Канетти, Элиас
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Ссылки) |
|||
(1 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 32: | Строка 32: | ||
| Сайт = | | Сайт = | ||
}} | }} | ||
- | + | '''Элиас Канетти''' ({{lang-en|Elias Canetti}}, 25 июля 1905, Рущук, ныне Русе, Болгария — 14 августа 1994, Цюрих) — [[Австрия|австрийский]], [[Болгария|болгарский]], [[Великобритания|британский]] писатель, драматург, культуролог, социальный мыслитель. Писал на немецком языке. | |
- | '''Элиас Канетти''' ({{lang-en|Elias Canetti}}, | + | |
== Биография == | == Биография == | ||
- | Родился в г. Русе в Болгарии и всю жизнь сохранял болгарское гражданство. Происходит из [[евреи|еврейской]] ([[сефарды|сефардской]]) семьи, где говорили на [[ладино (язык)|ладино]]. | + | Родился в г. Русе в Болгарии и всю жизнь сохранял болгарское гражданство. Происходит из [[евреи|еврейской]] ([[сефарды|сефардской]]) семьи, где говорили на [[ладино (язык)|ладино]]. |
+ | |||
+ | В 1911 г. семья Канетти переехала в Англию, а с 1914 г., после смерти ее главы, до 1916 г. жила в Вене, с 1916 г. — в Цюрихе, с 1921 г. — во Франкфурте-на-Майне. | ||
+ | |||
+ | В 1924–29 гг. Канетти учился на химическом факультете Венского университета (окончил со степенью доктора), но посвятил себя литературному творчеству. | ||
+ | |||
+ | В 1938 году в связи с [[аншлюс]]ом Австрии уехал в [[Париж]], затем в [[Лондон]]. С 1952 года — гражданин Великобритании. | ||
[[Файл:Elias Canetti tomb-stone.jpg|thumb|left|Могила Канетти на кладбище в [[Цюрих]]е]] | [[Файл:Elias Canetti tomb-stone.jpg|thumb|left|Могила Канетти на кладбище в [[Цюрих]]е]] | ||
+ | |||
+ | == Литературные занятия == | ||
+ | Живя в Вене, он в 1928–29 гг. выезжал в Берлин, где встречи с [[Бабель, Исаак Эммануилович|И. Бабелем]] во многом определили отношение Канетти к литературному творчеству как к полной самоотдаче и научили пристальной наблюдательности к жизни. Наставником Канетти был писатель К. Краус (1874–1936), сильнейшее влияние на него оказали [[Брох, Герман|Г. Брох]] и [[Кафка, Франц|Ф. Кафка]]. | ||
+ | |||
+ | Характер его произведений во многом объясняется сефардской ментальностью: поразительная творческая фантазия, идущая от испанской литературы, переплетается в них с еврейской склонностью к антитезе и абстракции. Творческий метод Канетти — гротесковое преувеличение явлений действительности как средство их демаскировки, раскрытия внутренней сущности различных процессов в их всеобщности. Универсализм Канетти заключается в его стремлении найти место явлениям современной ему действительности в цепи мировой истории, вывести некие всеобщие законы. | ||
== Творчество == | == Творчество == | ||
- | + | В 1930–31 гг. Канетти написал свой первый роман «Ослепление» (издан в 1935 г.; английский перевод под названием «Аутодафе» — 1946), который вызвал восхищение [[Манн, Томас|Т. Манна]]. Согласно неосуществленному замыслу, это — первый из восьми романов цикла «Человеческая комедия безумных». Продолжая традиции [[Кафка, Франц|Ф. Кафки]], писатель пишет об абсурдности и сумасшествии окружающего мира. | |
+ | |||
+ | В центре каждого романа должен был находиться персонаж на грани безумия, олицетворяющий в преувеличенном виде определенные феномены времени (по мысли Канетти, невозможно изобразить действительность обычными средствами реализма). Следуя традиции австрийского социального романа, Канетти стремился показать соотношение индивида и общества. | ||
+ | |||
+ | Герой романа «Ослепление» синолог Кин живет в полной изоляции от мира, среди книг своей гигантской библиотеки. Женитьба на вульгарной и жадной экономке, столкновение с грубыми сторонами бытия завершаются для Кина безумием, и он погибает в огне вместе с подожженными им книгами. Судьба Кина — символ капитуляции чистого интеллекта перед действительностью. | ||
+ | |||
+ | Канетти живописует «абстрактный ландшафт души», но читатель без труда узнает место действия — Вену. Блестящий стилист, Канетти изображает своих персонажей с помощью точных речевых характеристик. Канетти считает, что каждый человек представляет собой особое языковое явление, которое отличает его от других (теория «акустической маски»): своей манерой говорить он неосознанно выдает себя. | ||
+ | |||
+ | В «Ослеплении» содержатся все элементы будущего творчества Канетти, в первую очередь драматургический характер его таланта. Удивительно, что в данном произведении было откровенно предсказано появление в шахматном мире Роберта Фишера (хотя первоначально фамилия персонажа Фишерль и действие происходит во сне). | ||
+ | |||
+ | В 1981 году это произведение было удостоено [[Нобелевская премия|Нобелевской премии по литературе]]. | ||
+ | |||
+ | Канетти написал три пьесы: «Свадьба» (1932), «Комедия тщеславия» (1934), «Обреченные» (1952). Для Канетти цель драматургии — через конкретный сюжет изобразить мир в целом. Театр служит не для развлечения, он должен обострять мысль. «Комедия тщеславия» предвосхитила «1984» Дж. Орвелла, вскрыв природу массовой истерии и культа властителя. | ||
+ | |||
+ | == Научные и публицистические работы == | ||
+ | Над антрополого-психологической книгой «Массы и власть» (1960) о структуре и механизме власти Канетти работал 30 лет. В ней Канетти относит [[Гитлер, Адольф|Гитлера]] к параноидальному типу деспота, ставя его в общий ряд с многими властителями разных времен. А поведение толпы, как цивилизованной, так и полудикой, определяют, по мнению Канетти, одни и те же психологические законы и экономические факторы. | ||
+ | |||
+ | Тяготение Канетти к постановке универсальных проблем определило его отношение к своему еврейству: «Как еврей я ношу в себе общечеловеческое наследие». В путевых заметках о поездке по Северной Африке («Голоса Марракеша», 1967), в которых он поэтизирует нищих, слепых, физически ущербных за их привязанность к жизни, Канетти счел нужным отметить, что среди евреев Марокко он видел «какие угодно лица, но только не тупые». | ||
+ | |||
+ | В 1969 г. Канетти опубликовал снабженные его комментариями письма Ф. Кафки к Фелиции Бауэр, в 1973 г. — отрывки из своих дневников и афоризмы («Провинция человека», 1–2 тт., 1973). В первой автобиографической книге «Спасенный язык» (1977) Канетти описал свое детство и сложные отношения с одаренной и властной матерью, привязанность которой к немецкой культуре определила во многом его жизнь и творчество; вторую книгу — «Факел в ухе» (1978) он посвятил артистической и литературной жизни Вены в 1920-х гг.; третья — «Другой процесс» вышла в 1985 г., четвертая — «Игра глаз. История жизни в 1931–1937» — в 1986 г. | ||
== Библиография == | == Библиография == | ||
- | * ''Свадьба'' (Hochzeit) | + | * ''Свадьба'' (Hochzeit) 1932 |
- | * ''Ослепление'' (Die Blendung) | + | * ''Ослепление'' (Die Blendung) 1935 |
- | * ''Комедия тщеславия'' (Komedie der Eitelkeit) | + | * ''Комедия тщеславия'' (Komedie der Eitelkeit) 1950 |
- | * ''Масса и власть'' (Masse und Macht) | + | * ''Масса и власть'' (Masse und Macht) 1962 |
- | * ''Ограниченные сроком'' (Die Befristeten) | + | * ''Ограниченные сроком'' (Die Befristeten) 1964 |
- | * ''Провинция человека'' (Die Provinz des Menschen: Aufzeichnungen) | + | * ''Провинция человека'' (Die Provinz des Menschen: Aufzeichnungen) 1973 |
- | * ''Характеры'' (Der Ohrenzeuge: Fünfzig Charaktere) | + | * ''Характеры'' (Der Ohrenzeuge: Fünfzig Charaktere) 1974 |
- | * ''Спасённый язык. История одной юности'' (Die gerettete Zunge: Geschichte einer Jugend) | + | * ''Спасённый язык. История одной юности'' (Die gerettete Zunge: Geschichte einer Jugend) 1977 |
* ''С факелом в ухе. История жизни 1921—1931'' (Die Fackel im Ohr: Lebensgeschichte 1921—1931) [[1980]] | * ''С факелом в ухе. История жизни 1921—1931'' (Die Fackel im Ohr: Lebensgeschichte 1921—1931) [[1980]] | ||
* ''Перемигивание'' (Das Augenspiel) [[1985]] | * ''Перемигивание'' (Das Augenspiel) [[1985]] | ||
Строка 63: | Строка 92: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://noblit.ru/content/category/4/101/33/ Элиас Канетти: биография, произведения] | * [http://noblit.ru/content/category/4/101/33/ Элиас Канетти: биография, произведения] | ||
- | |||
- | |||
{{Нобелевская премия по литературе 1976—2000}} | {{Нобелевская премия по литературе 1976—2000}} | ||
- | |||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|11949|КАНЕТТИ Элиас}} | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
Строка 74: | Строка 101: | ||
[[Категория:Еврейские писатели]] | [[Категория:Еврейские писатели]] | ||
[[Категория:Евреи в Европе]] | [[Категория:Евреи в Европе]] | ||
+ | <!-- | ||
+ | [[Файл: 11949_L.jpg|thumb|250px|left|[[Канетти, Элиас]] Э. Канетти.]] | ||
+ | --> |
Текущая версия на 13:54, 25 августа 2012
Регулярная исправленная статья | |
Элиас Канетти | |
болг. Елиас Канети англ. Elias Canetti |
|
Файл:Canetti.jpg | |
Дата рождения: |
25 июля 1905 |
---|---|
Место рождения: |
Русе, Болгария |
Дата смерти: |
14 августа 1994 |
Место смерти: |
Цюрих, Швейцария |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
писатель, драматург |
Премии: | |
Элиас Канетти (англ. Elias Canetti, 25 июля 1905, Рущук, ныне Русе, Болгария — 14 августа 1994, Цюрих) — австрийский, болгарский, британский писатель, драматург, культуролог, социальный мыслитель. Писал на немецком языке.
Содержание |
Биография
Родился в г. Русе в Болгарии и всю жизнь сохранял болгарское гражданство. Происходит из еврейской (сефардской) семьи, где говорили на ладино.
В 1911 г. семья Канетти переехала в Англию, а с 1914 г., после смерти ее главы, до 1916 г. жила в Вене, с 1916 г. — в Цюрихе, с 1921 г. — во Франкфурте-на-Майне.
В 1924–29 гг. Канетти учился на химическом факультете Венского университета (окончил со степенью доктора), но посвятил себя литературному творчеству.
В 1938 году в связи с аншлюсом Австрии уехал в Париж, затем в Лондон. С 1952 года — гражданин Великобритании.
Литературные занятия
Живя в Вене, он в 1928–29 гг. выезжал в Берлин, где встречи с И. Бабелем во многом определили отношение Канетти к литературному творчеству как к полной самоотдаче и научили пристальной наблюдательности к жизни. Наставником Канетти был писатель К. Краус (1874–1936), сильнейшее влияние на него оказали Г. Брох и Ф. Кафка.
Характер его произведений во многом объясняется сефардской ментальностью: поразительная творческая фантазия, идущая от испанской литературы, переплетается в них с еврейской склонностью к антитезе и абстракции. Творческий метод Канетти — гротесковое преувеличение явлений действительности как средство их демаскировки, раскрытия внутренней сущности различных процессов в их всеобщности. Универсализм Канетти заключается в его стремлении найти место явлениям современной ему действительности в цепи мировой истории, вывести некие всеобщие законы.
Творчество
В 1930–31 гг. Канетти написал свой первый роман «Ослепление» (издан в 1935 г.; английский перевод под названием «Аутодафе» — 1946), который вызвал восхищение Т. Манна. Согласно неосуществленному замыслу, это — первый из восьми романов цикла «Человеческая комедия безумных». Продолжая традиции Ф. Кафки, писатель пишет об абсурдности и сумасшествии окружающего мира.
В центре каждого романа должен был находиться персонаж на грани безумия, олицетворяющий в преувеличенном виде определенные феномены времени (по мысли Канетти, невозможно изобразить действительность обычными средствами реализма). Следуя традиции австрийского социального романа, Канетти стремился показать соотношение индивида и общества.
Герой романа «Ослепление» синолог Кин живет в полной изоляции от мира, среди книг своей гигантской библиотеки. Женитьба на вульгарной и жадной экономке, столкновение с грубыми сторонами бытия завершаются для Кина безумием, и он погибает в огне вместе с подожженными им книгами. Судьба Кина — символ капитуляции чистого интеллекта перед действительностью.
Канетти живописует «абстрактный ландшафт души», но читатель без труда узнает место действия — Вену. Блестящий стилист, Канетти изображает своих персонажей с помощью точных речевых характеристик. Канетти считает, что каждый человек представляет собой особое языковое явление, которое отличает его от других (теория «акустической маски»): своей манерой говорить он неосознанно выдает себя.
В «Ослеплении» содержатся все элементы будущего творчества Канетти, в первую очередь драматургический характер его таланта. Удивительно, что в данном произведении было откровенно предсказано появление в шахматном мире Роберта Фишера (хотя первоначально фамилия персонажа Фишерль и действие происходит во сне).
В 1981 году это произведение было удостоено Нобелевской премии по литературе.
Канетти написал три пьесы: «Свадьба» (1932), «Комедия тщеславия» (1934), «Обреченные» (1952). Для Канетти цель драматургии — через конкретный сюжет изобразить мир в целом. Театр служит не для развлечения, он должен обострять мысль. «Комедия тщеславия» предвосхитила «1984» Дж. Орвелла, вскрыв природу массовой истерии и культа властителя.
Научные и публицистические работы
Над антрополого-психологической книгой «Массы и власть» (1960) о структуре и механизме власти Канетти работал 30 лет. В ней Канетти относит Гитлера к параноидальному типу деспота, ставя его в общий ряд с многими властителями разных времен. А поведение толпы, как цивилизованной, так и полудикой, определяют, по мнению Канетти, одни и те же психологические законы и экономические факторы.
Тяготение Канетти к постановке универсальных проблем определило его отношение к своему еврейству: «Как еврей я ношу в себе общечеловеческое наследие». В путевых заметках о поездке по Северной Африке («Голоса Марракеша», 1967), в которых он поэтизирует нищих, слепых, физически ущербных за их привязанность к жизни, Канетти счел нужным отметить, что среди евреев Марокко он видел «какие угодно лица, но только не тупые».
В 1969 г. Канетти опубликовал снабженные его комментариями письма Ф. Кафки к Фелиции Бауэр, в 1973 г. — отрывки из своих дневников и афоризмы («Провинция человека», 1–2 тт., 1973). В первой автобиографической книге «Спасенный язык» (1977) Канетти описал свое детство и сложные отношения с одаренной и властной матерью, привязанность которой к немецкой культуре определила во многом его жизнь и творчество; вторую книгу — «Факел в ухе» (1978) он посвятил артистической и литературной жизни Вены в 1920-х гг.; третья — «Другой процесс» вышла в 1985 г., четвертая — «Игра глаз. История жизни в 1931–1937» — в 1986 г.
Библиография
- Свадьба (Hochzeit) 1932
- Ослепление (Die Blendung) 1935
- Комедия тщеславия (Komedie der Eitelkeit) 1950
- Масса и власть (Masse und Macht) 1962
- Ограниченные сроком (Die Befristeten) 1964
- Провинция человека (Die Provinz des Menschen: Aufzeichnungen) 1973
- Характеры (Der Ohrenzeuge: Fünfzig Charaktere) 1974
- Спасённый язык. История одной юности (Die gerettete Zunge: Geschichte einer Jugend) 1977
- С факелом в ухе. История жизни 1921—1931 (Die Fackel im Ohr: Lebensgeschichte 1921—1931) 1980
- Перемигивание (Das Augenspiel) 1985
Элиас Канетти в Викицитатнике? | |
Category:Elias Canetti на Викискладе? |
Ссылки
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КАНЕТТИ Элиас в ЭЕЭ