Мишлей (Притчи), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
PolTstConf (Обсуждение | вклад) |
м (→См. также) |
||
(19 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье |
+ | |ТИП СТАТЬИ=2 | ||
+ | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
+ | |КАЧЕСТВО= | ||
+ | |УРОВЕНЬ= | ||
+ | |НАЗВАНИЕ= | ||
+ | |ПОДЗАГОЛОВОК= | ||
+ | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ= | ||
+ | |АВТОР2= | ||
+ | |ТЕМА= | ||
+ | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА= | ||
+ | |ИЗ ЦИКЛА= | ||
+ | |ПУБЛИКАЦИИ= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ИСТОЧНИК= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | }} | ||
- | + | [[Файл:Притчи (Коган).jpg|200px|right|thumb|«Она (мудрость) — древо жизни для тех, которые приобретают её» (Притчи, 3:18)]] | |
- | + | '''Мишлей''' (מִשְׁלֵי- Притчи), '''Притчей Соломоновых книга''' (סֵפֶר מִשְׁלֵי, сефер мишлей), одна из трех книг [[Библия|Библии]], представляющих [[Мудрости Литература|мудрости литературу]]; в [[Танах]]е входит в раздел [[Писания]] (Ктувим). | |
- | + | В отличие от двух других книг — [[Иов]] и [[Экклесиаст]] с их критическим поиском мудрости, книга Притчей Соломоновых — дидактическое сочинение, служившее практическим, моральным и религиозным руководством для юношества. Книга Притчей Соломоновых включает разнородный материал, сложившийся в ходе развития древней традиции. Такие сборники использовались в школах профессиональных учителей мудрости (см. Эккл. 12:9-12). Задачи и методы учителя определены в стихах 1:2-6: развитие ума и воспитание в духе этических принципов при помощи притчи или пословиц (мешалим), предостережений (мелицот), афоризмов мудрецов (диврей хахамим), загадок или вопросов (хидот). Основная установка для учителя сформулирована в 1:7 и 9:10: «Начало мудрости — страх Господень; только глупцы презирают мудрость и наставление»; «Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум». | |
- | Авторство | + | == Авторство == |
- | + | В масоретском тексте Библии (см. [[Масора]]) полное название книги — «Мишлей Шломо бен Давид мелех Исраэль» («Притчи [[Соломон]]а, сына Давида, царя Израиля»). Соломон выступает здесь в своем традиционном обличье величайшего мудреца и покровителя мудрости (подобно тому, как Давид считается песнопевцем, покровителем песнопений и музыки; см. [[Псалмы]]), так что название книга Притчей Соломоновых не доказывает и не обязательно подразумевает его авторство. | |
- | В | + | |
- | + | Другие авторы ряда притч книги упоминаются в 22:17; 24:23 («Мудрецы»); 30:1 ([[Агур]], сын Яке); 31:1 ([[Лемуил]]). В свете этого представляется вероятным, что название указывает скорее на жанр, нежели на реальное авторство. | |
- | + | ||
- | + | == История написания == | |
- | + | В 1037 году до н. э. на царский престол в Израиле воссел сын [[Давид]]а [[Шломо]]. Он не попросил Бога дать ему богатство и славу, но только «премудрость и знание», чтобы «управлять сим народом… великим». В ответ на эту просьбу Господь даровал ему «премудрость и знание» и «сердце… разумное» (2 Пар. 1:10—12; 3 Цар. 3:12; 4:30, 31). Впоследствии Соломон «изрек… три тысячи притчей» (3 Цар. 4:32). Лишь некоторые из этих мудрых изречений записаны в библейской книге Притчей. Эту мудрость «вложил Бог в сердце его [Шломо]» (3 Цар. 10:23, 24). | |
- | + | Датировка книги Притчей Соломоновых затруднена ее компилятивной структурой, допускающей включение нового материала, и ее особым стилем. Некоторые различия в порядке разделов масоретского текста книги Притчей Соломоновых и [[Септуагинта|Септуагинты]] позволяют заключить, что в 1 в. н. э. текст еще не был окончательно фиксирован. В масоретском тексте отсутствуют персидские и греческие слова, язык книги — классический [[Иврит Язык|иврит]] с изредка встречающимися финикийскими элементами, вероятно, вследствие использования более древних источников. Стих 25:1 утверждает, что притчи, связанные с именем Соломона, были собраны в царствование [[Хизкияху]] (727/6-698/7 гг. до н. э.). По всей видимости, ядро книги сформировалось в период, предшествовавший [[Пленение Вавилонское|пленению вавилонскому]]. | |
- | + | == Литература «мудрости» == | |
- | [[ | + | Еврейская «мудрость» обладала отличительными характеристиками, однако не была уникальной на древнем Ближнем Востоке. В Библии говорится, что мудрость Соломона превосходила мудрость [[Египет|Египта]] и народов Востока (I Ц. 5:10-14). Дошедшие до нас образцы литературы мудрости древнего Египта и [[Месопотамия|Месопотамии]] включают обе разновидности, существовавшие в древнем Израиле: дидактическую практическую литературу — книгу Притчей Соломоновых (при особом сходстве Пр. 22:17-24:12 с египетскими «Поучениями Аменемопе»), [[Бен-Сиры Премудрость]] — и спекулятивно-скептические сочинения (Иов, Экклесиаст). |
- | [[ | + | |
- | [[ | + | |
- | + | Для Библии характерен взгляд, что мудрости можно обучить тех, кто способен учиться (Исх. 35:31-35). При обучении использовались два метода: наставление (мусар) со стороны родителей или учителя и совет (эца) мудреца. Наставление представлено в притчах, имеющих императивную форму (например, 3:27-32; 22:22 и ниже), и в длинных рассуждениях в главах 1-9 и 30:1-9. Образцами совета служат краткие высказывания относительно того, какая жизнь правильна, а какая нет (10:1-22:16; главы 25-29), выражаемые в повествовательной форме, а иногда — в форме риторического вопроса. Наставление апеллирует к авторитету учителя, совет взывает к разумности ученика. Поучения обоего рода отражают общественные нормы и религиозные ценности древнего Израиля, утверждают правильный образ жизни, который существует или должен существовать, и его следствия, гарантируемые незримым моральным порядком в мире. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
+ | == См. также == | ||
+ | |||
+ | * [[Библия]] | ||
+ | * [[Еврейская Классическая Литература|Еврейская классическая литература]] | ||
+ | * [[Мудрости Литература|Мудрости литература]] | ||
+ | * [[Притча]] | ||
+ | == Ссылки == | ||
+ | * [http://toldot.ru/tora/library/ktuvim/mishlej/ Текст Мишлей] (русс.) | ||
+ | * | ||
+ | {{ElevenCopyRight|13321|ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ КНИГА}} | ||
+ | {{Книги ТаНаХа}} | ||
- | + | [[Категория:Книги ТаНаХа]] |
Текущая версия на 21:20, 27 августа 2012
Регулярная исправленная статья | |
Мишлей (מִשְׁלֵי- Притчи), Притчей Соломоновых книга (סֵפֶר מִשְׁלֵי, сефер мишлей), одна из трех книг Библии, представляющих мудрости литературу; в Танахе входит в раздел Писания (Ктувим).
В отличие от двух других книг — Иов и Экклесиаст с их критическим поиском мудрости, книга Притчей Соломоновых — дидактическое сочинение, служившее практическим, моральным и религиозным руководством для юношества. Книга Притчей Соломоновых включает разнородный материал, сложившийся в ходе развития древней традиции. Такие сборники использовались в школах профессиональных учителей мудрости (см. Эккл. 12:9-12). Задачи и методы учителя определены в стихах 1:2-6: развитие ума и воспитание в духе этических принципов при помощи притчи или пословиц (мешалим), предостережений (мелицот), афоризмов мудрецов (диврей хахамим), загадок или вопросов (хидот). Основная установка для учителя сформулирована в 1:7 и 9:10: «Начало мудрости — страх Господень; только глупцы презирают мудрость и наставление»; «Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум».
Содержание |
Авторство
В масоретском тексте Библии (см. Масора) полное название книги — «Мишлей Шломо бен Давид мелех Исраэль» («Притчи Соломона, сына Давида, царя Израиля»). Соломон выступает здесь в своем традиционном обличье величайшего мудреца и покровителя мудрости (подобно тому, как Давид считается песнопевцем, покровителем песнопений и музыки; см. Псалмы), так что название книга Притчей Соломоновых не доказывает и не обязательно подразумевает его авторство.
Другие авторы ряда притч книги упоминаются в 22:17; 24:23 («Мудрецы»); 30:1 (Агур, сын Яке); 31:1 (Лемуил). В свете этого представляется вероятным, что название указывает скорее на жанр, нежели на реальное авторство.
История написания
В 1037 году до н. э. на царский престол в Израиле воссел сын Давида Шломо. Он не попросил Бога дать ему богатство и славу, но только «премудрость и знание», чтобы «управлять сим народом… великим». В ответ на эту просьбу Господь даровал ему «премудрость и знание» и «сердце… разумное» (2 Пар. 1:10—12; 3 Цар. 3:12; 4:30, 31). Впоследствии Соломон «изрек… три тысячи притчей» (3 Цар. 4:32). Лишь некоторые из этих мудрых изречений записаны в библейской книге Притчей. Эту мудрость «вложил Бог в сердце его [Шломо]» (3 Цар. 10:23, 24).
Датировка книги Притчей Соломоновых затруднена ее компилятивной структурой, допускающей включение нового материала, и ее особым стилем. Некоторые различия в порядке разделов масоретского текста книги Притчей Соломоновых и Септуагинты позволяют заключить, что в 1 в. н. э. текст еще не был окончательно фиксирован. В масоретском тексте отсутствуют персидские и греческие слова, язык книги — классический иврит с изредка встречающимися финикийскими элементами, вероятно, вследствие использования более древних источников. Стих 25:1 утверждает, что притчи, связанные с именем Соломона, были собраны в царствование Хизкияху (727/6-698/7 гг. до н. э.). По всей видимости, ядро книги сформировалось в период, предшествовавший пленению вавилонскому.
Литература «мудрости»
Еврейская «мудрость» обладала отличительными характеристиками, однако не была уникальной на древнем Ближнем Востоке. В Библии говорится, что мудрость Соломона превосходила мудрость Египта и народов Востока (I Ц. 5:10-14). Дошедшие до нас образцы литературы мудрости древнего Египта и Месопотамии включают обе разновидности, существовавшие в древнем Израиле: дидактическую практическую литературу — книгу Притчей Соломоновых (при особом сходстве Пр. 22:17-24:12 с египетскими «Поучениями Аменемопе»), Бен-Сиры Премудрость — и спекулятивно-скептические сочинения (Иов, Экклесиаст).
Для Библии характерен взгляд, что мудрости можно обучить тех, кто способен учиться (Исх. 35:31-35). При обучении использовались два метода: наставление (мусар) со стороны родителей или учителя и совет (эца) мудреца. Наставление представлено в притчах, имеющих императивную форму (например, 3:27-32; 22:22 и ниже), и в длинных рассуждениях в главах 1-9 и 30:1-9. Образцами совета служат краткие высказывания относительно того, какая жизнь правильна, а какая нет (10:1-22:16; главы 25-29), выражаемые в повествовательной форме, а иногда — в форме риторического вопроса. Наставление апеллирует к авторитету учителя, совет взывает к разумности ученика. Поучения обоего рода отражают общественные нормы и религиозные ценности древнего Израиля, утверждают правильный образ жизни, который существует или должен существовать, и его следствия, гарантируемые незримым моральным порядком в мире.
См. также
Ссылки
- Текст Мишлей (русс.)
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ КНИГА в ЭЕЭ
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |