Рахель
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Mliris (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{IsFromWiki}}Мауриций Готтлиб. ''Рахиль'']] '''Рахи́ль'…») |
м (иллюстрация) |
||
(11 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{О_статье\ЭЕЭ |
- | ''' | + | | ТИП СТАТЬИ = 2 |
+ | | АВТОР1 = | ||
+ | | АВТОР2 = | ||
+ | | АВТОР3 = | ||
+ | | СУПЕРВАЙЗЕР = | ||
+ | | ПРОЕКТ = | ||
+ | | ПОДТЕМА = | ||
+ | | КАЧЕСТВО = | ||
+ | | УРОВЕНЬ = | ||
+ | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
+ | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
+ | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
+ | }} | ||
+ | {{не_путать|Блувштейн, Рахель}} | ||
+ | [[Файл:Gottlieb-Rachela.jpg|thumb|200px|[[Готтлиб, Мауриций|Мауриций Готтлиб]], ''Рахель'']] | ||
+ | '''Рахе́ль''' ({{lang-he|רָחֵל}} — «овечка», в русской традиции - '''Рахи́ль''') — одна из двух жён патриарха [[Иаков]]а, младшая дочь [[Лаван]]а, сестра [[Лия|Лии]], мать [[Иосиф Прекрасный|Иосифа]] и [[Биньямин]]а (Вениамина). | ||
Обстоятельства женитьбы на ней Иакова см. в {{Библия2|Быт|29|Книге Бытие, 29 глава}}. | Обстоятельства женитьбы на ней Иакова см. в {{Библия2|Быт|29|Книге Бытие, 29 глава}}. | ||
- | + | == Биография Рахели == | |
+ | Иаков встретил Рахель, когда прибыл в Харан, спасаясь от гнева своего брата [[Исав|Исава]]; Иаков полюбил ее с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет. Когда срок истек, Лаван пошел на хитрость и в брачную ночь подменил Рахель Лией. Когда наутро Иаков обнаружил подмену, Лаван объяснил, что он был обязан выдать замуж старшую дочь раньше младшей, и согласился отдать ему и Рахель, если Иаков обязуется проработать на него еще семь лет (Быт. 29:4–30). | ||
+ | [[Файл:Giovanni Battista Tiepolo 066.jpg|thumb|left|280px|[[Тьеполо, Джованни Баттиста|Тьеполо]], ''Рахель похищает идолов у Лавана'']] | ||
- | + | Согласно [[Тора|Торе]], Рахиль была «красива станом и красива лицом» (Быт. 29:17), и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» Лию (Быт. 29:30). Однако Рахель оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде [[Сарра]] (Быт. 16:2–4), отдала свою служанку Билху в наложницы мужу; рожденных Билхой [[Дан|Дана]] и [[Нафтали]] Рахель считала собственными сыновьями (Быт. 30:1–8). (Мотив бесплодия и позднего рождения ребенка распространен в повествовании о [[Патриархи|патриархах]] — см. [[Сарра]], [[Ревекка]].) | |
- | == Образ | + | В конце концов Рахель забеременела и родила сына, сказав: «Снял (асаф) Бог позор мой. И нарекла ему имя Иосиф, сказав, Господь даст (иосеф) мне и другого сына» (Быт. 30:23–24). |
- | + | == Образ Рахели == | |
+ | Рахель символизирует не только мать, которой рождение ребёнка стоило жизни, но и мать до конца сострадающую своим детям и заботящуюся о судьбе их детей. | ||
- | |||
Такой описывает её пророк [[Иеремия]] спустя тысячу лет, когда [[вавилон]]ский царь [[Навуходоносор II|Навуходоносор]] гнал евреев в изгнание по той же дороге, по которой когда-то Рахиль и Иаков шли в [[Беэр-Шева|Беэр-Шеву]]. Когда изгнанники шли мимо [[Вифлеем]]а-Эфрата, они услышали плач Рахили: Рахиль оплакивала судьбу своих потомков. Но тут послышался голос Всевышнего: {{ВЗ|Удержи голос твой от рыданий, а глаза твои — от слёз… и возвратятся они из земли чужой! Есть надежда на будущее твоё… и возвратятся дети в пределы свои!|Иер|31:16|-17}} | Такой описывает её пророк [[Иеремия]] спустя тысячу лет, когда [[вавилон]]ский царь [[Навуходоносор II|Навуходоносор]] гнал евреев в изгнание по той же дороге, по которой когда-то Рахиль и Иаков шли в [[Беэр-Шева|Беэр-Шеву]]. Когда изгнанники шли мимо [[Вифлеем]]а-Эфрата, они услышали плач Рахили: Рахиль оплакивала судьбу своих потомков. Но тут послышался голос Всевышнего: {{ВЗ|Удержи голос твой от рыданий, а глаза твои — от слёз… и возвратятся они из земли чужой! Есть надежда на будущее твоё… и возвратятся дети в пределы свои!|Иер|31:16|-17}} | ||
+ | == Могила Рахели == | ||
+ | Рахиль умерла во время вторых родов на пути из [[Бет-Эль|Бет-Эля]] в Эфрат, в [[Бет-Лехем]]е (Вифлиеме); умирая, она нарекла своего второго сына Бен-Они («сын моего страдания»), однако Иаков дал ему имя [[Биньямин]]. Иаков похоронил Рахиль не в семейном склепе в [[Махпела Пещера|пещере Махпела]], а там, где она умерла — у дороги, и воздвиг над ее могилой памятник из камней (Быт. 35:16–21; ср. 48:7). Однако согласно I Сам. 10:2, могила Рахили находится «на пределах Биньяминовых, в Целцахе» (Бет-Лехем и его окрестности находились в уделе [[Иехуда|Иехуды]], а не Биньямина). Законоучители видели это противоречие и считали, что в стих 10:2 кн. I Самуила вкралась ошибка (Быт. Р. 82:10; Тосеф., Сот. 11:11 и др.). | ||
- | + | Согласно [[Аггада|Аггаде]], Иаков похоронил Рахиль при дороге у Бет-Лехема потому, что он предвидел, что [[Пленение Вавилонское|изгнанные в Вавилонию]] пройдут здесь, и Рахиль будет молить Бога смилостивиться над ними (Быт. Р. 82:10). Могила Рахили у Бет-Лехема упоминается у раннехристианских писателей (например, у [[Евсевий|Евсевия]]); самый ранний из еврейских источников, описывающий эту могилу, — «Путеводитель по Иерусалиму» 10 в., обнаружен в Каирской [[Гениза|генизе]]. Еврейские [[Путешественники|путешественники]], начиная с [[Биньямин Из Туделы|Биньямина из Туделы]] (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них — большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах. В конце 18 в. вокруг могилы воздвигли здание, которое отремонтировали в 1841 г. на средства, предоставленные [[Монтефиоре, Мозес|М. Монтефиоре]]. | |
+ | [[Файл:Рахель Абель Панн.jpg|250px|right|thumb|[[Абель Панн]], Рахель]] | ||
+ | Во время иорданской оккупации (1948–67) место вокруг могилы Рахили было превращено в мусульманское кладбище. После [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] здание было реставрировано израильским Министерством по делам религий и служит местом массового паломничества и туризма. Наибольшее число еврейских паломников посещает могилу Рахили в [[новолуние]], на протяжении всего месяца [[нисан]]а и 14-го дня месяца [[хешван]]а — в традиционную дату смерти «нашей матери Рахили». | ||
+ | == В искусстве == | ||
Тема любви Иакова и Рахели привлекала многих художников — [[Рафаэль|Рафаэля]] в Италии, [[Лоррен]]а во Франции (его картина «Яаков и Рахель» находится в [[Эрмитаж]]е) и др. | Тема любви Иакова и Рахели привлекала многих художников — [[Рафаэль|Рафаэля]] в Италии, [[Лоррен]]а во Франции (его картина «Яаков и Рахель» находится в [[Эрмитаж]]е) и др. | ||
- | Плач | + | Плач Рахели и её голос, возвещающий о надежде, вдохновил многих писателей и композиторов. Так, в [[1851 год]]у венгерский поэт [[Янош Арань]] написал «Плач Рахели», а в [[1910 год]]у русский писатель и [[драматургия|драматург]] [[Крашенинников, Николай Александрович|Н. А. Крашенинников]] — пьесу под тем же названием. |
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | + | {{ElevenCopyRight|13460|Рахиль}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[Категория:Персонажи Пятикнижия]] | [[Категория:Персонажи Пятикнижия]] | ||
[[Категория:Праматери]] | [[Категория:Праматери]] | ||
- | + | {{checked_final}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + |
Текущая версия на 10:09, 19 сентября 2012
Источник: | ||||||||
|
Рахе́ль (ивр. רָחֵל — «овечка», в русской традиции - Рахи́ль) — одна из двух жён патриарха Иакова, младшая дочь Лавана, сестра Лии, мать Иосифа и Биньямина (Вениамина).
Обстоятельства женитьбы на ней Иакова см. в Книге Бытие, 29 глава.
Содержание |
Биография Рахели
Иаков встретил Рахель, когда прибыл в Харан, спасаясь от гнева своего брата Исава; Иаков полюбил ее с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет. Когда срок истек, Лаван пошел на хитрость и в брачную ночь подменил Рахель Лией. Когда наутро Иаков обнаружил подмену, Лаван объяснил, что он был обязан выдать замуж старшую дочь раньше младшей, и согласился отдать ему и Рахель, если Иаков обязуется проработать на него еще семь лет (Быт. 29:4–30).
Согласно Торе, Рахиль была «красива станом и красива лицом» (Быт. 29:17), и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» Лию (Быт. 29:30). Однако Рахель оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра (Быт. 16:2–4), отдала свою служанку Билху в наложницы мужу; рожденных Билхой Дана и Нафтали Рахель считала собственными сыновьями (Быт. 30:1–8). (Мотив бесплодия и позднего рождения ребенка распространен в повествовании о патриархах — см. Сарра, Ревекка.)
В конце концов Рахель забеременела и родила сына, сказав: «Снял (асаф) Бог позор мой. И нарекла ему имя Иосиф, сказав, Господь даст (иосеф) мне и другого сына» (Быт. 30:23–24).
Образ Рахели
Рахель символизирует не только мать, которой рождение ребёнка стоило жизни, но и мать до конца сострадающую своим детям и заботящуюся о судьбе их детей.
Такой описывает её пророк Иеремия спустя тысячу лет, когда вавилонский царь Навуходоносор гнал евреев в изгнание по той же дороге, по которой когда-то Рахиль и Иаков шли в Беэр-Шеву. Когда изгнанники шли мимо Вифлеема-Эфрата, они услышали плач Рахили: Рахиль оплакивала судьбу своих потомков. Но тут послышался голос Всевышнего:
Удержи голос твой от рыданий, а глаза твои — от слёз… и возвратятся они из земли чужой! Есть надежда на будущее твоё… и возвратятся дети в пределы свои! |
Могила Рахели
Рахиль умерла во время вторых родов на пути из Бет-Эля в Эфрат, в Бет-Лехеме (Вифлиеме); умирая, она нарекла своего второго сына Бен-Они («сын моего страдания»), однако Иаков дал ему имя Биньямин. Иаков похоронил Рахиль не в семейном склепе в пещере Махпела, а там, где она умерла — у дороги, и воздвиг над ее могилой памятник из камней (Быт. 35:16–21; ср. 48:7). Однако согласно I Сам. 10:2, могила Рахили находится «на пределах Биньяминовых, в Целцахе» (Бет-Лехем и его окрестности находились в уделе Иехуды, а не Биньямина). Законоучители видели это противоречие и считали, что в стих 10:2 кн. I Самуила вкралась ошибка (Быт. Р. 82:10; Тосеф., Сот. 11:11 и др.).
Согласно Аггаде, Иаков похоронил Рахиль при дороге у Бет-Лехема потому, что он предвидел, что изгнанные в Вавилонию пройдут здесь, и Рахиль будет молить Бога смилостивиться над ними (Быт. Р. 82:10). Могила Рахили у Бет-Лехема упоминается у раннехристианских писателей (например, у Евсевия); самый ранний из еврейских источников, описывающий эту могилу, — «Путеводитель по Иерусалиму» 10 в., обнаружен в Каирской генизе. Еврейские путешественники, начиная с Биньямина из Туделы (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них — большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах. В конце 18 в. вокруг могилы воздвигли здание, которое отремонтировали в 1841 г. на средства, предоставленные М. Монтефиоре.
Во время иорданской оккупации (1948–67) место вокруг могилы Рахили было превращено в мусульманское кладбище. После Шестидневной войны здание было реставрировано израильским Министерством по делам религий и служит местом массового паломничества и туризма. Наибольшее число еврейских паломников посещает могилу Рахили в новолуние, на протяжении всего месяца нисана и 14-го дня месяца хешвана — в традиционную дату смерти «нашей матери Рахили».
В искусстве
Тема любви Иакова и Рахели привлекала многих художников — Рафаэля в Италии, Лоррена во Франции (его картина «Яаков и Рахель» находится в Эрмитаже) и др.
Плач Рахели и её голос, возвещающий о надежде, вдохновил многих писателей и композиторов. Так, в 1851 году венгерский поэт Янош Арань написал «Плач Рахели», а в 1910 году русский писатель и драматург Н. А. Крашенинников — пьесу под тем же названием.