Нахум (Наум), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (→Время написания: обновление данных) |
(→Содержание: обновление данных) |
||
Строка 29: | Строка 29: | ||
Взятие Ашшурбанипалом египетских Фив (библейское Но-Амон) в 663 г. до н. э., упоминаемое Нахумом (3:8–10), способствует датировке его пророческой деятельности; с другой стороны, невозможно с определенностью сказать, написано ли пророчество до или после разрушения Ниневии вавилонянами и мидийцами в августе 612 г. до н. э. Тот факт, что во 2-й и 3-й главах события описываются глаголами совершенного вида, наводит на предположение, что ко времени написания пророчества Ниневия уже пала; с другой стороны, некоторые отрывки (например 3:11, 14–15), как кажется, свидетельствуют, что сопротивление ассирийцев еще не было сломлено; представляется таким образом вероятным, что пророчество было написано в том же 612 г. до н. э, незадолго до окончательного поражения Ассирии. Не исключено, однако, что поводом к пророчеству послужила более ранняя неудачная попытка мидийцев взять город в 613 г. до н. э. | Взятие Ашшурбанипалом египетских Фив (библейское Но-Амон) в 663 г. до н. э., упоминаемое Нахумом (3:8–10), способствует датировке его пророческой деятельности; с другой стороны, невозможно с определенностью сказать, написано ли пророчество до или после разрушения Ниневии вавилонянами и мидийцами в августе 612 г. до н. э. Тот факт, что во 2-й и 3-й главах события описываются глаголами совершенного вида, наводит на предположение, что ко времени написания пророчества Ниневия уже пала; с другой стороны, некоторые отрывки (например 3:11, 14–15), как кажется, свидетельствуют, что сопротивление ассирийцев еще не было сломлено; представляется таким образом вероятным, что пророчество было написано в том же 612 г. до н. э, незадолго до окончательного поражения Ассирии. Не исключено, однако, что поводом к пророчеству послужила более ранняя неудачная попытка мидийцев взять город в 613 г. до н. э. | ||
- | == Содержание == | + | == Содержание книги == |
- | Первая глава представляет собой псалом, написанный | + | # Первая глава представляет собой псалом, написанный неполным [[акростих]]ом, восславляющий [[Бог]]а-Судью. За этим вступлением, содержащим традиционные мотивы непререкаемой власти Бога над стихиями и упования на Него, следует собственно пророчество о Ниневии (начиная с 1:14), отличающееся высоким поэтическим мастерством. Стилистика и образы пророчества, по-видимому, заимствованы из литургических описаний борьбы Бога с Его противниками и находят параллель в шумеро-аккадских и угаритских текстах. |
+ | # Вторая глава рассказывает о падении Ниневии. В ней особенно подчёркивается, что это великий город, столица могушественной империи. Она сравнивается с львиным логовом (лев — символ Ассирии). | ||
+ | # Третья глава продолжает эту тему. Падение Ниневии неизбежно, ибо Бог выступил против нее (3:5–6); город не сможет противостоять врагу, как египетские Фивы не смогли избежать своей участи (3:8–11). Причины гибели города - [[Проституция#Храмовая проституция|храмовая проституция]], жадность, жестокость. Падение Ниневии сравнивается с тем, как ассирийцы захватывали другие города и страны. | ||
- | + | В основе пророчества лежит идея праведного промысла Всевышнего, отмщающего за преступления и служащего оплотом всех уповающих на Него. Книга Нахум, таким образом, зиждется на концепции моральной власти Бога над миром. | |
- | + | ||
- | + | ||
+ | {{ElevenCopyRight|12929|НАХУМ}} | ||
{{Книги ТаНаХа}} | {{Книги ТаНаХа}} | ||
{{Библейские пророки|Письменные}} | {{Библейские пророки|Письменные}} | ||
{{rq|source}} | {{rq|source}} | ||
- | |||
[[Категория:Книги ТаНаХа]] | [[Категория:Книги ТаНаХа]] | ||
- | |||
- | |||
- |
Версия 18:08, 19 августа 2012
Источник: | |||||||||
|
|
Септуагинта • Вульгата |
Библейская хронология |
Интерпретации
Герменевтика • Экзегетика |
Мессия • Вечная жизнь |
Сотворение мира • Грехопадение |
Книга пророка Нау́ма (Нау́ма) — книга ТаНаХа, написанная пророком Нахумом (ивр. נַחוּם) - один из двенадцати малых пророков.
Книга представляет собой поэму из всего 3х глав, содержащую предсказание падении Ниневии, столицы могущественной Ассирийской империи. Вероятно поэма предназначалась для исполнения в Храме.
Автор
Книга носит название «Пророчества о Ниневии. Книга видения Нахума из Элкоши». Однако практически ничего не известно ни о Науме, но о поселении Элкош.
Его имя означает «утешитель» и, вероятно, является усеченной формой имени Нехемия (Господь утешит). Возможно, пророк как-то связан с городом Капернаумом (Кфар-Нахум, город Наума). По преданию, Наум умер на 45-м году жизни и был погребён в своей земле.
Время написания
Взятие Ашшурбанипалом египетских Фив (библейское Но-Амон) в 663 г. до н. э., упоминаемое Нахумом (3:8–10), способствует датировке его пророческой деятельности; с другой стороны, невозможно с определенностью сказать, написано ли пророчество до или после разрушения Ниневии вавилонянами и мидийцами в августе 612 г. до н. э. Тот факт, что во 2-й и 3-й главах события описываются глаголами совершенного вида, наводит на предположение, что ко времени написания пророчества Ниневия уже пала; с другой стороны, некоторые отрывки (например 3:11, 14–15), как кажется, свидетельствуют, что сопротивление ассирийцев еще не было сломлено; представляется таким образом вероятным, что пророчество было написано в том же 612 г. до н. э, незадолго до окончательного поражения Ассирии. Не исключено, однако, что поводом к пророчеству послужила более ранняя неудачная попытка мидийцев взять город в 613 г. до н. э.
Содержание книги
- Первая глава представляет собой псалом, написанный неполным акростихом, восславляющий Бога-Судью. За этим вступлением, содержащим традиционные мотивы непререкаемой власти Бога над стихиями и упования на Него, следует собственно пророчество о Ниневии (начиная с 1:14), отличающееся высоким поэтическим мастерством. Стилистика и образы пророчества, по-видимому, заимствованы из литургических описаний борьбы Бога с Его противниками и находят параллель в шумеро-аккадских и угаритских текстах.
- Вторая глава рассказывает о падении Ниневии. В ней особенно подчёркивается, что это великий город, столица могушественной империи. Она сравнивается с львиным логовом (лев — символ Ассирии).
- Третья глава продолжает эту тему. Падение Ниневии неизбежно, ибо Бог выступил против нее (3:5–6); город не сможет противостоять врагу, как египетские Фивы не смогли избежать своей участи (3:8–11). Причины гибели города - храмовая проституция, жадность, жестокость. Падение Ниневии сравнивается с тем, как ассирийцы захватывали другие города и страны.
В основе пророчества лежит идея праведного промысла Всевышнего, отмщающего за преступления и служащего оплотом всех уповающих на Него. Книга Нахум, таким образом, зиждется на концепции моральной власти Бога над миром.
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|