Ѓа-шомер hа-цаир (сионистское движение)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «"Ѓа-Шомер hа-Цаир" (молодежное сионистское движение)» в «Ѓа-Шомер hа-Цаир (молодежное сионистское движение)»: Исправлени)
Строка 18: Строка 18:
}}  {{Полуфабрикат}}  
}}  {{Полуфабрикат}}  
-
ХА-ШОМЕ́Р ХА-ЦА‘И́Р (הַשּׁוֹמֵר הַצָּעִיר, `юный страж`), молодежное левосоциалистическое сионистское халуцианское движение (см. Сионизм, Социализм, Халуцим), целью которого была подготовка еврейской молодежи к переселению в Эрец-Исраэль и к киббуцной жизни (см. Киббуц).  
+
'''Ѓа-Шомер hа-Цаир''' (<big>הַשּׁוֹמֵר הַצָּעִיר</big>, `юный страж`), молодежное [[Социализм|левосоциалистическое]] [[Сионизм|сионистское]] [[Халуцим|халуцианское]] движение, целью которого была подготовка еврейской молодежи к переселению в [[Эрец-Исраэль]] и к [[кибуц]]ной жизни.  
-
Движение -Шомер ха-ца‘ир было создано в 1916 г. в Вене членами галицийских молодежных сионистских групп. Идеология нового движения формировалась в период погромов, которым еврейство Восточной Европы подвергалось в послевоенный период на Украине (см. С. Петлюра, а также статьи по названиям городов). hа-Шомер ха-ца‘ир вдохновляла деятельность hа-Шомер в Эрец-Исраэль, его идеология испытала влияние А. Д. Гордона, И. Х. Бреннера, И. Трумпельдора и традиций революционного подполья в царской России. hа-Шомер ха-ца‘ир сочетал требование активной деятельности по возрождению Эрец-Исраэль с призывом к развитию еврейской культуры и взаимосвязи ее с универсальными культурными и философскими ценностями. Другой характерной чертой hа-Шомер ха-ца‘ир был его воспитательный метод, включавший групповую трудовую подготовку молодежи и культурную деятельность в духе немецкого движения Вандерфогель и английского скаутского движения, с его символикой и дисциплиной.  
+
== Основание движения ==
 +
Движение Ѓа-Шомер -Цаир было создано в 1916 г. в [[Вена|Вене]] членами [[Галиция|галицийских]] молодежных [[Сионизм|сионистских]] групп. Идеология нового движения формировалась в период [[погром]]ов, которым еврейство Восточной Европы подвергалось в послевоенный период на [[Украина|Украине]] (см. [[Петлюра, Симон|С. Петлюра]], а также статьи по названиям городов).  
-
Основной воспитательной единицей движения была квуца (`группа`; отдельно для юношей и девушек); несколько квуцот одной и той же возрастной группы объединялись в плуггот (`отряды`) и гдудим (`батальоны`). Квуцот делились на три возрастные группы: 11–14 лет (кфирим — `львята`, также бней мидбар — `дети пустыни` или бней Мецада — `дети Масады`); 15–16 лет (цофим — `скауты`); 17 лет и старше (богрим — `взрослые` или магшимим — `свершители`). Каждая возрастная группа имела особую образовательную программу. Перед началом Второй мировой войны в Варшаве действовало издательство hа-Шомер ха-ца‘ир, выпускавшее воспитательную литературу движения; отделения hа-Шомер ха-ца‘ир в различных странах также издавали литературу на иврите и местных языках.  
+
Ѓа-Шомер hа-Цаир вдохновляла деятельность [[Ѓа-Шомер]] в [[Эрец-Исраэль]], его идеология испытала влияние [[Гордон, Аарон Давид|А. Д. Гордона]], [[Бреннер, Иосеф Хаим|И. Х. Бреннера]], [[Трумпельдор, Йосеф|И. Трумпельдора]] и традиций революционного подполья в царской [[Россия|России]].  
-
Характерной чертой hа-Шомер ха-ца‘ир был принцип личного осуществления идеалов движения. Как результат этого, hа-Шомер ха-ца‘ир резко выступал против ассимиляторов (см. Ассимиляция), а также против получившего в этот период широкое распространение среди еврейской молодежи и интеллектуалов социалистического и коммунистического интернационализма, влекшего за собой отказ от национальных идеалов и ценностей и от личной ответственности за судьбу еврейского народа. -Шомер ха-ца‘ир активно содействовал возрождению иврита в качестве разговорного языка и, создавая еврейскую халуцианскую (см. Халуцим) атмосферу в своих ячейках, психологически готовил своих членов к осуществлению их главной цели — алие в Эрец-Исраэль и трудовой жизни в киббуце. В результате жесткого требования личного осуществления идеалов движения из его рядов отсеялась значительная часть воспитанников. Наряду с тысячами членов, совершивших алию и поселившихся в киббуцах hа-Шомер ха-ца‘ир, десятки тысяч были отчислены из рядов движения за то, что не переселились в Эрец-Исраэль или не стали членами киббуцов. Принцип личного осуществления целей движения требовал такого лидера в каждой квуце, который был бы не только инструктором ее младших членов, но и служил для них примером осуществления всех задач движения.  
+
Ѓа-Шомер hа-Цаир сочетал требование активной деятельности по возрождению [[Эрец-Исраэль]] с призывом к развитию еврейской культуры и взаимосвязи ее с универсальными культурными и философскими ценностями. Другой характерной чертой Ѓа-Шомер -Цаир был его воспитательный метод, включавший групповую трудовую подготовку молодежи и культурную деятельность в духе немецкого движения ''Вандерфогель'' и английского ''скаутского'' движения, с его символикой и дисциплиной.  
-
В период третьей алии в Эрец-Исраэль поселились около 600 членов hа-Шомер ха-ца‘ир. Некоторые активисты движения сыграли большую роль в политической жизни страны, в рабочем движении. Так, М. Я‘ари (Валд) и Я. Хаззан были среди основателей и лидеров Гистадрута. Не существовало формальных связей ни между группами поселенцев в стране, ни между ними и движением в диаспоре. Отрицательные результаты этого не замедлили сказаться: вновь прибывшие столкнулись с трудностями интеграции в киббуцную жизнь страны; отъезд в Эрец-Исраэль наиболее активных членов движения, инструкторов и воспитателей молодежных квуцот вызвал кризис в мировом движении hа-Шомер ха-ца‘ир. Кризис удалось преодолеть в 1927 г., когда путем объединения ряда групп был создан hа-Киббуц ха-арци (см. Киббуц. hа-Киббуц ха-арци), который занимался абсорбцией членов движения в Эрец-Исраэль и руководством hа-Шомер ха-ца‘ир за рубежом.  
+
== Структура и работа движения ==
 +
Основной воспитательной единицей движения была ''квуца'' (`группа`; отдельно для юношей и девушек); несколько квуцот одной и той же возрастной группы объединялись в ''плуго́т'' (`отряды`) и ''гдуди́м'' (`батальоны`). Квуцот делились на три возрастные группы:
 +
* 11–14 лет (кфирим — `львята`, также бней мидбар — `дети пустыни` или ''бней Мецада'' — `дети [[Масада (крепость)|Масады]]`);
 +
* 15–16 лет (цофим — `скауты`);
 +
* 17 лет и старше (богрим — `взрослые` или магшими́м — `свершители`).  
-
Созданное в 1920-х гг. членами hа-Шомер ха-ца‘ир из Польши движение hа-Киббуц ха-арци в Эрец-Исраэль резко усилило влияние движения не только в стране, но и за ее пределами. В 1930 г. в Эрец-Исраэль была основана Федерация hа-Шомер ха-ца‘ир, в задачи которой входила подготовка местной молодежи к переселению в киббуцы движения hа-Киббуц ха-арци; первым киббуцом, основанным воспитанниками движения в Эрец-Исраэль, был Нир-Давид (1936).  
+
Каждая возрастная группа имела особую образовательную программу. Перед началом [[Вторая мировая война|Второй мировой]] войны в [[Варшава|Варшаве]] действовало издательство Ѓа-Шомер hа-Цаир, выпускавшее воспитательную литературу движения. Отделения Ѓа-Шомер hа-Цаир в различных странах также издавали литературу на иврите и местных языках.  
-
В 1920-е гг. близкая к коммунизму платформа идеологии hа-Шомер ха-ца‘ир претерпела изменения, став синтезом сионизма с социализмом, халуцианства с классовой борьбой. Когда был основан Гистадрут, -Шомер ха-ца‘ир, не войдя ни в одну из действовавших тогда в стране политических партий, объявил себя независимой группой. Наряду с киббуцной и воспитательной деятельностью hа-Киббуц ха-арци разработал политическую идеологию (так называемый идеологический коллективизм) для совместной политической деятельности в рамках Гистадрута и сионистского движения.  
+
Характерной чертой Ѓа-Шомер hа-Цаир был принцип личного осуществления идеалов движения. Как результат этого, Ѓа-Шомер -Цаир резко выступал против [[Ассимиляция|ассимиляторов]], а также против получившего в этот период широкое распространение среди еврейской молодежи и интеллектуалов социалистического и коммунистического интернационализма, влекшего за собой отказ от национальных идеалов и ценностей и от личной ответственности за судьбу еврейского народа.  
-
Всемирная федерация hа-Шомер ха-ца‘ир была создана в 1924 г. в Данциге (ныне Гданьск, Польша) на 1-м съезде движения. Незадолго до этого, наряду с существовавшими отделениями движения в Галиции, Польше и Австрии, были созданы отделения в Румынии, Литве и Латвии.  
+
Ѓа-Шомер -Цаир активно содействовал возрождению [[иврит]]а в качестве разговорного языка и, создавая еврейскую [[Халуцим|халуцианскую]] атмосферу в своих ячейках, психологически готовил своих членов к осуществлению их главной цели — [[Алия|алие]] в [[Эрец-Исраэль]] и трудовой жизни в [[кибуц]]е. В результате жесткого требования личного осуществления идеалов движения из его рядов отсеялась значительная часть воспитанников. Наряду с тысячами членов, совершивших алию и поселившихся в [[кибуц]]ах Ѓа-Шомер hа-Цаир, десятки тысяч были отчислены из рядов движения за то, что не переселились в [[Эрец-Исраэль]] или не стали членами киббуцов.  
-
В Советском Союзе hа-Шомер ха-ца‘ир был создан в 1922 г. на подпольном съезде в Москве; визит Д. Бен-Гуриона в Россию в 1923 г. способствовал консолидации движения и, несмотря на его нелегальное положение, число его членов быстро достигло 20 тыс. Последний «Информационный бюллетень» движения в Советском Союзе был издан в 1932 г.  
+
Принцип личного осуществления целей движения требовал такого лидера в каждой квуце, который был бы не только инструктором ее младших членов, но и служил для них примером осуществления всех задач движения.  
-
Ко Второму съезду движения (Данциг, 1927) отделения hа-Шомер ха-ца‘ир уже действовали в Чехословакии, Соединенных Штатах Америки, Канаде, Бельгии и Болгарии. На съезде члены hа-Шомер ха-ца‘ир из СССР, Латвии, Эстонии и частично Литвы отказывались принять изменения в идеологии движения и выступали против крайне левых призывов к «социалистической революции». Члены hа-Шомер ха-ца‘ир из этих стран выступали против создания hа-Киббуц ха-арци как отдельной организации и настаивали на создании в стране единого киббуцного движения. Идеологически они были наиболее близки партии Ахдут ха-‘авода (совместно с hа-По‘эл ха-ца‘ир создала в 1930 г. партию Мапай) и создали вместе с ней (а затем — с Мапай) киббуцное движение hа-Киббуц ха-меухад.  
+
В период [[Третья алия|третьей алии]] в Эрец-Исраэль поселились около 600 членов Ѓа-Шомер -Цаир. Некоторые активисты движения сыграли большую роль в политической жизни страны, в рабочем движении. Так, [[Яари, Меир|М. Яари (Валд)]] и [[Хаззан, Яаков|Я. Хаззан]] были среди основателей и лидеров [[Ѓистадрут]]а.  
-
На Третьем съезде hа-Шомер ха-ца‘ир (Врутки, Чехословакия, 1930) было принято решение, что hа-Киббуц ха-арци — единственная киббуцная организация движения. В ответ на это российско-латвийское меньшинство вышло из рядов hа-Шомер ха-ца‘ир и создало собственное движение Нецах (аббревиатура Но‘ар цофи-халуци — `Скаутская халуцианская молодежь`), которое сохраняло верность изначальной идеологии hа-Шомер ха-ца‘ир. Впоследствии к Нецаху присоединилось движение Блау-вайс в Австрии, Чехословакии и Югославии. С созданием партии Мапай большинство членов Нецах вступили в ее ряды.  
+
Не существовало формальных связей ни между группами поселенцев в стране, ни между ними и движением в диаспоре. Отрицательные результаты этого не замедлили сказаться: вновь прибывшие столкнулись с трудностями интеграции в [[кибуц]]ную жизнь страны; отъезд в Эрец-Исраэль наиболее активных членов движения, инструкторов и воспитателей молодежных квуцот вызвал кризис в мировом движении Ѓа-Шомер hа-Цаир.  
-
В 1930–40-е гг. hа-Шомер ха-ца‘ир взял на вооружение марксистскую идеологию и занял просоветскую позицию. К Четвертому съезду (Попрад, Чехословакия, 1935) общее число членов -Шомер ха-ца‘ир достигло 70 тыс., в движение влились группы из Германии, Венгрии, Югославии, Франции, Англии, Швейцарии, Туниса, Египта и Южной Африки (см. Южно-Африканская Республика), началась деятельность в и Южной Америке.  
+
Кризис удалось преодолеть в 1927 г., когда путем объединения ряда групп был создан [[Ѓа-Кибуц hа-арци]], который занимался абсорбцией членов движения в [[Эрец-Исраэль]] и руководством Ѓа-Шомер -Цаир за рубежом.  
-
Приход к власти фашистских режимов в Центральной и Восточной Европе вынудил движение в этих странах перейти на полулегальное, а иногда и нелегальное положение. С началом Второй мировой войны многие члены hа-Шомер ха-ца‘ир в Польше бежали в Вильно (см. Вильнюс). Часть из них впоследствии сражалась с нацистами в рядах советской армии; некоторым удалось различными путями прибыть в Эрец-Исраэль до того, как началась война между Германией и СССР, другие по приказу движения вернулись на оккупированные нацистской Германией территории, где они организовывали и руководили еврейским сопротивлением (см. Сопротивление антинацистское). Так, членами hа-Шомер ха-ца‘ир были: руководитель восстания в Варшавском гетто (см. Варшава) М. Анелевич, командир еврейской боевой организации в гетто Вильнюса в 1942–43 гг., а затем командир еврейского партизанского отряда А. Ковнер, и другие. Активисты организации играли большую роль в еврейском движении сопротивления в Вильнюсе, Белостоке, Тарнуве, Кракове, Бедзине, Сосновце и в других местах.  
+
Созданное в 1920-х гг. членами Ѓа-Шомер -Цаир из Польши движение Ѓа-Кибуц hа-арци в Эрец-Исраэль резко усилило влияние движения не только в стране, но и за ее пределами. В 1930 г. в Эрец-Исраэль была основана Федерация Ѓа-Шомер -Цаир, в задачи которой входила подготовка местной молодежи к переселению в киббуцы движения Ѓа-Кибуц hа-арци; первым [[кибуц]]ом, основанным воспитанниками движения в Эрец-Исраэль, был [[Нир-Давид]] (1936).  
-
Пережившие войну и Катастрофу члены hа-Шомер ха-ца‘ир приняли активное участие в осуществлении так называемой иммиграции «нелегальной», а также в обучении и воспитании еврейских детей в лагерях для перемещенных лиц в Германии и Италии. Установление марионеточных просоветских режимов в странах Восточной Европы положило конец деятельности там немногочисленного движения.  
+
== Идеологическая эволюция ==
 +
В 1920-е гг. близкая к коммунизму платформа идеологии Ѓа-Шомер -Цаир претерпела изменения, став синтезом сионизма с социализмом, халуцианства с классовой борьбой. Когда был основан Гистадрут, Ѓа-Шомер -Цаир, не войдя ни в одну из действовавших тогда в стране политических партий, объявил себя независимой группой. Наряду с киббуцной и воспитательной деятельностью Ѓа-Кибуц hа-арци разработал политическую идеологию (так называемый идеологический коллективизм) для совместной политической деятельности в рамках Гистадрута и сионистского движения.  
-
С этого времени центром деятельности hа-Шомер ха-ца‘ир стала Южная Америка; воспитанников из латиноамериканских стран можно встретить почти во всех киббуцах Израиля. Отделения hа-Шомер ха-ца‘ир продолжали свою деятельность в Северной Америке, Западной Европе и Южной Африке; в 1953 г. отделение hа-Шомер ха-ца‘ир было создано в Австралии.  
+
Всемирная федерация Ѓа-Шомер -Цаир была создана в 1924 г. в Данциге (ныне Гданьск, Польша) на 1-м съезде движения. Незадолго до этого, наряду с существовавшими отделениями движения в Галиции, Польше и Австрии, были созданы отделения в Румынии, Литве и Латвии.  
-
В 1946 г. движение hа-Шомер ха-ца‘ир преобразовалось в политическую партию, а в 1948 г. совместно с Тну‘а ле-ахдут ха-‘авода создало партию Мапам.  
+
В Советском Союзе Ѓа-Шомер -Цаир был создан в 1922 г. на подпольном съезде в Москве; визит Д. Бен-Гуриона в Россию в 1923 г. способствовал консолидации движения и, несмотря на его нелегальное положение, число его членов быстро достигло 20 тыс. Последний «Информационный бюллетень» движения в Советском Союзе был издан в 1932 г.  
-
Основанное hа-Шомер ха-ца‘ир издательство «Сифрият по‘алим» было тесно связано с авангардистскими течениями в литературе и искусстве страны и внесло большой вклад в развитие израильской литературы.
+
Ко Второму съезду движения (Данциг, 1927) отделения Ѓа-Шомер -Цаир уже действовали в Чехословакии, Соединенных Штатах Америки, Канаде, Бельгии и Болгарии. На съезде члены Ѓа-Шомер hа-Цаир из СССР, Латвии, Эстонии и частично Литвы отказывались принять изменения в идеологии движения и выступали против крайне левых призывов к «социалистической революции». Члены Ѓа-Шомер hа-Цаир из этих стран выступали против создания Ѓа-Кибуц hа-арци как отдельной организации и настаивали на создании в стране единого киббуцного движения. Идеологически они были наиболее близки партии Ахдут ха-‘авода (совместно с hа-По‘эл ха-ца‘ир создала в 1930 г. партию Мапай) и создали вместе с ней (а затем — с Мапай) киббуцное движение hа-Киббуц ха-меухад.
 +
 
 +
На Третьем съезде Ѓа-Шомер hа-Цаир (Врутки, Чехословакия, 1930) было принято решение, что Ѓа-Кибуц hа-арци — единственная киббуцная организация движения. В ответ на это российско-латвийское меньшинство вышло из рядов Ѓа-Шомер hа-Цаир и создало собственное движение Нецах (аббревиатура Но‘ар цофи-халуци — `Скаутская халуцианская молодежь`), которое сохраняло верность изначальной идеологии Ѓа-Шомер hа-Цаир. Впоследствии к Нецаху присоединилось движение Блау-вайс в Австрии, Чехословакии и Югославии. С созданием партии Мапай большинство членов Нецах вступили в ее ряды.
 +
 
 +
В 1930–40-е гг. Ѓа-Шомер hа-Цаир взял на вооружение марксистскую идеологию и занял просоветскую позицию. К Четвертому съезду (Попрад, Чехословакия, 1935) общее число членов Ѓа-Шомер hа-Цаир достигло 70 тыс., в движение влились группы из Германии, Венгрии, Югославии, Франции, Англии, Швейцарии, Туниса, Египта и Южной Африки (см. Южно-Африканская Республика), началась деятельность в и Южной Америке.
 +
 
 +
Приход к власти фашистских режимов в Центральной и Восточной Европе вынудил движение в этих странах перейти на полулегальное, а иногда и нелегальное положение. С началом Второй мировой войны многие члены Ѓа-Шомер hа-Цаир в Польше бежали в Вильно (см. Вильнюс). Часть из них впоследствии сражалась с нацистами в рядах советской армии; некоторым удалось различными путями прибыть в Эрец-Исраэль до того, как началась война между Германией и СССР, другие по приказу движения вернулись на оккупированные нацистской Германией территории, где они организовывали и руководили еврейским сопротивлением (см. Сопротивление антинацистское). Так, членами Ѓа-Шомер hа-Цаир были: руководитель восстания в Варшавском гетто (см. Варшава) М. Анелевич, командир еврейской боевой организации в гетто Вильнюса в 1942–43 гг., а затем командир еврейского партизанского отряда А. Ковнер, и другие. Активисты организации играли большую роль в еврейском движении сопротивления в Вильнюсе, Белостоке, Тарнуве, Кракове, Бедзине, Сосновце и в других местах.
 +
 
 +
Пережившие войну и Катастрофу члены Ѓа-Шомер hа-Цаир приняли активное участие в осуществлении так называемой иммиграции «нелегальной», а также в обучении и воспитании еврейских детей в лагерях для перемещенных лиц в Германии и Италии. Установление марионеточных просоветских режимов в странах Восточной Европы положило конец деятельности там немногочисленного движения.
 +
 
 +
С этого времени центром деятельности Ѓа-Шомер hа-Цаир стала Южная Америка; воспитанников из латиноамериканских стран можно встретить почти во всех киббуцах Израиля. Отделения Ѓа-Шомер hа-Цаир продолжали свою деятельность в Северной Америке, Западной Европе и Южной Африке; в 1953 г. отделение Ѓа-Шомер hа-Цаир было создано в Австралии.
 +
 
 +
В 1946 г. движение Ѓа-Шомер hа-Цаир преобразовалось в политическую партию, а в 1948 г. совместно с Тнуа ле-ахдут hа-авода создало партию Мапам.
 +
 
 +
Основанное Ѓа-Шомер hа-Цаир издательство «Сифрият поали́м» было тесно связано с авангардистскими течениями в литературе и искусстве страны и внесло большой вклад в развитие израильской литературы.
== Источники ==
== Источники ==
* КЕЭ, том 9, кол. 738–741
* КЕЭ, том 9, кол. 738–741
-
{{ElevenCopyRight|11087|-Шомер ха-ца‘ир}}
+
{{ElevenCopyRight|11087|Ѓа-Шомер -Цаир}}
 +
 
 +
[[Категория:История Израиля]]
 +
[[Категория:Британский мандат в Палестине]]
 +
[[Категория:Кибуцы]]
 +
[[Категория:Сионистские организации]]
 +
[[Категория:Молодёжные организации Израиля]]

Версия 14:59, 17 сентября 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 29.08.2011



Ѓа-Шомер hа-Цаир (הַשּׁוֹמֵר הַצָּעִיר, `юный страж`), молодежное левосоциалистическое сионистское халуцианское движение, целью которого была подготовка еврейской молодежи к переселению в Эрец-Исраэль и к кибуцной жизни.

Содержание

Основание движения

Движение Ѓа-Шомер hа-Цаир было создано в 1916 г. в Вене членами галицийских молодежных сионистских групп. Идеология нового движения формировалась в период погромов, которым еврейство Восточной Европы подвергалось в послевоенный период на Украине (см. С. Петлюра, а также статьи по названиям городов).

Ѓа-Шомер hа-Цаир вдохновляла деятельность Ѓа-Шомер в Эрец-Исраэль, его идеология испытала влияние А. Д. Гордона, И. Х. Бреннера, И. Трумпельдора и традиций революционного подполья в царской России.

Ѓа-Шомер hа-Цаир сочетал требование активной деятельности по возрождению Эрец-Исраэль с призывом к развитию еврейской культуры и взаимосвязи ее с универсальными культурными и философскими ценностями. Другой характерной чертой Ѓа-Шомер hа-Цаир был его воспитательный метод, включавший групповую трудовую подготовку молодежи и культурную деятельность в духе немецкого движения Вандерфогель и английского скаутского движения, с его символикой и дисциплиной.

Структура и работа движения

Основной воспитательной единицей движения была квуца (`группа`; отдельно для юношей и девушек); несколько квуцот одной и той же возрастной группы объединялись в плуго́т (`отряды`) и гдуди́м (`батальоны`). Квуцот делились на три возрастные группы:

  • 11–14 лет (кфирим — `львята`, также бней мидбар — `дети пустыни` или бней Мецада — `дети Масады`);
  • 15–16 лет (цофим — `скауты`);
  • 17 лет и старше (богрим — `взрослые` или магшими́м — `свершители`).

Каждая возрастная группа имела особую образовательную программу. Перед началом Второй мировой войны в Варшаве действовало издательство Ѓа-Шомер hа-Цаир, выпускавшее воспитательную литературу движения. Отделения Ѓа-Шомер hа-Цаир в различных странах также издавали литературу на иврите и местных языках.

Характерной чертой Ѓа-Шомер hа-Цаир был принцип личного осуществления идеалов движения. Как результат этого, Ѓа-Шомер hа-Цаир резко выступал против ассимиляторов, а также против получившего в этот период широкое распространение среди еврейской молодежи и интеллектуалов социалистического и коммунистического интернационализма, влекшего за собой отказ от национальных идеалов и ценностей и от личной ответственности за судьбу еврейского народа.

Ѓа-Шомер hа-Цаир активно содействовал возрождению иврита в качестве разговорного языка и, создавая еврейскую халуцианскую атмосферу в своих ячейках, психологически готовил своих членов к осуществлению их главной цели — алие в Эрец-Исраэль и трудовой жизни в кибуце. В результате жесткого требования личного осуществления идеалов движения из его рядов отсеялась значительная часть воспитанников. Наряду с тысячами членов, совершивших алию и поселившихся в кибуцах Ѓа-Шомер hа-Цаир, десятки тысяч были отчислены из рядов движения за то, что не переселились в Эрец-Исраэль или не стали членами киббуцов.

Принцип личного осуществления целей движения требовал такого лидера в каждой квуце, который был бы не только инструктором ее младших членов, но и служил для них примером осуществления всех задач движения.

В период третьей алии в Эрец-Исраэль поселились около 600 членов Ѓа-Шомер hа-Цаир. Некоторые активисты движения сыграли большую роль в политической жизни страны, в рабочем движении. Так, М. Яари (Валд) и Я. Хаззан были среди основателей и лидеров Ѓистадрута.

Не существовало формальных связей ни между группами поселенцев в стране, ни между ними и движением в диаспоре. Отрицательные результаты этого не замедлили сказаться: вновь прибывшие столкнулись с трудностями интеграции в кибуцную жизнь страны; отъезд в Эрец-Исраэль наиболее активных членов движения, инструкторов и воспитателей молодежных квуцот вызвал кризис в мировом движении Ѓа-Шомер hа-Цаир.

Кризис удалось преодолеть в 1927 г., когда путем объединения ряда групп был создан Ѓа-Кибуц hа-арци, который занимался абсорбцией членов движения в Эрец-Исраэль и руководством Ѓа-Шомер hа-Цаир за рубежом.

Созданное в 1920-х гг. членами Ѓа-Шомер hа-Цаир из Польши движение Ѓа-Кибуц hа-арци в Эрец-Исраэль резко усилило влияние движения не только в стране, но и за ее пределами. В 1930 г. в Эрец-Исраэль была основана Федерация Ѓа-Шомер hа-Цаир, в задачи которой входила подготовка местной молодежи к переселению в киббуцы движения Ѓа-Кибуц hа-арци; первым кибуцом, основанным воспитанниками движения в Эрец-Исраэль, был Нир-Давид (1936).

Идеологическая эволюция

В 1920-е гг. близкая к коммунизму платформа идеологии Ѓа-Шомер hа-Цаир претерпела изменения, став синтезом сионизма с социализмом, халуцианства с классовой борьбой. Когда был основан Гистадрут, Ѓа-Шомер hа-Цаир, не войдя ни в одну из действовавших тогда в стране политических партий, объявил себя независимой группой. Наряду с киббуцной и воспитательной деятельностью Ѓа-Кибуц hа-арци разработал политическую идеологию (так называемый идеологический коллективизм) для совместной политической деятельности в рамках Гистадрута и сионистского движения.

Всемирная федерация Ѓа-Шомер hа-Цаир была создана в 1924 г. в Данциге (ныне Гданьск, Польша) на 1-м съезде движения. Незадолго до этого, наряду с существовавшими отделениями движения в Галиции, Польше и Австрии, были созданы отделения в Румынии, Литве и Латвии.

В Советском Союзе Ѓа-Шомер hа-Цаир был создан в 1922 г. на подпольном съезде в Москве; визит Д. Бен-Гуриона в Россию в 1923 г. способствовал консолидации движения и, несмотря на его нелегальное положение, число его членов быстро достигло 20 тыс. Последний «Информационный бюллетень» движения в Советском Союзе был издан в 1932 г.

Ко Второму съезду движения (Данциг, 1927) отделения Ѓа-Шомер hа-Цаир уже действовали в Чехословакии, Соединенных Штатах Америки, Канаде, Бельгии и Болгарии. На съезде члены Ѓа-Шомер hа-Цаир из СССР, Латвии, Эстонии и частично Литвы отказывались принять изменения в идеологии движения и выступали против крайне левых призывов к «социалистической революции». Члены Ѓа-Шомер hа-Цаир из этих стран выступали против создания Ѓа-Кибуц hа-арци как отдельной организации и настаивали на создании в стране единого киббуцного движения. Идеологически они были наиболее близки партии Ахдут ха-‘авода (совместно с hа-По‘эл ха-ца‘ир создала в 1930 г. партию Мапай) и создали вместе с ней (а затем — с Мапай) киббуцное движение hа-Киббуц ха-меухад.

На Третьем съезде Ѓа-Шомер hа-Цаир (Врутки, Чехословакия, 1930) было принято решение, что Ѓа-Кибуц hа-арци — единственная киббуцная организация движения. В ответ на это российско-латвийское меньшинство вышло из рядов Ѓа-Шомер hа-Цаир и создало собственное движение Нецах (аббревиатура Но‘ар цофи-халуци — `Скаутская халуцианская молодежь`), которое сохраняло верность изначальной идеологии Ѓа-Шомер hа-Цаир. Впоследствии к Нецаху присоединилось движение Блау-вайс в Австрии, Чехословакии и Югославии. С созданием партии Мапай большинство членов Нецах вступили в ее ряды.

В 1930–40-е гг. Ѓа-Шомер hа-Цаир взял на вооружение марксистскую идеологию и занял просоветскую позицию. К Четвертому съезду (Попрад, Чехословакия, 1935) общее число членов Ѓа-Шомер hа-Цаир достигло 70 тыс., в движение влились группы из Германии, Венгрии, Югославии, Франции, Англии, Швейцарии, Туниса, Египта и Южной Африки (см. Южно-Африканская Республика), началась деятельность в и Южной Америке.

Приход к власти фашистских режимов в Центральной и Восточной Европе вынудил движение в этих странах перейти на полулегальное, а иногда и нелегальное положение. С началом Второй мировой войны многие члены Ѓа-Шомер hа-Цаир в Польше бежали в Вильно (см. Вильнюс). Часть из них впоследствии сражалась с нацистами в рядах советской армии; некоторым удалось различными путями прибыть в Эрец-Исраэль до того, как началась война между Германией и СССР, другие по приказу движения вернулись на оккупированные нацистской Германией территории, где они организовывали и руководили еврейским сопротивлением (см. Сопротивление антинацистское). Так, членами Ѓа-Шомер hа-Цаир были: руководитель восстания в Варшавском гетто (см. Варшава) М. Анелевич, командир еврейской боевой организации в гетто Вильнюса в 1942–43 гг., а затем командир еврейского партизанского отряда А. Ковнер, и другие. Активисты организации играли большую роль в еврейском движении сопротивления в Вильнюсе, Белостоке, Тарнуве, Кракове, Бедзине, Сосновце и в других местах.

Пережившие войну и Катастрофу члены Ѓа-Шомер hа-Цаир приняли активное участие в осуществлении так называемой иммиграции «нелегальной», а также в обучении и воспитании еврейских детей в лагерях для перемещенных лиц в Германии и Италии. Установление марионеточных просоветских режимов в странах Восточной Европы положило конец деятельности там немногочисленного движения.

С этого времени центром деятельности Ѓа-Шомер hа-Цаир стала Южная Америка; воспитанников из латиноамериканских стран можно встретить почти во всех киббуцах Израиля. Отделения Ѓа-Шомер hа-Цаир продолжали свою деятельность в Северной Америке, Западной Европе и Южной Африке; в 1953 г. отделение Ѓа-Шомер hа-Цаир было создано в Австралии.

В 1946 г. движение Ѓа-Шомер hа-Цаир преобразовалось в политическую партию, а в 1948 г. совместно с Тнуа ле-ахдут hа-авода создало партию Мапам.

Основанное Ѓа-Шомер hа-Цаир издательство «Сифрият поали́м» было тесно связано с авангардистскими течениями в литературе и искусстве страны и внесло большой вклад в развитие израильской литературы.

Источники

  • КЕЭ, том 9, кол. 738–741
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Ѓа-Шомер hа-Цаир в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация