Мильнер, Моше Михаэль

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Мильнер, Моше Михаэль''' (Михаил Арнольдович; 1886, Ракитное, ныне Киевская область, – 1953, Ленинград), еврейский композитор и дирижер. Рано осиротев, был с десяти лет певчим в хоре [[Хаззан|хаззана]] Я. Ш. Мороговского (1856–1942), затем в киевской Хоральной синагоге. При материальной поддержке ее основателей [[Бродские|Бродских]] обучался игре на фортепиано у А. Дзмитровского (руководитель хора) и у О. Веккера; в 1907–15 гг. занимался в Петербургской консерватории у М. Миклашевского и М. Бариновой — фортепиано, у А. Лядова, М. Штейнберга (1883–1946) и других — композицией. Был активным членом [[Общество Еврейской Народной Музыки|Общества еврейской народной музыки]] (основано в 1908 г.), в числе первых изданий которого — фортепианная пьеса Мильнера «Байм ребн ну мелаве Малка» («У ребе на проводах Царицы-субботы», 1914; см. [[Мелавве-Малка|Мелавве-малка]]). Мильнер дирижировал хором Общества (1911–23), военным оркестром (1915–18), хором Петербургской Большой синагоги (1912–19). В 1924–25 гг. заведовал музыкальной частью [[Госет|ГОСЕТа]], в 1929–31 гг. — Харьковского еврейского театра, в 1931–41 гг. руководил еврейским вокальным ансамблем в Ленинграде (см. [[Санкт-Петербург]]), где в годы Второй мировой войны пережил блокаду.
+
'''Мильнер, Моше Михаэль''' (Михаил Арнольдович; 1886, Ракитное, ныне Киевская область, – 1953, Ленинград), еврейский композитор и дирижер.  
 +
=== Биографические сведения ===
-
В творчестве Мильнера, в котором особенно ощутимо влияние М. Мусоргского, основу музыкального языка составляют еврейский мелос и интонации синагогальной музыки и характерный для нее речитатив. Среди его произведений: оперы на [[Идиш Язык|идиш]] «Ди химлен бренен» («Небеса пылают», 1923, либретто Мильнера совместно с М. Ривесманом, 1868–1924, по «Диббуку» [[Ан-Ский С|С. Ан-ского]]; премьера под управлением автора — 16 мая в Большом драматическом театре, оркестр и хор Петроградского театра оперы и балета с участием солистов филармонии, режиссер В. Раппопорт, декорации В. Щуко и А. Бенуа; после третьего представления 23 мая была снята с репертуара как «реакционная»); «Дер найер вег» («Новый путь», 1933, либретто С. Галицкого); «Флавий» (1933–43, по «Иудейской войне» [[Фейхтвангер, Лион|Л. Фейхтвангера]]; не окончена); балет «Асмодей»; симфония (1937); симфонические поэмы «Юдифь» и «Партизаны» (1944); симфоническая сюита на еврейские темы; хоралы «У-нетанне токеф» («Возгласим мощь» — молитва на [[Рош hа-Шана|Рош hа-Шана]]) и «Ад ана, Адонай» («Доколе, Господи», Пс. 13:2), «Эл hа-циппор» («К ласточке», слова [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялика]]); вокальная сюита «Ди мутер ун дос кинд» («Мать и дитя», 1916, слова [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Переца]]); поэма для голоса и фортепиано «Суламифь» (1950); романсы на слова [[Гейне, Генрих|Г. Гейне]], еврейских и русских поэтов; музыка более чем к 40 спектаклям, в том числе к «Голему» (по [[Лейвик Х|Х. Лейвику]]) для [[«Хабима»|«Хабимы»]], «Нит гедайгет» («Не унывать», 1931, по [[Маркиш, Перец|П. Маркишу]]) для ГОСЕТа, «Юлис» (по [[Даниэль М|М. Даниэлю]]), «Хирш Леккерт» (по [[Кушниров, Ахарон|А. Кушнирову]]) и другие — для Харьковского еврейского театра.
+
Рано осиротев, был с десяти лет певчим в хоре [[Хаззан|хаззана]] Я. Ш. Мороговского (1856–1942), затем в киевской Хоральной синагоге.
 +
 
 +
При материальной поддержке ее основателей [[Бродские|Бродских]] обучался игре на фортепиано у А. Дзмитровского (руководитель хора) и у О. Веккера; в 1907–15 гг. занимался в Петербургской консерватории у М. Миклашевского и М. Бариновой — фортепиано, у А. Лядова, М. Штейнберга (1883–1946) и других — композицией.
 +
 
 +
Был активным членом [[Общество Еврейской Народной Музыки|Общества еврейской народной музыки]] (основано в 1908 г.), в числе первых изданий которого — фортепианная пьеса Мильнера «Байм ребн ну мелаве Малка» («У ребе на проводах Царицы-субботы», 1914; см. [[Мелавве-Малка|Мелавве-малка]]).
 +
=== Творческий путь ===
 +
 
 +
Мильнер дирижировал хором Общества (1911–23), военным оркестром (1915–18), хором Петербургской Большой синагоги (1912–19). В 1924–25 гг. заведовал музыкальной частью [[Госет|ГОСЕТа]], в 1929–31 гг. — Харьковского еврейского театра, в 1931–41 гг. руководил еврейским вокальным ансамблем в Ленинграде (см. [[Санкт-Петербург]]), где в годы Второй мировой войны пережил блокаду.
 +
=== Особенности творчества ===
 +
 
 +
В творчестве Мильнера, в котором особенно ощутимо влияние М. Мусоргского, основу музыкального языка составляют еврейский мелос и интонации синагогальной музыки и характерный для нее речитатив.  
 +
=== Произведения ===
 +
 
 +
Среди его произведений: оперы на [[Идиш Язык|идиш]] «Ди химлен бренен» («Небеса пылают», 1923, либретто Мильнера совместно с М. Ривесманом, 1868–1924, по «Диббуку» [[Ан-Ский С|С. Ан-ского]]; премьера под управлением автора — 16 мая в Большом драматическом театре, оркестр и хор Петроградского театра оперы и балета с участием солистов филармонии, режиссер В. Раппопорт, декорации В. Щуко и А. Бенуа; после третьего представления 23 мая была снята с репертуара как «реакционная»); «Дер найер вег» («Новый путь», 1933, либретто С. Галицкого); «Флавий» (1933–43, по «Иудейской войне» [[Фейхтвангер, Лион|Л. Фейхтвангера]]; не окончена); балет «Асмодей»; симфония (1937); симфонические поэмы «Юдифь» и «Партизаны» (1944); симфоническая сюита на еврейские темы; хоралы «У-нетанне токеф» («Возгласим мощь» — молитва на [[Рош hа-Шана|Рош hа-Шана]]) и «Ад ана, Адонай» («Доколе, Господи», Пс. 13:2), «Эл hа-циппор» («К ласточке», слова [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялика]]); вокальная сюита «Ди мутер ун дос кинд» («Мать и дитя», 1916, слова [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Переца]]); поэма для голоса и фортепиано «Суламифь» (1950); романсы на слова [[Гейне, Генрих|Г. Гейне]], еврейских и русских поэтов; музыка более чем к 40 спектаклям, в том числе к «Голему» (по [[Лейвик Х|Х. Лейвику]]) для [[«Хабима»|«Хабимы»]], «Нит гедайгет» («Не унывать», 1931, по [[Маркиш, Перец|П. Маркишу]]) для ГОСЕТа, «Юлис» (по [[Даниэль М|М. Даниэлю]]), «Хирш Леккерт» (по [[Кушниров, Ахарон|А. Кушнирову]]) и другие — для Харьковского еврейского театра.
Официальная советская критика часто обвиняла Мильнера в еврейском национализме и игнорировании современной тематики.
Официальная советская критика часто обвиняла Мильнера в еврейском национализме и игнорировании современной тематики.
Строка 33: Строка 47:
{{ElevenCopyRight|12769|МИЛЬНЕР Моше Михаэль}}
{{ElevenCopyRight|12769|МИЛЬНЕР Моше Михаэль}}
-
[[Категория:ФОЛЬКЛОР.  ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]]  
+
   
[[Категория:Музыка]]
[[Категория:Музыка]]

Версия 11:12, 15 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Мильнер, Моше Михаэль (Михаил Арнольдович; 1886, Ракитное, ныне Киевская область, – 1953, Ленинград), еврейский композитор и дирижер.

Содержание

Биографические сведения

Рано осиротев, был с десяти лет певчим в хоре хаззана Я. Ш. Мороговского (1856–1942), затем в киевской Хоральной синагоге.

При материальной поддержке ее основателей Бродских обучался игре на фортепиано у А. Дзмитровского (руководитель хора) и у О. Веккера; в 1907–15 гг. занимался в Петербургской консерватории у М. Миклашевского и М. Бариновой — фортепиано, у А. Лядова, М. Штейнберга (1883–1946) и других — композицией.

Был активным членом Общества еврейской народной музыки (основано в 1908 г.), в числе первых изданий которого — фортепианная пьеса Мильнера «Байм ребн ну мелаве Малка» («У ребе на проводах Царицы-субботы», 1914; см. Мелавве-малка).

Творческий путь

Мильнер дирижировал хором Общества (1911–23), военным оркестром (1915–18), хором Петербургской Большой синагоги (1912–19). В 1924–25 гг. заведовал музыкальной частью ГОСЕТа, в 1929–31 гг. — Харьковского еврейского театра, в 1931–41 гг. руководил еврейским вокальным ансамблем в Ленинграде (см. Санкт-Петербург), где в годы Второй мировой войны пережил блокаду.

Особенности творчества

В творчестве Мильнера, в котором особенно ощутимо влияние М. Мусоргского, основу музыкального языка составляют еврейский мелос и интонации синагогальной музыки и характерный для нее речитатив.

Произведения

Среди его произведений: оперы на идиш «Ди химлен бренен» («Небеса пылают», 1923, либретто Мильнера совместно с М. Ривесманом, 1868–1924, по «Диббуку» С. Ан-ского; премьера под управлением автора — 16 мая в Большом драматическом театре, оркестр и хор Петроградского театра оперы и балета с участием солистов филармонии, режиссер В. Раппопорт, декорации В. Щуко и А. Бенуа; после третьего представления 23 мая была снята с репертуара как «реакционная»); «Дер найер вег» («Новый путь», 1933, либретто С. Галицкого); «Флавий» (1933–43, по «Иудейской войне» Л. Фейхтвангера; не окончена); балет «Асмодей»; симфония (1937); симфонические поэмы «Юдифь» и «Партизаны» (1944); симфоническая сюита на еврейские темы; хоралы «У-нетанне токеф» («Возгласим мощь» — молитва на Рош hа-Шана) и «Ад ана, Адонай» («Доколе, Господи», Пс. 13:2), «Эл hа-циппор» («К ласточке», слова Х. Н. Бялика); вокальная сюита «Ди мутер ун дос кинд» («Мать и дитя», 1916, слова И. Л. Переца); поэма для голоса и фортепиано «Суламифь» (1950); романсы на слова Г. Гейне, еврейских и русских поэтов; музыка более чем к 40 спектаклям, в том числе к «Голему» (по Х. Лейвику) для «Хабимы», «Нит гедайгет» («Не унывать», 1931, по П. Маркишу) для ГОСЕТа, «Юлис» (по М. Даниэлю), «Хирш Леккерт» (по А. Кушнирову) и другие — для Харьковского еврейского театра.

Официальная советская критика часто обвиняла Мильнера в еврейском национализме и игнорировании современной тематики.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МИЛЬНЕР Моше Михаэль в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация