Битола
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 66: | Строка 66: | ||
|язык сайта = | |язык сайта = | ||
}} | }} | ||
- | |||
'''Би́тола''' ({{lang-mk|Битола}}) — город в юго-западной части [[Республика Македония|Республики Македония]], административный центр [[Община Битола|общины Битола]], культурный и образовательный центр, по некоторым данным, второй город по населению в стране после [[Скопье]]. Важный транспортный узел. | '''Би́тола''' ({{lang-mk|Битола}}) — город в юго-западной части [[Республика Македония|Республики Македония]], административный центр [[Община Битола|общины Битола]], культурный и образовательный центр, по некоторым данным, второй город по населению в стране после [[Скопье]]. Важный транспортный узел. | ||
== Этимология == | == Этимология == | ||
- | Основан | + | Основан Филиппом II Македонским как Гераклия Линкестис ({{lang-grc|Ηράκλεια Λυγκηστίς}}), начиная с раннего Средневековья известен под славянским именем Битола (Битоля, Битоль), то есть «обитель» (монастырь), и греческим именем Монастири ({{lang-el|Μοναστήρι}}), значащим то же самое (впоследствии из греческого это название города вошло в турецкий, {{lang-tr|Manastır}}, и албанский, {{lang-sq|Manastiri}}). |
== История == | == История == | ||
Строка 81: | Строка 80: | ||
== Евреи в Битоле == | == Евреи в Битоле == | ||
- | Битола была | + | Хотя евреи жили в Монастире с римских времен, [[сефард]]ские евреи, который первоначально [[Изгнание евреев из Испании|мигрировали с Пиренейского полуострова]] в XV веке, стали преобладающей группой в город в шестнадцатом веке. |
+ | |||
+ | Битола была среди наиболее привлекательных городов для евреев, бежавших в XVI веке на турецкие Балканы от преследований [[Инквизиция|инквизиции]] из [[Испания|Испании]] и [[Португалия|Португалии]].<ref>[http://www.ce-review.org/00/4/daskalovski4.html Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski]</ref> Они развили в городе торговлю, наладили связи с другими городами. | ||
+ | |||
+ | Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после приезда первых [[сефард]]ских евреев в этот район. Это самое старое еврейское кладбище в Македонии, если не на Балканах в целом. | ||
+ | |||
+ | Они вели традиционный и характерный образ жизни в [[Еврейские кварталы|еврейском квартале]], говорили на языке [[ладино]] и сохраняли сефардский фольклор, приверженность к соблюдению еврейских религиозных традиций и верности еврейским общинным учреждениям, включая [[синагоги]], религиозные школы, [[Бейт-дин|религиозные суды]] и общества взаимопомощи. | ||
+ | |||
+ | В XVII веке в Битоле было девять синагог.<ref>[http://www.esefarad.com/?p=16786 eSefarad - Noticias del Mundo Sefaradi]</ref> | ||
+ | |||
+ | В 1863 году, после пожара, уничтожившего большую часть еврейского квартала, община обратилась к ведущему филантропу в еврейском мире, сэру [[Монтефиоре, Мозес|Моше Монтефиоре]], за помощью в реконструкции. Это обращение к Западу положило начало переориентации сефардской общины по отношению к европейской культуре и постепенное введение светского образования и знания в обществе. Эти изменения произошли в то же время, как новые транспортные связи и расширение торговли с [[Салоники|Салониками]] принесли экономическое процветание еврейской общине Битолы. | ||
+ | |||
+ | Этот период культурного и экономического развития был прерван политических потрясений в регионе, начиная с македонского восстания 1903 года против турецких правителей Османской империи. Этническое насилие между греками, сербами и болгарами за будущее Македонии повергло Битолу в разруху в течение первого десятилетия ХХ века. В результате, тысячи еврейских "Monastirlis" (так местные жители называли себя) эмигрировали в Северную и Южную Америку, [[Иерусалим]] и сефардскую столицу [[Салоники]]. | ||
+ | |||
+ | После окончания Второй Балканской войны в 1913 году, ранее Османская Македония была поделена между [[Сербия|Сербией]], [[Болгария|Болгарией]] и [[Греция|Грецией]]. Битола находилась на территории, включенной в Сербию. Тем не менее, еврейская община продолжали называть город по имени, который он носил на протяжении веков османского владычества: Монастир. | ||
+ | |||
+ | На рубеже двадцатого века, еврейское население Монастира достигла почти 11000, а к 1914 годы эмиграции сократили общину до чуть более 6000 человек. В [[Первая мировая война|Первую мировую войну]] Монастир пострадал от двух вторжений и двух лет бомбардировки. Более 5000 евреев Монастира покинули свои дома и жили как беженцы в окрестностях. Когда кончилась война, евреев Монастира насчитывалось немногим более 3000. | ||
+ | |||
+ | Битола стала частью нового государства [[Югославия]], а в 1920-х и 1930-х годах [[сионизм]] стал доминирующей силой среди местной еврейской молодежи. В течение тех лет 500 из этих молодых мужчин и женщин эмигрировали в [[Страна Израиля|Палестину]]. | ||
11 марта 1943 года вся еврейская община Битолы (3.011 евреев) была депортирована в [[лагерь смерти]] [[Треблинка]] в Польше болгарскими фашистами. | 11 марта 1943 года вся еврейская община Битолы (3.011 евреев) была депортирована в [[лагерь смерти]] [[Треблинка]] в Польше болгарскими фашистами. | ||
- | {{панорама|BitolaPanorama.jpg| | + | Уцелели в основном те, кто ушёл в партизаны. Среди знаменитых евреев Битолы - бывшая партизанка профессор [[Жамила Коломонос|Коломонос, Жамила]] и погибшая на войне партизанка [[Эстер-Мара Овадия|Овадия, Эстер-Мара]] (в её память в Битоле назван детский комплекс).<ref>[http://mk.wikipedia.org/wiki/Депортација_на_Евреите_од_Македонија Депортација на Евреите од Македонија]</ref> |
+ | |||
+ | {{панорама|BitolaPanorama.jpg|750px|Панорама}} | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 91: | Строка 110: | ||
== См. также == | == См. также == | ||
- | * [[ | + | * [[История еврейского народа в Юго-восточной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)]] |
- | + | * [http://mk.wikipedia.org/wiki/Историја_на_Евреите_во_Македонија#cite_note-ce-review.org-3 Историја на Евреите во Македонија] | |
+ | * [[Жамила Коломонос|Коломонос, Жамила]] | ||
+ | * [[Эстер-Мара Овадия|Овадия, Эстер-Мара]] | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://www.bitolainfo.com Bitola News— '''WEB Portal''', info] | * [http://www.bitolainfo.com Bitola News— '''WEB Portal''', info] | ||
+ | * [http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Monastir Статья "History of the Jews in Monastir" в английском разделе Википедии] | ||
+ | * [http://www1.yadvashem.org/yv/en/exhibitions/communities/monastir/index.asp?WT.mc_id=wiki Monastir: The Story of a Sephardic Community in Macedonia] an online exhibition by [[Yad Vashem]] | ||
+ | * The Jews Of Monastir (Bitola) Macedonia - A full history of the departed community by Shlomo Alboher - [http://www.alboher.info] | ||
+ | * United States Holocaust Memorial Museum - [http://www.ushmm.org/wlc/article.php?lang=en&ModuleId=10006804 The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry] | ||
+ | * United States Holocaust Memorial Museum - [http://www.ushmm.org/wlc/article.php?lang=en&ModuleId=10006802 Tower of Faces: The Jewish Community of Monastir, Macedonia] | ||
+ | * United States Holocaust Memorial Museum - [http://www.ushmm.org/wlc/article.php?lang=en&ModuleId=10006803 Jewish Community of Monastir: A Community in Flux] | ||
+ | * [http://www.cassorla.net/Indy_Passo.html] a genealogical listing of Jews from Monastir who migrated to the United States and settled, mostly in Indianapolis, IN. | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
[[Категория:Евреи по городам]] | [[Категория:Евреи по городам]] | ||
+ | [[Категория:История евреев по странам]] |
Версия 22:35, 29 сентября 2012
Регулярная исправленная статья | |
Город
Битола
Битола
|
Би́тола (макед. Битола) — город в юго-западной части Республики Македония, административный центр общины Битола, культурный и образовательный центр, по некоторым данным, второй город по населению в стране после Скопье. Важный транспортный узел.
Содержание |
Этимология
Основан Филиппом II Македонским как Гераклия Линкестис (др.-греч. Ηράκλεια Λυγκηστίς), начиная с раннего Средневековья известен под славянским именем Битола (Битоля, Битоль), то есть «обитель» (монастырь), и греческим именем Монастири (греч. Μοναστήρι), значащим то же самое (впоследствии из греческого это название города вошло в турецкий, тур. Manastır, и албанский, Шаблон:Lang-sq).
История
В эпоху Османской империи в Битоле (Манастир) было много консульств европейских стран; она получила прозвище «город консулов». До 1912 года греки составляли значительную часть населения. С Первой балканской войны 1912 года — в составе Сербии (под названием Битољ), с 1945 года — в составе югославской республики Македония.
Уроженцем города был Анастасиос Вафиадис (Αναστάσιος Βαφειάδης), организовавший и возглавивший в 1866 году отряд греческих добровольцев, участников Критского восстания, погиб в битве при Вафе.
25 апреля 1979 года был основан государственный Университет Св. Климента Охридского.
Евреи в Битоле
Хотя евреи жили в Монастире с римских времен, сефардские евреи, который первоначально мигрировали с Пиренейского полуострова в XV веке, стали преобладающей группой в город в шестнадцатом веке.
Битола была среди наиболее привлекательных городов для евреев, бежавших в XVI веке на турецкие Балканы от преследований инквизиции из Испании и Португалии.[1] Они развили в городе торговлю, наладили связи с другими городами.
Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после приезда первых сефардских евреев в этот район. Это самое старое еврейское кладбище в Македонии, если не на Балканах в целом.
Они вели традиционный и характерный образ жизни в еврейском квартале, говорили на языке ладино и сохраняли сефардский фольклор, приверженность к соблюдению еврейских религиозных традиций и верности еврейским общинным учреждениям, включая синагоги, религиозные школы, религиозные суды и общества взаимопомощи.
В XVII веке в Битоле было девять синагог.[2]
В 1863 году, после пожара, уничтожившего большую часть еврейского квартала, община обратилась к ведущему филантропу в еврейском мире, сэру Моше Монтефиоре, за помощью в реконструкции. Это обращение к Западу положило начало переориентации сефардской общины по отношению к европейской культуре и постепенное введение светского образования и знания в обществе. Эти изменения произошли в то же время, как новые транспортные связи и расширение торговли с Салониками принесли экономическое процветание еврейской общине Битолы.
Этот период культурного и экономического развития был прерван политических потрясений в регионе, начиная с македонского восстания 1903 года против турецких правителей Османской империи. Этническое насилие между греками, сербами и болгарами за будущее Македонии повергло Битолу в разруху в течение первого десятилетия ХХ века. В результате, тысячи еврейских "Monastirlis" (так местные жители называли себя) эмигрировали в Северную и Южную Америку, Иерусалим и сефардскую столицу Салоники.
После окончания Второй Балканской войны в 1913 году, ранее Османская Македония была поделена между Сербией, Болгарией и Грецией. Битола находилась на территории, включенной в Сербию. Тем не менее, еврейская община продолжали называть город по имени, который он носил на протяжении веков османского владычества: Монастир.
На рубеже двадцатого века, еврейское население Монастира достигла почти 11000, а к 1914 годы эмиграции сократили общину до чуть более 6000 человек. В Первую мировую войну Монастир пострадал от двух вторжений и двух лет бомбардировки. Более 5000 евреев Монастира покинули свои дома и жили как беженцы в окрестностях. Когда кончилась война, евреев Монастира насчитывалось немногим более 3000.
Битола стала частью нового государства Югославия, а в 1920-х и 1930-х годах сионизм стал доминирующей силой среди местной еврейской молодежи. В течение тех лет 500 из этих молодых мужчин и женщин эмигрировали в Палестину.
11 марта 1943 года вся еврейская община Битолы (3.011 евреев) была депортирована в лагерь смерти Треблинка в Польше болгарскими фашистами.
Уцелели в основном те, кто ушёл в партизаны. Среди знаменитых евреев Битолы - бывшая партизанка профессор Коломонос, Жамила и погибшая на войне партизанка Овадия, Эстер-Мара (в её память в Битоле назван детский комплекс).[3]
Примечания
См. также
- История еврейского народа в Юго-восточной Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)
- Историја на Евреите во Македонија
- Коломонос, Жамила
- Овадия, Эстер-Мара
Ссылки
- Bitola News— WEB Portal, info
- Статья "History of the Jews in Monastir" в английском разделе Википедии
- Monastir: The Story of a Sephardic Community in Macedonia an online exhibition by Yad Vashem
- The Jews Of Monastir (Bitola) Macedonia - A full history of the departed community by Shlomo Alboher - [1]
- United States Holocaust Memorial Museum - The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry
- United States Holocaust Memorial Museum - Tower of Faces: The Jewish Community of Monastir, Macedonia
- United States Holocaust Memorial Museum - Jewish Community of Monastir: A Community in Flux
- [2] a genealogical listing of Jews from Monastir who migrated to the United States and settled, mostly in Indianapolis, IN.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.