Обрезание

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(Обрезание в ТаНаХе: дополнение)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(Обрезание и преследования евреев: дополнение)
Строка 54: Строка 54:
Евреи неоднократно противостояли декретам властей, запрещавшим исполнение этой заповеди.  
Евреи неоднократно противостояли декретам властей, запрещавшим исполнение этой заповеди.  
-
Впервые преследование евреев из-за обрезания возникло во II веке до н. э. С целью эллинизировать еврейский народ [[Антиох IV Епифан]] запретил совершать обрезание<ref>I Макк., 1:47</ref>, а те, кто совершал эту операцию над своими детьми, карались смертной казнью. Повод к этому дали евреи-эллинисты. Подражая грекам в публичных играх, еврейские юноши, вопреки традиционной стыдливости, выступали на ристалищах голыми, и, чтобы избегнуть насмешек, они искусственным способом старались замаскировать следы религиозной операции, подвергаясь для этого весьма болезненной контр-операции, известной под названием «epispasmus» ({{lang-el|epispasmos}}&nbsp;— оттягивать). Чтобы предупредить эту неприятность, евреи-эллинисты не подвергали своих детей обрезанию<ref>Об этом говорится в [[1Макк.|1-й книге Маккавеев]]: {{ВЗ2|Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому и установили у себя необрезание, и отступили от святого завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло.|1Макк|1:14|,15}}</ref>, что побудило Антиоха совершенно запретить эту операцию.  
+
Впервые преследование евреев из-за обрезания возникло во II веке до н. э. С целью эллинизировать еврейский народ [[Антиох IV Епифан]] запретил совершать обрезание<ref>I Макк., 1:47</ref>, а те, кто совершал эту операцию над своими детьми, карались смертной казнью. Повод к этому дали евреи-эллинисты. Подражая грекам в публичных играх, еврейские юноши, вопреки традиционной стыдливости, выступали на ристалищах голыми, и, чтобы избегнуть насмешек, они искусственным способом старались замаскировать следы религиозной операции, подвергаясь для этого весьма болезненной контр-операции, известной под названием «epispasmus» ({{lang-el|epispasmos}} — оттягивать). Чтобы предупредить эту неприятность, евреи-эллинисты не подвергали своих детей обрезанию<ref>Об этом говорится в [[1Макк.|1-й книге Маккавеев]]: {{ВЗ2|Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому и установили у себя необрезание, и отступили от святого завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло.|1Макк|1:14|,15}}</ref>, что побудило Антиоха совершенно запретить эту операцию.  
При определенных обстоятельствах, к контр-операции иногда прибегали также и евреи в диаспоре. После разрушения [[Иерусалим]]а Веспасиан установил, чтобы прежняя подать в две драхмы, которую евреи вносили в пользу [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского храма]], поступала теперь в казну храма Юпитера Капитолийского в Риме. Евреи восприняли этот налог как святотатство и всячески скрывали своё иудейство, чтобы уклониться от его уплаты. Римские фискалы, по свидетельству Светония, раздевали подозреваемых ими в иудействе лиц на улице и взыскивали налог. По этой причине многие решались на эписпазм.  
При определенных обстоятельствах, к контр-операции иногда прибегали также и евреи в диаспоре. После разрушения [[Иерусалим]]а Веспасиан установил, чтобы прежняя подать в две драхмы, которую евреи вносили в пользу [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского храма]], поступала теперь в казну храма Юпитера Капитолийского в Риме. Евреи восприняли этот налог как святотатство и всячески скрывали своё иудейство, чтобы уклониться от его уплаты. Римские фискалы, по свидетельству Светония, раздевали подозреваемых ими в иудействе лиц на улице и взыскивали налог. По этой причине многие решались на эписпазм.  
-
После поражения [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]] во время гонений императора [[Адриан]]а на евреев (в 117 г. н.э.) обрезание было запрещено под страхом смертной казни.  
+
С победой [[Хасмонеи|Хасмонеев]] и расширением границ Иудейского царства [[Гиркан I Иоханан|Иоханан Гиркан]] заставил побежденных идумеев (см. [[Эдом]]) пройти обрезание (Древ. 13:257 и далее; 318).
 +
 
 +
Законоучители того времени расходились в мнениях по вопросу, должны ли [[прозелиты]] производить обрезание (Иев. 46а).
 +
 
 +
Вторично запрет на обрезание был наложен императором [[Адриан, Публий Элий|Адрианом]], что послужило одной из причин [[Бар-Кохбы Восстание|восстания Бар-Кохбы]]. После поражения восстания (в 117 г. н.э.) обрезание было запрещено под страхом смертной казни.  
Из сочинений Страбона, Тацита, Ювенала, Горация и других явствует, что в античном мире обрезание считалось варварским актом и многие с презрением и насмешками отзывались об обрезании и высмеивали обрезанных мужчин, как похотливых и развратных. Однако, несмотря ни на что, обряд этот постепенно стал проникать во все слои римского общества, не исключая императорских домов.  
Из сочинений Страбона, Тацита, Ювенала, Горация и других явствует, что в античном мире обрезание считалось варварским актом и многие с презрением и насмешками отзывались об обрезании и высмеивали обрезанных мужчин, как похотливых и развратных. Однако, несмотря ни на что, обряд этот постепенно стал проникать во все слои римского общества, не исключая императорских домов.  

Версия 20:32, 27 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 22/11/2010

Обреза́ние (на иврите מִילָה, мила или בְּרִית מִילָה - брит мила - `завет обрезания`, лат. circumcisio) - хирургическая операция по удалению у мальчиков и мужчин крайней плоти полового члена ради выполнения заповеди Торы.

Содержание

Обрезание в древнем мире

Обрезание издавна практиковалось у многих народов. Так, обрезание существовало у финикийцев[1], у египетских жрецов[2], а также у народов Ханаана: аммонитян, эдомитян и моавитян[3]. Существование его у вавилонян и ассирийцев не доказано; у филистимлян обрезания не было. Практика обрезания крайней плоти у ближневосточных народов засвидетельствована с III тыс. до н. э.[4]. На рисунке, представляющем сцену этого обряда у древних египтян, изображение ножа напоминает собой форму ножей каменного периода. Это отчасти свидетельствует, что начало этого обычая теряется в глубокой древности. Изначально этот обряд был связан с ритуалом инициации, перехода к взрослой жизни, дававшим среди прочего право жениться. Характерно, что еврейское существительное «хатан» (жених, зять) однокоренное с арабским hitan, обрезание. Однако в Библии обрезанию придаётся исключительно религиозное значение[5].

Обрезание в ТаНаХе

Обрезание — одна из немногих заповедей в Пятикнижии, предписанных до синайского откровения.

Обряд этот восходит к патриарху Аврааму, который в возрасте 99 лет совершил обрезание себе и всем домочадцам мужского пола, как предписал ему Бог: :

« Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, <…> и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.
»


К этому дню его сыну Измаилу (Ишмаэлю), от которого, согласно Библии, произошли арабы (и к духовным потомкам которого относят себя мусульмане), было 13 лет. Родившийся позднее Исаак, от которого произошли евреи, был обрезан, как и предписано Торой, на восьмой день жизни. Эти сроки обрезания (8-й день и 13 лет) соблюдаются в иудаизме и исламе до сих пор.

В отличие от других древних народов, практиковавших обрезание, обрезание еврейских детей должно производиться не в период начинающейся половой зрелости, а сразу же после рождения, на восьмой день. В отличие от египтян оно не является уделом только высших классов, обрезание обязательно для всего народа, не исключая также и рабов.

В древности обрезание было призвано служить внешним признаком Израиля, отличающим его от необрезанных (арелим, от орла — `крайняя плоть`) язычников, олицетворением которых в этом отношении были Филистимляне[6], а также напоминать евреям об обетованиях, заключённых в Божьем Завете (относительно потомства, владения землей[7]), и об обязанностях, возложенных этим заветом на Израиль[8]. Только обрезанные мужчины могли участвовать в пасхальном жертвоприношении (Исх. 12:44, 48).

После сорока лет странствия по пустыне сыны Израиля, придя в Землю Обетованную, оказались необрезанными. Странствуя долгие годы по пустыне, народ мог оставаться необрезанным, но придя в землю своего наследия, он должен был восстановить свой завет с Богом, обрезаться и совершить Песах (Пасху):

« В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на [месте, названном]: Холм обрезания. Вот причина, почему обрезал Иисус [сынов Израилевых], весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта; весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан; <…>Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел
»


Тем не менее в Израильском (Северном) царстве обряд обрезания, возможно, временно не соблюдался под влиянием царицы Изевель; нередко так толкуются слова Илии о «сынах Израиля, оставивших завет» (I Ц. 19:10, 14). У «письменных пророков» выражение «необрезанный» имело метафорический смысл — душа, глухая к истине (Иех. 44:1, 9 и др.; Иер. 6:10). В этом смысле Иеремия говорил, что у других народов — необрезанная плоть, а у Израиля — необрезанное сердце (9:25). Иехезкель полон презрения к необрезанным язычникам и предсказывает им горькую судьбу (32:19–32 и другие).

В эллинистический период обряд обрезания часто не производился (Юб. 15:33–34), а еврейские юноши, желавшие участвовать обнаженными в играх в греческих гимнасиях, даже шли на болезненную операцию (эписпасм), чтобы устранить следы совершенного обрезания.

Вместе с тем, библейские пророки неоднократно подчёркивают недостаточность обрезания плоти и призывают к духовному обрезанию, «обрезанию сердца»: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего»  (Иер.4:4)[9]. Метафорически обрезание олицетворяет греховность и порочность человека[10]. Тем самым, «духовное обрезание» необходимо человеку, пренебрегающему заветом Господа и нуждающемуся в Божьем прощении[11].

Другие еврейские источники

Заповедь обрезания считается столь важной, что законоучители полагали, будто земля и небо существуют только ради крови завета (Шаб. 137б). По преданию, Авраам совершил обрезание в десятый день месяца тишрей, то есть в Иом-Киппур, когда Бог отпускает грехи Своего народа.

Традиционно считается, что Авраам сам проделал над собой эту операцию с помощью Всевышнего. Существует также и мнение, что Авраама оперировал Шем (Сим), сын Ноаха (Ноя).

Значение обрезания

Согласно еврейской традиции, обрезание (ивр. ברית מילה‎, Брит мила) — символ завета (договора) между Богом и народом Израиля.

В качестве обоснования обрезания часто приводятся соображения гигиены, которые были выдвинуты ещё Филоном Александрийским и с тех пор неизменно подтверждались медициной. Но вряд ли в этом причина. Более логично объяснение, которое дает р. Шимон Бен-Элазар в талмудическом трактате «Шаббат». Он говорит: «Заповедь, ради которой евреи шли на самопожертвование, сохранилась у них навсегда». И в качестве примера он приводит заповедь «брит-мила».

Пророк Иезекииль (Йехезкэль) сказал: «в крови твоей живи!»  (Иез.16:6).

Обрезание и преследования евреев

Евреи неоднократно противостояли декретам властей, запрещавшим исполнение этой заповеди.

Впервые преследование евреев из-за обрезания возникло во II веке до н. э. С целью эллинизировать еврейский народ Антиох IV Епифан запретил совершать обрезание[12], а те, кто совершал эту операцию над своими детьми, карались смертной казнью. Повод к этому дали евреи-эллинисты. Подражая грекам в публичных играх, еврейские юноши, вопреки традиционной стыдливости, выступали на ристалищах голыми, и, чтобы избегнуть насмешек, они искусственным способом старались замаскировать следы религиозной операции, подвергаясь для этого весьма болезненной контр-операции, известной под названием «epispasmus» (греч. epispasmos — оттягивать). Чтобы предупредить эту неприятность, евреи-эллинисты не подвергали своих детей обрезанию[13], что побудило Антиоха совершенно запретить эту операцию.

При определенных обстоятельствах, к контр-операции иногда прибегали также и евреи в диаспоре. После разрушения Иерусалима Веспасиан установил, чтобы прежняя подать в две драхмы, которую евреи вносили в пользу Иерусалимского храма, поступала теперь в казну храма Юпитера Капитолийского в Риме. Евреи восприняли этот налог как святотатство и всячески скрывали своё иудейство, чтобы уклониться от его уплаты. Римские фискалы, по свидетельству Светония, раздевали подозреваемых ими в иудействе лиц на улице и взыскивали налог. По этой причине многие решались на эписпазм.

С победой Хасмонеев и расширением границ Иудейского царства Иоханан Гиркан заставил побежденных идумеев (см. Эдом) пройти обрезание (Древ. 13:257 и далее; 318).

Законоучители того времени расходились в мнениях по вопросу, должны ли прозелиты производить обрезание (Иев. 46а).

Вторично запрет на обрезание был наложен императором Адрианом, что послужило одной из причин восстания Бар-Кохбы. После поражения восстания (в 117 г. н.э.) обрезание было запрещено под страхом смертной казни.

Из сочинений Страбона, Тацита, Ювенала, Горация и других явствует, что в античном мире обрезание считалось варварским актом и многие с презрением и насмешками отзывались об обрезании и высмеивали обрезанных мужчин, как похотливых и развратных. Однако, несмотря ни на что, обряд этот постепенно стал проникать во все слои римского общества, не исключая императорских домов.

Средневековье

Файл:Barent Fabritius - The Circumcision - WGA7717.jpg
"Обрезание", вторая половина 17го века

Марраны в Испании подвергали себя большому риску, производя обрезание своим сыновьям. Матери искусственно вызывали у новорожденных воспаление мочевого канала, чтобы под этим предлогом сделать операцию обрезания. Некоторые марраны сами совершали себе обрезание, например, Диогу Пириш (см. Шломо Молхо). Также существовали монастыри, в которых монахи, происходившие из марранов, совершали обрезание над своими собратьями. Участились случаи, когда марраны из Испании и Португалии выезжали в еврейские общины других стран, чтобы пройти обряд обрезания; поэтому возвратившихся в Испанию марранов осматривал хирург инквизиции.

Новое время

Преследования евреев во времена нацистского режима вновь сделало актуальным вопрос о восстановлении крайней плоти. Отсутствие её становилось опасным для жизни, независимо от того, было обрезание выполнено по религиозным соображениям или в связи с фимозом в детском возрасте.

В Советском Союзе обрезание никогда не было прямо запрещено законом, но в 1920–50-х гг. Моhелей нередко судили по различным статьям, а родителей обрезанного ребенка увольняли с работы. В Израиле многие репатрианты из бывшего СССР, не прошедшие обрезания, добровольно совершают этот обряд; операция может проводиться под наркозом врачами-хирургами в присутствии раввина.

Новейшее время

История не останавливается: 26 июня 2012 г. окружной суд в Кельне (Германия) постановил, что обрезание мальчиков - даже по религиозным причинам – равносильно нанесению тяжких телесных повреждений[14]. Это решение вызвало резкую критику со стороны еврейской и мусульманской общин Германии.

Ритуал обрезания

Обрезанию подвергаются еврейские младенцы мужского пола на восьмой день после рождения[15], однако обряд может совершаться над мужчинами любого возраста[16]. Обрезание является обязательной частью процесса гиюра (перехода в иудаизм). В древности обрезание применялось также и к рабам, считавшимся членами общины и к чужеземцам, желавшим принять участие в праздновании Песаха (Пасхи)[17].

Существуют различные объяснения того, почему обрезание совершают на восьмой день:

  1. Из медицинских соображений, поскольку к восьмому дню ребёнок, как правило, уже достаточно окрепший для этой процедуры.
  2. Недели также достаточно для того, чтобы определить, насколько здоров новорождённый, чтобы подвергнуться обрезанию без опасности для здоровья.
  3. Талмуд объясняет это тем, что за неделю мать сможет прийти в себя, чтобы принять полноценное участие в этом радостном событии.
  4. В Мидрашах дается другое, более возвышенное объяснение. Восемь дней даны для того, чтобы ребенок прожил субботу, приобщился к её святости и был готов приобщиться к святости обрезания.

Хотя запрещено проливать кровь в Шаббат, обрезание — исключение из этого правила. Тора устанавливает восьмой день и не делает исключения для Шаббата. Однако, если обрезание на восьмой день по какой-то причине не сделали, например, по причине слабого здоровья младенца или отсутствия моhэля, в Шаббат его уже не производят.

Еврейский закон предписывает в случае болезни новорождённого подождать исчезновения симптомов, чтобы не оставалось сомнений в его полном выздоровлении, и лишь после этого обрезать.

Обрезание нужно производить днем, а не ночью. Время между заходом солнца и наступлением ночи, когда появляются звезды, трудно отнести строго ко дню или к ночи. Поэтому обрезание делают до захода солнца. Законоучители рекомендуют делать обрезание рано утром, поскольку тот, кто поступает так, показывает тем самым своё стремление поскорее выполнить заповедь, не откладывая её без необходимости.

Традиционно обрезание совершают в синагоге после утренней молитвы. В честь этого события день считается праздничным, что отражается и на литургии. Обряд совершается в присутствии десяти мужчин (старше 13 лет), которые представляют собою общину Израиля (миньян).

Участники обрезания

Хотя обрезание может произвести любой еврей (а при отсутствии мужчин также и женщина[18]), его поручают, как правило, специально обученному человеку, моhелю, который имеет медицинскую подготовку, или обычному хирургу, совершающему обрезание в больнице в присутствии раввина.

Кроме моhэла в «брит-мила» непременно участвует ещё одно лицо - сандак, который держит ребенка на своих коленях, придерживая его ножки. Эта роль считается весьма почётной. Сандак стал участвовать в обряде «брит-мила», по-видимому, в самые древние времена. В мидраше имеется упоминание, что царь Давид нередко удостаивался этой чести.

Само слово «сандак» возникло в талмудический период и ведет свое происхождение от греческого «синдикос», которое вначале означало адвоката, а позже — вообще полномочного представителя. В средние века немцы называли помощника священника при крещении «год-фатер» (крёстный отец). Евреи, жившие на территории Германии и говорившие по-немецки, постепенно и еврейских сандаков стали называть «гефатер», которое впоследствии превратилось в «кватер». Позже, однако, кватером стали звать уже не сандака, а нового участника «брит-мила», мужчину, приносящего младенца в помещение, где совершится процедура обрезания.

Файл:WLA jewishmuseum Circumcision Set 2.jpg
Инструменты обрезания, 19ый век, экспозиция Еврейского музея, Нью-Йорк

Кватер принимает ребенка из рук кватерши, которая приносит его из женской части синагоги, где он находился с счастливой матерью. Обычно кватерами назначают супружескую пару.

Инструменты обрезания

Во времена Моисея и Иехошуа бин Нуна для обрезания пользовались кремневыми ножами (Исх. 4:25; ИбН. 5:2–3), которые впоследствии сменились металлическими. При традиционном обрезании используются лишь самые простые инструменты. Обычно моhэль оперирует лезвием, заточенным с обеих сторон, поскольку волнуясь, он может начать резать не той стороной.

Процедура обрезания

В средние века церемонию часто проводили в синагоге; эта традиция до сих пор сохранилась в некоторых общинах. Однако в большинстве общин церемония обрезания производилась в больнице или дома; в Израиле при родильных отделениях имеются специальные помещения для проведения ритуала обрезания.

Файл:Chaise juive-Musée alsacien de Strasbourg.JPG
Кресло Илии, музей Страсбурга

При ритуале обрезания ребенка приветствуют словами: барух hа-ба (`благословен приходящий`); у сефардов исполняют пиют, благословляющий соблюдающих завет. Ребенка берут из рук матери и передают моhелу, который кладет его на так называемое кресло Илии, а затем — на подушку на коленях сандака. Сандак крепко держит ножки младенца, а моhел производит обрезание: после кругового надреза особым скальпелем моhел удаляет срезанную кожу. Эта часть операции называется приа, следующая — мецица: моhел отсасывает выступившую кровь. До середины 19 в. кровь отсасывали ртом, затем во многих общинах с одобрения раввинских судов мецица стала производиться при помощи тампона или через трубочку, содержащую абсорбирующий тампон. Заключительная часть операции — перевязка.

Отец ребенка произносит бенедикцию, вслед за этим ребенка передают отцу или почетному гостю, а моhел, подняв бокал с вином, произносит благословение на вино и благословение Богу, установившему завет со своим народом. Затем моhел читает молитву за здоровье ребенка, оглашая его имя при приобщении новорождённого к союзу праотца Авраама. Принято, что моhел дает ребенку несколько капель сладкого вина. Церемония продолжается праздничным угощением и завершается исполнением особых гимнов.

По завершении процедуры обрезания все провозглашают «Мазл тов!», поздравляют счастливых родителей и желают: «Как вошёл он в союз, так пусть войдет он к Торе, женитьбе и добрым делам».

Противники обрезания

В 1843 г. франкфуртские лидеры реформизма в иудаизме стали убеждать своих приверженцев отказаться от обряда обрезания (дискуссия длилась около 20 лет) и выдвинули пять следующих доводов:

  1. совершение обрезания было предписано Аврааму, но не Моисею, причем обрезание — не исключительно еврейский признак, поскольку оно практикуется также потомками Исмаилa (ныне — мусульманами);
  2. обрезание только один раз упоминается в Моисеевых законах и не повторяется в книге Второзаконие;
  3. Моисей не сделал обрезания своему сыну;
  4. поколение, родившееся во время скитаний по пустыне, не подвергалось обрезанию;
  5. в иудаизме нет инициации девочек.

Ортодоксальные раввины, защищая обрезание, дали ответ на все пять доводов реформизма, а Л. Цунц написал брошюру об обрезании (Франкфурт, 1844). Сегодня подавляющее большинство реформистских раввинов не возражают против обряда обрезания.

Примечания

  1. См., напр.: Шантепи де ла Соссей Д. П., Иллюстрированная история религий. Том I. Москва, 1899. С. 245.
  2. Там же.
  3. см. Иер. 9:24—26
  4. См., напр.: Sicre J. L. Josue. Navarra, 2002. C.158—159)
  5. Обзор и анализ всех мест Библии на тему обрезания см., напр. в: Леон-Дюфур К. (ред.). «Словарь библейского богословия». Брюссель, 1990. Столб. 698—701.
  6. Суд.14:3; 15:18; 3Цар.14:6; 17:26; 2Цар.1:20
  7. Быт.17:4—8
  8. Втор.10:16; 30:6; Иер.4:4; Иез.44:7; Рим.4:11; Гал.5:3
  9. См. также Лев.26:41; Втор.30:6; Иез.44:7 и др.
  10. Лев.26:41; Иер.6:10; 9:25; Иез.44:9
  11. Втор.10:16; 30:6; Иер.4:4; 9:26
  12. I Макк., 1:47
  13. Об этом говорится в 1-й книге Маккавеев: «Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому и установили у себя необрезание, и отступили от святого завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло.»  (1Макк.1:14,15)
  14. http://www.bbc.co.uk/russian/society/2012/06/120626_germany_circumcision.shtml
  15. Быт. 17:12; Лев. 12:3; Флп. 3:5
  16. см. Быт. 17:10,23; 21:4; Нав. 5:2 и след.
  17. Быт. 34:14—17; Исх. 12:48
  18. Исх. 4:25

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Обрезание в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация