Мордехай
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) (Перенаправление на Эстер (Эсфирь), библейская книга) |
(консолидация) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
+ | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
+ | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
+ | |КАЧЕСТВО= | ||
+ | |УРОВЕНЬ= | ||
+ | |НАЗВАНИЕ= | ||
+ | |ПОДЗАГОЛОВОК= | ||
+ | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ= | ||
+ | |АВТОР2= | ||
+ | |ТЕМА= | ||
+ | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА= | ||
+ | |ИЗ ЦИКЛА= | ||
+ | |ПУБЛИКАЦИИ= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ= 14 ноября 2011 | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ИСТОЧНИК= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | }} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Мордехай''' (в русской традиции '''Мардохей''') (מָרְדְּכַי, также מָרְדֳּכַי Мордохай) - главный персонаж (наряду со своей племянницей и приемной дочерью [[Эстер]]-Эсфирью) [[Эстер (Эсфирь), библейская книга|свитка Эстер]]. | ||
+ | == История Мордехая == | ||
+ | [[Файл:Aert de Gelder 004.jpg|200px|right|thumb|Арент де Гельдер, "Мордехай и Эстер", 1685]] | ||
+ | {{main|Эстер (Эсфирь), библейская книга}} | ||
+ | Согласно свитку Эстер, Мордехай был правнуком Киша из [[Колена Израилевы|колена]] [[Биньямин]]а (2:5). Так как имя Киш встречается в [[Танах]]е (Библии) лишь однажды в качестве имени отца царя [[Шауль|Шаул]]я (Саул), также принадлежавшего к колену Биньямин, можно предположить, что Мордехай происходил из рода Шауля. Согласно свитку Эстер, Мордехай жил в [[Сузы|Сузах]] (Шушане), столице персидского царя Ахашвероша, то есть Ксеркса. Имя Мордехай — производное от имени вавилонского бога Мардука (вавилонские имена были нередки среди евреев этой страны, в том числе среди потомков [[Давид|Давида]] — см. [[Зрубавел]]). | ||
+ | == Упоминание в Танахе == | ||
+ | [[Файл:Restout - Le Triomphe de Mardochée.JPG|250px|right|thumb|Jean II Restout, "Триумф Мордехая", 17 в.]] | ||
+ | Когда Эстер была выбрана царем Ахашверошем для своего гарема, Мордехай велел ей не открывать царю своего происхождения (Эсф. 2:10). Так как Мордехай «сидел у ворот царских» (там же, 2:21), то есть был одним из придворных (ср. Дан. 2:49), он мог ежедневно справляться о благополучии Эстер (2:11). Узнав о готовящемся покушении на царя, он сообщил об этом царю через нее; заговорщики были казнены, а заслуга Мордехая занесена в царские анналы (Эсф. 2:21–23). Когда царь возвысил над всеми [[Хаман]]а (в русской традиции Аман), потомка царя [[Амалекитяне|амалекитян]] Агага (I Сам. 15:8–33), Мордехай отказался кланяться этому вельможе (Эсф. 3:1–5), видимо, помня о существующей между евреями и амалекитянами вечной вражде (Исх. 17:14–16; Втор. 25:17–19). Хаман решает отомстить не только Мордехаю, но и всем евреям персидской державы, убедив царя распорядиться об их истреблении в назначенный заранее день (Эсф. 3:6–15). Мордехай просит Эстер вступиться за свой народ: «Не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придут для иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете» (там же, 4:13–14). Тем временем царь, вспомнив об услуге, оказанной ему Мордехаем, приказал Хаману облечь Мордехая в царские одежды, вывезти его на царском коне на главную площадь и провозгласить о милости царя к нему (6:6–11). | ||
+ | |||
+ | В конце концов был издан новый указ, разрешающий евреям обороняться, Хаман казнен на виселице, которую соорудил для Мордехая, его имущество отдано Мордехаю, назначенному визирем, а враги евреев во всем персидском царстве преданы в их руки. В память об этих событиях Мордехай установил двухдневный праздник 14 и 15 [[Адар|адара]] (Эсф. 9:22) - [[Пурим]]. Во времена [[Хасмонеи|Хасмонеев]] 14 адара назывался «днем Мордехая» (II Мак. 15:36). | ||
+ | == Упоминание в других еврейских источниках == | ||
+ | |||
+ | В [[Аггада|Аггаде]] Мордехай выступает как [[Пророки И Пророчество||пророк]] и иногда идентифицируется с [[Мал’ахи]] (Мег. 12а). Извещенный пророком [[Илия|Илией]] об антиеврейском указе царя, Мордехай попросил трех мальчиков сказать ему последний выученный ими библейский стих; все процитировали разные стихи, однако в каждом из трех содержалось пророчество, что Израилю не следует опасаться обращенных против него козней (Мег. 16а). | ||
+ | |||
+ | Мордехай стал царем евреев (Эстер Р. 10:12) и чеканил монету, на одной стороне которой были изображены власяница и пепел, а на другой — золотой венец (Быт. Р. 39:11). Однако, снискав мирскую власть, Мордехай потерял духовную силу, потому что его политическая и административная деятельность не оставляла времени на изучение [[Тора|Торы]]; по этой причине он утратил свое первенство среди еврейских ученых, став седьмым среди них (Мег. 16б). | ||
+ | |||
+ | В определенной мере в Мордехае можно видеть прообраз [[Придворные Евреи|придворного еврея]] позднейших времен. Он верно служит царю, спасает его от заговорщиков, борется с личным врагом, но в то же время не забывает о помощи своему народу и выручает его в беде. | ||
+ | == Упоминание в нееврейских источниках == | ||
+ | В клинописных табличках конца царствования Дария I или начала царствования Ксеркса упоминается чиновник по имени Мардука, которого некоторые исследователи идентифицируют с библейским Мордехаем. Существует также предположение, что место, занимаемое евреями в документах семьи Мурашу (эпоха правления наследников Ксеркса — Артаксеркса I и Дария II), в противоположность отсутствию всякого упоминания о них в более ранних документах, соответствует сообщению Библии, что Мордехай «искал и достиг добра народу своему» (10:3). | ||
+ | == См. также == | ||
+ | [[Пурим]] | ||
+ | == Источники == | ||
+ | {{ElevenCopyRight|12842|МОРДЕХАЙ}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Библейские персонажи]] |
Версия 17:10, 15 августа 2012
Источник: | ||||||||||
|
Мордехай (в русской традиции Мардохей) (מָרְדְּכַי, также מָרְדֳּכַי Мордохай) - главный персонаж (наряду со своей племянницей и приемной дочерью Эстер-Эсфирью) свитка Эстер.
Содержание |
История Мордехая
Согласно свитку Эстер, Мордехай был правнуком Киша из колена Биньямина (2:5). Так как имя Киш встречается в Танахе (Библии) лишь однажды в качестве имени отца царя Шауля (Саул), также принадлежавшего к колену Биньямин, можно предположить, что Мордехай происходил из рода Шауля. Согласно свитку Эстер, Мордехай жил в Сузах (Шушане), столице персидского царя Ахашвероша, то есть Ксеркса. Имя Мордехай — производное от имени вавилонского бога Мардука (вавилонские имена были нередки среди евреев этой страны, в том числе среди потомков Давида — см. Зрубавел).
Упоминание в Танахе
Когда Эстер была выбрана царем Ахашверошем для своего гарема, Мордехай велел ей не открывать царю своего происхождения (Эсф. 2:10). Так как Мордехай «сидел у ворот царских» (там же, 2:21), то есть был одним из придворных (ср. Дан. 2:49), он мог ежедневно справляться о благополучии Эстер (2:11). Узнав о готовящемся покушении на царя, он сообщил об этом царю через нее; заговорщики были казнены, а заслуга Мордехая занесена в царские анналы (Эсф. 2:21–23). Когда царь возвысил над всеми Хамана (в русской традиции Аман), потомка царя амалекитян Агага (I Сам. 15:8–33), Мордехай отказался кланяться этому вельможе (Эсф. 3:1–5), видимо, помня о существующей между евреями и амалекитянами вечной вражде (Исх. 17:14–16; Втор. 25:17–19). Хаман решает отомстить не только Мордехаю, но и всем евреям персидской державы, убедив царя распорядиться об их истреблении в назначенный заранее день (Эсф. 3:6–15). Мордехай просит Эстер вступиться за свой народ: «Не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придут для иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете» (там же, 4:13–14). Тем временем царь, вспомнив об услуге, оказанной ему Мордехаем, приказал Хаману облечь Мордехая в царские одежды, вывезти его на царском коне на главную площадь и провозгласить о милости царя к нему (6:6–11).
В конце концов был издан новый указ, разрешающий евреям обороняться, Хаман казнен на виселице, которую соорудил для Мордехая, его имущество отдано Мордехаю, назначенному визирем, а враги евреев во всем персидском царстве преданы в их руки. В память об этих событиях Мордехай установил двухдневный праздник 14 и 15 адара (Эсф. 9:22) - Пурим. Во времена Хасмонеев 14 адара назывался «днем Мордехая» (II Мак. 15:36).
Упоминание в других еврейских источниках
В Аггаде Мордехай выступает как |пророк и иногда идентифицируется с Мал’ахи (Мег. 12а). Извещенный пророком Илией об антиеврейском указе царя, Мордехай попросил трех мальчиков сказать ему последний выученный ими библейский стих; все процитировали разные стихи, однако в каждом из трех содержалось пророчество, что Израилю не следует опасаться обращенных против него козней (Мег. 16а).
Мордехай стал царем евреев (Эстер Р. 10:12) и чеканил монету, на одной стороне которой были изображены власяница и пепел, а на другой — золотой венец (Быт. Р. 39:11). Однако, снискав мирскую власть, Мордехай потерял духовную силу, потому что его политическая и административная деятельность не оставляла времени на изучение Торы; по этой причине он утратил свое первенство среди еврейских ученых, став седьмым среди них (Мег. 16б).
В определенной мере в Мордехае можно видеть прообраз придворного еврея позднейших времен. Он верно служит царю, спасает его от заговорщиков, борется с личным врагом, но в то же время не забывает о помощи своему народу и выручает его в беде.
Упоминание в нееврейских источниках
В клинописных табличках конца царствования Дария I или начала царствования Ксеркса упоминается чиновник по имени Мардука, которого некоторые исследователи идентифицируют с библейским Мордехаем. Существует также предположение, что место, занимаемое евреями в документах семьи Мурашу (эпоха правления наследников Ксеркса — Артаксеркса I и Дария II), в противоположность отсутствию всякого упоминания о них в более ранних документах, соответствует сообщению Библии, что Мордехай «искал и достиг добра народу своему» (10:3).