Хайон, Нехемия

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на Хайон, Нехемия Хия Бен Моше)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
+
#REDIRECT [[Хайон, Нехемия Хия Бен Моше]]
-
 
+
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
-
'''Нехемия Хия бен Моше Хайон''' ({{lang-he|נחמיה חייא חיון}}, примерно [[1655]] – [[1730]]) — [[иудаизм|еврейский]] мыслитель, [[Каббала|каббалист]], теоретик [[саббатианство|саббатианства]]. Много путешествовал и перемещался по различным странам.
+
<!-- Статья, импортированная из Википедии, имела единственный источник - ЭЕЭ и являлась сокращённым вариантом аналогичной статьи, импортированной оттуда. Л.Гроервейдл -->
-
 
+
-
Семья Хайона происходит из [[Сараево]]; однако когда Хайон родился, отец отправился в [[Египет]]. Детство Хайон провёл в Палестине, в [[Шхем]]е и [[Иерусалим]]е.  В возрасте 18 лет вернулся в [[Сараево]], где женился. Потом он ездил по Балканам, жил в [[Белград]]е. Когда в [[1688]] Белград был занят австрийскими войсками, он переехал в Италию, в 1691 жил в [[Ливорно]]. Занял должность раввина в [[Скопле]]. В 1695 вернулся в Палестину и жил в [[Шхем]]е. У него умерла жена, и он  женился повторно на дочери одного из ученых [[Цфат]]а.
+
-
 
+
-
Хайона всё время увлекался каббалой и был хорошо знаком с [[саббатианство]]м. Однако он занимался скорее теоретическими принципами, и старался не касаться обсуждения мессианства [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]].
+
-
 
+
-
Хайон объявил себя автором сочинения «Раза демехейманута» («Тайна веры»), которое считалось написанным самим Шабтаем Цви и его последователями. Он поменял название сочинения на  «Мехейманута де-хула» («Вся вера») и составлял подробные комментарии.
+
-
 
+
-
До 1702 он жил в [[Розетта|Розетте]], потом опять вернувшись в Иерусалим, а потом перебрался в  (приблизительно в 1702–1705 гг.), а затем в [[Цфат]], а потом в [[Смирна|Смирну]]. Он искал место для публикации своего трактата «Мехейманута де-хула» и организовать иешиву в Иерусалиме, однако испытывал сопротивления раввинов Смирны. Когда он поехал в Иерусалим, Смирнские раввины написали письмо с его жёсткой критикой, и в Иерусалиме он был изгнан, иерусалимские раввины, не читая его трудов, отметили их, как подлежащие сожжению. Он был вынужден покинуть Палестину, Хайон направился через Египет в Италию ([[1710]]–[[1711]]).
+
-
 
+
-
В [[Ливорно]] он признался местным раввинам, что является последователем Шабтая Цви.
+
-
 
+
-
В [[1711]] он прибыл в Венецию. Там опубликовал эссе о «Шма Исраэль».
+
-
 
+
-
В [[Прага|Праге]] еврейские учёнык оказали Хайону восторженный приём. Однако появился слух о связях Хайона с  сектой [[дёнме]] в [[Салоники|Салониках]]. Хайон активно искал сторонников по всей Европе, связывался также с [[Просниц, Иеhуда Лейб|Лейбом Просницем]]. Он отправился через Моравию и Силезию в Берлин, в [[1713]] он в Берлине опубликовал «Оз лелохим». Это сочинение уже ходило в рукописях как текст от самого Шабтая Цви и было знакомо многим учёным. В комментариях Хайон критиковал [[Натан из Газы|Натана из Газы]] и [[Кардозо, Абрахам Мигель|Мигеля Кардозо]], утверждая, что трактат основан на классической каббале, хотя по содержанию трактат почти повторял идеи Кардозо.
+
-
 
+
-
Хайон сформулировал принципы начала Эманации и различия между Первой причиной и Бесконечным бытием и несколько изменил освещение учения о "трех узлах веры"  {{lang-he|תלת אתונמיהמד ירשק}})  Кроме Первопричины, или Бесконечного (ףום ןיא или אשידק אקיתע), существует еще "святой царь, или Бог израильский (אשידק אכלמ или לארשיד אהלא) и третья сила — Святой Дух, или "[[Шхина]]", представляющая собою женское начало Божества.  
+
-
 
+
-
В Турции он потерял должность раввина по причине недостойцного поведения.
+
-
 
+
-
В июне [[1713]] Хайон поехал  в [[Амстердам]], где у него нашлись сторонники и противники. Его поддерживал лидер португальской общины Шломо Айлон, но высказывался резко против раввин ашкеназской общины Цви Хирш бен Яков Ашкенази, который обвинял его в саббатианстве. [[23 июля]] [[1713]] руководители ашкеназийской общины, не дожидаясь конца полемики, подписали указ об изгнании Хайона. Полемика тем не менее продолжалась с возрастающей остротой и перебросилась на другие еврейские общины. В оправдании изгнания было выпущено немало памфлетов с критикой Хайона. Сам Хайон сам стал публиковать в ответ памфлеты с высмеиванием ашкеназийской общины, при этом он отрицал свою принадлежность к саббатианству. 13 августа португальская община постановила реабилитировать Хайона, при этом с точки зрения соблюдения формальностей реабилитация аннулировала изгнание, объявленное в июле. Однако по причине войны памфлетов  Хайона уже изгнали многие другие общины, и обстановка в Амстердаме в целом была неблагоприятная.
+
-
 
+
-
По причине крайней остроты и жёсткости полемики Хайон так и не опубликовал свой основной труд, который сохранился только в рукописи.
+
-
 
+
-
 
+
-
В августе 1724 его приняла община Константинополя при условии воздержания от преподавания каббалы и писания книг. Он вынужден был принять эти условия.
+
-
 
+
-
После он перебрался в Вену и объявил о своём стремлении окрестить еврееа, стремясь получить тем самым защиту у австрийского императора. В результате непоследовательных интриг от него отказались многие друзья. Он небыл допущен в общину Праги, в Берлине его не поддержали христиане, в Амстердаме  его прежний друг Шломо Айлон отказался помочь ему. В апреле 1726 его изгнали из Гамбурга и Алтоны. Он направился в Северную Африку, где и умер. Его сын принял христианство и стал яростным критиком иудаизма.
+
-
 
+
-
Оценки деятельности Хайона носили полярный характер. Одни считали его авантюристом, а его сочинени - компиляцией, или трудами безымянных учеников. Тем более что по характеру он был склонен к авантюрам. Другие принимали его как учёного-каббалиста и относились к его работам всерьёз, рассматривая их как продолжение трудов Натана и Кардозо.
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* {{ЭЕЭ|14414|Хайон Нехемия Хия бен Моше}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Каббалисты]]
+
-
+
-
+
-
+
-
[[Категория:Саббатианство,франкизм]]
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[en:Nehemiah Hayyun]]
+
-
[[he:נחמיה חייא חיון]]
+
-
 
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 11:03, 7 сентября 2012

  1. REDIRECT Хайон, Нехемия Хия Бен Моше
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация