Мильнер, Моше Михаэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии:Израиль» с помощью HotCat) |
||
Строка 50: | Строка 50: | ||
[[Категория:Музыка]] | [[Категория:Музыка]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии:Израиль]] |
Версия 11:13, 15 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Мильнер, Моше Михаэль (Михаил Арнольдович; 1886, Ракитное, ныне Киевская область, – 1953, Ленинград), еврейский композитор и дирижер.
Содержание |
Биографические сведения
Рано осиротев, был с десяти лет певчим в хоре хаззана Я. Ш. Мороговского (1856–1942), затем в киевской Хоральной синагоге.
При материальной поддержке ее основателей Бродских обучался игре на фортепиано у А. Дзмитровского (руководитель хора) и у О. Веккера; в 1907–15 гг. занимался в Петербургской консерватории у М. Миклашевского и М. Бариновой — фортепиано, у А. Лядова, М. Штейнберга (1883–1946) и других — композицией.
Был активным членом Общества еврейской народной музыки (основано в 1908 г.), в числе первых изданий которого — фортепианная пьеса Мильнера «Байм ребн ну мелаве Малка» («У ребе на проводах Царицы-субботы», 1914; см. Мелавве-малка).
Творческий путь
Мильнер дирижировал хором Общества (1911–23), военным оркестром (1915–18), хором Петербургской Большой синагоги (1912–19). В 1924–25 гг. заведовал музыкальной частью ГОСЕТа, в 1929–31 гг. — Харьковского еврейского театра, в 1931–41 гг. руководил еврейским вокальным ансамблем в Ленинграде (см. Санкт-Петербург), где в годы Второй мировой войны пережил блокаду.
Особенности творчества
В творчестве Мильнера, в котором особенно ощутимо влияние М. Мусоргского, основу музыкального языка составляют еврейский мелос и интонации синагогальной музыки и характерный для нее речитатив.
Произведения
Среди его произведений: оперы на идиш «Ди химлен бренен» («Небеса пылают», 1923, либретто Мильнера совместно с М. Ривесманом, 1868–1924, по «Диббуку» С. Ан-ского; премьера под управлением автора — 16 мая в Большом драматическом театре, оркестр и хор Петроградского театра оперы и балета с участием солистов филармонии, режиссер В. Раппопорт, декорации В. Щуко и А. Бенуа; после третьего представления 23 мая была снята с репертуара как «реакционная»); «Дер найер вег» («Новый путь», 1933, либретто С. Галицкого); «Флавий» (1933–43, по «Иудейской войне» Л. Фейхтвангера; не окончена); балет «Асмодей»; симфония (1937); симфонические поэмы «Юдифь» и «Партизаны» (1944); симфоническая сюита на еврейские темы; хоралы «У-нетанне токеф» («Возгласим мощь» — молитва на Рош hа-Шана) и «Ад ана, Адонай» («Доколе, Господи», Пс. 13:2), «Эл hа-циппор» («К ласточке», слова Х. Н. Бялика); вокальная сюита «Ди мутер ун дос кинд» («Мать и дитя», 1916, слова И. Л. Переца); поэма для голоса и фортепиано «Суламифь» (1950); романсы на слова Г. Гейне, еврейских и русских поэтов; музыка более чем к 40 спектаклям, в том числе к «Голему» (по Х. Лейвику) для «Хабимы», «Нит гедайгет» («Не унывать», 1931, по П. Маркишу) для ГОСЕТа, «Юлис» (по М. Даниэлю), «Хирш Леккерт» (по А. Кушнирову) и другие — для Харьковского еврейского театра.
Официальная советская критика часто обвиняла Мильнера в еврейском национализме и игнорировании современной тематики.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МИЛЬНЕР Моше Михаэль в ЭЕЭ