Йоэль (Иоиль), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Автор и время написания: дополнение) |
м (→Две части книги: оформление) |
||
Строка 48: | Строка 48: | ||
Книга Иоэля по содержанию разделяется на две части. В главах 1–2 дается красочное описание опустошительного нашествия [[Саранча|саранчи]], а в главах 3–4 содержится пророчество о конце дней, о «великом и страшном дне Господнем»; лишь те из народа Израиля, кто «призовет имя Господне», те, кто сохранит верность Сиону и Иерусалиму, спасутся; Господь соберет народы в долину Иехошафат у Иерусалима и будет вершить суд над теми, кто изгнал евреев, рассеяв их между народами, и поделил между собой землю Господню; Бог возвратит Свой народ, оплодотворит Свою землю и отомстит за кровь, пролитую Египтом и [[Эдом|Эдомом]]. | Книга Иоэля по содержанию разделяется на две части. В главах 1–2 дается красочное описание опустошительного нашествия [[Саранча|саранчи]], а в главах 3–4 содержится пророчество о конце дней, о «великом и страшном дне Господнем»; лишь те из народа Израиля, кто «призовет имя Господне», те, кто сохранит верность Сиону и Иерусалиму, спасутся; Господь соберет народы в долину Иехошафат у Иерусалима и будет вершить суд над теми, кто изгнал евреев, рассеяв их между народами, и поделил между собой землю Господню; Бог возвратит Свой народ, оплодотворит Свою землю и отомстит за кровь, пролитую Египтом и [[Эдом|Эдомом]]. | ||
- | Среди исследователей нет единого мнения относительно связи между двумя частями книги Иоэля, столь различными по содержанию. Согласно одной точке зрения, лишь две первые главы принадлежат древнему пророку по имени Иоэль, в то время как две последние главы написаны безымянным пророком, жившим уже после возвращения из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]]. Другие исследователи полагают, что книга Иоэля представляет собой целостное произведение. Лексическое, стилистическое и образное единство текста книги Иоэля говорит в пользу второй точки зрения. | + | Среди исследователей нет единого мнения относительно связи между двумя частями книги Иоэля, столь различными по содержанию. Согласно одной точке зрения, лишь две первые главы принадлежат древнему пророку по имени Иоэль, в то время как две последние главы написаны безымянным пророком, жившим уже после возвращения из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]]. Другие исследователи полагают, что книга Иоэля представляет собой целостное произведение. Лексическое, стилистическое и образное единство текста книги Иоэля говорит в пользу второй точки зрения<ref>{{ЭЕЭ|11841|ИОЭЛЬ}}</ref>. |
+ | == Примечания == | ||
+ | <references/> | ||
== Примечания == | == Примечания == |
Версия 21:05, 27 августа 2012
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
|
Септуагинта • Вульгата |
Библейская хронология |
Интерпретации
Герменевтика • Экзегетика |
Мессия • Вечная жизнь |
Сотворение мира • Грехопадение |
Книга пророка Йоэля - это часть Библии написанная пророком Йоэлем. Книга в синодальном переводе, а также Вульгате и Септуагинте состоит из трех глав, в масоретском каноне из - четырех, третья глава переводов соответствует второй и третьей главам мазоретского текста.[1]
Содержание |
Автор и время написания
Согласно традиции, Йоэль родился и жил в IX веке до н. э. в Иудее, во время правления иудейских царей Иоаса и Амасии (1:1). Имя Иоиль (Йоэль) означает «Господь есть Бог» (по смыслу тождественно с именем Элияhу). Нам также известно, что он был сыном Бетуэля. Близкое знакомство Йоэля с Иерусалимом, его Храмом и особенностями храмового служения указывает на то, что, возможно, пророк писал свою книгу в Иерусалиме или в Иудее (Йоэль 1:1, 9, 13, 14; 2:1, 15, 16, 32). Также можно предположить, что он был свяшенником или храмовым пророком. Но ни в Библии, ни в других источниках нет никаких сведений о личности Иоэля и времени его жизни.
Из-за крайней скупости описания современных ему событий и отсутствия упоминаний исторических лиц невозможна даже приблизительная датировка ее написания. Упоминание об изгнании и рассеянии приводит к выводу, что в целом книгу Иоэля следует отнести к периоду Второго храма. Вместе с тем ряд идей в книге Иоэля относится к 8 и даже 9 в. до н. э. Так, например, идея избавления Израиля, великого суда над преследователями его народа и Божественного отмщения им выражено в книге Иоэля на фоне событий, происходивших после разрушения Первого храма. Однако эта идея зародилась, по-видимому, еще в конце 9 в. до н. э., когда Северное царство подпало под власть Арам-Даммесека (см. Арамеи), и получила особенно широкое хождение в царствование Иоровама II, ознаменовавшееся небывалым расцветом и усилением Израиля. Противником этой идеи был Амос (8 в. до н. э.), утверждавший, что «день Господень» будет не днем света, а днем тьмы (Ам. 5:18).
Таким образом на основе перечня врагов Иудеи и некоторых стилистических особенностей было создано несколько гипотез относительно времени создания книги:[2]
- XI век до н.э., во время малолетства Йоаша, в этом случае книга Иоиля – самая ранняя пророческая книга Библии;
- VIII век до н.э., во времена Ѓошеа и Амоса;
- 639 – 608 гг. до н.э., во время правления царя Йошияhу;
- около 500г. до н.э., после возвращения из вавилонского пленения во времена пророка Зехарьи;
- около 400г. до н. э., в этом случае Иоиль последний из пророков ТаНаХа.
Основные темы
Книгу Йоэля можно рассматривать как краткое изложение основных тем, затрагиваемых библейскими пророками: мрачное предсказание бедствий, надвигающегося дня Господня; призыв к сохранению веры и к покаянию, к выходу из состояния нравственного сна; радостное предвосхищение спасения Господом Его народа. Она проникнута ожиданием пришествия Бога и Его суда. Йоэль — пророк покаяния, призывающий к посту и молитве.
Содержание
По всей вероятности, поводом к выступлению пророка послужило страшное бедствие, постигшее Иудею: саранча истребила посевы и народ был обречен на голод.
Нашествие саранчи представлено в книге как день Господень – день тьмы и мрака (2:1-2), как опустошение от Всемогущего придет он (1:15). Саранча уподобляется воинам вражеской армии разоряющих землю (1:6, 2:2-11).
За описанием бедствия следует призыв к покаянию и обращению к Господу, в отличие от многих пророков Иоиль в покаяние выделяет не только внутреннюю его сторону, но и внешнюю, культовую (2:12-17). Вслед за призывом покаяния следует резкая смена темы и пророк предсказывает возрождение и благоденствие(2:18-26).
Предсказание дня Господня, спасения и суда Божьего, в книге Йоэля особенно ярко представлено, что день Господень это и радость и горе. Первое пророчество, связанное с ним, – это пророчество о нисхождение Духа Божьего на Его народ. (2:28-29) Если прежде Дух Божий сходил только на избранных (пророков, назореев, царей), то в день Господень весь народ Божий будет наделен этим даром. Потом следует мрачная картина знамений того дня (2:30-31), но и обещание спасения для всех, призывающих Имя Божье.
Третья глава описывает великий суд в «долине Йеhошафата». Это название буквально означает «Гoсподь судит» и символизирует собой место, где Господь будет судить народы. В стихе 14 она названа «долиной суда», из стиха 16 можно заключить, что она находится в окрестностях Иерусалима, но нет достаточно веских данных, чтобы отождествлять эту местность с нынешней «долиной Иосафата» (долиной Кедрона, на юго-восток от Храма). Такое название этой долины встречается впервые лишь в V веке н.э.[3] В данном пророчестве сочетаются грозные обещания наказания для противников народа Божьего и обещания благоденствия для избранных Им.
Две части книги
Книга Иоэля по содержанию разделяется на две части. В главах 1–2 дается красочное описание опустошительного нашествия саранчи, а в главах 3–4 содержится пророчество о конце дней, о «великом и страшном дне Господнем»; лишь те из народа Израиля, кто «призовет имя Господне», те, кто сохранит верность Сиону и Иерусалиму, спасутся; Господь соберет народы в долину Иехошафат у Иерусалима и будет вершить суд над теми, кто изгнал евреев, рассеяв их между народами, и поделил между собой землю Господню; Бог возвратит Свой народ, оплодотворит Свою землю и отомстит за кровь, пролитую Египтом и Эдомом.
Среди исследователей нет единого мнения относительно связи между двумя частями книги Иоэля, столь различными по содержанию. Согласно одной точке зрения, лишь две первые главы принадлежат древнему пророку по имени Иоэль, в то время как две последние главы написаны безымянным пророком, жившим уже после возвращения из пленения вавилонского. Другие исследователи полагают, что книга Иоэля представляет собой целостное произведение. Лексическое, стилистическое и образное единство текста книги Иоэля говорит в пользу второй точки зрения[4].
Примечания
- ↑ Catholic Encyclopedia: Joel(англ.)
- ↑ Jewish Encyclopedia: Book of Joel(англ.)
- ↑ Комментарии,Библия, Брюссель:Издательство «Жизнь с Богом», 1989
- ↑ Статья «ИОЭЛЬ» в Электронной еврейской энциклопедии
Примечания
Источники
Генри Гелей. Библейский справочник. СПб: Библия для всех. 2000 ISBN 5-7454-0509-0
Ссылки
- Текст книги (русс)
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|