Хазанович, Иосиф Аронович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Karkaix (Обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
|||
Строка 12: | Строка 12: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
- | '''Иосиф Аронович Хазанович''' (1844, [[Гониондз]] Белостокского уезда Гродненской губернии, по другим данным [[Гродно]] — 1919, [[Екатеринослав]]) — общественный деятель и филантроп. | + | '''Иосиф Аронович Хазанович''' (1844, [[Гониондз]] Белостокского уезда Гродненской губернии, по другим данным [[Гродно]] — 1919, [[Екатеринослав]]) — общественный деятель и филантроп, один из основателей [[Национальная библиотека Израиля|Еврейской национальной и университетской библиотеки]] в [[Иерусалим]]е. |
== Биография == | == Биография == | ||
+ | В 1866 г. поступил на медицинский факультет Кенигсбергского университета и сумел окончить его в 1872 г., несмотря на постоянную нужду. В 1870—1871 гг. руководил лазаретом для французских военнопленных в [[Берлин]]е (во время франко-прусской войны). | ||
- | + | В 1872 году вернулся в Россию. Поселился в [[Белосток|Белостоке]], работал врачом. Примкнув к движению [[Ховевей Цион]],<ref>Ховевей Цион — חִבַּת צִיּוֹן, חוֹבְבֵי צִיּוֹן — в переводе с иврита «Любящие Сион»: определяющий и обобщающий термин в печатной и разговорной русской традиции «палестинофилы» — движение, основанное из разрозненных кружков, в 1884 г. Ховевей Цион явились связующим звеном между идеей возвращения к Сиону и началом политического сионизма. Местонахождением центральных органов движения была избрана Одесса. В 1890 году Ховевей Цион создали так называемый Одесский комитет, ставший единственной легальной палестинофильской организацией России.</ref> а затем к ордену [[Бней-Моше]], загорелся идеей организации национальной еврейской библиотеки в [[Иерусалим]]е. | |
- | + | В 1890 г. по заданию «Одесского комитета» в составе возглавленной [[Могилевер, Шмуэль|Ш. Могилевером]] группы палестинофилов посетил [[Эрец-Исраэль]]. Хазанович сформулировал цель собственной жизни: «Соорудить на нашей исторической родине здание не только для еврейского духа, но и для всего еврейского будущего». | |
- | + | Возвратившись в [[Россия|Россию]], выдвинул план создания еврейской национальной библиотеки в Иерусалиме и приступил к практическому осуществлению - стал закупать книги, вступая в сношения со всеми известными (в [[Россия|России]] и за границей) книгопродавцами и антиквариями. Расходовал значительные суммы из своих личных средств на приобретение книг, выпускал воззвания к частным лицам и учреждениям с просьбой присылать книги и пожертвования на закупку книг. | |
- | + | Его усилия увенчались успехом. В 1896 году он передал иерусалимской библиотеке «[[Мидраш]] [[Абрабанель|Абраванель]]» (основана в 1892 году) свое собрание книг (8,8 тысяч томов, гл. образом на [[иврит]]е), после чего библиотека была переименована в «[[Мидраш]] [[Абрабанель|Абраванель]] ве-Гинзей Иосеф» (ныне — [[Еврейская национальная и университетская библиотека в Иерусалиме]]). | |
- | В конце 1890-х гг. примкнул к | + | В конце 1890-х гг. примкнул к [[сионист]]скому движению. В отличие от большинства российских сионистов, в 1903 году поддержал [[Уганды План|Уганды план]], полностью доверяя стратегии и тактике [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]]. Делегат от евреев [[Россия|России]] на ряде [[Сионистский всемирный конгресс|Всемирных сионистских конгрессов]]. |
- | + | В 1915—1919 гг., оказавшись без средств к существованию, был принят в екатеринославский приют, созданный [[Карпас, Моисей Юдович|М. Ю Карпасом]]. | |
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://rujen.ru/index.php/%D0%A5%D0%90%D0%97%D0%90%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%98%D0%A7_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%90%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 В Российской Еврейской Энциклопедии] | * [http://rujen.ru/index.php/%D0%A5%D0%90%D0%97%D0%90%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%98%D0%A7_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%90%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 В Российской Еврейской Энциклопедии] | ||
* [http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=131894 На сайте «Биография.ру»] | * [http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=131894 На сайте «Биография.ру»] | ||
* [[Быстряков, Александр Григорьевич|Александр Быстряков]], [http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer3/Bystrjakov1.htm Сионистское движение в Екатеринославе]. | * [[Быстряков, Александр Григорьевич|Александр Быстряков]], [http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer3/Bystrjakov1.htm Сионистское движение в Екатеринославе]. | ||
+ | {{ElevenCopyRight|14400|ХАЗАНОВИЧ Иосеф}} | ||
+ | |||
+ | == Сноски == | ||
+ | <references /> | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
Строка 43: | Строка 44: | ||
{{checked_final}} | {{checked_final}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | <!-- | ||
+ | |||
+ | Хазанович на свои средства покупал книги по иудаистике на всех доступных ему языках, но предпочитал книги на иврите. Кроме того, он публиковал в еврейской периодической печати разных стран объявления с просьбой присылать ему книги для национальной библиотеки или деньги на их покупку. На призыв Хазановича откликнулось немало благотворителей и энтузиастов из разных слоев общества. Хазанович собирал также документы и иллюстративный материал по иудаистике: портреты выдающихся еврейских деятелей, фотографии синагог и т. п. Он сумел составить в Белостоке огромное собрание книг и материалов, которое постепенно переправлял в Иерусалим. В 1895 г. он отослал 8 800 томов (весом около 4 т) в созданную за три года до того небольшую библиотеку иерусалимской ложи [[Бней-Брит]] «Мидраш Абраванель». Библиотека «Мидраш Абраванель ве-Гинзей Иосеф» (вторую часть названия получила в честь Хазановича) превратилась в один из важнейших культурных очагов [[Ишув|ишува]]. | ||
+ | |||
+ | В 1915 г. все евреи, жившие в прифронтовой зоне, были по приказу русского военного командования выселены из Белостока. Хазанович оказался в Екатеринославе, где, не имея средств к существованию, жил в еврейской богадельне и умер в разгар событий гражданской войны. | ||
+ | |||
+ | В 1920 г. библиотеку, в основание которой Хазанович внес решающий вклад (в общей сложности он переслал в библиотеку свыше 63 тыс. книг и документов, из них 20 тыс. — на иврите), взяла под покровительство Всемирная [[Сионистская Организация|сионистская организация]]; библиотека стала называться Еврейской национальной библиотекой, а в 1925 г., с созданием [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейского университета в Иерусалиме]], была передана университету и получила название Еврейская национальная и университетская библиотека. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Категория:Еврейские движения, партии, организации ]] | ||
+ | --> |
Версия 10:30, 1 сентября 2012
Регулярная статья | |
Участник: Karkaix | |
Иосиф Аронович Хазанович (1844, Гониондз Белостокского уезда Гродненской губернии, по другим данным Гродно — 1919, Екатеринослав) — общественный деятель и филантроп, один из основателей Еврейской национальной и университетской библиотеки в Иерусалиме.
Биография
В 1866 г. поступил на медицинский факультет Кенигсбергского университета и сумел окончить его в 1872 г., несмотря на постоянную нужду. В 1870—1871 гг. руководил лазаретом для французских военнопленных в Берлине (во время франко-прусской войны).
В 1872 году вернулся в Россию. Поселился в Белостоке, работал врачом. Примкнув к движению Ховевей Цион,[1] а затем к ордену Бней-Моше, загорелся идеей организации национальной еврейской библиотеки в Иерусалиме.
В 1890 г. по заданию «Одесского комитета» в составе возглавленной Ш. Могилевером группы палестинофилов посетил Эрец-Исраэль. Хазанович сформулировал цель собственной жизни: «Соорудить на нашей исторической родине здание не только для еврейского духа, но и для всего еврейского будущего».
Возвратившись в Россию, выдвинул план создания еврейской национальной библиотеки в Иерусалиме и приступил к практическому осуществлению - стал закупать книги, вступая в сношения со всеми известными (в России и за границей) книгопродавцами и антиквариями. Расходовал значительные суммы из своих личных средств на приобретение книг, выпускал воззвания к частным лицам и учреждениям с просьбой присылать книги и пожертвования на закупку книг.
Его усилия увенчались успехом. В 1896 году он передал иерусалимской библиотеке «Мидраш Абраванель» (основана в 1892 году) свое собрание книг (8,8 тысяч томов, гл. образом на иврите), после чего библиотека была переименована в «Мидраш Абраванель ве-Гинзей Иосеф» (ныне — Еврейская национальная и университетская библиотека в Иерусалиме).
В конце 1890-х гг. примкнул к сионистскому движению. В отличие от большинства российских сионистов, в 1903 году поддержал Уганды план, полностью доверяя стратегии и тактике Т. Герцля. Делегат от евреев России на ряде Всемирных сионистских конгрессов.
В 1915—1919 гг., оказавшись без средств к существованию, был принят в екатеринославский приют, созданный М. Ю Карпасом.
Ссылки
- В Российской Еврейской Энциклопедии
- На сайте «Биография.ру»
- Александр Быстряков, Сионистское движение в Екатеринославе.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХАЗАНОВИЧ Иосеф в ЭЕЭ
Сноски
- ↑ Ховевей Цион — חִבַּת צִיּוֹן, חוֹבְבֵי צִיּוֹן — в переводе с иврита «Любящие Сион»: определяющий и обобщающий термин в печатной и разговорной русской традиции «палестинофилы» — движение, основанное из разрозненных кружков, в 1884 г. Ховевей Цион явились связующим звеном между идеей возвращения к Сиону и началом политического сионизма. Местонахождением центральных органов движения была избрана Одесса. В 1890 году Ховевей Цион создали так называемый Одесский комитет, ставший единственной легальной палестинофильской организацией России.