Респонсы
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «халахот» на «hалахот») |
||
(6 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | }} | + | }} |
- | + | ||
- | '' | + | '''Респонсы''' (שְׁאֵלוֹת וּתְשׁוּבוֹת, шеелот у-тшувот, буквально `вопросы и ответы`), жанр [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературы]] — письменные разъяснения и решения по галахическим (см. [[Галаха]]) и судебным вопросам, которые даются признанными учеными в ответ на запросы [[Община Еврейская|общин]] и отдельных лиц. Запросы повторяются во введении к ответу и поэтому сохраняются вместе с ним. |
- | + | == Важность и значение == | |
- | + | Наряду со своим непосредственным значением — вкладом в развитие Галахи — респонсы представляют огромный интерес для историков, поскольку вопросы, с которыми обращались к признанным авторитетам своего времени, содержат многочисленные конкретные детали, отражающие образ жизни, занятия, социальный статус, быт и т. п. евреев какой-либо общины в соответствующий период. | |
- | + | При решении поставленных вопросов ученые стоят перед конкретной правовой ситуацией, поэтому, по мнению большинства раввинистических авторитетов, ответ, даваемый в респонсах, обладает особой юридической силой, превосходящей силу не только галахического принципа, установленного в галахических комментариях и новеллах (об этих жанрах см. [[Раввинистическая Литература|Раввинистическая литература]]), но и заключений и решений галахических кодексов и постановлений (псаким). Если существует противоречие между решением, которое принял ученый в своем респонсе, и суждением, которое он высказал в своем сборнике псаким, большинство авторитетов предпочитают решение респонсов. Принято рассматривать респонсы как своего рода юридические прецеденты и включать в классические сборники раввинистических кодексов. Важность респонсов состоит также в укреплении связи между евреями разных стран. | |
- | + | Большинство респонсов посвящено рассмотрению актуальных вопросов, и лишь небольшая часть — интерпретации талмудических проблем. | |
- | + | Респонсы — авторитетный источник Галахи. В случае противоречия между книгами галахи («псаким») и респонсами, респонсы часто имеют преимущество, так как представляют из себя прецедентные решения раввинов в реальных жизненных случаях. | |
- | + | ||
- | + | == История == | |
- | + | ||
- | + | Обращения с галахическими вопросами к авторитетам упоминаются уже в [[Талмуд|Талмуде]], однако развитие респонсов как самостоятельного литературного жанра происходит позднее. Литература респонсов подразделяется на периоды — эпоха [[Гаон|гаонов]] (7–12 вв.), [[Ришоним|ришоним]] (до середины 16 в.), [[Ахароним|ахароним]]; в рамках последнего принято выделять период, начавшийся с [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]] и продолжающийся до наших дней. | |
- | + | === Эпоха гаонов === | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
+ | Вавилонские гаоны составили тысячи респонсов в ответ на запросы общин всего мира, в первую очередь — Северной Африки. Вопросы и ответы передавались через купцов, которые вели торговлю с [[Вавилония|Вавилонией]], или через учеников, прибывавших на [[Калла Месяцы|калла месяцы]]. Значительная часть респонсов гаонов сохранилась и опубликована в разных книгах. Вклад гаонов в развитие Галахи имел особое значение, поэтому их респонсы оказали глубокое влияние на галахические постановления последующих поколений и на образ жизни еврейских общин в средние века во всех концах еврейской [[Диаспора|диаспоры]]. Респонсы гаонов также способствовали унификации [[Литургия|литургии]] в большинстве еврейских общин мира. В стиле респонсов этого периода отразилась роль гаонов как лидеров мирового еврейства; в их респонсах, например, не приводится возможное противоположное мнение (эта особенность проистекает также из различий в способе изучения Талмуда в разных академиях /см. [[Иешива]]/ Вавилонии). Первоначально респонсы гаонов были весьма краткими, однако у [[Саадия Гаон|Саадии Гаона]], [[Шрира Бен Ханина Гаон|Шриры бен Ханины]] и [[Хай Бен Шрира|Хая бен Шриры]] встречаются уже более пространные ответы. | ||
+ | |||
+ | === Ришоним === | ||
+ | |||
+ | Респонсы ришоним постепенно становятся все более пространными и детализированными. Как правило, ученые этой эпохи опираются в своих решениях не только на Талмуд, но и на сочинения гаонов, а также других ришоним и придают большое значение самому галахическому обсуждению проблемы. Благодаря этому становится возможным проследить метод, при помощи которого отвечающий анализирует и интерпретирует галахические источники, мотивы, на основании которых он принимает или отвергает те или иные толкования источников, и способ, которым он приходит к своему решению. Среди наиболее значительных авторов респонсов этой эпохи — [[Гершом Бен Иехуда Меор hа-Гола|Гершом бен Иехуда Меор hа-Гола]], [[Меир Бен Барух Из Ротенбурга|Меир бен Барух из Ротенбурга]], [[Молин|Яаков бен Моше Молин]], [[Иссерлейн|Исраэль Иссерлейн]] (Германия), [[Маймонид]], [[Ашер Бен Иехиэль|Ашер бен Иехиэль]] и [[Адрет, Шломо Бен Аврахам|Шломо Адрет]] (Испания), [[Ицхак Бар Шешет Берфет|Ицхак бар Шешет Берфет]], Шимон бен Цемах Дуран и Шломо бен Шимон Дуран (см. [[Дуран|Дуран, семья]]), [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосеф Каро]]. Случалось, что с одним вопросом обращались к нескольким авторитетам (см., например, [[Наси, Иосеф]], спор о наследстве Грации Наси). | ||
+ | |||
+ | === Ахароним === | ||
+ | |||
+ | На формирование литературы периода ахароним повлияло изгнание евреев из [[Испания|Испании]] и из многих городов [[Германия|Германии]], после которого ученые поселились в других еврейских центрах, а также рост еврейского центра в [[Польша|Польше]]. В этот период в [[Эрец-Исраэль]] и в [[Турция|Турции]] сложились влиятельные еврейские религиозные центры, в которых развивалась литература респонсов; среди выдающихся авторов были [[Ибн Аби Зимра|Давид Ибн Аби Зимра]], [[Мизрахи, Элияху|Элияху Мизрахи]], Шмуэль де Медина (1506–89); среди европейских ученых — Меир Каценеленбоген из Падуи (1473–1565) и [[Эмден Яаков|Яаков Эмден]] из Польши. | ||
+ | |||
+ | ==== Эмансипация евреев ==== | ||
+ | |||
+ | С началом эмансипации в конце 18 в. литература респонсов в Европе претерпела существенные изменения. Еврейская [[Автономия Судебная|автономия судебная]] сократилась, поэтому резко уменьшилось число респонсов, касающихся вопросов гражданского права, которые до этого времени составляли около 70% всех респонсов, и возросло количество респонсов, связанных с религиозными проблемами. Подавляющее большинство респонсов последнего рода в Польше и Центральной и Западной Европе посвящены hалахот, относящимся к [[Бенедикция|бенедикциям]], [[Молитва|молитве]], [[Праздники|праздникам]], вопросам [[Кашрут|кашрута]] и т. п. В восточных странах, включая Турцию и Северную Африку, где эмансипация почти не повлияла на жизнь еврейских общин, вопросы гражданские права продолжали оставаться центральной темой респонсов. | ||
+ | |||
+ | == Литература респонсов == | ||
+ | |||
+ | Литература респонсов — уникальный феномен, характерный лишь для еврейской истории. Она выявляет историческую преемственность и единство культуры еврейского народа, выраженные как в общности языка (иврит с элементами [[Арамейский Язык|арамейского языка]]), так и в порой доходящем до тождественности сходстве интересов, ритуальных обрядов и уклада жизни в общинах многих стран, отделенных друг от друга огромными для древнего мира и средних веков пространствами и населенных народами, которые говорили на разных языках, принадлежали к разным культурам и исповедовали разные религии. С эпохи гаонов и до наших дней литература респонсов превосходит по своему объему все остальные жанры раввинистической литературы: в разное время были изданы тысячи сборников, содержащих в общей сложности более 300 тыс. респонсов. В настоящее время респонсы активно изучают и классифицируют, в частности, в [[Бар-Илан Университет|Университете Бар-Илан]] и в Институте еврейского права при [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейском университете в Иерусалиме]]. | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Устный Закон]] | ||
+ | [[Категория:Галахическая литература]] | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|13498|РЕСПОНСЫ}} |
Текущая версия на 11:46, 23 августа 2012
Регулярная исправленная статья | |
Респонсы (שְׁאֵלוֹת וּתְשׁוּבוֹת, шеелот у-тшувот, буквально `вопросы и ответы`), жанр раввинистической литературы — письменные разъяснения и решения по галахическим (см. Галаха) и судебным вопросам, которые даются признанными учеными в ответ на запросы общин и отдельных лиц. Запросы повторяются во введении к ответу и поэтому сохраняются вместе с ним.
Содержание |
Важность и значение
Наряду со своим непосредственным значением — вкладом в развитие Галахи — респонсы представляют огромный интерес для историков, поскольку вопросы, с которыми обращались к признанным авторитетам своего времени, содержат многочисленные конкретные детали, отражающие образ жизни, занятия, социальный статус, быт и т. п. евреев какой-либо общины в соответствующий период.
При решении поставленных вопросов ученые стоят перед конкретной правовой ситуацией, поэтому, по мнению большинства раввинистических авторитетов, ответ, даваемый в респонсах, обладает особой юридической силой, превосходящей силу не только галахического принципа, установленного в галахических комментариях и новеллах (об этих жанрах см. Раввинистическая литература), но и заключений и решений галахических кодексов и постановлений (псаким). Если существует противоречие между решением, которое принял ученый в своем респонсе, и суждением, которое он высказал в своем сборнике псаким, большинство авторитетов предпочитают решение респонсов. Принято рассматривать респонсы как своего рода юридические прецеденты и включать в классические сборники раввинистических кодексов. Важность респонсов состоит также в укреплении связи между евреями разных стран.
Большинство респонсов посвящено рассмотрению актуальных вопросов, и лишь небольшая часть — интерпретации талмудических проблем.
Респонсы — авторитетный источник Галахи. В случае противоречия между книгами галахи («псаким») и респонсами, респонсы часто имеют преимущество, так как представляют из себя прецедентные решения раввинов в реальных жизненных случаях.
История
Обращения с галахическими вопросами к авторитетам упоминаются уже в Талмуде, однако развитие респонсов как самостоятельного литературного жанра происходит позднее. Литература респонсов подразделяется на периоды — эпоха гаонов (7–12 вв.), ришоним (до середины 16 в.), ахароним; в рамках последнего принято выделять период, начавшийся с эмансипации и продолжающийся до наших дней.
Эпоха гаонов
Вавилонские гаоны составили тысячи респонсов в ответ на запросы общин всего мира, в первую очередь — Северной Африки. Вопросы и ответы передавались через купцов, которые вели торговлю с Вавилонией, или через учеников, прибывавших на калла месяцы. Значительная часть респонсов гаонов сохранилась и опубликована в разных книгах. Вклад гаонов в развитие Галахи имел особое значение, поэтому их респонсы оказали глубокое влияние на галахические постановления последующих поколений и на образ жизни еврейских общин в средние века во всех концах еврейской диаспоры. Респонсы гаонов также способствовали унификации литургии в большинстве еврейских общин мира. В стиле респонсов этого периода отразилась роль гаонов как лидеров мирового еврейства; в их респонсах, например, не приводится возможное противоположное мнение (эта особенность проистекает также из различий в способе изучения Талмуда в разных академиях /см. Иешива/ Вавилонии). Первоначально респонсы гаонов были весьма краткими, однако у Саадии Гаона, Шриры бен Ханины и Хая бен Шриры встречаются уже более пространные ответы.
Ришоним
Респонсы ришоним постепенно становятся все более пространными и детализированными. Как правило, ученые этой эпохи опираются в своих решениях не только на Талмуд, но и на сочинения гаонов, а также других ришоним и придают большое значение самому галахическому обсуждению проблемы. Благодаря этому становится возможным проследить метод, при помощи которого отвечающий анализирует и интерпретирует галахические источники, мотивы, на основании которых он принимает или отвергает те или иные толкования источников, и способ, которым он приходит к своему решению. Среди наиболее значительных авторов респонсов этой эпохи — Гершом бен Иехуда Меор hа-Гола, Меир бен Барух из Ротенбурга, Яаков бен Моше Молин, Исраэль Иссерлейн (Германия), Маймонид, Ашер бен Иехиэль и Шломо Адрет (Испания), Ицхак бар Шешет Берфет, Шимон бен Цемах Дуран и Шломо бен Шимон Дуран (см. Дуран, семья), Иосеф Каро. Случалось, что с одним вопросом обращались к нескольким авторитетам (см., например, Наси, Иосеф, спор о наследстве Грации Наси).
Ахароним
На формирование литературы периода ахароним повлияло изгнание евреев из Испании и из многих городов Германии, после которого ученые поселились в других еврейских центрах, а также рост еврейского центра в Польше. В этот период в Эрец-Исраэль и в Турции сложились влиятельные еврейские религиозные центры, в которых развивалась литература респонсов; среди выдающихся авторов были Давид Ибн Аби Зимра, Элияху Мизрахи, Шмуэль де Медина (1506–89); среди европейских ученых — Меир Каценеленбоген из Падуи (1473–1565) и Яаков Эмден из Польши.
Эмансипация евреев
С началом эмансипации в конце 18 в. литература респонсов в Европе претерпела существенные изменения. Еврейская автономия судебная сократилась, поэтому резко уменьшилось число респонсов, касающихся вопросов гражданского права, которые до этого времени составляли около 70% всех респонсов, и возросло количество респонсов, связанных с религиозными проблемами. Подавляющее большинство респонсов последнего рода в Польше и Центральной и Западной Европе посвящены hалахот, относящимся к бенедикциям, молитве, праздникам, вопросам кашрута и т. п. В восточных странах, включая Турцию и Северную Африку, где эмансипация почти не повлияла на жизнь еврейских общин, вопросы гражданские права продолжали оставаться центральной темой респонсов.
Литература респонсов
Литература респонсов — уникальный феномен, характерный лишь для еврейской истории. Она выявляет историческую преемственность и единство культуры еврейского народа, выраженные как в общности языка (иврит с элементами арамейского языка), так и в порой доходящем до тождественности сходстве интересов, ритуальных обрядов и уклада жизни в общинах многих стран, отделенных друг от друга огромными для древнего мира и средних веков пространствами и населенных народами, которые говорили на разных языках, принадлежали к разным культурам и исповедовали разные религии. С эпохи гаонов и до наших дней литература респонсов превосходит по своему объему все остальные жанры раввинистической литературы: в разное время были изданы тысячи сборников, содержащих в общей сложности более 300 тыс. респонсов. В настоящее время респонсы активно изучают и классифицируют, в частности, в Университете Бар-Илан и в Институте еврейского права при Еврейском университете в Иерусалиме.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.