Хазанович, Иосиф Аронович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 17: Строка 17:
В 1866 г. поступил на медицинский факультет Кенигсбергского университета и сумел окончить его в 1872 г., несмотря на постоянную нужду. В 1870—1871 гг. руководил лазаретом для французских военнопленных в [[Берлин]]е (во время франко-прусской войны).  
В 1866 г. поступил на медицинский факультет Кенигсбергского университета и сумел окончить его в 1872 г., несмотря на постоянную нужду. В 1870—1871 гг. руководил лазаретом для французских военнопленных в [[Берлин]]е (во время франко-прусской войны).  
 +
=== Участие в Ховевей-Цион ===
В 1872 году вернулся в Россию. Поселился в [[Белосток|Белостоке]], работал врачом. Примкнув к движению [[Ховевей Цион]],<ref>Ховевей Цион — חִבַּת צִיּוֹן, חוֹבְבֵי צִיּוֹן — в переводе с иврита «Любящие Сион»: определяющий и обобщающий термин в печатной и разговорной русской традиции «палестинофилы» — движение, основанное из разрозненных кружков, в 1884 г. Ховевей Цион явились связующим звеном между идеей возвращения к Сиону и началом политического сионизма. Местонахождением центральных органов движения была избрана Одесса. В 1890 году Ховевей Цион создали так называемый Одесский комитет, ставший единственной легальной палестинофильской организацией России.</ref> а затем к ордену [[Бней-Моше]], загорелся идеей организации национальной еврейской библиотеки в [[Иерусалим]]е.  
В 1872 году вернулся в Россию. Поселился в [[Белосток|Белостоке]], работал врачом. Примкнув к движению [[Ховевей Цион]],<ref>Ховевей Цион — חִבַּת צִיּוֹן, חוֹבְבֵי צִיּוֹן — в переводе с иврита «Любящие Сион»: определяющий и обобщающий термин в печатной и разговорной русской традиции «палестинофилы» — движение, основанное из разрозненных кружков, в 1884 г. Ховевей Цион явились связующим звеном между идеей возвращения к Сиону и началом политического сионизма. Местонахождением центральных органов движения была избрана Одесса. В 1890 году Ховевей Цион создали так называемый Одесский комитет, ставший единственной легальной палестинофильской организацией России.</ref> а затем к ордену [[Бней-Моше]], загорелся идеей организации национальной еврейской библиотеки в [[Иерусалим]]е.  
В 1890 г. по заданию «Одесского комитета» в составе возглавленной [[Могилевер, Шмуэль|Ш. Могилевером]] группы палестинофилов посетил [[Эрец-Исраэль]]. Хазанович сформулировал цель собственной жизни: «Соорудить на нашей исторической родине здание не только для еврейского духа, но и для всего еврейского будущего».
В 1890 г. по заданию «Одесского комитета» в составе возглавленной [[Могилевер, Шмуэль|Ш. Могилевером]] группы палестинофилов посетил [[Эрец-Исраэль]]. Хазанович сформулировал цель собственной жизни: «Соорудить на нашей исторической родине здание не только для еврейского духа, но и для всего еврейского будущего».
-
Возвратившись в [[Россия|Россию]], выдвинул план создания еврейской национальной библиотеки в Иерусалиме и приступил к практическому осуществлению - стал закупать книги, вступая в сношения со всеми известными (в [[Россия|России]] и за границей) книгопродавцами и антиквариями. Расходовал значительные суммы из своих личных средств на приобретение книг, выпускал воззвания к частным лицам и учреждениям с просьбой присылать книги и пожертвования на закупку книг.  
+
=== Создание еврейской библиотеки ===
 +
Возвратившись в [[Россия|Россию]], выдвинул план создания еврейской национальной библиотеки в Иерусалиме и приступил к практическому осуществлению - стал закупать книги, вступая в сношения со всеми известными (в [[Россия|России]] и за границей) книгопродавцами и антиквариями.  
-
Его усилия увенчались успехом. В 1896 году он передал иерусалимской библиотеке «[[Мидраш]] [[Абрабанель|Абраванель]]» (основана в 1892 году) свое собрание книг (8,8 тысяч томов, гл. образом на [[иврит]]е), после чего библиотека была переименована в «[[Мидраш]] [[Абрабанель|Абраванель]] ве-Гинзей Иосеф» (ныне — [[Еврейская национальная и университетская библиотека в Иерусалиме]]).  
+
Хазанович на свои средства покупал книги по иудаистике на всех доступных ему языках, но предпочитал книги на иврите. Кроме того, он публиковал в еврейской периодической печати разных стран объявления с просьбой присылать ему книги для национальной библиотеки или деньги на их покупку. На призыв Хазановича откликнулось немало благотворителей и энтузиастов из разных слоев общества.  
 +
Хазанович собирал также документы и иллюстративный материал по иудаистике: портреты выдающихся еврейских деятелей, фотографии синагог и т. п. Он сумел составить в [[Белосток]]е огромное собрание книг и материалов, которое постепенно переправлял в [[Иерусалим]].
 +
 +
В 1895 г. он отослал 8 800 томов (весом около 4 т) в созданную за три года до того небольшую библиотеку иерусалимской ложи [[Бней-Брит]] «Мидраш Абраванель» (основана в 1892 году). Библиотека «Мидраш Абраванель ве-Гинзей Иосеф» (вторую часть названия получила в честь Хазановича) превратилась в один из важнейших культурных очагов [[Ишув|ишува]].
 +
Ныне — [[Национальная библиотека Израиля]]).
 +
 +
=== Сионистские конгрессы ===
В конце 1890-х гг. примкнул к [[сионист]]скому движению. В отличие от большинства российских сионистов, в 1903 году поддержал [[Уганды План|Уганды план]], полностью доверяя стратегии и тактике [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]]. Делегат от евреев [[Россия|России]] на ряде [[Сионистский всемирный конгресс|Всемирных сионистских конгрессов]].
В конце 1890-х гг. примкнул к [[сионист]]скому движению. В отличие от большинства российских сионистов, в 1903 году поддержал [[Уганды План|Уганды план]], полностью доверяя стратегии и тактике [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]]. Делегат от евреев [[Россия|России]] на ряде [[Сионистский всемирный конгресс|Всемирных сионистских конгрессов]].
-
В 1915—1919 гг., оказавшись без средств к существованию, был принят в екатеринославский приют, созданный [[Карпас, Моисей Юдович|М. Ю Карпасом]].
+
=== Война и смерть ===
 +
В 1915 г. все евреи, жившие в прифронтовой зоне, были по приказу русского военного командования выселены из Белостока. Хазанович оказался в Екатеринославе, где, не имея средств к существованию, жил в еврейской богадельне, созданной [[Карпас, Моисей Юдович|М. Ю Карпасом]] и умер в разгар событий гражданской войны.
 +
 
 +
== Библиотека ==
 +
В 1920 г. библиотеку, в основание которой Хазанович внес решающий вклад (в общей сложности он переслал в библиотеку свыше 63 тыс. книг и документов, из них 20 тыс. — на [[иврит]]е), взяла под покровительство Всемирная [[Сионистская Организация|сионистская организация]]. Библиотека стала называться Еврейской национальной библиотекой, а в 1925 г. была передана [[Еврейский университет в Иерусалиме|Еврейскому университету в Иерусалиме]] и получила название [[Еврейская национальная и университетская библиотека]].
== Ссылки ==
== Ссылки ==
Строка 44: Строка 56:
{{checked_final}}
{{checked_final}}
-
 
-
 
-
<!--
 
-
 
-
Хазанович на свои средства покупал книги по иудаистике на всех доступных ему языках, но предпочитал книги на иврите. Кроме того, он публиковал в еврейской периодической печати разных стран объявления с просьбой присылать ему книги для национальной библиотеки или деньги на их покупку. На призыв Хазановича откликнулось немало благотворителей и энтузиастов из разных слоев общества. Хазанович собирал также документы и иллюстративный материал по иудаистике: портреты выдающихся еврейских деятелей, фотографии синагог и т. п. Он сумел составить в Белостоке огромное собрание книг и материалов, которое постепенно переправлял в Иерусалим. В 1895 г. он отослал 8 800 томов (весом около 4 т) в созданную за три года до того небольшую библиотеку иерусалимской ложи [[Бней-Брит]] «Мидраш Абраванель». Библиотека «Мидраш Абраванель ве-Гинзей Иосеф» (вторую часть названия получила в честь Хазановича) превратилась в один из важнейших культурных очагов [[Ишув|ишува]].
 
-
 
-
В 1915 г. все евреи, жившие в прифронтовой зоне, были по приказу русского военного командования выселены из Белостока. Хазанович оказался в Екатеринославе, где, не имея средств к существованию, жил в еврейской богадельне и умер в разгар событий гражданской войны.
 
-
 
-
В 1920 г. библиотеку, в основание которой Хазанович внес решающий вклад (в общей сложности он переслал в библиотеку свыше 63 тыс. книг и документов, из них 20 тыс. — на иврите), взяла под покровительство Всемирная [[Сионистская Организация|сионистская организация]]; библиотека стала называться Еврейской национальной библиотекой, а в 1925 г., с созданием [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейского университета в Иерусалиме]], была передана университету и получила название Еврейская национальная и университетская библиотека.
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
[[Категория:Еврейские движения, партии, организации ]]
 
-
-->
 

Версия 10:54, 1 сентября 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Участник: Karkaix

Иосиф Аронович Хазанович (1844, Гониондз Белостокского уезда Гродненской губернии, по другим данным Гродно — 1919, Екатеринослав) — общественный деятель и филантроп, один из основателей Еврейской национальной и университетской библиотеки в Иерусалиме.

Содержание

Биография

В 1866 г. поступил на медицинский факультет Кенигсбергского университета и сумел окончить его в 1872 г., несмотря на постоянную нужду. В 1870—1871 гг. руководил лазаретом для французских военнопленных в Берлине (во время франко-прусской войны).

Участие в Ховевей-Цион

В 1872 году вернулся в Россию. Поселился в Белостоке, работал врачом. Примкнув к движению Ховевей Цион,[1] а затем к ордену Бней-Моше, загорелся идеей организации национальной еврейской библиотеки в Иерусалиме.

В 1890 г. по заданию «Одесского комитета» в составе возглавленной Ш. Могилевером группы палестинофилов посетил Эрец-Исраэль. Хазанович сформулировал цель собственной жизни: «Соорудить на нашей исторической родине здание не только для еврейского духа, но и для всего еврейского будущего».

Создание еврейской библиотеки

Возвратившись в Россию, выдвинул план создания еврейской национальной библиотеки в Иерусалиме и приступил к практическому осуществлению - стал закупать книги, вступая в сношения со всеми известными (в России и за границей) книгопродавцами и антиквариями.

Хазанович на свои средства покупал книги по иудаистике на всех доступных ему языках, но предпочитал книги на иврите. Кроме того, он публиковал в еврейской периодической печати разных стран объявления с просьбой присылать ему книги для национальной библиотеки или деньги на их покупку. На призыв Хазановича откликнулось немало благотворителей и энтузиастов из разных слоев общества.

Хазанович собирал также документы и иллюстративный материал по иудаистике: портреты выдающихся еврейских деятелей, фотографии синагог и т. п. Он сумел составить в Белостоке огромное собрание книг и материалов, которое постепенно переправлял в Иерусалим.

В 1895 г. он отослал 8 800 томов (весом около 4 т) в созданную за три года до того небольшую библиотеку иерусалимской ложи Бней-Брит «Мидраш Абраванель» (основана в 1892 году). Библиотека «Мидраш Абраванель ве-Гинзей Иосеф» (вторую часть названия получила в честь Хазановича) превратилась в один из важнейших культурных очагов ишува. Ныне — Национальная библиотека Израиля).

Сионистские конгрессы

В конце 1890-х гг. примкнул к сионистскому движению. В отличие от большинства российских сионистов, в 1903 году поддержал Уганды план, полностью доверяя стратегии и тактике Т. Герцля. Делегат от евреев России на ряде Всемирных сионистских конгрессов.

Война и смерть

В 1915 г. все евреи, жившие в прифронтовой зоне, были по приказу русского военного командования выселены из Белостока. Хазанович оказался в Екатеринославе, где, не имея средств к существованию, жил в еврейской богадельне, созданной М. Ю Карпасом и умер в разгар событий гражданской войны.

Библиотека

В 1920 г. библиотеку, в основание которой Хазанович внес решающий вклад (в общей сложности он переслал в библиотеку свыше 63 тыс. книг и документов, из них 20 тыс. — на иврите), взяла под покровительство Всемирная сионистская организация. Библиотека стала называться Еврейской национальной библиотекой, а в 1925 г. была передана Еврейскому университету в Иерусалиме и получила название Еврейская национальная и университетская библиотека.

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХАЗАНОВИЧ Иосеф в ЭЕЭ

Сноски

  1. Ховевей Цион — חִבַּת צִיּוֹן, חוֹבְבֵי צִיּוֹן — в переводе с иврита «Любящие Сион»: определяющий и обобщающий термин в печатной и разговорной русской традиции «палестинофилы» — движение, основанное из разрозненных кружков, в 1884 г. Ховевей Цион явились связующим звеном между идеей возвращения к Сиону и началом политического сионизма. Местонахождением центральных органов движения была избрана Одесса. В 1890 году Ховевей Цион создали так называемый Одесский комитет, ставший единственной легальной палестинофильской организацией России.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация