Неизвестный, Эрнст Иосифович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat) |
||
Строка 103: | Строка 103: | ||
[[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] |
Версия 11:42, 31 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Неизвестный, Эрнст Иосифович (родился в 1925 г., Свердловск, ныне Екатеринбург), скульптор, график.
Содержание |
Биографические сведения
Отец Неизвестного, Иосиф Неизвестный (1898–1979), — врач; мать, Белла Дижур (1903–2006), — биохимик и литератор.
В 1942 г. поступил в школу при Академии художеств СССР, вместе со школой был эвакуирован в Самарканд. В том же году ушел добровольцем на фронт, изменив дату рождения на 1925 г.
После ранения в 1945 г. был демобилизован. Награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. В 1945–46 гг. преподавал рисование в суворовском училище в Свердловске.
В 1946–47 гг. учился в Академии художеств в Риге, в 1947–54 гг. — в Московском государственном художественном институте имени В. Сурикова и на философском факультете Московского государственного университета.
Творческий путь
Советский период
В 1955 г. был принят в Союз художников СССР. С середины 1950-х гг. участвовал во многих групповых выставках.
Неизвестный принадлежит к первому поколению нонконформистов и диссидентов в культуре постсталинского периода. Образы и стиль работ Неизвестного не раз вызывали недовольство властей, поскольку его творчество противоречило духу соцреализма, канонам и официальному пониманию «искусства для народа».
Проявлением этого конфликта стал спор Неизвестного с Н. Хрущевым на получившей скандальную известность выставке «30 лет МОСХа» в Манеже (Москва, 1962).
В то же время Неизвестный оставался официально признаваемым скульптором. Его персональные выставки проходили не только в Советском Союзе, но и за рубежом: Лондон (1964, 1965), Вена (1965, 1975), Париж (1966, 1970, 1976), Чикаго (1967), Нью-Йорк (1967, 1968, 1975), Рим (1968, 1971, 1972), Флоренция (1969), Стокгольм (1970), Тель-Авив (1972), Западный Берлин (1975) и др.
Неизвестный получал в Советском Союзе официальные заказы. В 1959 г. он выиграл всесоюзный конкурс на памятник Победы над фашистской Германией, который должен был быть установлен под Москвой, но проект не был осуществлен.
В 1966 г. установил декоративный рельеф «Прометей» в пионерском лагере «Артек» в Крыму.
В 1968 г. выиграл конкурс на монумент «Дружба народов» для Асуанской плотины в Египте (проект монумента «Цветок лотоса»).
В 1974 г. создал декоративный рельеф в Институте электроники и технологии в Москве. В том же году сделал надгробие на могиле Н. Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве, в 1975 г. оформил фасад здания ЦК компартии Туркмении в Ашхабаде.
За рубежом
В 1976 г. Неизвестный уехал из Советского Союза, жил в Швеции, с 1977 г. живет в Нью-Йорке.
Продолжает участвовать в групповых и персональных выставках в Америке, Европе, Японии, с конца 1980-х гг. — и в России.
Читал лекции в различных университетах США и в Московском государственном университете (1989).
Особенности творчества
В творчестве Неизвестного реалистические формы соединены с элементами абстракции, художник для усиления выразительности прибегает к деформации, что эстетически сближает его с П. Пикассо, Г. Муром, О. Цадкином.
Основной объект творчества Неизвестного — человеческое тело, которое, по мнению художника, не устаревает, в отличие от любой искусственной конструкции.
В некоторых произведениях Неизвестного искалеченные, разбитые тела или части тел обладают особой шокирующей выразительностью.
Многие скульптуры Неизвестного высечены из камня, однако больше других материалов Неизвестный любит бронзу.
Использование объемов и полостей позволяет в одном произведении совмещать монументальность и динамичность.
Произведения
Монументальное искусство
Неизвестный часто обращается к темам войны, жизни и смерти («Мертвый солдат», 1953–54; «Солдат, пронзаемый штыком», 1956; «Самоубийство», 1958), к религиозным, мифологическим и эротическим сюжетам: «Адам» (1962–63); «Орфей» (1962–64); «Кентавр без рук» (1989) и др.
Среди произведений Неизвестного — скульптурные портреты («Дмитрий Шостакович», 1976, «Кеннеди-центр», Вашингтон).
Неизвестный создал монумент памяти жертв сталинских репрессий в Магадане (проект «Траурная маска», 1990).
В 1995 г. в Одессе в честь 700-летия города установлен его монумент «Золотой ребенок».
Основной монументальный проект Неизвестного — грандиозное «Древо жизни» (1956–76) — воплощает главные творческие идеи автора.
Бронзовая модель монумента была подарена правительством России Организации Объединенных Наций в честь ее пятидесятилетия в 1995 г. Написанные Неизвестным картины выставлены во многих музеях мира.
Иллюстрации Неизвестного
Неизвестный создал иллюстрации к произведениям Данте, Ф. Достоевского, С. Беккета и др.
В 1996 г. в Москве была издана на русском и английском языках книга «Екклесиаст. Я. Кумок. Черное солнце Когелет» с его иллюстрациями.
Автор книг
Неизвестный — автор книги «О синтезе в искусстве» (1982), «Говорит Неизвестный» (1984), «Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии» (1992).
Признание заслуг
В 1987 г. в городе Уттерсберг (Швеция) был открыт музей «Древо жизни», посвященный работам Неизвестного; в 1990 г. был основан музей скульптора в Свердловске.
Неизвестный — профессор философии Колумбийского университета, Шведской королевской академии наук, искусств и гуманистики; Европейской Академии искусств (Париж) и Нью-Йоркской Академии наук.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович в ЭЕЭ