Иродион (крепость)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Ссылки: шаблон)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(Византийский период: дополнение)
Строка 31: Строка 31:
После свержения сына Ирода [[Ирод Архелай|Архелая]] (6 г н. э.) крепость перешла к римским наместникам, а в 66 году — во время [[Иудейская Война I|Иудейской войны I]] - Иродион стал одним из последних пунктов обороны [[Зелоты|зелотов]]. Повстанцы воздвигли в Иродионе [[Синагога|синагогу]] и бассейны для ритуального омовения, однако прожили там всего 4 года, так как крепость была захвачена римлянами.
После свержения сына Ирода [[Ирод Архелай|Архелая]] (6 г н. э.) крепость перешла к римским наместникам, а в 66 году — во время [[Иудейская Война I|Иудейской войны I]] - Иродион стал одним из последних пунктов обороны [[Зелоты|зелотов]]. Повстанцы воздвигли в Иродионе [[Синагога|синагогу]] и бассейны для ритуального омовения, однако прожили там всего 4 года, так как крепость была захвачена римлянами.
=== Византийский период ===
=== Византийский период ===
-
До 132—135 годов Иродион был заброшен, пока не был занят участниками [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар Кохбы]]. Восстание было подавлено, а крепость снова заброшена до V—VII века, когда на развалинах поселилась большая община византийских монахов — отшельников, которые построили капеллу в крепости и три церкви из камней древних сооружений в поселке.
+
Крепость, судя по Флавию (Война 7:163) и археологическим данным, пала без боя и оставалась заброшенной вплоть до [[Бар-Кохбы Восстание|восстания Бар-Кохбы]] (132—135 годов), когда, согласно [[Мёртвого Моря Свитки|свиткам Мёртвого моря]], она стала одним из административных центров повстанцев.  
 +
 
 +
Восстание было подавлено, а крепость снова заброшена до V—VII века, когда на развалинах поселилась большая община византийских монахов — отшельников, которые построили капеллу в крепости и три церкви из камней древних сооружений в поселке.
Позже из этих же камней в круге строились уже арабские дома. После арабского завоевания в VII веке место было вновь покинуто до тех пор, пока в его окрестностях не поселились [[бедуины]], женившиеся на беженках — арабках из лагерей несколько десятков лет тому назад.
Позже из этих же камней в круге строились уже арабские дома. После арабского завоевания в VII веке место было вновь покинуто до тех пор, пока в его окрестностях не поселились [[бедуины]], женившиеся на беженках — арабках из лагерей несколько десятков лет тому назад.

Версия 10:03, 23 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Файл:Herodium from above 2.jpg
Иродион, вид сверху

Херодион, Иродион, Геродион (Herodium или Herodion, ивр. הרודיון‎, араб. هيروديون‎‎) — древняя крепость вблизи поселка Текоа (Иудейская пустыня, территория находящаяся под контролем Израиля в Иудее.

Национальный парк Иродион расположен в 15 км к югу от Иерусалима и 5 км на юго-восток от Бейт-Лехема (Вифлеема), недалеко от древних дорог, ведущих к Мертвому морю. Одна из знаменитых построек Ирода I и предположительное место его захоронения, а также единственное место в мире, всё еще носящее его имя.

Содержание

История Иродиона

Период Второго Храма

Файл:Lower herodion.JPG
Нижний Иродион

Иродион был построен в 23—20 годах до н.э. на том месте, где Ирод, тогда еще претендент на престол, выиграл битву у войска Мирьям Хасмонейской, вынудившей бежать его из Иерусалима.

Структура крепости

Иродион строился как единый ансамбль (общая площадь приблизительно 600 × 500 м), в котором доминировала крепость на его северной половине. На главной оси (север — юг) ансамбля, делившей крепость на две равные части, помещались дворец (130 × 55 м), пролегавшая перед ним беговая дорожка (300 × 25 м) и полукруглая веранда для зрителей. Другие здания поселка и площадь с бассейном (70 × 46 м) и павильоном в центре располагались параллельно или перпендикулярно главной оси. Водоснабжение Иродиона обеспечивалось из источника Артаса (Эйтама) по акведуку в 8,5 км и системой водоемов и туннелей.

Круглая крепость Иродиона, возведенная на вершине стометрового скалистого холма (758 м над уровнем моря), совершенно уникальна. Она имела два концентрических кольца стен с коридором шириной около 3,5 м между ними. В его нижней части были сводчатые подвалы, а выше — этажи кладовых и жилых помещений для стражи. Внешняя стена (диаметр 63 м) с тремя полукруглыми (полыми) и одной цилиндрической (монолитной до высоты в 12 м) башнями была снаружи на высоту 15 м покрыта толстым слоем земли заодно со всем холмом, что придало последнему форму гигантского усеченного конуса. К единственным монументальным воротам крепости на северо-востоке вела широкая лестница (по Флавию — в 200 мраморных ступеней), врезанная в толщу насыпи. Здания внутри крепости, оказавшиеся как бы на дне глубокого колодца, образованного внутренней стеной (диаметр 51 м), имели дворцовый характер (мозаичные полы, роспись стен под мрамор, колонны с коринфскими капителями и прочее). Круглая комната в термах (диаметр около 4 м) была крыта куполом — одним из самых ранних в сооружениях этого рода.

Ирод очень гордился своим творением, хотя бывал в нем нечасто, предпочитая Кесарию.

После свержения сына Ирода Архелая (6 г н. э.) крепость перешла к римским наместникам, а в 66 году — во время Иудейской войны I - Иродион стал одним из последних пунктов обороны зелотов. Повстанцы воздвигли в Иродионе синагогу и бассейны для ритуального омовения, однако прожили там всего 4 года, так как крепость была захвачена римлянами.

Византийский период

Крепость, судя по Флавию (Война 7:163) и археологическим данным, пала без боя и оставалась заброшенной вплоть до восстания Бар-Кохбы (132—135 годов), когда, согласно свиткам Мёртвого моря, она стала одним из административных центров повстанцев.

Восстание было подавлено, а крепость снова заброшена до V—VII века, когда на развалинах поселилась большая община византийских монахов — отшельников, которые построили капеллу в крепости и три церкви из камней древних сооружений в поселке.

Позже из этих же камней в круге строились уже арабские дома. После арабского завоевания в VII веке место было вновь покинуто до тех пор, пока в его окрестностях не поселились бедуины, женившиеся на беженках — арабках из лагерей несколько десятков лет тому назад.

В данный момент Иродион является археологическим объектом, куда регулярно организуются туристические экскурсии рядом организаций, таких как Полевая школа "Кфар Эцион", ассоциация "Место встречи", и др.

Археологические раскопки

Файл:Herodion112.jpg
Общественные бани в центре города

Впервые раскопки в верхнем Иродионе были организованы в 1962—1967 годах иерусалимскими монахами-францисканцами под руководством В. Корбо. Никаких сенсационных находок они не сделали, либо не посчитали нужным их обнародовать.

Позже раскопки в нижнем Иродионе проводились археологом Эхудом Нецером с 1972 по 1988 год по заказу Еврейского университета. За это время была обнаружена система тайных фортификаций с водяными ямами, туннелями и лазами для внезапных атак, свидетельствовавшая о большом мастерстве строителей. Также археологи раскопали вход во дворец, остатки центрального сооружения Иродиона — круглого здания с башнями, римские бани.

С февраля 1997 года раскопки на Иродионе возобновились. Их вновь возглавил Эхуд Нецер. Он прямо обозначил цель экспедиции — поиски могилы Ирода Великого. Раскопки продолжались 10 лет, и, наконец, в 2007 году археолог сообщил общественности о «совершенно выдающемся событии»: его группе удалось обнаружить могилу царя Ирода. В общей сложности Нецер искал эту могилу в течение 35 лет. Археологи, впрочем, не обнаружили в могиле ни человеческих останков, ни золотой короны, скипетра и драгоценностей, которые были положены в саркофаг при погребении. Найдены лишь каменные обломки саркофага, украшенные царским гербом.

Могила Ирода

По версии знаменитого еврейского историка Иосифа Флавия именно в этой крепости завещал похоронить себя Ирод. Якобы так и поступили.

«После этого они занялись погребением царя. Архелай сделал все, чтобы погребение было как можно более великолепным: он даже вынес из дворца все царские украшения, чтобы их несли за телом. Погребальные носилки из чистого золота были украшены драгоценными камнями и убраны дорогим пурпуром. Тело Ирода было облачено в виссон, на голове его покоилась диадема, а поверх нее — золотой венец, в правую руку был вложен скипетр. За телом шли сыновья Ирода и все его многочисленные родственники, вслед за ними — телохранители, за ними — колонна фракийцев, германцы и галлы, все в полном боевом облачении. Далее шествовало войско при полном вооружении, сохранявшее боевой строй и ведомое военачальниками, за войском — 500 домашних рабов и вольноотпущенников, воскурявших благовония. Тело было пронесено на расстояние 70 стадиев до Геродиона, где во исполнение воли покойного царя и погребено. Так кончается история Ирода.»

— Иосиф Флавий

Местонахождение могилы Ирода — одна из загадок современной археологии. Иродион — лишь одно из предполагаемых мест захоронения легендарного правителя. Несмотря на громкое заявление Эхуда Нецера, ряд скептиков все еще сомневается в том, что загадка решена, ведь в могиле не было найдено письменных свидетельств, генетический анализ остатков также не проводился.

Фактически, археологи нашли лишь элементы сильно поврежденного мавзолея. «Скорее всего, это дело рук еврейских мятежников, контролировавших Иродион во время двух восстаний против Рима, — заявляет профессор Нецер. — Акт вандализма произошел приблизительно в 66—72 годах н.э.. Повстанцы славились особой ненавистью ко всему, что было связано с Иродом».

«Восточная могила», так археологи называли в ходе работ место захоронения, включала в себя два монументальных строения и большой ритуальный бассейн.

Под слоем песчаного грунта хорошо сохранилась одна из трибун мавзолея. У ее подножия археологи обнаружили остатки разбитого вдребезги саркофага. Его длина — два с половиной метра. Верхняя часть гроба треугольной формы. Изготовлен он из иерусалимского камня-известняка и украшен орнаментом. «Стилистически саркофаг, фрагменты мавзолея и орнамент полностью соответствуют иродианскому периоду», — утверждают участники раскопок. В многочисленных интервью Нецер настаивает на том, что сочетание таких факторов, как местоположение усыпальницы, характер украшения и фрагментов саркофага, однозначно указывает, что в данном месте был некогда захоронен именно Ирод Великий. Однако помимо этого не найдено ни одного артефакта, который имел бы прямое отношение к Ироду.

Смерть Эhуда Нецера

Эhуд Нецер, археолог, посвятивший свою жизнь поиску могилы царя Ирода и предположительно нашедший ее, в результате получил мировую известность, проводил экскурсии на месте археологических раскопок. В октябре 2010 года во время одной из них 76-летний Нецер облокотился на металлические поручни, которые оказались плохо укреплены. Потеряв равновесие, известный археолог упал с большой высоты и получил множественные травмы. Через три дня он скончался в больнице[1].

Примечания

Ссылки




Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГЕРОДИОН в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация