Лифшиц, Михаил Александрович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
||
(4 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | |||
{{Философ | {{Философ | ||
|имя = Михаил Александрович Лифшиц | |имя = Михаил Александрович Лифшиц | ||
Строка 36: | Строка 35: | ||
'''Михаи́л Алекса́ндрович Ли́фшиц''' ([[23 июля]] [[1905]], [[Мелитополь]] — [[20 сентября]] [[1983]], [[Москва]]) — советский [[философ]]-[[марксист]], [[эстетик]] и [[литературовед]]. Действительный член АХ СССР ([[1975]]). | '''Михаи́л Алекса́ндрович Ли́фшиц''' ([[23 июля]] [[1905]], [[Мелитополь]] — [[20 сентября]] [[1983]], [[Москва]]) — советский [[философ]]-[[марксист]], [[эстетик]] и [[литературовед]]. Действительный член АХ СССР ([[1975]]). | ||
- | Поступил учиться во [[ВХУТЕМАС]] (Высшие государственные художественно-технические мастерские — затем [[ВХУТЕИН]] — советский аналог немецкого «[[Баухауз]]а») в [[1923]] как художник, в [[1929]] разошёлся со своими учителями из-за тенденции отрицания классического наследия и перешёл на работу в Институт Маркса и Энгельса, где стал заниматься вопросами эстетики с марксистской точки зрения. В 1930 г. встречается с [[Лукач, Дьёрдь|Д. Лукачем]], оказавшим на него большое влияние, причем сам Лукач признавал, что Лифшиц тоже оказал на него большое влияние: | + | == Биография == |
+ | |||
+ | Поступил учиться во [[ВХУТЕМАС]] (Высшие государственные художественно-технические мастерские — затем [[ВХУТЕИН]] — советский аналог немецкого «[[Баухауз]]а») в [[1923]] как художник. | ||
+ | С 1925 г. читал курсы философии и эстетики в Институте красной профессуры, затем — в ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы). | ||
+ | |||
+ | В [[1929]] разошёлся со своими учителями из-за тенденции отрицания классического наследия и перешёл на работу в Институт Маркса и Энгельса, где стал заниматься вопросами эстетики с марксистской точки зрения. В 1930 г. встречается с [[Лукач, Дьёрдь|Д. Лукачем]], оказавшим на него большое влияние, причем сам Лукач признавал, что Лифшиц тоже оказал на него большое влияние: | ||
{{quotation|«Я всегда с величайшей радостью думаю о нашей первой встрече в 1930-м году. Это был первый и с тех пор единственный случай в моей долгой жизни, когда я сошёлся с гораздо более молодым учёным без того, чтобы при этом могла бы возникнуть даже идея возможности отношения между учителем и учеником… То, что это моё впечатление не было чисто субъективным, показывают наши последующие сочинения… Поэтому тот, кто говорит здесь о положении ученика, говорит здесь чистейшую глупость, которая не соответствует фактам»|Лифшиц М., Лукач Д. // Вопросы философии. - 2002. - № 12.}} | {{quotation|«Я всегда с величайшей радостью думаю о нашей первой встрече в 1930-м году. Это был первый и с тех пор единственный случай в моей долгой жизни, когда я сошёлся с гораздо более молодым учёным без того, чтобы при этом могла бы возникнуть даже идея возможности отношения между учителем и учеником… То, что это моё впечатление не было чисто субъективным, показывают наши последующие сочинения… Поэтому тот, кто говорит здесь о положении ученика, говорит здесь чистейшую глупость, которая не соответствует фактам»|Лифшиц М., Лукач Д. // Вопросы философии. - 2002. - № 12.}} | ||
Строка 42: | Строка 46: | ||
В кружок Лифшица-Лукача, объединившийся вокруг журнала «Литературный критик» входило ещё несколько критиков и литературоведов, к нему примыкал знаменитый писатель [[Платонов, Андрей Платонович|А. П. Платонов]]. Они заинтересовались реконструкцией эстетических взглядов [[Маркс, Карл|К.Маркса]]. Лифшиц создает антологии «Маркс и Энгельс об искусстве» и «Ленин об искусстве». Также он пишет работы о [[Вико, Джамбаттиста|Д.Вико]], [[Винкельман, Иоганн Иоахим|И.Винкельмане]], [[Гегель, Георг Вильгельм Фридрих|Г.Гегеле]]. Официальные литературоведы возглавляемые [[Фадеев, Александр Александрович|А. А. Фадеевым]] ([[Ермилов, Владимир Владимирович|В. В. Ермилов]], [[Кирпотин, Валерий Яковлевич|В. Я. Кирпотин]]), объявили эти взгляды «страшным течением», которое угнетает советских писателей и даёт им неверные образцы для подражания вроде А. Платонова. Лифшиц ответил на этот донос статьёй «В чём сущность спора?» в «[[Литературная газета|Литературной газете]]». После этого постановлением [[ЦК КПСС|ЦК ВКП(б)]] «Литературный критик» был закрыт и Лифшиц замолчал на 11 лет. | В кружок Лифшица-Лукача, объединившийся вокруг журнала «Литературный критик» входило ещё несколько критиков и литературоведов, к нему примыкал знаменитый писатель [[Платонов, Андрей Платонович|А. П. Платонов]]. Они заинтересовались реконструкцией эстетических взглядов [[Маркс, Карл|К.Маркса]]. Лифшиц создает антологии «Маркс и Энгельс об искусстве» и «Ленин об искусстве». Также он пишет работы о [[Вико, Джамбаттиста|Д.Вико]], [[Винкельман, Иоганн Иоахим|И.Винкельмане]], [[Гегель, Георг Вильгельм Фридрих|Г.Гегеле]]. Официальные литературоведы возглавляемые [[Фадеев, Александр Александрович|А. А. Фадеевым]] ([[Ермилов, Владимир Владимирович|В. В. Ермилов]], [[Кирпотин, Валерий Яковлевич|В. Я. Кирпотин]]), объявили эти взгляды «страшным течением», которое угнетает советских писателей и даёт им неверные образцы для подражания вроде А. Платонова. Лифшиц ответил на этот донос статьёй «В чём сущность спора?» в «[[Литературная газета|Литературной газете]]». После этого постановлением [[ЦК КПСС|ЦК ВКП(б)]] «Литературный критик» был закрыт и Лифшиц замолчал на 11 лет. | ||
- | В [[1941]] он добровольцем уходит на войну. Ему пришлось даже выходить из окружения, что тогда могло кончиться для него плохо, так как он уничтожил свой партбилет и другие документы, но всё обошлось, возможно благодаря заступничеству [[Твардовский, Александр Трифонович|А. Т. Твардовского]]<ref> [http://ulpravda.ru/papers/article/442.html Ульяновская правда. 05.05.06.] </ref>. | + | В [[1941]] он добровольцем уходит на войну, где был политическим работником армии, участвовал в боях, был ранен. |
+ | Ему пришлось даже выходить из окружения, что тогда могло кончиться для него плохо, так как он уничтожил свой партбилет и другие документы, но всё обошлось, возможно благодаря заступничеству [[Твардовский, Александр Трифонович|А. Т. Твардовского]]<ref> [http://ulpravda.ru/papers/article/442.html Ульяновская правда. 05.05.06.] </ref>. | ||
После смерти [[Сталин, Иосиф Виссарионович|И. В. Сталина]] Лифшиц опубликовал в [[Новый мир (журнал)|«Новом Мире»]] статью «Дневник Мариэтты Шагинян» ([[1954]]. № 2), вызвавшую литературный скандал, после чего был исключен из [[КПСС]]. В 1950-е годы возникло сотрудничество с [[Ильенков, Эвальд Васильевич|Э. В. Ильенковым]]. Ильенков с друзьями решили перевести на русский книгу Лукача «Молодой Гегель» и встретили трудности при переводе некоторых философских терминов. Они написали письмо Лукачу, тот им ответил, но спросил, почему они обратились к нему, когда в Москве живёт человек, не хуже него могущий ответить на эти вопросы. | После смерти [[Сталин, Иосиф Виссарионович|И. В. Сталина]] Лифшиц опубликовал в [[Новый мир (журнал)|«Новом Мире»]] статью «Дневник Мариэтты Шагинян» ([[1954]]. № 2), вызвавшую литературный скандал, после чего был исключен из [[КПСС]]. В 1950-е годы возникло сотрудничество с [[Ильенков, Эвальд Васильевич|Э. В. Ильенковым]]. Ильенков с друзьями решили перевести на русский книгу Лукача «Молодой Гегель» и встретили трудности при переводе некоторых философских терминов. Они написали письмо Лукачу, тот им ответил, но спросил, почему они обратились к нему, когда в Москве живёт человек, не хуже него могущий ответить на эти вопросы. | ||
Строка 53: | Строка 58: | ||
В 1961 г. по просьбе [[Твардовский, Александр Трифонович|А. Т. Твардовского]] Лифшиц написал рецензию на повесть А. И. Солженицына «[[Один день Ивана Денисовича]]». Эта короткая рецензия заканчивалась словами: "Было бы преступлением оставить эту повесть ненапечатанной. Она поднимает уровень нашего сознания. Советская власть от этого не пострадает, а только выиграет".<ref>''Лифшиц Мих.'' [http://mesotes.narod.ru/lifshiz/soljenizin.htm Два взгляда на произведения Солженицына: "Один день Ивана Денисовича", "В круге первом"]</ref> Во многом благодаря этой рецензии повесть была опубликована в журнале "Новый мир". Однако Солженицын впоследствии назвал Лифшица «ископаемым марксистом», на что тот ответил, что ископаемые бывают полезные, и уж лучше быть ископаемым марксистом, чем ископаемым защитником [[Реставрация Бурбонов|реставрации Бурбонов]]<ref>''Лифшиц Мих.'' Мифология древняя и современная. М., 1980. C. 7.</ref>. | В 1961 г. по просьбе [[Твардовский, Александр Трифонович|А. Т. Твардовского]] Лифшиц написал рецензию на повесть А. И. Солженицына «[[Один день Ивана Денисовича]]». Эта короткая рецензия заканчивалась словами: "Было бы преступлением оставить эту повесть ненапечатанной. Она поднимает уровень нашего сознания. Советская власть от этого не пострадает, а только выиграет".<ref>''Лифшиц Мих.'' [http://mesotes.narod.ru/lifshiz/soljenizin.htm Два взгляда на произведения Солженицына: "Один день Ивана Денисовича", "В круге первом"]</ref> Во многом благодаря этой рецензии повесть была опубликована в журнале "Новый мир". Однако Солженицын впоследствии назвал Лифшица «ископаемым марксистом», на что тот ответил, что ископаемые бывают полезные, и уж лучше быть ископаемым марксистом, чем ископаемым защитником [[Реставрация Бурбонов|реставрации Бурбонов]]<ref>''Лифшиц Мих.'' Мифология древняя и современная. М., 1980. C. 7.</ref>. | ||
+ | |||
+ | == Научная деятельность == | ||
+ | |||
+ | Лифшиц был пионером исследования эстетических взглядов [[Маркс, Карл Генрих|К. Маркса]], Ф. Энгельса и [[Ленин|В. Ленина]], которые он пытался представить в виде стройной системы, основанной на общих мировоззренческих предпосылках. | ||
+ | |||
+ | В 1927 г. Лифшиц написал работу «К вопросу об эстетических взглядах Маркса», продолжением которой явились труды «Вопросы искусства и философии» (1935), «Карл Маркс, искусство и общественный идеал» (1972) и другие. Составленные Лифшицем сборники «К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве» (1933; расширенное издание, 1938) и «Ленин о культуре и искусстве» (1939) неоднократно переиздавались, были переведены на многие языки и получили мировую известность. В 1930-х гг. Лифшиц был активным участником борьбы против «вульгарного социологизма» в советском литературоведении; он отстаивал относительную автономию законов развития художественной формы, исследовал противоречия между политическими взглядами и художественным творчеством писателя. Лифшиц редактировал многочисленные издания классиков философской и общественно-эстетической мысли. В трудах Лифшица о Г. Гегеле, Вико, И. Винкельмане, [[Лессинг, Готхольд Эфраим|Г. Э. Лессинге]], А. Герцене, В. Белинском, Н. Чернышевском, [[Толстой, Лев Николаевич|Л. Толстом]], И. Крамском, Г. Плеханове, в исследованиях по античной мифологии теория культуры разрабатывается в духе ленинской «теории отражения». Друг и единомышленник [[Лукач, Дьёрдь|Д. Лукача]], он с конца 1930-х гг. попал в опалу, и до смерти [[Сталин|И. Сталина]] (1953) работы Лифшица почти не публиковались. | ||
+ | |||
+ | В 1960–70-х гг. Лифшиц выступил с рядом полемических статей по вопросам эстетики, резко критикуя модернизм и отстаивая принципы реализма в искусстве («Кризис безобразия», 1968; «Модернизм как явление современной буржуазной идеологии», 1969; «Искусство и современный мир», 1979, и другие). Статьи Лифшица характеризовались необычным для современной критики сочетанием эстетического консерватизма с богатой эрудицией и стилистическим блеском. Более независимо мыслящие советские философы и искусствоведы отвергали тезис Лифшица об однозначной связи между искусством модернизма и философией интуитивизма, с одной стороны, и реакционными политическими режимами — с другой. | ||
+ | |||
+ | Публикация (посмертная) книги Лифшица «В мире эстетики» (1985) вызвала критику и серьезные споры в среде советских философов, отражающие более свободную атмосферу перестройки конца 1980-х гг. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 58: | Строка 73: | ||
== Книги и статьи М. А. Лифшица == | == Книги и статьи М. А. Лифшица == | ||
+ | |||
* [http://www.gutov.ru/lifshitz/biblio.html Библиография] | * [http://www.gutov.ru/lifshitz/biblio.html Библиография] | ||
* Вопросы искусства и философии. 1935. | * Вопросы искусства и философии. 1935. | ||
Строка 78: | Строка 94: | ||
{{rq|img|sources}} | {{rq|img|sources}} | ||
- | {{ | + | {{WikiCopyRight}} |
- | + | {{ElevenCopyRight|12484|ЛИФШИЦ Михаил Александрович}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | [[ | + | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] |
- | + | ||
- | + |
Текущая версия на 17:32, 26 августа 2012
Регулярная исправленная статья | |
Михаил Александрович Лифшиц | |
Дата рождения: |
23 июля 1905 |
---|---|
Место рождения: |
Мелитополь |
Дата смерти: |
20 сентября 1983 |
Место смерти: | |
Направление: |
Марксизм |
Основные интересы: |
Теория искусства |
Оказавшие влияние: |
Дьёрдь Лукач |
Михаи́л Алекса́ндрович Ли́фшиц (23 июля 1905, Мелитополь — 20 сентября 1983, Москва) — советский философ-марксист, эстетик и литературовед. Действительный член АХ СССР (1975).
Содержание |
Биография
Поступил учиться во ВХУТЕМАС (Высшие государственные художественно-технические мастерские — затем ВХУТЕИН — советский аналог немецкого «Баухауза») в 1923 как художник. С 1925 г. читал курсы философии и эстетики в Институте красной профессуры, затем — в ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы).
В 1929 разошёлся со своими учителями из-за тенденции отрицания классического наследия и перешёл на работу в Институт Маркса и Энгельса, где стал заниматься вопросами эстетики с марксистской точки зрения. В 1930 г. встречается с Д. Лукачем, оказавшим на него большое влияние, причем сам Лукач признавал, что Лифшиц тоже оказал на него большое влияние:
«Я всегда с величайшей радостью думаю о нашей первой встрече в 1930-м году. Это был первый и с тех пор единственный случай в моей долгой жизни, когда я сошёлся с гораздо более молодым учёным без того, чтобы при этом могла бы возникнуть даже идея возможности отношения между учителем и учеником… То, что это моё впечатление не было чисто субъективным, показывают наши последующие сочинения… Поэтому тот, кто говорит здесь о положении ученика, говорит здесь чистейшую глупость, которая не соответствует фактам»
—Лифшиц М., Лукач Д. // Вопросы философии. - 2002. - № 12.
В кружок Лифшица-Лукача, объединившийся вокруг журнала «Литературный критик» входило ещё несколько критиков и литературоведов, к нему примыкал знаменитый писатель А. П. Платонов. Они заинтересовались реконструкцией эстетических взглядов К.Маркса. Лифшиц создает антологии «Маркс и Энгельс об искусстве» и «Ленин об искусстве». Также он пишет работы о Д.Вико, И.Винкельмане, Г.Гегеле. Официальные литературоведы возглавляемые А. А. Фадеевым (В. В. Ермилов, В. Я. Кирпотин), объявили эти взгляды «страшным течением», которое угнетает советских писателей и даёт им неверные образцы для подражания вроде А. Платонова. Лифшиц ответил на этот донос статьёй «В чём сущность спора?» в «Литературной газете». После этого постановлением ЦК ВКП(б) «Литературный критик» был закрыт и Лифшиц замолчал на 11 лет.
В 1941 он добровольцем уходит на войну, где был политическим работником армии, участвовал в боях, был ранен. Ему пришлось даже выходить из окружения, что тогда могло кончиться для него плохо, так как он уничтожил свой партбилет и другие документы, но всё обошлось, возможно благодаря заступничеству А. Т. Твардовского[1].
После смерти И. В. Сталина Лифшиц опубликовал в «Новом Мире» статью «Дневник Мариэтты Шагинян» (1954. № 2), вызвавшую литературный скандал, после чего был исключен из КПСС. В 1950-е годы возникло сотрудничество с Э. В. Ильенковым. Ильенков с друзьями решили перевести на русский книгу Лукача «Молодой Гегель» и встретили трудности при переводе некоторых философских терминов. Они написали письмо Лукачу, тот им ответил, но спросил, почему они обратились к нему, когда в Москве живёт человек, не хуже него могущий ответить на эти вопросы. В Ильенкове Лифшиц нашёл союзника, с которым он обсуждал многие философские проблемы, особенно проблему идеального.
Лифшиц последовательно критиковал модернизм. 8 октября 1966 года он публикует в «Литературной газете» памфлет против современного искусства «Почему я не модернист?» (название пародирует известные статьи позитивиста Б.Рассела "Почему я не коммунист?" и "Почему я не христианин?"), а в 1968 — книгу «Кризис безобразия» (см. ниже), в которой высказывал актуальные и в настоящее время:
Начиная со времен Ницше… реакционная мысль нащупала новую форму оправдания своего господства. Главным направлением… стало отрицание объективных норм истинного, нравственного и прекрасного, подчёркивание негативной, разрушительной стороны человеческой пневмы… …Бунт против разума, освобождение совести от всяких стеснений … Современная духовная проституция состоит именно в этом выворачивании наизнанку прежних канонов и догм буржуазной идеологии. Нынешний мещанин не верит больше в нетленную красоту Венеры Милосской и Аполлона Бельведерского. Он повторяет банальности ходячего релятивизма, утверждающего, что нет никакой объективной истины, что все эпохи и стили одинаково хороши, что безобразное имеет даже преимущество перед прекрасным, потому что оно более «провоцирующее» .
В 1961 г. по просьбе А. Т. Твардовского Лифшиц написал рецензию на повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Эта короткая рецензия заканчивалась словами: "Было бы преступлением оставить эту повесть ненапечатанной. Она поднимает уровень нашего сознания. Советская власть от этого не пострадает, а только выиграет".[3] Во многом благодаря этой рецензии повесть была опубликована в журнале "Новый мир". Однако Солженицын впоследствии назвал Лифшица «ископаемым марксистом», на что тот ответил, что ископаемые бывают полезные, и уж лучше быть ископаемым марксистом, чем ископаемым защитником реставрации Бурбонов[4].
Научная деятельность
Лифшиц был пионером исследования эстетических взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина, которые он пытался представить в виде стройной системы, основанной на общих мировоззренческих предпосылках.
В 1927 г. Лифшиц написал работу «К вопросу об эстетических взглядах Маркса», продолжением которой явились труды «Вопросы искусства и философии» (1935), «Карл Маркс, искусство и общественный идеал» (1972) и другие. Составленные Лифшицем сборники «К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве» (1933; расширенное издание, 1938) и «Ленин о культуре и искусстве» (1939) неоднократно переиздавались, были переведены на многие языки и получили мировую известность. В 1930-х гг. Лифшиц был активным участником борьбы против «вульгарного социологизма» в советском литературоведении; он отстаивал относительную автономию законов развития художественной формы, исследовал противоречия между политическими взглядами и художественным творчеством писателя. Лифшиц редактировал многочисленные издания классиков философской и общественно-эстетической мысли. В трудах Лифшица о Г. Гегеле, Вико, И. Винкельмане, Г. Э. Лессинге, А. Герцене, В. Белинском, Н. Чернышевском, Л. Толстом, И. Крамском, Г. Плеханове, в исследованиях по античной мифологии теория культуры разрабатывается в духе ленинской «теории отражения». Друг и единомышленник Д. Лукача, он с конца 1930-х гг. попал в опалу, и до смерти И. Сталина (1953) работы Лифшица почти не публиковались.
В 1960–70-х гг. Лифшиц выступил с рядом полемических статей по вопросам эстетики, резко критикуя модернизм и отстаивая принципы реализма в искусстве («Кризис безобразия», 1968; «Модернизм как явление современной буржуазной идеологии», 1969; «Искусство и современный мир», 1979, и другие). Статьи Лифшица характеризовались необычным для современной критики сочетанием эстетического консерватизма с богатой эрудицией и стилистическим блеском. Более независимо мыслящие советские философы и искусствоведы отвергали тезис Лифшица об однозначной связи между искусством модернизма и философией интуитивизма, с одной стороны, и реакционными политическими режимами — с другой.
Публикация (посмертная) книги Лифшица «В мире эстетики» (1985) вызвала критику и серьезные споры в среде советских философов, отражающие более свободную атмосферу перестройки конца 1980-х гг.
Примечания
- ↑ Ульяновская правда. 05.05.06.
- ↑ Лифшиц Мих. Модернизм как явление современной буржуазной идеологии
- ↑ Лифшиц Мих. Два взгляда на произведения Солженицына: "Один день Ивана Денисовича", "В круге первом"
- ↑ Лифшиц Мих. Мифология древняя и современная. М., 1980. C. 7.
Книги и статьи М. А. Лифшица
- Библиография
- Вопросы искусства и философии. 1935.
- Черная паутина // Новый мир. 1951. № 1. С. 162—181.
- Дневник Мариэтты Шагинян // Новый мир. 1954. № 2.
- Странный социализм // Новое время. 1958. № 9. С. 8-12; № 10. С. 7-11; № 13. С. 12-15.
- Почему я не модернист? // Литературная газета. 1966. 8 октября.
- Кризис безобразия. М., 1968.
- Карл Маркс. Искусство и общественный идеал.
- Искусство и современный мир. 2-е изд. 1978.
- Собрание сочинений: В 3-х т. М.: Изобразительное искусство, 1984—1988.
- Заметки об оптимизме Пушкина.
- Нравственное значение Октябрьской революции.
Ссылки
- Гутов Д. Михаил Александрович Лифшиц
- Архив работ Дьёрдя Лукача и Михаила Лифшица
- Михаил Лифшиц. Архив
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛИФШИЦ Михаил Александрович в ЭЕЭ