Рубинштейн, Ида Львовна
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Актёры по алфавиту» с помощью HotCat) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
||
(1 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
[[Файл:Bakst - Ida Rubinstein (1885-1960) comme Helene de Sparte, 1912.jpg|thumb|[[Леон Бакст]]. Костюм для Иды Рубинштейн в роли Елены Спартанской, [[1912]]]] | [[Файл:Bakst - Ida Rubinstein (1885-1960) comme Helene de Sparte, 1912.jpg|thumb|[[Леон Бакст]]. Костюм для Иды Рубинштейн в роли Елены Спартанской, [[1912]]]] | ||
- | '''Ида Львовна Рубинштейн''' ([[5 октября]] [[ | + | |
+ | '''Ида Львовна Рубинштейн''' ([[5 октября]] [[1885]], [[Харьков]] — [[20 сентября]] [[1960]], [[Ванс]], [[Альпы Приморские (департамент)|Альпы Приморские]]) — российская танцовщица и актриса, известная по портрету [[Серов, Валентин Александрович|В. А. Серова]]. | ||
== Биография == | == Биография == | ||
+ | |||
[[Файл:Portrait_of_Ida_Rubenstein1.jpg|thumb|left|[[Серов, Валентин Александрович|В. А. Серов]]. ''[[Портрет Иды Рубинштейн|Ида Рубинштейн]]'' ([[1910]])]] | [[Файл:Portrait_of_Ida_Rubenstein1.jpg|thumb|left|[[Серов, Валентин Александрович|В. А. Серов]]. ''[[Портрет Иды Рубинштейн|Ида Рубинштейн]]'' ([[1910]])]] | ||
- | + | Родилась в еврейской семье миллионеров из [[Харьков|Харькова]], рано осиротела. | |
+ | |||
+ | Рубинштейн, отличавшаяся необычной внешностью и с детства обладавшая артистическими способностями, после окончания гимназии в Петербурге изучала театральное искусство в [[Москва|Москве]] у А. Ленского (готовилась стать трагедийной актрисой), а затем во [[Франция|Франции]], [[Германия|Германии]], Англии (см. [[Великобритания]]). Несколько раз Рубинштейн начинала учиться у К. Станиславского, собиралась поступить в Художественного театр. | ||
+ | |||
+ | В 1906–1907 гг. она начала учиться танцевальному искусству у выдающегося русского хореографа М. Фокина, который, оценив природные данные и дарование Рубинштейн, привлек ее к постановке (1907) пьесы О. Уайльда «Саломея» в театре В. Комиссаржевской. | ||
+ | Спектакль был запрещен цензурой как «безнравственный», однако Рубинштейн в 1908 г. с большим успехом исполняла в Петербурге, [[Париж|Париже]] и [[Лондон|Лондоне]] танец [[Саломея|Саломеи]], поставленный для нее Фокиным (на музыку А. Глазунова, костюмы и декорации [[Бакст, Леон|Л. Бакста]]). | ||
В 1909-[[1911]] выступала в ''[[Русский балет Дягилева|Русском балете]]'' [[Дягилев, Сергей|Сергея Дягилева]] (''[[Шахерезада]]'' [[Римский-Корсаков|Римского-Корсакова]], [[1910]]; ''Мученичество Святого Себастьяна'' [[д'Аннунцио]] и [[Дебюсси]], [[1911]]). Архиепископ [[Париж]]а приказал католикам не посещать представления ''Святого Себастьяна'', поскольку роль святого, написанную д’Аннунцио специально для Рубинштейн, играла женщина, к тому же еврейка. На восьмом из Русских сезонов, в 1913, в театре Шатле в Париже [[Мейерхольд, Всеволод|Всеволод Мейерхольд]] поставил «Пизанеллу» [[д'Аннунцио]], где она исполняла главную роль, роль куртизанки. | В 1909-[[1911]] выступала в ''[[Русский балет Дягилева|Русском балете]]'' [[Дягилев, Сергей|Сергея Дягилева]] (''[[Шахерезада]]'' [[Римский-Корсаков|Римского-Корсакова]], [[1910]]; ''Мученичество Святого Себастьяна'' [[д'Аннунцио]] и [[Дебюсси]], [[1911]]). Архиепископ [[Париж]]а приказал католикам не посещать представления ''Святого Себастьяна'', поскольку роль святого, написанную д’Аннунцио специально для Рубинштейн, играла женщина, к тому же еврейка. На восьмом из Русских сезонов, в 1913, в театре Шатле в Париже [[Мейерхольд, Всеволод|Всеволод Мейерхольд]] поставил «Пизанеллу» [[д'Аннунцио]], где она исполняла главную роль, роль куртизанки. | ||
+ | |||
+ | Хотя Рубинштейн не владела в совершенстве профессиональной балетной техникой, она компенсировала это мимическим талантом, выразительными внешними данными, пластичностью и лаконичностью жеста (по свидетельству М. Фокина, «все выражалось одной позой, одним жестом, одним поворотом головы... Каждая линия продумана и прочувствована»). | ||
В [[1911]] начался трёхлетний роман Рубинштейн с [[Брукс, Ромейн|Ромейн Брукс]], художница написала несколько портретов возлюбленной. Образ Рубинштейн вдохновлял также [[Кеес ван Донген|Кееса ван Донгена]], [[Гандара, Антонио де ла|Антонио де ла Гандара]], Андре Дюнуайе де Сегонзака, Валентина Серова и Леона Бакста. | В [[1911]] начался трёхлетний роман Рубинштейн с [[Брукс, Ромейн|Ромейн Брукс]], художница написала несколько портретов возлюбленной. Образ Рубинштейн вдохновлял также [[Кеес ван Донген|Кееса ван Донгена]], [[Гандара, Антонио де ла|Антонио де ла Гандара]], Андре Дюнуайе де Сегонзака, Валентина Серова и Леона Бакста. | ||
Впоследствии Рубинштейн создала несколько собственных балетных трупп, сотрудничала с [[Онеггер]]ом (''Жанна д’Арк на костре'', по [[Клодель, Поль|П.Клоделю]]), [[Равель, Морис|Равелем]] (''Болеро'', ''Вальс''), [[Стравинский, Игорь|Стравинским]] (''Поцелуй феи'', ''Персефона''), [[Ибер, Жак|Ибером]] (''Странствующий рыцарь''). Она дружила с [[Бернар, Сара|Сарой Бернар]], [[Шагал, Марк|Марком Шагалом]], [[Кокто, Жан|Жаном Кокто]], [[Жид, Андре|Андре Жидом]], [[Нижинский, Вацлав|Вацлавом Нижинским]]. | Впоследствии Рубинштейн создала несколько собственных балетных трупп, сотрудничала с [[Онеггер]]ом (''Жанна д’Арк на костре'', по [[Клодель, Поль|П.Клоделю]]), [[Равель, Морис|Равелем]] (''Болеро'', ''Вальс''), [[Стравинский, Игорь|Стравинским]] (''Поцелуй феи'', ''Персефона''), [[Ибер, Жак|Ибером]] (''Странствующий рыцарь''). Она дружила с [[Бернар, Сара|Сарой Бернар]], [[Шагал, Марк|Марком Шагалом]], [[Кокто, Жан|Жаном Кокто]], [[Жид, Андре|Андре Жидом]], [[Нижинский, Вацлав|Вацлавом Нижинским]]. | ||
+ | |||
+ | Специально для Рубинштейн были написаны балет-мистерия «Мученичество святого Себастьяна» К. Дебюсси (1911, либретто Г. Д’Аннунцио), дивертисменты «Болеро» и «Вальс» М. Равеля (1928), балет «Персефона» И. Стравинского (1934, либретто А. Жида) и «Поцелуй феи» (1928, постановка Б. Нижинской). | ||
+ | |||
+ | Рубинштейн играла также в драматических спектаклях (например, в 1913 г. в написанной для нее Г. Д’Аннунцио драме «Пизанелла»; постановка В. Мейерхольда) и в кино. Портрет обнаженной Рубинштейн (темпера, уголь) в 1910 г. создал [[Серов, Валентин Александрович|В. Серов]]. | ||
+ | |||
+ | Последний раз Рубинштейн выступала в 1938 г. в Базеле в премьере оратории А. Онеггера на слова П. Клоделя «Жанна Д’Арк на костре». | ||
+ | |||
+ | После оккупации Франции (1940) Рубинштейн поселилась в Лондоне, где работала в госпитале для французских и английских солдат. В 1945 г. вернулась во Францию, вскоре приняла католичество и последние десять лет в полном уединении прожила на юге страны. | ||
== Рубинштейн в кино == | == Рубинштейн в кино == | ||
+ | |||
Ида Рубинштейн единственный раз снялась в кино — это был фильм ''Корабль'' ([[1921]]), поставленный по драме д’Аннунцио его сыном. | Ида Рубинштейн единственный раз снялась в кино — это был фильм ''Корабль'' ([[1921]]), поставленный по драме д’Аннунцио его сыном. | ||
- | |||
== Образ в искусстве == | == Образ в искусстве == | ||
+ | |||
* [http://www.jssgallery.org/Other_Artists/Antonio_de_la_Gandara/Ida_Rubinstein.html Антонио де ла Гандара. Портрет Иды Рубинштейн, 1913] | * [http://www.jssgallery.org/Other_Artists/Antonio_de_la_Gandara/Ida_Rubinstein.html Антонио де ла Гандара. Портрет Иды Рубинштейн, 1913] | ||
* [http://www.jssgallery.org/Other_Artists/Romaine_Brooks/Ida_Rubinstein.htm Ромейн Брукс. Печальная Венера] | * [http://www.jssgallery.org/Other_Artists/Romaine_Brooks/Ida_Rubinstein.htm Ромейн Брукс. Печальная Венера] | ||
Строка 43: | Строка 61: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
+ | |||
{{викисклад|Ida Rubinstein}} | {{викисклад|Ida Rubinstein}} | ||
* [http://all-photo.ru/portret/photos/18335-0.jpg Фотография] | * [http://all-photo.ru/portret/photos/18335-0.jpg Фотография] | ||
Строка 48: | Строка 67: | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Актёры по алфавиту]] | ||
+ | {{ElevenCopyRight|13615|РУБИНШТЕЙН Ида Львовна}} | ||
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
- | + | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | [[Категория: | + | |
- | + |
Текущая версия на 10:32, 22 августа 2012
Регулярная исправленная статья | |
Ида Львовна Рубинштейн (5 октября 1885, Харьков — 20 сентября 1960, Ванс, Альпы Приморские) — российская танцовщица и актриса, известная по портрету В. А. Серова.
Содержание |
Биография
Родилась в еврейской семье миллионеров из Харькова, рано осиротела.
Рубинштейн, отличавшаяся необычной внешностью и с детства обладавшая артистическими способностями, после окончания гимназии в Петербурге изучала театральное искусство в Москве у А. Ленского (готовилась стать трагедийной актрисой), а затем во Франции, Германии, Англии (см. Великобритания). Несколько раз Рубинштейн начинала учиться у К. Станиславского, собиралась поступить в Художественного театр.
В 1906–1907 гг. она начала учиться танцевальному искусству у выдающегося русского хореографа М. Фокина, который, оценив природные данные и дарование Рубинштейн, привлек ее к постановке (1907) пьесы О. Уайльда «Саломея» в театре В. Комиссаржевской. Спектакль был запрещен цензурой как «безнравственный», однако Рубинштейн в 1908 г. с большим успехом исполняла в Петербурге, Париже и Лондоне танец Саломеи, поставленный для нее Фокиным (на музыку А. Глазунова, костюмы и декорации Л. Бакста).
В 1909-1911 выступала в Русском балете Сергея Дягилева (Шахерезада Римского-Корсакова, 1910; Мученичество Святого Себастьяна д'Аннунцио и Дебюсси, 1911). Архиепископ Парижа приказал католикам не посещать представления Святого Себастьяна, поскольку роль святого, написанную д’Аннунцио специально для Рубинштейн, играла женщина, к тому же еврейка. На восьмом из Русских сезонов, в 1913, в театре Шатле в Париже Всеволод Мейерхольд поставил «Пизанеллу» д'Аннунцио, где она исполняла главную роль, роль куртизанки.
Хотя Рубинштейн не владела в совершенстве профессиональной балетной техникой, она компенсировала это мимическим талантом, выразительными внешними данными, пластичностью и лаконичностью жеста (по свидетельству М. Фокина, «все выражалось одной позой, одним жестом, одним поворотом головы... Каждая линия продумана и прочувствована»).
В 1911 начался трёхлетний роман Рубинштейн с Ромейн Брукс, художница написала несколько портретов возлюбленной. Образ Рубинштейн вдохновлял также Кееса ван Донгена, Антонио де ла Гандара, Андре Дюнуайе де Сегонзака, Валентина Серова и Леона Бакста.
Впоследствии Рубинштейн создала несколько собственных балетных трупп, сотрудничала с Онеггером (Жанна д’Арк на костре, по П.Клоделю), Равелем (Болеро, Вальс), Стравинским (Поцелуй феи, Персефона), Ибером (Странствующий рыцарь). Она дружила с Сарой Бернар, Марком Шагалом, Жаном Кокто, Андре Жидом, Вацлавом Нижинским.
Специально для Рубинштейн были написаны балет-мистерия «Мученичество святого Себастьяна» К. Дебюсси (1911, либретто Г. Д’Аннунцио), дивертисменты «Болеро» и «Вальс» М. Равеля (1928), балет «Персефона» И. Стравинского (1934, либретто А. Жида) и «Поцелуй феи» (1928, постановка Б. Нижинской).
Рубинштейн играла также в драматических спектаклях (например, в 1913 г. в написанной для нее Г. Д’Аннунцио драме «Пизанелла»; постановка В. Мейерхольда) и в кино. Портрет обнаженной Рубинштейн (темпера, уголь) в 1910 г. создал В. Серов.
Последний раз Рубинштейн выступала в 1938 г. в Базеле в премьере оратории А. Онеггера на слова П. Клоделя «Жанна Д’Арк на костре».
После оккупации Франции (1940) Рубинштейн поселилась в Лондоне, где работала в госпитале для французских и английских солдат. В 1945 г. вернулась во Францию, вскоре приняла католичество и последние десять лет в полном уединении прожила на юге страны.
Рубинштейн в кино
Ида Рубинштейн единственный раз снялась в кино — это был фильм Корабль (1921), поставленный по драме д’Аннунцио его сыном.
Образ в искусстве
- Антонио де ла Гандара. Портрет Иды Рубинштейн, 1913
- Ромейн Брукс. Печальная Венера
- Ромейн Брукс. Портрет Иды Рубинштейн, 1917
Литература
- De Cossart M. Ida Rubinstein (1885—1960): a theatrical life. Liverpool: Liverpool UP, 1987
- Depaulis J. Ida Rubinstein: une inconnue jadis célèbre. Paris: H. Champion, 1995
- Woolf V. Dancing in the vortex: the story of Ida Rubinstein. Amsterdam: Harwood Academic; Abingdon: Marston, 2000
- Bentley T. Sisters of Salome. New Haven: Yale UP, 2002, p.129-165
Ссылки
Рубинштейн, Ида Львовна на Викискладе? |
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РУБИНШТЕЙН Ида Львовна в ЭЕЭ
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.