Бен-Йеhуда, Элиэзер
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (иллюстрация, оформление) |
(→Биография: дополнение) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
== Биография == | == Биография == | ||
+ | Родился в семье [[хасид]]а-[[хабад]]ника, который умер, когда Элиэзеру было пять лет. В 13-летнем возрасте Бен-Иехуда был отправлен в [[Иешива|иешиву]] в [[Полоцк]]. Глава иешивы, тайный сторонник светского образования, познакомил его с произведениями светской литературы на иврите. Желая спасти Бен-Иехуду от столь «еретического» занятия, как чтение светских книг, дядя Бен-Иехуды забрал его из Полоцкой иешивы и отправил учиться в Глубокое (близ [[Вильнюс|Вильны]], где Бен-Иехуда познакомился со Шмуэлем Ионасом, который, будучи сторонником Хабада, в то же время сотрудничал в светской периодической печати на иврите. Ионас убедил Бен-Иехуду в необходимости получить светское образование. Дочь Ионаса Двора обучила Бен-Иехуду русскому языку, и после годичной подготовки к вступительным экзаменам Бен-Иехуда поступил в гимназию города Двинска (ныне [[Даугавпилс]]), которую окончил в 1877 г. | ||
- | + | Борьба балканских народов за освобождение от Турции и связанная с этим русско-турецкая война 1877–78 гг. зародили у Бен-Иехуды идею возможности возрождения еврейского народа на его исторической родине. Он решил поселиться в Палестине и в 1878 г. отправился в [[Париж]] изучать медицину, чтобы приобрести профессию, которая дала бы ему возможность зарабатывать на жизнь в стране предков. Учась в Париже, Бен-Иехуда опубликовал в 1879 г. в газете [[Смоленскин, Перец|П. Смоленскина]] [[«hа-Шахар»]] статью «Жгучий вопрос»/«Важный вопрос», в которой впервые сформулировал идею создания в Палестине духовного центра для всего еврейского народа. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | В 1882—1885 годах добился, чтобы иврит был признан единственным языком преподавания некоторых предметов в иерусалимской школе Тора ве-Авода, где он преподавал. В | + | Эта мысль стала через некоторое время основной идеей так называемого [[Ахад-hа-Ам|духовного]] [[сионизм]]а. |
+ | |||
+ | Важнейшим элементом возрождения еврейского народа Бен-Иехуда считал возрождение иврита в качестве языка повседневного общения. Статья была подписана псевдонимом Бен-Иехуда. Заболев в том же году туберкулезом, Бен-Иехуда принял решение ускорить свой переезд в Палестину и с этой целью оставил изучение медицины и поступил в учительскую семинарию [[Альянс]]а. | ||
+ | |||
+ | В 1881 году, женившись на Дворе Ионас, переехал в Страну Израиля и сменил фамилию Перельман на Бен-Йеhуда. | ||
+ | |||
+ | В 1891 г. умерла жена Бен-Иехуды Двора. Бен-Иехуда женился на ее младшей сестре Хемде (1873–1951). Постоянная помощница своего мужа в литературной деятельности, Хемда Бен-Иехуда публиковала в его периодических изданиях переводы и оригинальные рассказы на иврите и впоследствии много сделала для публикации его научного и литературного наследия. | ||
+ | |||
+ | Неортодоксальное поведение Бен-Иехуды и кампания против существования за счет пожертвований из стран [[Диаспора|диаспоры]] (так называемая [[Халукка|халукка]]), которую он вел в своих изданиях, вызвали яростную оппозицию ультраортодоксов [[Иерусалим|Иерусалима]]; им удалось добиться обвинения Бен-Иехуды в подстрекательстве к мятежу (1894), в результате чего он был приговорен к годичному заключению. Арест Бен-Иехуды вызвал большое волнение в еврейской среде, была подана апелляция, и он был освобожден. | ||
+ | == Возрождение иврита == | ||
+ | В семье Бен-Йеhуды говорили только на иврите, его сын Бен-Цион (более известный как [[Бен-Ави, Итамар|Итамар Бен-Ави]]) стал первым носителем иврита как родного языка спустя более тысячи лет после прекращения его разговорной функции. | ||
+ | |||
+ | В качестве произносительной нормы разговорного иврита Бен-Иехуда принял произношение евреев-[[Сефарды|сефардов]], так как это произношение стояло ближе [[ашкеназ]]ского к произношению иврита Торы и [[Мишна|Мишны]], зафиксированному в греческой и латинской транскрипции последних веков до н. э. и первых веков н. э. Кроме того ашкеназское произношение ассоциировалось у Бен-Иехуды с существованием евреев в [[галут]]е, и поэтому было для него неприемлемо в качестве произносительной нормы иврита как родного языка еврейского народа, возрождающегося на своей родине. | ||
+ | |||
+ | В 1882—1885 годах добился, чтобы иврит был признан единственным языком преподавания некоторых предметов в иерусалимской школе Тора ве-Авода, где он преподавал. Таким образом, благодаря Бен-Иехуде эта школа была первой, в которой иврит стал языком преподавания. | ||
+ | |||
+ | В конце 1884 гг. Бен-Иехуда основал еженедельник «hа-Цви», преобразованный в 1908 г. в ежедневную газету, которая с 1910 г. называлась «hа-Ор» и просуществовала до 1915 г. «hа-Цви» был первым периодическим изданием на иврите, отвечавшим европейским нормам. | ||
+ | |||
+ | Большое внимание Бен-Иехуда уделял обогащению языка, создав огромное количество неологизмов, значительная часть которых существует в иврите и до сих пор. Бен-Иехуда стремился ввести простой, удобопонятный стиль, борясь против напыщенного, витиеватого стиля, который существовал в те времена в еврейской прессе. | ||
+ | |||
+ | В [[1890 год]]у совместно с Д. Елиным (см. [[Елин|Елин, семья]]), А. Мазиа и другими основал «Комитет языка иврит» (Ваад hа-лашон hа-иврит), председателем которого он оставался до самой смерти. | ||
[[Файл: 10508_L.jpg|thumb|250px|left|Титульный лист иврит-идиш-русского карманного словаря Э. Бен-Иехуды. [[Вильна]]]] | [[Файл: 10508_L.jpg|thumb|250px|left|Титульный лист иврит-идиш-русского карманного словаря Э. Бен-Иехуды. [[Вильна]]]] | ||
- | В 1910 году начал публикацию «Полного словаря древнего и современного иврита» (законченного лишь в 1959 году с выходом 18-го тома словаря, через 30 лет после его смерти). В 1920 году по предложению Бен-Йеhуды на базе комитета языка иврит была создана | + | В 1910 году начал публикацию «Полного словаря древнего и современного иврита» (законченного лишь в 1959 году с выходом 18-го тома словаря, через 30 лет после его смерти). В 1920 году по предложению Бен-Йеhуды на базе комитета языка иврит была создана «[[Академия языка иврит]]». |
- | После утверждения [[Британский мандат в Палестине|британского мандата | + | После утверждения [[Британский мандат в Палестине|британского мандата]] над Палестиной Бен-Иехуда совместно с [[Усышкин, Аврахам Менахем Мендл|А. М. М. Усышкиным]] убедил британского верховного комиссара [[Сэмюэл, Герберт Луи|Г. Сэмюэла]] провозгласить иврит одним из трех официальных языков страны, наряду с английским и арабским. Огромная роль, которую сыграл Бен-Иехуда в возрождении иврита в качестве разговорного языка, в развитии и обогащении этого языка, в превращении его в гибкое и динамичное средство повседневной устной и письменной коммуникации, стяжала ему заслуженную славу «отца современного иврита» и поставила его в первые ряды тех, кто воплотил в жизнь идею возрождения еврейского народа к полнокровной национальной жизни на своей родине. |
== Ссылки == | == Ссылки == |
Версия 09:31, 25 сентября 2012
Источник: | ||||||||
|
Элиэ́зер Бен-Йеhуда́ ("Элиэзер-Ицхак Перельман) (ивр. אֱלִיעֶזֶר בֶּן־יְהוּדָה; 7 января 1859, Лужки, Дисенский повят, Виленская губерния (ныне в Шарковщинском районе Витебской области Белоруссии) — 16 декабря 1922, Иерусалим) — «отец современного иврита», основатель гебраизма; человек, отдавший всю свою жизнь возрождению иврита в качестве современного разговорного языка, его развитию и обогащению. Создал первый еженедельник на иврите, основал комитет языка иврит, впоследствии — академию языка иврит, начал публикацию первого полного словаря иврита.
В предисловии к своему словарю Бен-Йеhуда писал: «Если можно восстановить язык, на котором перестали говорить, и сделать его разговорным, выражающим всё, что хочет сказать хотя бы один человек, то несомненно такой язык можно сделать разговорным языком и для всего общества».
Его девиз был: «Йеhуди, дабер иврит!» (ивр. !יהודי, דבר עברית - «Еврей, говори на иврите!»).
В 1908 году он писал в газете «hа-Цви»:
«Для каждого дела нужен только один мудрый и энергичный человек, готовый приложить к нему все силы, и дело пойдёт, несмотря ни на какие препятствия… Для каждого новшества, для каждого, даже самого малого шага на пути прогресса необходим первопроходец, который не знает отступления».
Биография
Родился в семье хасида-хабадника, который умер, когда Элиэзеру было пять лет. В 13-летнем возрасте Бен-Иехуда был отправлен в иешиву в Полоцк. Глава иешивы, тайный сторонник светского образования, познакомил его с произведениями светской литературы на иврите. Желая спасти Бен-Иехуду от столь «еретического» занятия, как чтение светских книг, дядя Бен-Иехуды забрал его из Полоцкой иешивы и отправил учиться в Глубокое (близ Вильны, где Бен-Иехуда познакомился со Шмуэлем Ионасом, который, будучи сторонником Хабада, в то же время сотрудничал в светской периодической печати на иврите. Ионас убедил Бен-Иехуду в необходимости получить светское образование. Дочь Ионаса Двора обучила Бен-Иехуду русскому языку, и после годичной подготовки к вступительным экзаменам Бен-Иехуда поступил в гимназию города Двинска (ныне Даугавпилс), которую окончил в 1877 г.
Борьба балканских народов за освобождение от Турции и связанная с этим русско-турецкая война 1877–78 гг. зародили у Бен-Иехуды идею возможности возрождения еврейского народа на его исторической родине. Он решил поселиться в Палестине и в 1878 г. отправился в Париж изучать медицину, чтобы приобрести профессию, которая дала бы ему возможность зарабатывать на жизнь в стране предков. Учась в Париже, Бен-Иехуда опубликовал в 1879 г. в газете П. Смоленскина «hа-Шахар» статью «Жгучий вопрос»/«Важный вопрос», в которой впервые сформулировал идею создания в Палестине духовного центра для всего еврейского народа.
Эта мысль стала через некоторое время основной идеей так называемого духовного сионизма.
Важнейшим элементом возрождения еврейского народа Бен-Иехуда считал возрождение иврита в качестве языка повседневного общения. Статья была подписана псевдонимом Бен-Иехуда. Заболев в том же году туберкулезом, Бен-Иехуда принял решение ускорить свой переезд в Палестину и с этой целью оставил изучение медицины и поступил в учительскую семинарию Альянса.
В 1881 году, женившись на Дворе Ионас, переехал в Страну Израиля и сменил фамилию Перельман на Бен-Йеhуда.
В 1891 г. умерла жена Бен-Иехуды Двора. Бен-Иехуда женился на ее младшей сестре Хемде (1873–1951). Постоянная помощница своего мужа в литературной деятельности, Хемда Бен-Иехуда публиковала в его периодических изданиях переводы и оригинальные рассказы на иврите и впоследствии много сделала для публикации его научного и литературного наследия.
Неортодоксальное поведение Бен-Иехуды и кампания против существования за счет пожертвований из стран диаспоры (так называемая халукка), которую он вел в своих изданиях, вызвали яростную оппозицию ультраортодоксов Иерусалима; им удалось добиться обвинения Бен-Иехуды в подстрекательстве к мятежу (1894), в результате чего он был приговорен к годичному заключению. Арест Бен-Иехуды вызвал большое волнение в еврейской среде, была подана апелляция, и он был освобожден.
Возрождение иврита
В семье Бен-Йеhуды говорили только на иврите, его сын Бен-Цион (более известный как Итамар Бен-Ави) стал первым носителем иврита как родного языка спустя более тысячи лет после прекращения его разговорной функции.
В качестве произносительной нормы разговорного иврита Бен-Иехуда принял произношение евреев-сефардов, так как это произношение стояло ближе ашкеназского к произношению иврита Торы и Мишны, зафиксированному в греческой и латинской транскрипции последних веков до н. э. и первых веков н. э. Кроме того ашкеназское произношение ассоциировалось у Бен-Иехуды с существованием евреев в галуте, и поэтому было для него неприемлемо в качестве произносительной нормы иврита как родного языка еврейского народа, возрождающегося на своей родине.
В 1882—1885 годах добился, чтобы иврит был признан единственным языком преподавания некоторых предметов в иерусалимской школе Тора ве-Авода, где он преподавал. Таким образом, благодаря Бен-Иехуде эта школа была первой, в которой иврит стал языком преподавания.
В конце 1884 гг. Бен-Иехуда основал еженедельник «hа-Цви», преобразованный в 1908 г. в ежедневную газету, которая с 1910 г. называлась «hа-Ор» и просуществовала до 1915 г. «hа-Цви» был первым периодическим изданием на иврите, отвечавшим европейским нормам.
Большое внимание Бен-Иехуда уделял обогащению языка, создав огромное количество неологизмов, значительная часть которых существует в иврите и до сих пор. Бен-Иехуда стремился ввести простой, удобопонятный стиль, борясь против напыщенного, витиеватого стиля, который существовал в те времена в еврейской прессе.
В 1890 году совместно с Д. Елиным (см. Елин, семья), А. Мазиа и другими основал «Комитет языка иврит» (Ваад hа-лашон hа-иврит), председателем которого он оставался до самой смерти.
В 1910 году начал публикацию «Полного словаря древнего и современного иврита» (законченного лишь в 1959 году с выходом 18-го тома словаря, через 30 лет после его смерти). В 1920 году по предложению Бен-Йеhуды на базе комитета языка иврит была создана «Академия языка иврит».
После утверждения британского мандата над Палестиной Бен-Иехуда совместно с А. М. М. Усышкиным убедил британского верховного комиссара Г. Сэмюэла провозгласить иврит одним из трех официальных языков страны, наряду с английским и арабским. Огромная роль, которую сыграл Бен-Иехуда в возрождении иврита в качестве разговорного языка, в развитии и обогащении этого языка, в превращении его в гибкое и динамичное средство повседневной устной и письменной коммуникации, стяжала ему заслуженную славу «отца современного иврита» и поставила его в первые ряды тех, кто воплотил в жизнь идею возрождения еврейского народа к полнокровной национальной жизни на своей родине.
Ссылки
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Бен-Иехуда Элиэзер в ЭЕЭ