Неизвестный, Эрнст Иосифович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Неизвестный, Эрнст Иосифович''' (родился в 1925 г., Свердловск, ныне Екатеринбург), скульптор, график. Отец Неизвестного, Иосиф Неизвестный (1898–1979), — врач; мать, Белла Дижур (1903–2006), — биохимик и литератор. В 1942 г. поступил в школу при Академии художеств СССР, вместе со школой был эвакуирован в Самарканд. В том же году ушел добровольцем на фронт, изменив дату рождения на 1925 г. После ранения в 1945 г. был демобилизован. Награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. В 1945–46 гг. преподавал рисование в суворовском училище в Свердловске.
+
'''Неизвестный, Эрнст Иосифович''' (родился в 1925 г., Свердловск, ныне Екатеринбург), скульптор, график.  
 +
=== Биографические сведения ===
-
В 1946–47 гг. учился в Академии художеств в Риге, в 1947–54 гг. в Московском государственном художественном институте имени В. Сурикова и на философском факультете Московского государственного университета. В 1955 г. был принят в Союз художников СССР. С середины 1950-х гг. участвовал во многих групповых выставках.
+
Отец Неизвестного, Иосиф Неизвестный (1898–1979), — врач; мать, Белла Дижур (1903–2006), — биохимик и литератор.  
-
Неизвестный принадлежит к первому поколению нонконформистов и диссидентов в культуре постсталинского периода. Образы и стиль работ Неизвестного не раз вызывали недовольство властей, поскольку его творчество противоречило духу соцреализма, канонам и официальному пониманию «искусства для народа». Проявлением этого конфликта стал спор Неизвестного с Н. Хрущевым на получившей скандальную известность выставке «30 лет МОСХа» в Манеже (Москва, 1962). В то же время Неизвестный оставался официально признаваемым скульптором. Его персональные выставки проходили не только в Советском Союзе, но и за рубежом: Лондон (1964, 1965), Вена (1965, 1975), Париж (1966, 1970, 1976), Чикаго (1967), Нью-Йорк (1967, 1968, 1975), Рим (1968, 1971, 1972), Флоренция (1969), Стокгольм (1970), Тель-Авив (1972), Западный Берлин (1975) и др.
+
В 1942 г. поступил в школу при Академии художеств СССР, вместе со школой был эвакуирован в Самарканд. В том же году ушел добровольцем на фронт, изменив дату рождения на 1925 г.  
-
Неизвестный получал в Советском Союзе официальные заказы. В 1959 г. он выиграл всесоюзный конкурс на памятник Победы над фашистской Германией, который должен был быть установлен под Москвой, но проект не был осуществлен. В 1966 г. установил декоративный рельеф «Прометей» в пионерском лагере «Артек» в Крыму. В 1968 г. выиграл конкурс на монумент «Дружба народов» для Асуанской плотины в Египте (проект монумента «Цветок лотоса»). В 1974 г. создал декоративный рельеф в Институте электроники и технологии в Москве. В том же году сделал надгробие на могиле Н. Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве, в 1975 г. оформил фасад здания ЦК компартии Туркмении в Ашхабаде.
+
После ранения в 1945 г. был демобилизован. Награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. В 1945–46 гг. преподавал рисование в суворовском училище в Свердловске.
-
В 1976 г. Неизвестный уехал из Советского Союза, жил в Швеции, с 1977 г. живет в Нью-Йорке. Продолжает участвовать в групповых и персональных выставках в Америке, Европе, Японии, с конца 1980-х гг. — и в России. Читал лекции в различных университетах США и в Московском государственном университете (1989).
+
В 1946–47 гг. учился в Академии художеств в Риге, в 1947–54 гг. — в Московском государственном художественном институте имени В. Сурикова и на философском факультете Московского государственного университета.  
 +
=== Творческий путь ===
 +
==== Советский период ====
-
В творчестве Неизвестного реалистические формы соединены с элементами абстракции, художник для усиления выразительности прибегает к деформации, что эстетически сближает его с П. Пикассо, Г. Муром, [[Цадкин, Осип|О. Цадкином]]. Основной объект творчества Неизвестного — человеческое тело, которое, по мнению художника, не устаревает, в отличие от любой искусственной конструкции. В некоторых произведениях Неизвестного искалеченные, разбитые тела или части тел обладают особой шокирующей выразительностью.
+
В 1955 г. был принят в Союз художников СССР. С середины 1950-х гг. участвовал во многих групповых выставках.
-
Многие скульптуры Неизвестного высечены из камня, однако больше других материалов Неизвестный любит бронзу. Использование объемов и полостей позволяет в одном произведении совмещать монументальность и динамичность.
+
Неизвестный принадлежит к первому поколению нонконформистов и диссидентов в культуре постсталинского периода. Образы и стиль работ Неизвестного не раз вызывали недовольство властей, поскольку его творчество противоречило духу соцреализма, канонам и официальному пониманию «искусства для народа».
 +
 
 +
Проявлением этого конфликта стал спор Неизвестного с Н. Хрущевым на получившей скандальную известность выставке «30 лет МОСХа» в Манеже (Москва, 1962).
 +
 
 +
В то же время Неизвестный оставался официально признаваемым скульптором. Его персональные выставки проходили не только в Советском Союзе, но и за рубежом: Лондон (1964, 1965), Вена (1965, 1975), Париж (1966, 1970, 1976), Чикаго (1967), Нью-Йорк (1967, 1968, 1975), Рим (1968, 1971, 1972), Флоренция (1969), Стокгольм (1970), Тель-Авив (1972), Западный Берлин (1975) и др.
 +
 
 +
Неизвестный получал в Советском Союзе официальные заказы. В 1959 г. он выиграл всесоюзный конкурс на памятник Победы над фашистской Германией, который должен был быть установлен под Москвой, но проект не был осуществлен.
 +
 
 +
В 1966 г. установил декоративный рельеф «Прометей» в пионерском лагере «Артек» в Крыму.
 +
 
 +
В 1968 г. выиграл конкурс на монумент «Дружба народов» для Асуанской плотины в Египте (проект монумента «Цветок лотоса»).
 +
 
 +
В 1974 г. создал декоративный рельеф в Институте электроники и технологии в Москве. В том же году сделал надгробие на могиле Н. Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве, в 1975 г. оформил фасад здания ЦК компартии Туркмении в Ашхабаде.
 +
==== Зарубежный период ====
 +
 
 +
В 1976 г. Неизвестный уехал из Советского Союза, жил в Швеции, с 1977 г. живет в Нью-Йорке.
 +
 
 +
Продолжает участвовать в групповых и персональных выставках в Америке, Европе, Японии, с конца 1980-х гг. — и в России.
 +
 
 +
Читал лекции в различных университетах США и в Московском государственном университете (1989).
 +
=== Особенности творчества ===
 +
 
 +
В творчестве Неизвестного реалистические формы соединены с элементами абстракции, художник для усиления выразительности прибегает к деформации, что эстетически сближает его с П. Пикассо, Г. Муром, [[Цадкин, Осип|О. Цадкином]].
 +
 
 +
Основной объект творчества Неизвестного — человеческое тело, которое, по мнению художника, не устаревает, в отличие от любой искусственной конструкции.
 +
 
 +
В некоторых произведениях Неизвестного искалеченные, разбитые тела или части тел обладают особой шокирующей выразительностью.
 +
 
 +
Многие скульптуры Неизвестного высечены из камня, однако больше других материалов Неизвестный любит бронзу.  
 +
 
 +
Использование объемов и полостей позволяет в одном произведении совмещать монументальность и динамичность.
Неизвестный часто обращается к темам войны, жизни и смерти («Мертвый солдат», 1953–54; «Солдат, пронзаемый штыком», 1956; «Самоубийство», 1958), к религиозным, мифологическим и эротическим сюжетам: «Адам» (1962–63); «Орфей» (1962–64); «Кентавр без рук» (1989) и др. Среди произведений Неизвестного — скульптурные портреты («Дмитрий Шостакович», 1976, «Кеннеди-центр», Вашингтон).
Неизвестный часто обращается к темам войны, жизни и смерти («Мертвый солдат», 1953–54; «Солдат, пронзаемый штыком», 1956; «Самоубийство», 1958), к религиозным, мифологическим и эротическим сюжетам: «Адам» (1962–63); «Орфей» (1962–64); «Кентавр без рук» (1989) и др. Среди произведений Неизвестного — скульптурные портреты («Дмитрий Шостакович», 1976, «Кеннеди-центр», Вашингтон).
-
Неизвестный создал монумент памяти жертв сталинских репрессий в Магадане (проект «Траурная маска», 1990). В 1995 г. в Одессе в честь 700-летия города установлен его монумент «Золотой ребенок». Основной монументальный проект Неизвестного — грандиозное «Древо жизни» (1956–76) — воплощает главные творческие идеи автора. Бронзовая модель монумента была подарена правительством России [[Организация Объединённых Наций|Организации Объединенных Наций]] в честь ее пятидесятилетия в 1995 г. Написанные Неизвестным картины выставлены во многих музеях мира. Неизвестный создал иллюстрации к произведениям Данте, [[Достоевский, Федор Михайлович|Ф. Достоевского]], С. Беккета и др. В 1996 г. в Москве была издана на русском и английском языках книга «Екклесиаст. Я. Кумок. Черное солнце Когелет» с его иллюстрациями. Неизвестный — автор книги «О синтезе в искусстве» (1982), «Говорит Неизвестный» (1984), «Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии» (1992).
+
Неизвестный создал монумент памяти жертв сталинских репрессий в Магадане (проект «Траурная маска», 1990).  
 +
 
 +
В 1995 г. в Одессе в честь 700-летия города установлен его монумент «Золотой ребенок».  
 +
 
 +
Основной монументальный проект Неизвестного — грандиозное «Древо жизни» (1956–76) — воплощает главные творческие идеи автора.  
 +
 
 +
Бронзовая модель монумента была подарена правительством России [[Организация Объединённых Наций|Организации Объединенных Наций]] в честь ее пятидесятилетия в 1995 г. Написанные Неизвестным картины выставлены во многих музеях мира. Неизвестный создал иллюстрации к произведениям Данте, [[Достоевский, Федор Михайлович|Ф. Достоевского]], С. Беккета и др. В 1996 г. в Москве была издана на русском и английском языках книга «Екклесиаст. Я. Кумок. Черное солнце Когелет» с его иллюстрациями. Неизвестный — автор книги «О синтезе в искусстве» (1982), «Говорит Неизвестный» (1984), «Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии» (1992).
В 1987 г. в городе Уттерсберг (Швеция) был открыт музей «Древо жизни», посвященный работам Неизвестного; в 1990 г. был основан музей скульптора в Свердловске. Неизвестный — профессор философии Колумбийского университета, Шведской королевской академии наук, искусств и гуманистики; Европейской Академии искусств (Париж) и Нью-Йоркской Академии наук.
В 1987 г. в городе Уттерсберг (Швеция) был открыт музей «Древо жизни», посвященный работам Неизвестного; в 1990 г. был основан музей скульптора в Свердловске. Неизвестный — профессор философии Колумбийского университета, Шведской королевской академии наук, искусств и гуманистики; Европейской Академии искусств (Париж) и Нью-Йоркской Академии наук.

Версия 11:11, 31 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Неизвестный, Эрнст Иосифович Э. Неизвестный.


Неизвестный, Эрнст Иосифович (родился в 1925 г., Свердловск, ныне Екатеринбург), скульптор, график.

Содержание

Биографические сведения

Отец Неизвестного, Иосиф Неизвестный (1898–1979), — врач; мать, Белла Дижур (1903–2006), — биохимик и литератор.

В 1942 г. поступил в школу при Академии художеств СССР, вместе со школой был эвакуирован в Самарканд. В том же году ушел добровольцем на фронт, изменив дату рождения на 1925 г.

После ранения в 1945 г. был демобилизован. Награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. В 1945–46 гг. преподавал рисование в суворовском училище в Свердловске.

В 1946–47 гг. учился в Академии художеств в Риге, в 1947–54 гг. — в Московском государственном художественном институте имени В. Сурикова и на философском факультете Московского государственного университета.

Творческий путь

Советский период

В 1955 г. был принят в Союз художников СССР. С середины 1950-х гг. участвовал во многих групповых выставках.

Неизвестный принадлежит к первому поколению нонконформистов и диссидентов в культуре постсталинского периода. Образы и стиль работ Неизвестного не раз вызывали недовольство властей, поскольку его творчество противоречило духу соцреализма, канонам и официальному пониманию «искусства для народа».

Проявлением этого конфликта стал спор Неизвестного с Н. Хрущевым на получившей скандальную известность выставке «30 лет МОСХа» в Манеже (Москва, 1962).

В то же время Неизвестный оставался официально признаваемым скульптором. Его персональные выставки проходили не только в Советском Союзе, но и за рубежом: Лондон (1964, 1965), Вена (1965, 1975), Париж (1966, 1970, 1976), Чикаго (1967), Нью-Йорк (1967, 1968, 1975), Рим (1968, 1971, 1972), Флоренция (1969), Стокгольм (1970), Тель-Авив (1972), Западный Берлин (1975) и др.

Неизвестный получал в Советском Союзе официальные заказы. В 1959 г. он выиграл всесоюзный конкурс на памятник Победы над фашистской Германией, который должен был быть установлен под Москвой, но проект не был осуществлен.

В 1966 г. установил декоративный рельеф «Прометей» в пионерском лагере «Артек» в Крыму.

В 1968 г. выиграл конкурс на монумент «Дружба народов» для Асуанской плотины в Египте (проект монумента «Цветок лотоса»).

В 1974 г. создал декоративный рельеф в Институте электроники и технологии в Москве. В том же году сделал надгробие на могиле Н. Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве, в 1975 г. оформил фасад здания ЦК компартии Туркмении в Ашхабаде.

Зарубежный период

В 1976 г. Неизвестный уехал из Советского Союза, жил в Швеции, с 1977 г. живет в Нью-Йорке.

Продолжает участвовать в групповых и персональных выставках в Америке, Европе, Японии, с конца 1980-х гг. — и в России.

Читал лекции в различных университетах США и в Московском государственном университете (1989).

Особенности творчества

В творчестве Неизвестного реалистические формы соединены с элементами абстракции, художник для усиления выразительности прибегает к деформации, что эстетически сближает его с П. Пикассо, Г. Муром, О. Цадкином.

Основной объект творчества Неизвестного — человеческое тело, которое, по мнению художника, не устаревает, в отличие от любой искусственной конструкции.

В некоторых произведениях Неизвестного искалеченные, разбитые тела или части тел обладают особой шокирующей выразительностью.

Многие скульптуры Неизвестного высечены из камня, однако больше других материалов Неизвестный любит бронзу.

Использование объемов и полостей позволяет в одном произведении совмещать монументальность и динамичность.

Неизвестный часто обращается к темам войны, жизни и смерти («Мертвый солдат», 1953–54; «Солдат, пронзаемый штыком», 1956; «Самоубийство», 1958), к религиозным, мифологическим и эротическим сюжетам: «Адам» (1962–63); «Орфей» (1962–64); «Кентавр без рук» (1989) и др. Среди произведений Неизвестного — скульптурные портреты («Дмитрий Шостакович», 1976, «Кеннеди-центр», Вашингтон).

Неизвестный создал монумент памяти жертв сталинских репрессий в Магадане (проект «Траурная маска», 1990).

В 1995 г. в Одессе в честь 700-летия города установлен его монумент «Золотой ребенок».

Основной монументальный проект Неизвестного — грандиозное «Древо жизни» (1956–76) — воплощает главные творческие идеи автора.

Бронзовая модель монумента была подарена правительством России Организации Объединенных Наций в честь ее пятидесятилетия в 1995 г. Написанные Неизвестным картины выставлены во многих музеях мира. Неизвестный создал иллюстрации к произведениям Данте, Ф. Достоевского, С. Беккета и др. В 1996 г. в Москве была издана на русском и английском языках книга «Екклесиаст. Я. Кумок. Черное солнце Когелет» с его иллюстрациями. Неизвестный — автор книги «О синтезе в искусстве» (1982), «Говорит Неизвестный» (1984), «Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии» (1992).

В 1987 г. в городе Уттерсберг (Швеция) был открыт музей «Древо жизни», посвященный работам Неизвестного; в 1990 г. был основан музей скульптора в Свердловске. Неизвестный — профессор философии Колумбийского университета, Шведской королевской академии наук, искусств и гуманистики; Европейской Академии искусств (Париж) и Нью-Йоркской Академии наук.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация