Наумбург, Шмуэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 29: | Строка 29: | ||
Отец и дед Наумбурга были хаззанами. Юношей Наумбург пел в синагоге в своем городе, затем в Страсбуре и Мюнхене, где участвовал в хоре, руководимом известным в Германии хаззаном Меиром (Майером) Коном (1802–75); Наумбург брал уроки у М. Кона и помогал ему в составлении сборника «Мелодии мюнхенской синагоги» (1839, по другим сведениям, 1838 или 1841 гг.). | Отец и дед Наумбурга были хаззанами. Юношей Наумбург пел в синагоге в своем городе, затем в Страсбуре и Мюнхене, где участвовал в хоре, руководимом известным в Германии хаззаном Меиром (Майером) Коном (1802–75); Наумбург брал уроки у М. Кона и помогал ему в составлении сборника «Мелодии мюнхенской синагоги» (1839, по другим сведениям, 1838 или 1841 гг.). | ||
- | + | === Хаззан === | |
С 1843 г. Наумбург жил во Франции, сначала в Безансоне, а с 1845 г. в [[Париж|Париже]], где был радушно принят еврейской общиной и благодаря рекомендации [[Халеви, Жак Франсуа Фроманталь Эли|Ж. Ф. Халеви]] назначен кантором Большой парижской синагоги, где ранее хаззаном был известный композитор Исраэль Лови (1773–1832), а также профессором литургической музыки Еврейской теологической семинарии в Париже. | С 1843 г. Наумбург жил во Франции, сначала в Безансоне, а с 1845 г. в [[Париж|Париже]], где был радушно принят еврейской общиной и благодаря рекомендации [[Халеви, Жак Франсуа Фроманталь Эли|Ж. Ф. Халеви]] назначен кантором Большой парижской синагоги, где ранее хаззаном был известный композитор Исраэль Лови (1773–1832), а также профессором литургической музыки Еврейской теологической семинарии в Париже. | ||
Версия 10:06, 31 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Наумбург, Шмуэль (Naumbourg, Samuel; 1817, Денненлоэ, Бавария, – 1880, Сен-Манде, близ Парижа), хаззан, дирижер, композитор и исследователь литургической (см. Литургия) музыки.
Содержание |
Биографические сведения
Отец и дед Наумбурга были хаззанами. Юношей Наумбург пел в синагоге в своем городе, затем в Страсбуре и Мюнхене, где участвовал в хоре, руководимом известным в Германии хаззаном Меиром (Майером) Коном (1802–75); Наумбург брал уроки у М. Кона и помогал ему в составлении сборника «Мелодии мюнхенской синагоги» (1839, по другим сведениям, 1838 или 1841 гг.).
Хаззан
С 1843 г. Наумбург жил во Франции, сначала в Безансоне, а с 1845 г. в Париже, где был радушно принят еврейской общиной и благодаря рекомендации Ж. Ф. Халеви назначен кантором Большой парижской синагоги, где ранее хаззаном был известный композитор Исраэль Лови (1773–1832), а также профессором литургической музыки Еврейской теологической семинарии в Париже.
Наумбург добился правительственного разрешения произвести реформу синагогальной литургии, пришедшей в упадок после смерти И. Лови.
В литургической музыке Наумбург отдавал предпочтение произведениям драматического характера, в которых часто звучали интонации еврейского фольклора (религиозного и светского).
Композитор
В своем творчестве Наумбург-композитор ориентировался на произведения таких своих современников, как Дж. Россини (кантатно-ораториальная музыка) и Ж. Ф. Халеви.
С благословения Халеви и при поддержке семьи Ротшильдов Наумбург опубликовал сборник мелодий евреев северной Франции и Прирейнских областей — «Змирот Исраэль» («Песнопения Израиля», т. 1, 1847; т. 2, 1863) для хаззана, хора и органа.
Первый том посвящен субботней (см. Суббота) службе, второй — пьесам, предназначенным для исполнения в праздничные дни.
Этот классический труд Наумбурга отражает влияние реформаторов религиозной музыки Ш. Зульцера и Л. Левандовского.
Некоторые мелодии, вошедшие в «Змирот Исраэль», принадлежат Ж. Ф. Халеви и Дж. Мейерберу и обработаны Наумбургом с согласия авторов.
Вскоре (1864) появился другой сборник синагогальных мелодий (в том числе сефардских /см. Сефарды/), записанных и обработанных Наумбургом, — «Ширей кодеш» («Священные песни»). Он открывается очерком истории еврейской культовой музыки.
Наумбург отредактировал и издал (1874) собрание мелодий евреев Германии, Испании, Португалии и Северной Африки под названием «Агуддат ширим» («Сборник песен»), которому также предпослал статью музыкально-теоретического содержания.
Наумбург совместно с французским композитором В. д’Энди, используя современное нотное письмо, переиздал под названием «Песнопения Саломоне деи Росси» (1877) произведения крупнейшего итальянского композитора-еврея, вышедшие в свет в Венеции в 1622 г.
Новая партитура снабжена биографией деи Росси, написанной Наумбургом, и посвящена Э. Ротшильду.
Признание заслуг
Незадолго до смерти Наумбург был удостоен звания члена Французской Академии изящных искусств.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НАУМБУРГ Шмуэль в ЭЕЭ