Рехавам (царь Иудеи)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (переименовал «Ровоам» в «Рехав‘ам (Ровоам, царь Иудеи)»: Шаблон Ежевики) |
(консолидация) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
- | | | + | |ТИП СТАТЬИ=1 |
- | | | + | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
- | | | + | |КАЧЕСТВО= |
- | | | + | |УРОВЕНЬ= |
- | | | + | |НАЗВАНИЕ= |
- | | | + | |ПОДЗАГОЛОВОК= |
- | | | + | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ= |
- | | | + | |АВТОР2= |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ | + | |ТЕМА= |
- | | ВИКИПЕДИЯ = | + | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА= |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ | + | |ИЗ ЦИКЛА= |
- | }} | + | |ПУБЛИКАЦИИ= |
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ИСТОЧНИК= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | }} | ||
- | + | '''Рехав‘ам''' (רְחַבְעָם; в русской традиции '''Ровоам''') - царь [[Иудейское царство|Иудейского царства]] (928–911 гг. до н. э.), преемник своего отца [[Шломо]] (Соломона). Его матерью была [[аммонитяне|аммонитянка]] [[Наама]]. | |
+ | == Биография == | ||
+ | [[Файл:Rehoboam. Fragment of Wall Painting from Basel Town Hall Council Chamber, by Hans Holbein the Younger..jpg|300px|right|thumb|Ганс Холбейн-мл, "Рехав’ам" - фрагмент росписи Ратуши Совета Базеля]] | ||
+ | === Раскол царства === | ||
+ | Воцарение Рехавама сопровождалось расколом Объединенного царства [[Давид]]а и Шломо. По смерти отца Рехавам отправился в [[Шхем]] (Сихем), где собрался «весь Израиль» для провозглашения его царем (I Ц. 12:1; II Хр. 10:1). Так как, по всей видимости, колено [[Иехуда|Иехуды]] уже приняло Рехавама как своего царя (I Ц. 11:43; II Хр. 9:31), собравшиеся в Шхеме были людьми северных колен. Признание Рехавама царем они обусловили облегчением тяжкого бремени трудовых повинностей, наложенного на них Шломо(I Ц. 12:4; II Хр. 10:4). | ||
- | + | Согласно библейскому рассказу, противопоставляющему неразумие Рехавама мудрости его отца, Шломо, Рехавам попросил собравшихся дать ему три дня на размышление и обратился за советом к «старейшинам, которые предстояли перед лицом Шломо... при жизни его» (I Ц. 12:6; II Хр. 10:6); старейшины посоветовали уступить просьбам народа и тем самым снискать его лояльность «во все дни» (I Ц. 12:7; II Хр. 10:7). Однако Рехавам пренебрег их советом, предпочтя совет «молодых людей, выросших вместе с ним и предстоявших перед ним» (I Ц. 12:8; II Хр. 10:8), занять жесткую позицию. Рехавам ответил народу так: «отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» (I Ц. 12:14). На это народ ответил: «Какая нам часть в Давиде?... По шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид!» (I Ц. 12:16). | |
- | + | ||
- | + | Рехавам отказался признать раскол и демонстративно послал к северным коленам Адонирама (он же Адорам), «начальника над податью», однако израильтяне побили его камнями, а Рехавам «поспешно взошел на колесницу, чтобы убежать в Иерусалим» (I Ц. 12:18). На стороне царя осталось только колено [[Иуда|Иуды]] и половина колена [[Вениамин]]а, в то время как десять северных колен основали новое [[Израильское царство]] и избрали себе царём [[Иоровам I|Иоровама I]], вернувшегося из Египта (I Ц. 12:2–3, 20). | |
+ | === Нападение Египта === | ||
+ | Рехавам начал войну с Иоровамом, хоть пророк [[Шемаия]] и предупредил его о безнадёжности этой затеи. Согласно тексту Библии, это отпадение было наказанием за грехи [[Шломо]]а, отца Ровоама. Затяжная война ослабила оба царства и позволила соседним народам, находившимся прежде под властью Шломо, не только восстановить независимость, но и попытаться расширить свои территории за счет Иудейского и Израильского царств (см. [[Аммон]], [[Моав]], [[Эдом]]). Согласно II Хр. 11:5–12, Рехавам укрепил города на южной и западной границах своего царства ([[Бет-Лехем]], [[Ткоа]], [[Адуллам]], [[Лахиш]], Азека, [[Хеврон]]). | ||
- | + | Хотя в Библии список городов, которые укрепил Рехавам, предшествует рассказу о вторжении фараона Шешонка I (на иврите Шишак), многие исследователи полагают, что фортификационные работы были проведены после этой кампании с целью противостоять повторному вторжению. Существует также мнение, что список укрепленных городов просто отражает административное деление Иудеи при Рехаваме. | |
- | + | Шешонк стремился к восстановлению египетского контроля над Эрец-Исраэль и напал на него на пятый год правления Рехавама (I Ц. 14:25; II Хр. 12:2). Большая египетская армия овладела крепостями и продвинулась к Иерусалиму (II Хр. 12:3–4), Рехавам откупился дворцовыми и храмовыми сокровищами. Хотя египетское вторжение сопровождалось разрушением многих городов Иудеи, особенно в [[Негев|Негеве]] (в надписи в египетском храме в Карнаке в честь победы фараона упоминаются 150 городов и селений Иудеи, разрушенных египтянами), влияние похода Шешонка не было длительным; фараон вскоре умер, а его преемники не продолжали политику экспансии на восток. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
+ | Ровоам умер на 58-м году жизни, в [[915 год до н. э.|915 году до н. э.]] (по хронологии [[Олбрайт, Уильям|Уильяма Олбрайта]]), и был похоронен в [[Иерусалим]]е (1Цар. 14:31). | ||
{{Иудейский царь | {{Иудейский царь | ||
|[[928 до н. э.|928]] — [[911 до н. э.]]| | |[[928 до н. э.|928]] — [[911 до н. э.]]| | ||
[[978 до н. э.|978]] — [[960 до н. э.]]| | [[978 до н. э.|978]] — [[960 до н. э.]]| | ||
[[932 до н. э.|932]] — [[913 до н. э.]] | [[932 до н. э.|932]] — [[913 до н. э.]] | ||
- | |before=[[ | + | |before=[[Шломо]]<br />''Соломон'' |
- | |after=[[ | + | |after=[[Авиям (царь Иудейского царства)|Авиям]]<br />''Авия'' |
}} | }} | ||
+ | == Упоминания в культуре == | ||
+ | Барельеф с бегущим от народного восстания Ровоамом размещён в первом кругу [[Данте Алигьери|Дантова]] [[Чистилище|Чистилища]], где караются гордецы. | ||
+ | == Другие значения == | ||
+ | * В Англии «Ровоамом» ('''Rehoboam''') называется бутылка вина, вмещающая 4,5 литра или 6 «бутылок» (единиц объёма). См. [[шампанское]]. | ||
+ | == См. также == | ||
+ | [[Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Рехавам и раскол Объединенного царства]]. | ||
+ | == Ссылки == | ||
+ | * http://www.toraonline.ru/neviim/mlachim1.htm | ||
+ | {{ElevenCopyRight|13504|Рехавам}} | ||
{{Цари Израиля и Иудеи|Иудея}} | {{Цари Израиля и Иудеи|Иудея}} | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
[[Категория:Цари Иудеи]] | [[Категория:Цари Иудеи]] | ||
- | + | [[Категория:Древняя история евреев]] | |
- | [[be:Раваам]] | + | <!-- [[be:Раваам]] |
[[ca:Roboam]] | [[ca:Roboam]] | ||
[[cs:Rechabeám]] | [[cs:Rechabeám]] | ||
Строка 71: | Строка 82: | ||
[[sv:Rehabeam]] | [[sv:Rehabeam]] | ||
[[yi:רחבעם]] | [[yi:רחבעם]] | ||
- | [[zh:羅波安]] | + | [[zh:羅波安]] --> |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
{{checked_final}} | {{checked_final}} |
Версия 09:52, 28 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Рехав‘ам (רְחַבְעָם; в русской традиции Ровоам) - царь Иудейского царства (928–911 гг. до н. э.), преемник своего отца Шломо (Соломона). Его матерью была аммонитянка Наама.
Содержание |
Биография
Раскол царства
Воцарение Рехавама сопровождалось расколом Объединенного царства Давида и Шломо. По смерти отца Рехавам отправился в Шхем (Сихем), где собрался «весь Израиль» для провозглашения его царем (I Ц. 12:1; II Хр. 10:1). Так как, по всей видимости, колено Иехуды уже приняло Рехавама как своего царя (I Ц. 11:43; II Хр. 9:31), собравшиеся в Шхеме были людьми северных колен. Признание Рехавама царем они обусловили облегчением тяжкого бремени трудовых повинностей, наложенного на них Шломо(I Ц. 12:4; II Хр. 10:4).
Согласно библейскому рассказу, противопоставляющему неразумие Рехавама мудрости его отца, Шломо, Рехавам попросил собравшихся дать ему три дня на размышление и обратился за советом к «старейшинам, которые предстояли перед лицом Шломо... при жизни его» (I Ц. 12:6; II Хр. 10:6); старейшины посоветовали уступить просьбам народа и тем самым снискать его лояльность «во все дни» (I Ц. 12:7; II Хр. 10:7). Однако Рехавам пренебрег их советом, предпочтя совет «молодых людей, выросших вместе с ним и предстоявших перед ним» (I Ц. 12:8; II Хр. 10:8), занять жесткую позицию. Рехавам ответил народу так: «отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» (I Ц. 12:14). На это народ ответил: «Какая нам часть в Давиде?... По шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид!» (I Ц. 12:16).
Рехавам отказался признать раскол и демонстративно послал к северным коленам Адонирама (он же Адорам), «начальника над податью», однако израильтяне побили его камнями, а Рехавам «поспешно взошел на колесницу, чтобы убежать в Иерусалим» (I Ц. 12:18). На стороне царя осталось только колено Иуды и половина колена Вениамина, в то время как десять северных колен основали новое Израильское царство и избрали себе царём Иоровама I, вернувшегося из Египта (I Ц. 12:2–3, 20).
Нападение Египта
Рехавам начал войну с Иоровамом, хоть пророк Шемаия и предупредил его о безнадёжности этой затеи. Согласно тексту Библии, это отпадение было наказанием за грехи Шломоа, отца Ровоама. Затяжная война ослабила оба царства и позволила соседним народам, находившимся прежде под властью Шломо, не только восстановить независимость, но и попытаться расширить свои территории за счет Иудейского и Израильского царств (см. Аммон, Моав, Эдом). Согласно II Хр. 11:5–12, Рехавам укрепил города на южной и западной границах своего царства (Бет-Лехем, Ткоа, Адуллам, Лахиш, Азека, Хеврон).
Хотя в Библии список городов, которые укрепил Рехавам, предшествует рассказу о вторжении фараона Шешонка I (на иврите Шишак), многие исследователи полагают, что фортификационные работы были проведены после этой кампании с целью противостоять повторному вторжению. Существует также мнение, что список укрепленных городов просто отражает административное деление Иудеи при Рехаваме.
Шешонк стремился к восстановлению египетского контроля над Эрец-Исраэль и напал на него на пятый год правления Рехавама (I Ц. 14:25; II Хр. 12:2). Большая египетская армия овладела крепостями и продвинулась к Иерусалиму (II Хр. 12:3–4), Рехавам откупился дворцовыми и храмовыми сокровищами. Хотя египетское вторжение сопровождалось разрушением многих городов Иудеи, особенно в Негеве (в надписи в египетском храме в Карнаке в честь победы фараона упоминаются 150 городов и селений Иудеи, разрушенных египтянами), влияние похода Шешонка не было длительным; фараон вскоре умер, а его преемники не продолжали политику экспансии на восток.
Ровоам умер на 58-м году жизни, в 915 году до н. э. (по хронологии Уильяма Олбрайта), и был похоронен в Иерусалиме (1Цар. 14:31).
Предшественник: Шломо Соломон |
Иудейский царь КЕЭ 928 — 911 до н. э. Jewish Encycl. 978 — 960 до н. э. |
Преемник: Авиям Авия |
Упоминания в культуре
Барельеф с бегущим от народного восстания Ровоамом размещён в первом кругу Дантова Чистилища, где караются гордецы.
Другие значения
- В Англии «Ровоамом» (Rehoboam) называется бутылка вина, вмещающая 4,5 литра или 6 «бутылок» (единиц объёма). См. шампанское.
См. также
Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Рехавам и раскол Объединенного царства.
Ссылки
|
||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|