
-
| year=1998
 
-
| title=Тайна, которая в Вас самих
 
-
| publisher=Владимир, «Покрова»
 
-
| url=http://www.mysterybook.ru/
 
-
| isbn=
 
-
}}
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last=Роуз
 
-
| first= Серафим
 
-
| authorlink=Серафим (Роуз)
 
-
| year=1995
 
-
| title=Душа после смерти. Современные «посмертные» опыты в свете учения Православной Церкви
 
-
| publisher=
 
-
| url=
 
-
| isbn=
 
-
}}
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last=Кураев
 
-
| first= Андрей
 
-
| authorlink=Кураев, Андрей Вячеславович
 
-
| year= 2001
 
-
| title=«Раннее христианство и переселение душ»
 
-
| publisher=Ростов: Феникс /Троицкое слово
 
-
| url=http://prediger.ru/index.php?ind=downloads&op=entry_view&iden=25
 
-
}}
 
-
* Обидина Ю. С. Развитие идеи метемпсихоза в ранней греческой философии // Credo new. Теоретический журнал. 2004. № 3.
 
-
 
-
;На английском
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last=Inge
 
-
| first= William Ralph
 
-
| authorlink=Инге, Уильям Ральф
 
-
| year= 1923
 
-
| title=The Philosophy of Plotinus: The Gifford Lectures at St. Andrews, 1917-1918
 
-
| publisher=Longmans, Green and Co.
 
-
| url=http://books.google.com/books?id=-L1CAAAAIAAJ&pgis=1
 
-
| isbn=
 
-
}}
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last=MacGregor
 
-
| first= Geddes
 
-
| authorlink=Мак-Грегор, Геддес
 
-
| year= 1989
 
-
| title=Reincarnation in Christianity: A New Vision of Rebirth in Christian Thought
 
-
| publisher=Quest Books
 
-
| url=http://books.google.com/books?id=k6gYHu1bRGwC
 
-
| isbn=0835605019
 
-
}}
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| surname1= Goudey
 
-
| given1=R. F.
 
-
| year=2004
 
-
| title=Reincarnation: A Universal Truth
 
-
| place=
 
-
| edition=
 
-
| publisher=Kessinger Publishing
 
-
| url=http://books.google.com/books?id=pN8lU-sEjU0C
 
-
| isbn= 1417981598
 
-
}}
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last=Pascal
 
-
| first= Theodore
 
-
| authorlink=
 
-
| year= 2004
 
-
| title=Reincarnation: A Study in Human Evolution
 
-
| publisher=Kessinger Publishing
 
-
| url=http://books.google.com/books?id=kKnjoeTwo9cC
 
-
| isbn=1417981725
 
-
}}
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last=Rosen
 
-
| first=Steven J.
 
-
| authorlink=Роузен, Стивен
 
-
| year=1997
 
-
| title=The Reincarnation Controversy: Uncovering the Truth in the World Religions
 
-
| publisher=Torchlight Publishing
 
-
| url=http://books.google.com/books?id=-u0CAAAACAAJ
 
-
| isbn=188708911X
 
-
}}
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last=Fisher
 
-
| first= Joe
 
-
| authorlink=
 
-
| year=1984
 
-
| title=The Case for Reincarnation
 
-
| publisher=Collins Publishers
 
-
| url=http://books.google.com/books?id=U0v6AAAACAAJ
 
-
| isbn=1894042077
 
-
}}
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last=Fisher
 
-
| first= Joe
 
-
| last2= Whitton
 
-
| first2= Joel
 
-
| authorlink=
 
-
| year=1988
 
-
| title=Life Between Life: Scientific Explorations into the Void Separating One Incarnation from the Next
 
-
| publisher=Grand Central Publishing
 
-
| url=http://books.google.com/books?id=aPtzHAAACAAJ
 
-
| isbn=0446347620
 
-
}}
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last=Augustine
 
-
| first=
 
-
| authorlink=Аврелий Августин
 
-
| year= 2006
 
-
| title=The Confessions of St. Augustine
 
-
| publisher=Cosimo, Inc
 
-
| url=http://books.google.com/books?id=zOSg-OGyxIMC
 
-
| isbn=160206010X
 
-
}}
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last=Bjorling
 
-
| first= Joel
 
-
| authorlink=
 
-
| year= 1995
 
-
| title=Reincarnation: A Bibliography
 
-
| publisher=Taylor & Francis
 
-
| url=http://books.google.com/books?id=A9vAea4MV8cC
 
-
| isbn=081531129X
 
-
}}
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last=Capel
 
-
| first= Evelyn
 
-
| authorlink=
 
-
| year= 1988
 
-
| title=Reincarnation Within Christianity
 
-
| publisher=Rudolph Steiner College
 
-
| url=http://books.google.com/books?id=-_EtAAAACAAJ
 
-
| isbn= 0904693082
 
-
}}
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last1=Head
 
-
| first1= Joseph
 
-
| last2=Cranston
 
-
| first2= S. L.
 
-
| authorlink=
 
-
| year= 1967
 
-
| title=Reincarnation in World Thought: A Living Study of Reincarnation in All Ages
 
-
| publisher=Julian Press
 
-
| url=http://books.google.com/books?id=M7coAAAAYAAJ&pgis=1
 
-
| isbn=
 
-
}}
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last1= Hall
 
-
| first1= Manly P.
 
-
| last2=
 
-
| first2=
 
-
| authorlink=
 
-
| year=1999
 
-
| title=Reincarnation: The Cycle of Necessity
 
-
| publisher=Philosophical Research Society
 
-
| url=http://books.google.com/books?id=E7woAAAAYAAJ&pgis=1
 
-
| isbn=
 
-
}}
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last1= Browne
 
-
| first1= Edward Granville
 
-
| last2=
 
-
| first2=
 
-
| authorlink=
 
-
| year=1999
 
-
| title=A Literary History of Persia
 
-
| publisher= Routledge
 
-
| url=http://books.google.com/books?id=fshmK9xYD6cC
 
-
| isbn= 070070406X
 
-
}}
 
-
* {{Harvard reference
 
-
| last=Knapp
 
-
| first= Stephen
 
-
| authorlink=
 
-
| year= 2005
 
-
| title=Reincarnation and Karma
 
-
| publisher=iUniverse
 
-
| url=http://books.google.com/books?id=lr_9gV1WaroC
 
-
| isbn= 0595789706
 
-
}}
 
-
 
-
== Ссылки ==
 
-
* [http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=%D1%80%D0%B5%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F «Реинкарнация» в словарях на Яндексе]
 
-
* [http://www.vyasa.ru/philosophy/reinkarnation/?id=61 Описание реинкарнации в ведической литературе]
 
-
* [http://www.vyasa.ru/philosophy/reinkarnation/?id=62#_ftn7 Исторический обзор принятия идеи о реинкарнации в Западных странах]
 
-
* [http://www.zvek.info/content/view/289/20/ Реинкарнация в Древней Греции и христианстве]
 
-
* [http://www.berzinarchives.com/web/ru/archives/sutra/level1_getting_started/general_introductory_material/basic_question_karma_rebirth.html Часто задаваемые вопросы о карме и перерождении]. [[Александр Берзин]] о понятии кармы в буддизме.
 
-
* [http://www.adishakti.org/_/reincarnation_in_islam.htm Reincarnation in Islam] {{ref-en}}
 
-
* [http://www3.hi.is/~erlendur/english/Nordic_Psychology_erlhar06.pdf Popular psychology, belief in lifeafter death and reincarnationin the Nordic countries, Westernand Eastern Europe] {{ref-en}}
 
-
* [http://www.near-death.com/experiences/reincarnation02.html Reincarnation and Near-Death Experience Research] {{ref-en}}
 
-
* [http://machanaim.livejournal.com/224113.html Как относится иудаизм к вопросу о переселении душ?]
 
{{ElevenCopyRight|11170|Гилгул}}
{{ElevenCopyRight|11170|Гилгул}}
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}

Текущая версия на 01:15, 30 сентября 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Переселе́ние душ, реинкарна́ция (лат. re, «снова» + in, «в» + caro/carnis, «плоть», «перевоплощение»), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ»), гильгуль (ивр. גִילְגּוּל‎ - `превращение`, `метаморфоза`, `круговорот`) — религиозно-философская доктрина, согласно которой бессмертная сущность человека многократно перевоплощается из одного тела в другое.


Содержание

Ошибка смешения понятия реинкарнацию с "воскрешением мертвых"

Распространенной ошибкой является смешение понятия реинкарнацию с "воскрешением мертвых", в то время как на самом деле эти понятия совершенно различны: реинкарнация - это многократное явление в этом мире, а "воскрешения мертвых" - однократное эсхатологическое событие.

Вера в воскрешение мертвых является общепринятой в иудаизме, в то время как представления иудаизма о реинкарнации весьма неоднозначны.


Распространенность

Реинкарнация не упоминается ни в Талмуде, ни в более ранних писаниях[1].

Идея переселения душ, называемая гилгул, впервые появляется в еврейских текстах в Средневековье.

Она стала популярной в народных верованиях, и играет важную роль в литературе на идиш.

Сторонники идеи реинкарнации

Одним из приверженцев доктрины гилгула явился основатель вероучения караимов Анан Бен Давид. Веры в гилгул придерживались в 8 в. и позже также еврейские сторонники мусульманского религиозно-философского течения мутазилитов.

Понятие реинкарнации появляется в каббалистическом сочинении «Сефер hа-Баhир»

После публикации книги «Зоhар» в конце XIII века, идея реинкарнации распространилась во многие еврейские общины. Так, «Сефер hа-Тмуна» (1270) восприняла идею гилгула как нечто само собой разумеющееся, усматривая во многих библейских и талмудических текстах подтверждение этой доктрины. Например, выражение «Род проходит и род приходит» (Экклезиаст 1:4) толковалось в смысле «уходящее поколение одновременно является и приходящим», а закон о левиратном браке, согласно которому на вдове бездетного обязан жениться его брат, служил, по мнению каббалистов, для того, чтобы при вторичном гилгуле покойный был благословен детьми.

Вера в переселение душ служила ответом и на вековечный вопрос, почему страдают праведники и благоденствуют грешники, давая очевидной несправедливости судьбы рациональное объяснение: праведник несет наказание за грехи, совершенные в прошлом гилгуле. Это мнение, выдвинутое Нахманидом в комментарии к книге Иова, часто встречается в каббалистической литературе последующих веков.

Реинкарнации признавали следующие еврейские раввины: Баал Шем-Тов — основатель хасидизма, Леви ибн-Хабиб (Ралбах), Нахманид (Рамбан), Бахья бен-Ашер, Шеломо Алкабез и Хайм Витал. Обоснование реинкарнаций возникает из размышлений, почему благочестивые люди и безгрешные дети страдают или оказываются безвинно убитыми. Это противоречит убеждению, что хорошие люди не должны страдать. Отсюда делается вывод, что такие люди — реинкарнация грешников в прошлом рождении.

Различные представления о реинкарнации

Большинство ранних каббалистов считало гилгул не универсальным законом, а скорее суровым наказанием. Вместе с тем гилгул может быть и изъявлением милосердия Создателя, «ибо не навек оставляет Господь» (Плач 3:31): даже душа, заслужившая полное истребление, может возродиться путем гилгула.

Приняв учение о гилгуле (особенно после появления Зоhарa) как одно из основных положений каббалы, его сторонники резко расходились по поводу деталей. «Сефер hа-Баhир» утверждает, что гилгул может продолжаться тысячу поколений, но большинство ранних испанских каббалистов придерживалось другого мнения. Слова: «... все это делает Бог два, три раза с человеком» (Иов 33:29) — толковались ими как указание на то, что грешная душа трижды перевоплощается, прежде чем достигнет искупления; души же благочестивых испытывают бесконечный процесс переселения, но не для их личного блага, а на благо человечества. Другая школа утверждала обратное: душа благочестивого переселяется всего три раза, душа же грешника — тысячу раз.

Позднее в гилгуле перестали усматривать наказание за грехи и провозгласили его универсальным принципом, из чего в дальнейшем возникла вера в переселение души человека в тело животного, в растение и даже в неживую субстанцию. Подобные идеи, начиная с XII века, встречаются в ряде каббалистических трудов, а также среди многих мистиков XVI века.

Немало историй о гилгулах приводится в коллекции хасидских историй Мартина Бубера, в частности касающихся Баал Шем-Това.[2]

Другой взгляд на реинкарнации состоит в том, что душа перерождается заново при условии, что она не выполнила определённой миссии. Последователи этого взгляда рассматривают гилгул как явление редкое, и не считают, что души переселяются постоянно.

Обобщающая разработка концепции гилгула содержится в трудах Иосефа бен Шалома Ашкенази (начало 14 в.) и его коллег. По их мнению, перевоплощению подчинено все существующее — от эманаций Всевышнего и ангелов и до неживой субстанции. Все, что составляет вселенную, подвержено постоянному процессу метаморфоз, при этом высочайшие формы естества нисходят до нижайшей материи, воплотившись в которой они вновь восходят к своей возвышенной первооснове.

Сложные законы реинкарнации описываются в «Шаар hа-гилгулим»[3] («Ворота реинкарнаций»),[4] основанном на произведениях равина Ицхака Лурии (и составленным его учеником, равином Хаимом Виталем). Одно из понятий, которое появляется в «Шаар hа-гилгулим», — это идея о том, что гилгул происходит во время беременности.

Некоторые сиддуры («молитвенники») содержат молитвы, в которых просится прощение за грехи, совершённые индивидом в этом гилгуле или в предыдущих. Эти молитвы относятся к категории молитв, произносимых перед отходом ко сну.[5]

Противники идеи реинкарнации

Многие раввины отрицательно относились к идее реинкарнации, в частности Саадия Гаон, Хасдай Крескас, Йедайя Бедерши, Иосиф Албо, Абрагам ибн-Дауд, Иосеф Альбо и Леон де-Модена. Задавались вопросы, почему люди не помнят прошлых рождений, к какой конкретно душе будет обращаться Бог в день суда, как это может быть, что над людьми давлеют грехи прошлых рождений. Саадия Гаон, в своём труде «Эмунот ве-Деот», опровергает доктрину реинкарнации, и утверждает, что иудеи, принимающие реинкарнацию, приняли неиудейские верования.

Концепция иббура

С доктриной гилгула связана концепция иббура (представления о вселении злого духа в человека), возникшая во второй половине 13 в. Иббур, в отличие от гилгула, происходит не в период пребывания зародыша во чреве матери или во время родов, но в какой-либо момент сознательной жизни человека.

Душа, вошедшая в тело человека путем иббура, поселяется в нем на ограниченное время и только для того, чтобы побудить его к определенным действиям или к выполнению известной миссии. Концепция иббура впоследствии вылилась в фольклорное представление о диббуке.

Тема реинкарнации в современной еврейской художественной литературе

  • К теме реинкарнации юмористически подошёл Песах Амнуэль в своих рассказах «Шестая жизнь тому назад» и «Шестая жизнь тому вперёд». Во втором рассказе описывается применение особого прибора, позволяющего вспомнить ещё только предстоящие пользователю жизни. Поскольку душа человека при реинкарнации способна распадаться на несколько экземпляров, использование прибора приводило к подобию шизофрении. Таким образом, самый каверзный вопрос теории реинкарнаций — «Откуда возникают новые души для всё более и более возрастающего населения планеты Земля?» — был превращён в основу сюжета.


См. также

Примечания

  1. Saadia Gaon in Emunoth ve-Deoth Section vi
  2. Martin Buber, «Legende des Baalschem» in Die Chassidischen Bücher, Hellerau 1928, especially Die niedergestiegene Seele
  3. Sha’ar Ha’Gilgulim, The Gate of Reincarnations, Chaim Vital
  4. Shaar Gilgul
  5. Krias Shema she’al ha-mitah: Ribono Shel Olom contains the gilgul reference in some versions
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Гилгул в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация